Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).

Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».

    Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.

Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами  малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

 Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6  лет).

Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_mastera_2.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 общеразвивающего вида»

УТВЕРЖДАЮ

                                         Заведующий

                                        МДОУ № 32

Абрамова Л.Д.    

                               ________________________

                                                     

                                                                       Протокол педсовета №_____

                                                               «____» __________ 20___г.

Рабочая программа дополнительного образования

(художественно-эстетическое развитие)

детская студия

«Умелые мастера»

Возраст детей: 5 – 6 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                             Воспитатель: Нугаева Н.С.

2017 г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Актуальность рабочей программы………………………………………3
  3. Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности………………………..5
  4. Цель и задачи программы………………………………………………..5
  5. Отличительные особенности программы……………………………….6
  6. Принципы, положенные в основу рабочей программы ……………….6
  7. Схема занятия включает…………………………………………………..6
  8. Планируемые результаты………………………………………………….6
  9. Тематический план…………………………………………………………7
  10.  Перспективное планирование…………………………………………….8
  11.  Содержание рабочей программы дополнительного образования…..11
  12.  Методическое обеспечение программы дополнительного

образования……………………………………………………………….12

  1.  Мониторинг рабочей программы……………………………………….13
  2. Список литературы……………………………………………………….15

Пояснительная записка

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012). 

Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».

    Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.

Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами  малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

 Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6  лет).

Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.

Актуальность программы:

           В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

          У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

           В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев, Э.А.Фаранонова и др.).Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильны ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:

  1. Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
  2. Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
  3. Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
  4. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
  5. Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется в непосредственно образовательной деятельности (область «художественно-эстетическая») с детьми старшей группы, по развитию у детей конструктивно-модельных творческих способностей, формируя интерес к конструированию (способный конструировать сложные детали), мотивируя личность к творчеству.

Материал на занятиях по лего-конструированию рассчитан на возможности 5-6 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Рабочая программа по виду деятельности – конструктивно-модельная

Цель рабочей программы дополнительного образования:

развитие конструкторских способностей у детей.

Задачи рабочей программы дополнительного образования:

- развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;

- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций;

- воспитывать у детей интерес к лего-конструированию;

- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

Отличительные особенности программы:

     Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности  конструкторскому творчеству, и умение принимать нестандартные решения; из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

     Настоящая программа описывает курс подготовки по лего -конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

     Методической основой программы являются разработки «Лего – конструирование в детском саду» по ред. Фешиной Е.В. М., 2012.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

- освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором;

- повышение уровня знаний о конструкциях и ее основных формах;

- повышение коммуникативных способностей детей;

- повышение интереса к лего – конструированию.

Схема занятия включает:

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).

  1. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  2. На каждом занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.  
  3. Физминутки несут развитие мелкой моторики рук
  4. Занятие носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач.

        Прогнозируемые результаты:

К концу освоения программы ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями.

Ребенок знает:

  •  Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);
  • Разнообразные детали по форме и величине.

Ребенок умеет:

  • соединять детали конструктора;
  • строить по карточке;
  • следовать устным инструкциям;
  • аккуратно выполнять работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми раздела «Лего-конструирования»

-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.

Тематический план


п/п

Наименование тем

Общее количество занятий

Количество     минут

Вводная диагностика

1

25

Знакомство с Лего

1

25

  3.

Конструирование по замыслу

8

200

  4.

Конструирование по теме

24

600

  5.

Итоговое занятие

1

25

  6.

Диагностика по итогам года

1

25

Итого:

36

900 мин.

Перспективное планирование

МЕСЯЦ

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ ОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1неделя.

Мониторинг

Выявить знания и умения детей на начало года.

2 неделя.

Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором

  • Познакомить детей с конструктором,
  • рассказать об истории его возникновения.
  •  Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

3 неделя.

Избушка на курьих ножках (коллективная работа)

  • Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу

4 неделя.

Колодец

  • Учить коллективно строить простейшую постройку из большого лего-конструктора «Дакта»

Октябрь

1неделя.

Дом лесника

  • Учить строить большой дом для лесника

2 неделя.

Разные домики

  • Учить строить домики разной величины и длины

3 неделя.

Мостик через речку

  • Показать новые детали,
  • учить строить мостик.
  • Развивать мелкую моторику и навыки конструирования, учить доводить дело до конца, развивать терпение

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность..

Ноябрь

1неделя.

Плывут корабли

  • Рассказать о водном транспорте
  • Учить строить корабли
  • Развивать творчество, фантазию

2 неделя.

Пароход

  • Закреплять знания о водном транспорте
  • Закреплять навыки конструирования

3 неделя.

катер

  • Учить выделять в постройке ее функциональные части.
  • Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части

4 неделя.

Конструирование по замыслу  

  • Закрепить полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

1неделя.

Зоопарк

  • Закреплять представления о многообразии животного мира
  • Развивать способность анализировать, делать выводы

2 неделя.

Слон

  • Учить строить слона из лего-конструктора «Дакта»
  • Развивать творческие навыки, терпение

3 неделя.

Верблюд

  • Учить строить верблюда

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать мелкую моторику.

Январь

1 неделя.

Домашние животные

  • Учить строить собаку и кошку
  • Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования

2 неделя.

Дети

  • Учить строить мальчика и девочку из большого лего-конструктора «Дупло»
  • Учить рассказывать о постройке

3 неделя.

Дом фермера

  • Учить находить материал для постройки

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность..

Февраль

1неделя.

Грузовой автомобиль

  • Учить создавать сложную постройку грузовой машины из лего –конструктора «Дакта»
  • Учить правильно соединять детали

2 неделя.

Пожарная часть

  • Рассказать о профессии пожарного
  • Учить строить пожарную машину и пожарную часть
  • Выучить телефон пожарной части

3 неделя.

Самолет

  • Закреплять знания о профессии летчика
  • Учить строить самолет по схеме

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Март

1неделя.

Поезд мчится

  • Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу

2 неделя.

Беседка

  • Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны)
  • Учить строить беседку

3 неделя.

Пастбище

  • Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользы для человека
  • Воспитывать любознательность
  • Учить строить загоны для домашних животных разными способами

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность..

Апрель

1неделя.

Ракета, космонавты

  • Рассказать о первом космонавте нашей страны
  • Учить строить ракету из лего – конструктора «Дакта» по карточке

2 неделя.

Светофор, регулировщик

  • Закреплять знания о светофоре

3 неделя.

Робот

  • Показать игрушку робот
  • Учить строить робота

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Май

1неделя.

Аквариум

  • Познакомить с обитателями аквариума
  • Учить строить аквариум

2 неделя.

Лабиринт

  • Познакомить плоскостным конструированием
  • Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук

3 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность..

4 неделя.

Итоговое занятие.

  • Выявить знания детей за год.
  • Оформление выставку  детских работ за период обучения.
  • Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Мониторинг

Содержание

рабочей программы дополнительного образования.

Основным содержанием программы является – моделирование по схеме, замыслу, образцу. Со второго полугодия дети работают над проектами.

Дети развивают:

- комбинаторные навыки и мелкую моторику рук;

- мышление, интеллект, пространственные представления;

- речь и коммуникативные навыки;

- формирование чувства уверенности в себе;

- умение сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи.

 Проект дает ребенку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учить работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения с друг другом, учатся уважать мнения и работу других.

     Работа над проектом обычно начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

- подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий; беседы по теме проекта;

- основной делится на две части: рассматривания образцов, схем; создание проекта на нескольких занятиях;

- заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

- наборы лего-конструктора

- схемы различных построек (приложение 2)

- картотека дидактических игр (приложение 3)

- проекты (приложение 4)

- физкультурные атрибуты

- мелкие игрушки

Мониторинг рабочей программы

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности  на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

Мониторинг

ФИ

ребенка

Назы

вает

дета

ли

конструк-тора

«Дупло»

Назы

вает

детали

конст

руктора «Дакта»

Работа-

ет по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Стро

ит под

групами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умение рассказывать по постройке

В – высокий уровень – 3 балла

С – средний уровень  - 2 балла

Н – низкий уровень – 1 балл

Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно называет

 2 балла – ребенок  называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение  в создании различных конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно создает различные конструкции

 2 балла – ребенок  создает различные конструкции с помощью педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает  геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).

Педагог показывает ребенку квадрат  и предлагает назвать или показать углы, стороны.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все  геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не  выполняет задание.

Высокий уровень: 

Ребенок  самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.

Средний уровень:  

Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве  постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним  содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.

Низкий уровень:  

Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только  с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комарова Л.Г  «Строим из LEGO». М.,2001
  2. Конструируем, играем, учимся: Учеб.пособие.М., 1996
  3. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М.,2003
  4. Фешина Е.В. «Лего – конструирование в детском саду», М.,2012
  5. Шайдурова Н.В. «Развитие ребенка в конструктивной деятельности. М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» (Театрализованная деятельность) (срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)

Целевой разделАктуальность, направленность, нормативно – правовая база конструирования ДОП ДОПояснительная записка: Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возрас...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по речевому развитию "Говорушки" (Возрастная категория для воспитанников средней группы) Срок реализации 2023-2024 учебный год

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов,...