Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).
Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».
Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.
Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_mastera_2.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 общеразвивающего вида»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МДОУ № 32
Абрамова Л.Д.
________________________
Протокол педсовета №_____
«____» __________ 20___г.
Рабочая программа дополнительного образования
(художественно-эстетическое развитие)
детская студия
«Умелые мастера»
Возраст детей: 5 – 6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Воспитатель: Нугаева Н.С.
2017 г.
Содержание программы
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Актуальность рабочей программы………………………………………3
- Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности………………………..5
- Цель и задачи программы………………………………………………..5
- Отличительные особенности программы……………………………….6
- Принципы, положенные в основу рабочей программы ……………….6
- Схема занятия включает…………………………………………………..6
- Планируемые результаты………………………………………………….6
- Тематический план…………………………………………………………7
- Перспективное планирование…………………………………………….8
- Содержание рабочей программы дополнительного образования…..11
- Методическое обеспечение программы дополнительного
образования……………………………………………………………….12
- Мониторинг рабочей программы……………………………………….13
- Список литературы……………………………………………………….15
Пояснительная записка
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).
Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».
Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.
Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
Актуальность программы:
В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.
У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев, Э.А.Фаранонова и др.).Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильны ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.
Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:
- Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
- Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
- Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
- Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
- Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется в непосредственно образовательной деятельности (область «художественно-эстетическая») с детьми старшей группы, по развитию у детей конструктивно-модельных творческих способностей, формируя интерес к конструированию (способный конструировать сложные детали), мотивируя личность к творчеству.
Материал на занятиях по лего-конструированию рассчитан на возможности 5-6 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.
Рабочая программа по виду деятельности – конструктивно-модельная
Цель рабочей программы дополнительного образования:
развитие конструкторских способностей у детей.
Задачи рабочей программы дополнительного образования:
- развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций;
- воспитывать у детей интерес к лего-конструированию;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Отличительные особенности программы:
Занимаясь по программе «Умелые мастера», дети развивают способности конструкторскому творчеству, и умение принимать нестандартные решения; из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего -конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Методической основой программы являются разработки «Лего – конструирование в детском саду» по ред. Фешиной Е.В. М., 2012.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
- освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором;
- повышение уровня знаний о конструкциях и ее основных формах;
- повышение коммуникативных способностей детей;
- повышение интереса к лего – конструированию.
Схема занятия включает:
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- На каждом занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.
- Физминутки несут развитие мелкой моторики рук
- Занятие носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач.
Прогнозируемые результаты:
К концу освоения программы ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями.
Ребенок знает:
- Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);
- Разнообразные детали по форме и величине.
Ребенок умеет:
- соединять детали конструктора;
- строить по карточке;
- следовать устным инструкциям;
- аккуратно выполнять работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми раздела «Лего-конструирования»
-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.
Тематический план
№ | Наименование тем | Общее количество занятий | Количество минут | |
Вводная диагностика | 1 | 25 | ||
Знакомство с Лего | 1 | 25 | ||
3. | Конструирование по замыслу | 8 | 200 | |
4. | Конструирование по теме | 24 | 600 | |
5. | Итоговое занятие | 1 | 25 | |
6. | Диагностика по итогам года | 1 | 25 | |
Итого: | 36 | 900 мин. |
Перспективное планирование
МЕСЯЦ | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ ОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1неделя. Мониторинг | Выявить знания и умения детей на начало года. |
2 неделя. Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором |
| |
3 неделя. Избушка на курьих ножках (коллективная работа) |
| |
4 неделя. Колодец |
| |
Октябрь | 1неделя. Дом лесника |
|
2 неделя. Разные домики |
| |
3 неделя. Мостик через речку |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Ноябрь | 1неделя. Плывут корабли |
|
2 неделя. Пароход |
| |
3 неделя. катер |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Декабрь | 1неделя. Зоопарк |
|
2 неделя. Слон |
| |
3 неделя. Верблюд |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Январь | 1 неделя. Домашние животные |
|
2 неделя. Дети |
| |
3 неделя. Дом фермера |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Февраль | 1неделя. Грузовой автомобиль |
|
2 неделя. Пожарная часть |
| |
3 неделя. Самолет |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Март | 1неделя. Поезд мчится |
|
2 неделя. Беседка |
| |
3 неделя. Пастбище |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Апрель | 1неделя. Ракета, космонавты |
|
2 неделя. Светофор, регулировщик |
| |
3 неделя. Робот |
| |
4 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
Май | 1неделя. Аквариум |
|
2 неделя. Лабиринт |
| |
3 неделя. Конструирование по замыслу |
| |
4 неделя. Итоговое занятие. |
| |
Мониторинг |
Содержание
рабочей программы дополнительного образования.
Основным содержанием программы является – моделирование по схеме, замыслу, образцу. Со второго полугодия дети работают над проектами.
Дети развивают:
- комбинаторные навыки и мелкую моторику рук;
- мышление, интеллект, пространственные представления;
- речь и коммуникативные навыки;
- формирование чувства уверенности в себе;
- умение сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи.
Проект дает ребенку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учить работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения с друг другом, учатся уважать мнения и работу других.
Работа над проектом обычно начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
- подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий; беседы по теме проекта;
- основной делится на две части: рассматривания образцов, схем; создание проекта на нескольких занятиях;
- заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
- наборы лего-конструктора
- схемы различных построек (приложение 2)
- картотека дидактических игр (приложение 3)
- проекты (приложение 4)
- физкультурные атрибуты
- мелкие игрушки
Мониторинг рабочей программы
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
Мониторинг
ФИ ребенка | Назы вает дета ли конструк-тора «Дупло» | Назы вает детали конст руктора «Дакта» | Работа- ет по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Стро ит под групами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказывать по постройке | ||
В – высокий уровень – 3 балла
С – средний уровень - 2 балла
Н – низкий уровень – 1 балл
Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).
Педагог показывает ребенку квадрат и предлагает назвать или показать углы, стороны.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень:
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Низкий уровень:
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Комарова Л.Г «Строим из LEGO». М.,2001
- Конструируем, играем, учимся: Учеб.пособие.М., 1996
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М.,2003
- Фешина Е.В. «Лего – конструирование в детском саду», М.,2012
- Шайдурова Н.В. «Развитие ребенка в конструктивной деятельности. М.,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» (Театрализованная деятельность) (срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)
Целевой разделАктуальность, направленность, нормативно – правовая база конструирования ДОП ДОПояснительная записка: Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возрас...
Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) "Яркие краски" для детей 2 - 3 лет
ПРОГРАММА ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по речевому развитию "Говорушки" (Возрастная категория для воспитанников средней группы) Срок реализации 2023-2024 учебный год
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов,...