Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чмель Татьяна Викторовна

Перспективное    календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

Работа по познавательному развитию детей 2-3 лет строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете, а в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд детей. В основе ознакомления детей с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельностью.  

Данная программа составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, для реализации в течении 2017 – 2018 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, ознакомлением с социальным миром и миром природы детей 2-3 лет.

Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу «ознакомление с окружающим миром» проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 10 минут, с подгруппой детей. Исключается адаптационный период сентябрь и октябрь. Всего 28 в год. 

        Реализуемые направления

  1. Ознакомление с предметным окружением
  2. Ознакомление с социальным миром
  3. Ознакомление с миром природы

Основные цели и задачи программы

Ознакомление с предметным миром

- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

- продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

- Раскрывать разнообразные способы использования предметов

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с миром природы

- учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их.

- знакомить детей с доступными явлениями природы.

- наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка)

- приучать детей подкармливать птиц.

- учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Способствовать развитию  ответственного бережного  отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к  представителям живой природы.

Ознакомление с социальным миром

- формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.

- закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

- Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

                                                               Формы работы

Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.

  • рассматривание, наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий
  • игра-экспериментирование
  • исследовательская деятельность
  • конструирование
  •  развивающая игра
  • экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, воображаемая проблемная ситуация.

.                                  Особенности развития детей целевой группы

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами. Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети  этого возраста пользуется. Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение  предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества. У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

                                 

Планируемые результаты освоения программы.

Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей се мьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида). Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида). Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях 

Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».

 

                     «Содержание воспитательно - образовательной работы»

                          Содержание

Количество

1

Ознакомление с предметным миром

            7

2

Ознакомление с миром природы

            14

3

Ознакомление с социальным миром

            7

Всего:

            28

        

Перспективное    календарно - тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Н о я б р ь

1

«Дружная семья»

 

Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке.

2

Игра «Найди и назови»

 Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме..

3

 Игра «Найди миски для кошки и котенка»

Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету)   

4

Инсценировка сказки

 К. Чуковского «Цыпленок»

 Упражнять детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками;  продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам.

Д е к а б р ь

1

«Лесные жители»

.

  Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику

2

 

Игра  «Какие бывают        

            птицы?»

 Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.

3

«Зима»

Тепло оденем куклу

Упражнять рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия. сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима».

4

Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию»

   Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений.

Я н в а р ь

1

 Скоро Новогодний              

         праздник

 

Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник».

2

«Найди каждому снеговику ёлочку»

Упражнять при наблюдении выделять наиболее яркие характерные особенности; формировать способность детей к диалогической речи;

3

«Зима»

 Упражнять   внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький».

4

«Зимние забавы»

 Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению,

Ф е в р а л ь

1

          Игра «Что делают      

             птички?»

 Дать представление о зимующих птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить).

2

Рассматривание  картины «Птичий двор»

 Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

3

Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки)

 Упражнять различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна.  

4

 Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину»

Дать детям представление о профессии шофера, развивать словарный запас, кругозор, учить группировать слова в простые предложения, называть цвет и величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения.

М а р т

1

«Мамин день»

 Дать представление о празднике, воспитывать желание помогать маме.

2

«Мамины помощники»  

 Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме.

3

 «Матрешки в гостях»

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.

4

«Городские профессии»

 Создавать условия  внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи, обогащать и активизировать словарь по теме.

А п р е л ь

1

«Кому что нужно?»(повар, врач, шофер)

  Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству.

2

«Признаки весны». Одеваем куклу на прогулку.

 Учить различать и называть признаки сезонов (весна, на улице тепло, снег растаял, солнышко светит ярко и т.д.), изменения в одежде людей, подбирать предметы по назначению, называть цвет, расширять словарный запас.

3

«Лесные звери весной»

   Уточнить представления детей о том, кто, что ест (птицы, зайцы, мыши). Учить различать взрослых животных и их детенышей, сравнивать по величине (большой – маленький; длинный - короткий). Активизировать словарь по теме. Способствовать развитию воображения)

4

« Птицы весной»

   Выявить и систематизировать знания детей о птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор, способствовать развитию речи как средства общения..

М а й

1

«Насекомые»

Упражнять наблюдать за  насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения

2

     «Жучки и паучки»

 Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения

3

       «Лето впереди»

Формировать элементарные представления о лете, сезонные изменения в природе, одежде людей.

4

«Летние растения»

Упражнять детей сравнивать растения, расширять знания о ягодах и фруктах. Расширять знания о растениях на территории детского сада (дерево, куст, трава), закреплять понятия (высокий-низкий, толстый-тонкий, много).

Список литературы:

1.     Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.

2.     Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.

3.     Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.  

        Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА

        СИНТЕЗ,2016.-328с.

 4.   Помораева И.А., В.А. Позина Методическое пособие «занятия по формированию                                  

       элементарных математических представлений. – 2008г.

             

               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)

laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Первая младшая группа. Тема: "Зайчик в гостях у ребят"

Формировать у детей представление о диих животных - Зайчике, его внешнем виде, питании, образе жизниЗакреплять у детей знания об основных цветахСпособствовать обогащению и активизации словарного запас...

Конспект интегрированной ОД (развитие речи. ознакомление с окружающим миром) в младшей группе. «Поиграем в сказку».

Цель:·         Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года.Задачи:·...

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект интегрированной ООД (развитие речи. ознакомление с окружающим миром) в младшей группе. «Поиграем в сказку».

Цель:·         Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года.Задачи:·...

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Микрогрин на подоконнике»

Цель: формирование умения детей экспериментировать – выращивать микрозелень на различных видах грунта.Задачи:- создать условия для формирования у детей основ экологической культуры;- способствов...