Четыре стихии по методу ТРИЗ в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Опытно - эксперементальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опытно-эксперементальная деятельность | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников города Невинномысска
Конспект итогового занятия Познавательное развитие по методу ТРИЗ в старшей группе НА ТЕМУ: «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ». |
Воспитатель МБДОУ №43:
Такушинова Мадина Инальевна
г. Невинномысск
Апрель 2017 год
Конспект итогового занятия познавательное развитие по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.
Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.
Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, вулкан, полезные ископаемые, нефть, природный газ, муссоны, наводнения, снежные бури, песчаные бури.
Предшествующая работа: Игры с водой, песком, мячом.
Материалы: плакаты, иллюстрации, картины.
Оборудование для опытов: спички, свеча, емкость с водой, парусники, вода в стаканчиках, лёд, лупы, земля (для рассматривания), лейка, мяч, маска «облачко» (атрибут для игры).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Гости очень хороши, улыбаются они.
Вы им тоже улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем настоящими учеными-исследователями. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Ребята Давайте подойдём к первому столу. Посмотрите, что изображено на картине (Огонь)
Загадка: Рыжий зверь в печи сидит
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь- 01)
Присаживаемся, здесь мы с вами поговорим « Для человека огонь –это хорошо или плохо»
Ответы детей.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
- А теперь проведём опыт с огнём
Опыт №1.
Воспитатель: Когда мы зажгли свечу, что мы увидели?
Дети: Огонек.
Воспитатель:Какой он?
Дети: Он яркий, красивый.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Объясните, почему?
Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.
Воспитатель:Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия.Дети комментируют выполняемые действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).
Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Воспитатель подводит детей к тому, что бы они самостоятельно сделали выводы:
Дети: Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети: Его нужно потушить.
Воспитатель: Чего же «боится» огонь?
Дети: Воды, снега, песка, земли.
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?
Дети: Да.
Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?
Дети:Огонь погас, потому что он боится воды.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, стиральным порошком.
Воспитатель: А теперь сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Дети: Он гаснет.
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель: Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров. Еще раз вспомним правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:
не играй со спичками
выключай электроприборы
не зажигай газ
Воспитатель: Продолжаем путешествие по лаборатории.
Ребята подошли к следующему столу и здесь нас ждёт картинка (Вода)
Загадка: Я и тучка и туман,
Я река и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу (вода)
Ребята, рассмотрите внимательно и ответьте, «Вода это хорошо или плохо»? (Дети отвечают) .
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Вода – удивительное чудо» - почему так говорят?(потому что без воды всё умрёт).И сегодня мы с вами это докажем. Сейчас каждый из вас сможет превратиться в капельку и рассказать нам для чего она нужна. ( метод эмпантии по ТРИЗ)
Дети превращаются в капельки.
Игра с мячом: Я-капелька живу в реке и нужна для того, чтобы ….
- я капелька живу в пресной воде и нужна она всем людям и животным, чтобы её пили
- я капелька живу в солёной воде и нужна, чтобы в ней купались и плавали.
- я капелька живу в облачке и нужна, чтобы шёл дождик.
- я капелька живу в сосульке, когда солнышко греет, сосулька тает.
- я капелька живу в чайнике, когда вода нагревается, капелька испаряется.
- я капелька живу в снежинке, а много снежинок это много снега.
- я капелька живу в реке и нужна чтобы в ней обитали рыбы.
Воспитатель: Значит капельки живут и в реке, и в снежинке, и в тумане?
Показ слайда
Об этом нам расскажет ….стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
В самоваре закипит,
Паром сильно зашипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда. Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, как по- научному можно объяснить, что капелька живёт везде? (три состояния воды) Это мы сейчас докажем в своей лаборатории, проведя несложные опыты.
Дети: Вода может находиться в 3-х состояниях.
В жидком – дождь, пресная вода , солёная вода.
В твёрдом– снег, иней, лёд.
В газообразном – пар, туман, облако
Опыт №1 Текучесть воды
Воспитатель: Ребята, как показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
( попереливать воду в разные сосуды)
Итак, мы сделали вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт №2 Лёд
Воспитатель показывает лёд детям: Какой лёд? (Твёрдый, холодный, гладкий)
А что надо сделать со льдом, чтобы он превратился в воду? (положить в воду или в тепло)
Берём льдинку, кладём на ладошку. Что получилось? (льдинка тает и превращается в воду)
Вывод: лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.
Опыт №3 Как поймать пар?
Цель: показать, что пар превращается в воду при охлаждении.
Воспитатель над кипятком размещает холодное стекло. Что происходит? (пар поднимается, охлаждается и превращается в воду)
Вывод: пар при охлаждении превращается в воду.
Воспитатель: Проведя эти опыты мы с вами доказали, что вода, пар и лёд сёстры.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что вода путешествует в природе. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Ходит капелька по кругу и вспомним как это происходит» Дети превращаются в тучку, ручеёк, речку, океан, солнце, остальные - капельки.
Физминутка.
Воспитатель : Жили мама-тучка и детки-капельки(капельки окружают тучку прыгают вокруг неё, водят хоровод) Один раз мама-тучка отпустила деток погулять на землю и дала им задание - полить цветочки, капельки спустились на землю полили цветочки, а потом собрались в ручеёк ( встали друг за другом возле ручейка), затем ручейки образовали реку( дети возле реки становятся в два ряда), затем реки впадают в море ( дети делают круг), а из морей образуются океаны (дети делают широкий круг). Появляется солнышко, пригревает, капельки кружатся и возвращаются к маме – тучке.
Вывод:
Вода в природе путешествует
Испаряется с поверхностей
В виде пара поднимается вверх
Пар охлаждается, образуя облака
В виде осадков возвращается на землю
И опять начинает испарятся
Вот так постоянно происходит круговорот воды в природе.
Продолжаем познавать лабораторию.(дети садятся на стульчики)
Посмотрели, что здесь изображено на картинке, что? (воздух)
- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.
Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей) .
Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.
Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья) .
Опыт №1. (проводят дети) .
- Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.
“Как поймать воздух?”
В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт №2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”
В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
- Осталась еще одна стихия, послушайте загадку:
Ни начало, ни конца
Ни затылка, ни лица
Знают все и стар и млад
Что она большущий шар. (земля)
– Земля. Рассмотрите картинку. (Земля)
Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .
Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.(Природный газ, нефть, глина, каменный уголь, песок, мрамор, соль, железная руда. )
Какими полезными ископаемыми славиться наш край?(минеральные воды, лечебные воды)
(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы) .
Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.
Воспитатель: Как назвать землю другим словом? (почва)
- Какая почва? Сухая, рассыпчатая, чёрная
Что вы видите в почве?(корешки, сухие останки растений и насекомых)
Как вы думаете , как это всё попало в землю?
Кто живёт в подземном царстве?(кроты, жуки, личинки, черви)
Чем они дышат?
А в подземном царстве разве есть воздух?
Мы сейчас проверим.
Опыт №1
В банку с водой мы опускаем образец почвы, на поверхности воды появились пузырьки.
Это что означает?
Появление пузырьков, говорит о том, что в земле есть воздух.
Когда идёт сильный дождь, черви выходят на поверхность земли, почему? Потому что им нечем дышать, вода заполняет все дырочке в земле.
Итог занятия
- Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.
-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно- экспериментальной лаборатории) .
-А вам понравилось путешествие? (Да, было очень интересно) .
-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .
-Что понравилось в нашем путешествии больше всего? ( когда мы проводили опыты) .
На этом наше путешествие заканчивается, но мы ребята частенько будем посещать лабораторию и проводить новые интересные опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие в прошлое телефона»
Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовате...
Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии»
Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии»...
Конспект НОД по развитию речи с использованием методов технологии ТРИЗ в старшей группе на тему: «Заколдованная принцесса»
Конспект по развитию речи с использованием методов технологии ТРИЗ в старшей группе на тему : «Заколдованная принцесса». В процессе занятия дошкольники учатся связывать в сюжетную линию сл...
Конспект тематического занятия по обучению грамоте с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу»
Подготовка к школе. Обучение грамоте....
Конспект игровой ситуации с использованием методов ТРИЗ в старшей группе по теме «Весна».
Данный материал поможет расширить и углублить представления детей о диких животных, закрепить понятие «больше»- «меньше», развивать логическое мышление детей путем решения логи...
Математическое развлечение «Раз, два, три, четыре пять, начинаем мы считать» в старшей группе
Цель:Образовательные:1. Создавать условия для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1 до 10;2. Способствовать формированию умений в пои...
Конспект интегрированного занятия с применением методов ТРИЗ в старшей группе.
Конспект интегрированной НОД с применением методов ТРИЗ в старшей группе....