Четыре стихии по методу ТРИЗ в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Опытно - эксперементальная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников города Невинномысска

Конспект итогового  занятия

Познавательное развитие  по методу ТРИЗ

  в старшей группе

НА ТЕМУ: «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ».

                                       

                                                             Воспитатель МБДОУ №43:

Такушинова Мадина Инальевна

                                                   

                                                         

г. Невинномысск

Апрель 2017 год

Конспект итогового  занятия познавательное развитие по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

Программное содержание:

Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи:

1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.

Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.

Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.

Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, вулкан, полезные ископаемые, нефть, природный газ, муссоны, наводнения, снежные бури, песчаные бури.

Предшествующая работа: Игры с водой, песком, мячом.

Материалы: плакаты, иллюстрации, картины.

Оборудование для опытов: спички, свеча, емкость с водой, парусники, вода в стаканчиках, лёд, лупы, земля (для рассматривания), лейка, мяч, маска «облачко» (атрибут для игры).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Гости очень хороши, улыбаются они.

Вы им тоже улыбнитесь

И ко мне все повернитесь.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем  настоящими  учеными-исследователями. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

 Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

 соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Ребята Давайте подойдём к первому столу. Посмотрите, что изображено на картине (Огонь)

Загадка: Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь- 01)

Присаживаемся, здесь мы с вами поговорим « Для человека огонь –это  хорошо или плохо»

Ответы детей.

Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
- А теперь проведём опыт с огнём

Опыт №1. 

Воспитатель: Когда мы зажгли свечу, что мы увидели?

Дети: Огонек.

Воспитатель:Какой он?

Дети: Он яркий, красивый.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Дети: Нет.

Воспитатель: Объясните, почему?

Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Воспитатель:Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия.Дети комментируют выполняемые  действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

 Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан  с водой, она шипит).

Воспитатель подводит детей к тому, что бы они самостоятельно сделали выводы:

Дети: Опыт показывает,  что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Дети: Его нужно потушить.

Воспитатель: Чего же «боится» огонь?

Дети: Воды, снега, песка, земли.

Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?

Дети: Да.

Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?

Дети:Огонь погас, потому что он боится воды.

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, стиральным порошком.

Воспитатель: А теперь  сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Дети: Он гаснет.

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров. Еще раз вспомним правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

не играй со спичками

выключай электроприборы

не зажигай газ

Воспитатель: Продолжаем путешествие по лаборатории.

Ребята подошли к следующему столу и здесь нас ждёт картинка (Вода)

Загадка: Я и тучка и туман,

               Я река и океан,

               Я летаю и бегу

               И стеклянной быть могу (вода)

Ребята, рассмотрите внимательно и ответьте,  «Вода это хорошо или плохо»? (Дети отвечают) .
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Вода – удивительное чудо» - почему так говорят?(потому что без воды всё умрёт).И сегодня мы с вами это докажем. Сейчас каждый из вас сможет превратиться в капельку и рассказать нам для чего она нужна. ( метод эмпантии по ТРИЗ)

 Дети превращаются  в капельки.

Игра с мячом:  Я-капелька живу в реке и нужна для того, чтобы ….

 - я капелька живу в пресной воде и нужна она всем людям и животным, чтобы её пили

 - я капелька живу в солёной воде и нужна, чтобы в ней купались и плавали.

 - я капелька живу в облачке и нужна, чтобы шёл дождик.

- я капелька живу в сосульке, когда солнышко греет, сосулька тает.

 - я капелька живу в чайнике, когда вода нагревается, капелька испаряется.

 - я капелька живу в снежинке, а много снежинок это много снега.

 - я капелька живу в реке и нужна чтобы в ней обитали рыбы.

Воспитатель: Значит капельки живут и в реке, и в снежинке, и в тумане?

Показ слайда

Об этом нам расскажет ….стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

В самоваре закипит,

Паром сильно  зашипит.

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда. Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, как по- научному можно объяснить, что капелька живёт везде? (три состояния воды) Это мы сейчас докажем в своей лаборатории, проведя несложные опыты.

Дети: Вода может находиться в 3-х состояниях.

В жидком – дождь, пресная вода , солёная вода.

В твёрдом– снег, иней, лёд.

В газообразном – пар, туман, облако

Опыт №1 Текучесть воды

Воспитатель: Ребята, как показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

( попереливать воду в разные сосуды)

Итак, мы сделали вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

        

Опыт №2 Лёд

Воспитатель показывает лёд детям: Какой лёд? (Твёрдый, холодный, гладкий)

А что надо сделать со льдом, чтобы он превратился в воду? (положить в воду или в тепло)

Берём льдинку, кладём на ладошку. Что получилось? (льдинка тает и превращается в воду)

Вывод: лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

Опыт №3 Как поймать пар?

Цель: показать, что пар превращается в воду при охлаждении.

Воспитатель над кипятком размещает холодное стекло. Что происходит? (пар поднимается, охлаждается и превращается в воду)

Вывод: пар при охлаждении превращается в воду.

Воспитатель: Проведя эти опыты мы с вами доказали, что вода, пар и лёд сёстры.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что вода путешествует в природе. Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Ходит капелька по кругу и вспомним как это происходит» Дети превращаются в тучку, ручеёк, речку, океан, солнце, остальные - капельки.

Физминутка.

Воспитатель : Жили мама-тучка и детки-капельки(капельки окружают тучку прыгают вокруг неё, водят хоровод) Один раз мама-тучка отпустила деток погулять на землю и дала им задание - полить цветочки, капельки спустились на землю полили цветочки, а потом собрались в ручеёк ( встали друг за другом возле ручейка), затем ручейки образовали реку( дети возле реки становятся в два ряда), затем реки впадают в море ( дети делают круг), а из морей образуются океаны (дети делают широкий круг). Появляется солнышко, пригревает, капельки кружатся и возвращаются к маме – тучке.

Вывод:

Вода в природе путешествует

Испаряется с поверхностей

В виде пара поднимается вверх

Пар охлаждается, образуя облака

В виде осадков возвращается на землю

И опять начинает испарятся

Вот так постоянно происходит круговорот воды в природе.

Продолжаем познавать лабораторию.(дети садятся на стульчики)

Посмотрели, что  здесь изображено на картинке, что?  (воздух)

- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей) .

Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.

Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья) .

Опыт №1. (проводят дети) .

- Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.

“Как поймать воздух?”

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Опыт №2  “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

- Осталась еще одна стихия, послушайте загадку:

 Ни начало, ни конца

  Ни затылка, ни лица

Знают все и стар и млад

Что она большущий шар. (земля)

                                                                     

 – Земля. Рассмотрите картинку. (Земля)

  Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .

Хорошо:
 Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.(Природный газ, нефть, глина, каменный уголь, песок, мрамор, соль, железная руда. )

Какими полезными ископаемыми славиться наш край?(минеральные воды, лечебные воды)

 (Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы) .

Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.


Воспитатель: Как назвать землю другим словом? (почва)

 - Какая почва? Сухая, рассыпчатая, чёрная

Что вы видите в почве?(корешки, сухие останки растений и насекомых)

Как вы думаете , как это всё попало в землю?

Кто живёт в подземном царстве?(кроты, жуки, личинки, черви)

Чем они дышат?

А в подземном царстве разве есть воздух?

Мы сейчас проверим.

Опыт №1

В банку с водой мы опускаем образец почвы, на поверхности воды появились пузырьки.

Это что означает?

Появление пузырьков, говорит о том, что в земле есть воздух.

Когда идёт сильный дождь, черви выходят на поверхность земли, почему? Потому что им нечем дышать, вода заполняет все дырочке в земле.

Итог занятия
- Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.

-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно- экспериментальной лаборатории) .

-А вам понравилось путешествие? (Да, было очень интересно) .

-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .

-Что понравилось в нашем путешествии больше всего? ( когда мы проводили опыты) .


На этом наше путешествие  заканчивается, но мы ребята частенько будем посещать лабораторию и проводить новые интересные опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие в прошлое телефона»

Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовате...

Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии»

Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии»...

Конспект НОД по развитию речи с использованием методов технологии ТРИЗ в старшей группе на тему: «Заколдованная принцесса»

Конспект по развитию речи с использованием методов технологии ТРИЗ в старшей группе на тему : «Заколдованная принцесса». В процессе занятия дошкольники учатся связывать в сюжетную линию сл...

Конспект игровой ситуации с использованием методов ТРИЗ в старшей группе по теме «Весна».

Данный материал поможет расширить и углублить представления детей о диких животных, закрепить понятие «больше»- «меньше», развивать логическое мышление детей путем решения логи...

Математическое развлечение «Раз, два, три, четыре пять, начинаем мы считать» в старшей группе

Цель:Образовательные:1.     Создавать условия для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1 до 10;2.     Способствовать формированию умений в пои...

Конспект интегрированного занятия с применением методов ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированной НОД с применением методов ТРИЗ в старшей группе....