Конспект тематического занятия по обучению грамоте с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Подготовка к школе. Обучение грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия по обучению грамоте с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе.
Тема: «Скоро в школу»
Программное содержание:
1.Расширять, уточнять представления о школе и школьных принадлежностях. Формировать готовность к школе.
2.Систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках; выполнять звуковой анализ слов, используя условные обозначения.
3. Учить определять количество слогов в слове, составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники.
Оборудование:
Школьный рюкзак, дневник, тетрадь, пенал. Книга.
Конверт с письмом.
Сова (игрушка)
Домики гласных и согласных.
Слово школа, буквы на каждого ребёнка, квадраты (синие, зелёные, красные), звуковые домики.
Схема предложения, точка, ! ?
Мнемознаки (дети, ноги, в, школа)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети стоят в кругу. Ребята, каким может быть настроение? Давайте положим свое хорошее, хорошее настроение на ладошку и поделимся с гостями и друг с другом. (Дуновение на ладошку)
Тай, тай налетай
С нами вместе поиграй
Всех принимаем и не обижаем. Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой у меня красивый рюкзак. Его я сегодня обнаружила в группе. Как вы думаете, может это рюкзак туриста или геолога ?
Ответы детей: Нет
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей: Нет котелка и палатки.
Воспитатель: Может тогда - это рюкзак геолога?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Он легкий, а у геолога он тяжелый, потому что он собирает камни.
Воспитатель: тогда посмотрим, что лежит внутри?
Воспитатель достает из рюкзака предметы и дети называют.
Дети: Дневник, тетрадь, пенал, книга.
Воспитатель: Для чего эти предметы нужны?
Дети: Это все нужно для школы.
Воспитатель: Какими словами мы можем объединить эти предметы?
Дети: Школьные принадлежности.
Воспитатель: Значит, кому принадлежит этот рюкзак?
Дети: Школьнику.
Воспитатель: Верно. Ой, я и не заметила, сзади рюкзака приклеена какое-то письмо.
«Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. И если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!» А вот узнать, кто написал нам письмо, нужно отгадать загадку.
Правильно дети, это сова.
Ребята, сейчас вы накапливаете знания, учитесь новому, повторяете то, что знаете. Для чего вам нужны знания? (Мозговой шторм)
Воспитатель: А знаете ля вы, чем отличается детский сад от школы?
Воспитатель: Сейчас проверим.
- В детском саду – воспитатель, в школе? (учитель)
- В детском саду – заведующий, а в школе? (директор)
- В детском саду – группа, а в школе? (класс)
- В детском саду дети играют, а в школе? (учатся)
- В детском саду – занятие, а в школе? (урок)
Уточним правила поведения в школе.
Мы слушаем внимательно, задания выполняем старательно.
Если знаешь ответ, то подними руку.
Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите: «С чего в школе начинается урок? (Со звонка).
III. Основная часть.
Звенит звонок - начинается урок
Проходите, садитесь за парты.
«Урок грамоты»
А).Чтобы красиво и четко говорить
Чистоговорки будем произносить.
ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ - мы приходим в школу
ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок
КИ – КИ – КИ - мы ученики
АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать
ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу
ЖУ – ЖУ – ЖУ – я старание приложу
АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать
Б) А что вы знаете о звуках и буквах?
Звук – это то, что мы слышим. Буква- это знак, которым обозначается звук на письме.
Угадайте, про какие звуки я сейчас говорю.
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
Такие звуки нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Они все разные,
А называются они согласные.
Игра «Собери слово из звуков.
Лови… первый звук Ш-К-О-Л-А……
Назовите получившееся слово!
Приготовьте звуковые домики.
С помощью звуковых домиков сделаем звуковой анализ слова ШКОЛА. Дети выполняют задание.
В слове ШКОЛА слышится 5 звуков, первый звук Ш согласный твёрдый мы его обозначаем синим цветом, второй звук
Игра «Догонялки» К-----а, к------о, к------и, и-----к……….
Получились слоги –КА, КО,КИ, КЫ АК ОК ИК ЫК
Слог это часть слова. В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог
Медленно проговорите слово. Простучите его карандашом по столу или прохлопайте это слово. Сосчитайте стук, хлопки. Сколько получилось?
Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ …. ДВЕ ЧАСТИ.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
Игра «Сосчитай количество слогов в словах».
Рюкзак, карандаш, тетрадь, ручка, книга, пенал, звонок, школьники.
Физкультминутка «Раз-два» (выйдите из-за парты)
- (Гимнастика для глаз- текст на карточке)
* Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Руки дружно разведите
И на пояс опустите.
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру.
Все присядем, скажем: «У!»
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела.
В)Выставляю схему предложения.
Дети, как вы думаете, что это? (Схема предложения)
Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (Слово)
Когда несколько слов дружат между собой, то получается предложение.
У предложения начало и конец. Что стоит в конце этого предложения (.). А еще в конце предложения моет стоять ! ? Предложение будет повествовательное, вопросительное, восклицательное.
Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь?
Придумайте предложение по этой схеме со словами: дети идут в школа (мнемознаки). Произнесите предложение. ?! Поменяйте местами слова. (Приём живое предложение)
– Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети, которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложение «Нелепицы».
1. Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой.)
2. Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику.)
3. Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)
4. Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо.)
5. Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку.)
Г)И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу тебе назад, ответишь ты вперед.
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко
Скажу я слово тяжело,
Ответишь мне – легко,
Скажу тебе мороз, а ты ответишь зной,
Скажу я слова вам густой, ответишь ты мне жидкий
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну отвечай: конец
III. Заключительная часть.
Звенит звонок.
Вот и подошел к концу урок. «Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что узнали нового? Кому какое задание понравилось больше?
Какое задание вы считаете самым трудным? Какое задание легким?
Приложение
Игра «Да или нет»
1.Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками.
2.Учитель – это человек, который учится.
3.Ученик – это ребёнок, который учится грамоте.
4.Отличник - это тот, кто получает “двойки”.
5.Пенал нужен для того, чтобы хранить карандаши и ручки.
6.Ранец нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды.
.
Детям подготовительной группы «Пчёлки»
«Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. И если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!» А вот узнать, кто написал нам письмо, нужно отгадать загадку.
Ночная хищная птица. У нее большие глаза, крепкий клюв и очень хороший слух. Питается полевыми мышами. Считается символом мудрости
КА |
КО |
КИ |
КЫ |
КЭ |
АК |
ОК |
ИК |
ЫК |
ЭК |
ЛА |
ЛО |
ЛИ |
ЛЫ |
ЛЭ |
АЛ |
ОЛ |
ИЛ |
ЫЛ |
ЭЛ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать...
Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»
Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте с использованием технологий АМО « Мы дружим с предлогами»
В детском саду привычной и желанной формой деятельности для ребенка, является игра. Значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, обЪединив игру и учебно-воспитательный про...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
"Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: Путешествие к Звуковичкам.
Цель: Обобщить представление о гласных и согласных звуках. Закрепить представление о звуке и букве П. Обучающие задачи: закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонк...
Конспект проектной деятельности в подготовительной группе Тема: «Нам скоро в школу»
Конспект проектной деятельности в подготовительной группе Тема: «Нам скоро в школу»...