Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии»
методическая разработка (старшая группа)

Фёдорова Инна Ивановна

Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе

на тему: «Четыре стихии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_metodu_triz_v_starshey_gruppe.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21

г. Павловска Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по методу ТРИЗ в старшей группе

на тему: «Четыре стихии»

Подготовил:

воспитатель I квалификационной категории

Фёдорова И. И.

2018 год

Программное содержание:

Образовательные:

  • Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
  • Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
  • Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

    Развивающие:
  • Развивать исследовательские способности и навыки.
  • Развивать любознательность, познавательную активность
  • Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.

Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
  • Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

    Мотивация: Женя пришел в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети интересуются, что же произошло? Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Женя обжегся, находясь рядом со свечкой. Воспитатель задает детям вопрос: (Огонь для человека это хорошо или плохо). Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает в скором будущем посетить помещение, где обычно проходит опытно - экспериментальная работа.

    Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.

    Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.

    Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.

    Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.

    Художественное слово: Экологический гимн.

    Предшествующая работа: Игры с водой, песком, камнями.

    Материалы: плакаты, иллюстрации, картины.

    Оборудование для опытов: спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, зеленый лук в земле.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вы помните, как Женя пришел в детский сад с обожженным от свечки пальцем? (Да) .

    Воспитатель: Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию.

(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями природы, с экспериментальными столами, комнатными растениями, с высаженным зеленым луком, мини- музеем) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картинах? (Огонь, вода воздух, земля) .

Воспитатель: Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?

(Ответы детей.)

Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.

Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик об огне. (Дети сидят на стульях) .

Воспитатель: А теперь подойдите к первому опытному столу.

Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают) .

Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.

Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о воде (Дети сидят на стульях) .

Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами) .

Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения и зеленый лук. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами) .

(Дети стоят полукругом) .

Воспитатель: А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей) .

Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.

Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья) .

Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы; снежные торосы)

Опыт №3. (проводят дети) .

Воспитатель:- Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.

Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами) .

Воспитатель: При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о ветре.

Воспитатель: Осталась еще одна стихия – Земля. Рассмотрите иллюстрации: (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .

Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.

(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы) .

Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.

Воспитатель: Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: гербарий льна, льняные вещи, камни: кварц, шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.

Воспитатель: Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».

Напоминаю:

Воздух- руки поднимаются вверх.
Земля- руки опускаются вниз.
Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.
Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.

Воспитатель: Дети разойдитесь и свободно встаньте по всему залу, мы закончим наше увлекательное путешествие «Экологическим гимном».

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно- экспериментальной лаборатории) .

Воспитатель: А вам понравилось путешествие? (Да, было очень интересно) .

Воспитатель: С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .

Воспитатель: Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный) .

Воспитатель: Что понравилось в нашем путешествии больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт) .

Воспитатель: Женя, а ты теперь запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь, что бы не произошло неприятности? (Да, надо быть очень осторожным, т. к. огонь может быть не только добрым) .

Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы сможете применить в своих играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...

Четыре стихии по методу ТРИЗ в старшей группе

Опытно - эксперементальная деятельность...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, актив...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Четыре стихии природы».Подготовила Абдурагимова З.И.Цели и задачи:образовательные: ознакомить детей с элемен...

Конспект познавательной деятельности по математике в старшей группе Тема: "Четыре. Четверо. Четвертый"

Конспект познавательной деятельности по математике в старшей группеТема: "Четыре. Четверо. Четвертый"...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...