Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Заколдованная принцесса». Цель: Развитие речевой деятельности детей творческого характера. Задачи. Обучающие: Учить детей самостоятельно связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты в определенном месте и времени, составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Закрепить умения выделять свойства объектов, находить общее между объектами. Закрепить умение составлять загадки, опираясь на заданную модель. Развивающие: Развивать умение классифицировать объекты рукотворного мира по заданным признакам. Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач. Развивать воображение, коммуникативные навыки, выразительность движений и речи. Воспитывающие: Воспитывать умение выслушивать сверстников, помогать им в случае затруднений. Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла Принцесса, кусок ткани, которой накрыт домик; сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, морковка, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель составления загадки, конфеты, магнитофон. Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал под песню «Приходи сказка». На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла Принцесса. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? Дети: В сказку, в волшебный лес. Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что спрятано под тканью, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них «да» или «нет». Варианты вопросов детей, на которые был дан ответ «да»: Предмет относится к рукотворному миру? Это игрушка? Она сделана из пластмассы? Она большая? Она разноцветная? У неё есть крыша? У неё есть окна и двери? Это домик? Воспитатель (снимает ткань): Это домик Принцессы. В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовал её злой Волшебник. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.(Звучит тревожная музыка). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу? Вспомните, как в сказках помогают положительным героям? Ответы детей: Нужно победить злого Волшебника, выполнить его задания, разгадать загадки и др. Воспитатель: Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу? Дети: Да! В.: Смотрите, все задания Волшебник спрятал в этом сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку: Что за зверь в лесу густом притаился под кустом? Длинноухий, косоглазый. Не заметишь его сразу. И кого он так боится? Может, волка иль лисицу? Это кто такой трусишка? Ну, конечно же, … Дети: Зайчишка. Воспитатель: Правильно, это зайчик. Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца. Воспитатель: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке. Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый? Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь. Обсуждение с детьми противоречий в погоде. Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь – это хорошо или плохо? Что хорошего в дожде? Ответы детей: Все растет, цветёт, растения пьют воду. Свежий воздух после дождя. Чистые листочки. Чистые дорожки. Воспитатель: А что плохого в дожде? Дети: Можно заболеть, промочить ноги. Может промокнуть одежда. Плохая погода для прогулки. Бывает гроза с молнией. Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда … . Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу? Дети: Высушить, закутать в одеяло, положить на солнышко. Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока зайчик греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Давайте развеселим зайчика и сочиним про него загадку. Придумаем загадку по модели: «Что делает? Кто или что делает так же?». Воспитатель: Заяц что делает? Дети: прячется, прыгает, боится. Воспитатель: Кто делает так же? Дети: Мышка, лягушка, страус. Ребёнок: Отгадайте загадку: «Кто прячется как мышка, прыгает как лягушка, боится как страус?». Дети: Зайчик! Воспитатель: Молодцы, ребята, вы придумали замечательную загадку, которую раньше никто не знал. Воспитатель: А теперь давайте угостим зайчика морковкой, но чтобы она появилась, нужно придумать про неё загадку по модели: «Какой? Что такое же?». Воспитатель: Морковка какая? Дети: Оранжевая, длинная, сладкая. Воспитатель: Что бывает такое же? Дети: Апельсин, карандаш, конфета. Ребёнок: Отгадайте загадку: «Оранжевая, но не апельсин, длинная, но не карандаш, сладкая, но не конфета. Что это?». Физминутка «Два притопа, два прихлопа». (Открыть окно в замке). Воспитатель: Мы помогли зайчику, согрели его, развеселили, накормили и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось. Воспитатель: Зайчику пора возвращаться домой, но он совершенно забыл, из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц? Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц-Хваста», «Рукавичка». Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Теремок», и просит заглянуть в сундучок Волшебника. А нам с зайчиком нам пора прощаться, пойдёмте, отнесём его под ёлочку. (Открывается ещё одно окно в замке). Воспитатель: А мы с вами заглянем в сундучок. (Достаёт иллюстрацию сказки «Теремок»). И следующее задание такое - игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Это я, Утюг. А ты кто? - А я – зубная щетка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и утюг и щётка сделаны из пластмассы, они фиолетового цвета, имеют похожие ручки. Воспитатель: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение? Дети: Хорошее. (Во время игры открывается ещё одно окно). Физминутка «Злой волшебник». Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам пришел волшебник злой. Он руками помахал, Всех детей заколдовал. Дети головы склонили, Замолчали и застыли. К нам пришли друзья-зверушки, Что живут в лесной избушке. (Выходите зайчики, медвежата, лисята) Вмиг злодея вон прогнали И детей расколдовали. Воспитатель: Злой Волшебник не любит, когда все улыбаются и его чары слабеют. Посмотрите, еще одно окошко открылось. Воспитатель: Нам предстоит выполнить ещё одно задание. (Достаёт задание из сундучка). Здесь написано: «Сочините волшебную сказку, поможет вам сочинить волшебная книга, если вы её найдёте. Книга находится на музыкальном инструменте, он большой, чёрный и блестящий». Дети находят книгу на пианино, садятся. (Открывается окно). Воспитатель: И с этим заданием вы справились. А сейчас, с помощью чудесной книги, можно и сказку складывать. Воспитатель задаёт вопросы, дети находят ответы в книге волшебных сказок, указав на любое слово, воспитатель читает указанное слово. - Жил-был …кто? - Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошёл гулять (путешествовать) …куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? - Как мог помочь главному герою? - Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать? Все ответы детей постепенно собираются в единый сюжет. Дети придумывают название сказки. Один ребёнок пересказывает сказку. Воспитатель: Молодцы, ребята, у нас получилась замечательная сказка. Звучит шумовой эффект разбитого стекла. Воспитатель: Ребята, посмотрите, чары рухнули, все окошки и двери открылись. Ой, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. (Шумовой эффект разбитого стекла). Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты. (Песня «Сказки гуляют по свету»). Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым интересным? Что самым трудным? А теперь нам пора отправляться в группу. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ- Лелюх, С. В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск УИПКПРО, 2003. – 239 с.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 112с.
- Сидорчук, Т. А. Методы развития воображения дошкольников / Т. А. Сидорчук. - Ульяновск, 2007. – 77 с.
- Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006.
![C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC07656.JPG](https://lh3.googleusercontent.com/hl3HS_UP9aF-5X-1WAA6Eds61fsx7zor37i8LV2vL0bm5CdrJ99psi7_6yh95fV31xfuM00JVpen4NzJCc1ht8zqXXJpZMua3AdySXNRUaiWf1ZCl3lH2oMLbOT2l4yHG-Uon7Fl6TnqiJPv1g)
![C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC07668.JPG](https://lh5.googleusercontent.com/r7nTRwNPT-WWknNB6ERz_I7X-EbP-4LMqO3JPpsp6HonmHXULRWdO6JcgKTWvMK5vgelcTASDccChycmTZdn_6LIEfyoBcockyHxKWf2sku64g5gBC63JTDdSxY9M1acaWr9KPgYl1XQruUyiA)
|