Дополнительно-образовательная программа по экологическому творческому направлению "Удивительная природа"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала, аппликация, лепка, рисование, развивает в дошкольниках воображение, пробуждает желание творить, придумывать и мастерить своими руками. Процесс творческого развития начинается в дошкольниках с прогулки на участок детского сада, экскурсии в парк и луг. Здесь можно увидеть диковинные растения, причудливые коряги и сучки, семена растений, плоды деревьев.
Всё это можно использовать для знакомства с природой и изготовления поделок. А дополнительные материалы, такие как вата, клей, ножницы, картон, цветная бумага, бусинки, проволока, шерсть можно принести из дома. Практически в любое время года, можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок.
Весной вырастают первые цветы, есть маленькие веточки, можно найти обломанные сучки.
Летом можно собрать разнообразные цветы, фрукты, листья.
Осень - благодатная пора для творческого развития дошкольников. Каштаны, семена, жёлуди, кукуруза, разноцветные листья - побудят дошкольников к творчеству.
Зимой простор предоставляют орехи, шишки, сухофрукты. Главный помощник в изготовлении поделок из природного материала - сама природа. Небольшой вводный курс, включающий разделы «Обзор природных материалов»,«Подготовка к работе» помогут дошкольникам освоить азы творческого искусства. Кружковую работу целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, по 25 минут, 1 раз в неделю. Для сбора природного материала можно привлечь родителей дошкольников. При проведении экскурсий в парк, луг, водоём с родителями дошкольники сами могут собирать природный материал. Данная программа кружковой работы нацелена на ознакомление дошкольников старшего дошкольного возраста с природой родной.
Задачи:
Ø Учить дошкольников изготавливать поделки, делать панно, аппликацию из природного материала, способом барельефной лепки передавать красоту природы
Ø Знакомить дошкольников с природой родного края.
Ø Развивать творчество, воображение, речь.
Ø Воспитывать бережное отношение к природе.
Учить дошкольников работать в коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_udivitelnaya_priroda.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№16 «Радуга».
Дополнительная
образовательная программа
по экологическому - творческому направлению
«Удивительная природа».
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Разработали воспитатели: Мещерякова Е.А.,
Райкова Н.А.
Петровск 2016
Пояснительная записка.
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала, аппликация, лепка, рисование, развивает в дошкольниках воображение, пробуждает желание творить, придумывать и мастерить своими руками. Процесс творческого развития начинается в дошкольниках с прогулки на участок детского сада, экскурсии в парк и луг. Здесь можно увидеть диковинные растения, причудливые коряги и сучки, семена растений, плоды деревьев.
Всё это можно использовать для знакомства с природой и изготовления поделок. А дополнительные материалы, такие как вата, клей, ножницы, картон, цветная бумага, бусинки, проволока, шерсть можно принести из дома. Практически в любое время года, можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок.
Весной вырастают первые цветы, есть маленькие веточки, можно найти обломанные сучки.
Летом можно собрать разнообразные цветы, фрукты, листья.
Осень - благодатная пора для творческого развития дошкольников. Каштаны, семена, жёлуди, кукуруза, разноцветные листья - побудят дошкольников к творчеству.
Зимой простор предоставляют орехи, шишки, сухофрукты. Главный помощник в изготовлении поделок из природного материала - сама природа. Небольшой вводный курс, включающий разделы «Обзор природных материалов»,«Подготовка к работе» помогут дошкольникам освоить азы творческого искусства. Кружковую работу целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, по 25 минут, 1 раз в неделю. Для сбора природного материала можно привлечь родителей дошкольников. При проведении экскурсий в парк, луг, водоём с родителями дошкольники сами могут собирать природный материал. Данная программа кружковой работы нацелена на ознакомление дошкольников старшего дошкольного возраста с природой родной.
Задачи:
- Учить дошкольников изготавливать поделки, делать панно, аппликацию из природного материала, способом барельефной лепки передавать красоту природы
- Знакомить дошкольников с природой родного края.
- Развивать творчество, воображение, речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Учить дошкольников работать в коллективе.
Календарно-тематический план.
№ Тема кружкового занятия, цель Дата проведения
1. «Обзор поделочных материалов» (жёлуди, кукуруза, засушенные цветы и листья, пух и перья, еловые и сосновые шишки, ракушки, семена деревьев (крылатки клёна, тыквы, огурца, подсолнечника, горох, сучки и коряги, скорлупа яиц, скорлупа и т. д., краски, пластилин, цветной картон, цветная бумага и картон, гофрированный картон, коробки, клей, вата, проволока, бусинки, булавки, верёвка)
2. «Подготовка к работе»
Рабочее место; техника безопасности при работе с ножницами и булавками, проволокой, веточками.
3. «Вспомним лето» Беседа о лете.
Изготовление панно из засушенных цветов и летних листьев «Каринка про лето».
Цель. Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существующимпризнакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды, состояние растений, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага, и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками, создать красоту своими руками.
4. Экскурсия в парк «Здравствуй, осень золотая».
Наблюдение за деревьями. Аппликация из листьев «Осенние деревья» или барельефная лепка «Осеннее дерево».
Цель. Расширять представления детей о характерных признаках осени. Уточнить знаниядетей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
5. «Злаковые культуры»
Объёмная поделка из соломы «Кукла»
Цель. Уточнить и расширить представления детей о злаковых культурах, об их выращивании, о труде хлебороба. Развивать мелкую моторику рук, умение работать с природным материалом. Научить работать с соломой.
6. «Путешествие в грибное царство»
Коллективно-индивидуальная работа из шишек, жёлудей, скорлупы грецкого ореха, паластилина «За грибами в осеннем лесу».
Цель. Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, вешенка, грибница). Создание образа осеннего дерева, грибов, человека с корзиной (индивидуальная работа). Создание образа осеннего леса (коллективная работа). Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, прививать желание работать в коллективе, команде.
7. «Эти удивительные насекомые»
Беседа о насекомых. Изготовление поделок “Стрекоза” и «Бабочка»
Цель. Воспитывать интерес к жизни насекомых, бережное отношение к окружающему миру.
Расширить знания детей о насекомых. Закреплять знания о многообразии мира насекомых, их среде обитания. Познакомить детей со строением тела насекомых. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого. Учить создавать поделку из природного материала, радоваться результатам своей работы.
8. «Что мы вырастили» или «Беседа об овощах и фруктах»
Изготовление розеток из семян «Эти удивительные семена».
Цель. Формировать обобщенное представления об овощах и фруктах. Уточнить представления о многообразии овощей и фруктов. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на вопрос.
Учить распределять пластилин по заготовке, располагать узор в центре и по краям. Учить делать красоту своими руками, развивать эстетический вкус
9. «Наши пернатые друзья»
Изготовление поделки «Птички на кормушке»
Цель. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений, классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Учить создавать поделку из природного материала, планировать этапы, договариваться в коллективной деятельности. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
10. «Что за птица сова?» Познавательная беседа о сове. Изготовление поделки из природного материала «Сова на ветке».
Материалы и инструменты: еловая шишка, ветка дерева, скорлупа грецкого ореха, мох или сухая трава, цветная бумага, картон. Пластилин, клей ПВА. Ножницы.
11. «Реки родного края»
Изготовление поделки из речных и озёрных камней «Шкатулка»
Цель. Выявить и углубить знания о реках. Развивать мелкую моторику рук, умение работать с мелкими округлёнными камушками, клеем. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
12. «Что мы знаем о рыбах» или «Речные и аквариумные рыбы»
Беседа о рыбах и аппликация из срезов веток «Рыбка».
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Активизировать словарь с помощью слов: чешуя, плавники, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать мелкую моторику рук, умение работать с природным материалом, умение делать разметку изображения рыбки, наклеивать срезы полностью заполняя деталь, там где надо – по контуру, видеть красоту природы и радоваться результатам своей работы. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
13. «Водоплавающие птицы»
Беседа о водопловающих птицах.
Изготовление лебедя на озере из природного материала (жёлудь, половинки скорлупы грецкого ореха, белая прволока, пластилин, голубой картон, сосновые иглы для травы) или аппликация из пуха «Лебедь».
Цель. Выявить представления и дополнить знания о водоплавающих птицах. Рассказать о лебеде , что лебедь гнездящийся вид, и что включен в Красную книгу РТ. Развивать мелкую моторику рук, умение работать с природным материалом, умение делать разметку изображения лебедя (если дети выбрали аппликацию, аккуратность, интерес к живой природе родного края.
14. «Всё об улитке» Беседа, рассказ об улитке. Изготовление поделки из домиков улитки«Весёлые улитки»
Цель. Расширить и уточнить знания детей об улитке. Активизировать словарь детей. Развивать память, моторику рук. Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.
15. «Лес – наше богатство»
Беседа и изготовление поделки из шишки сосны, жёлудя, каштана, веточек «Старичок Лесовичок»
Цель. Раскрыть познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания о природе. Закреплять умение выполнять изделие из природного материала.
16. Экскурсия в зимний парк или вокруг детского сада.
Цель. Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
17. Барельефная лепка «Зимний еловый (сосновый) лес»
Цель: учить детей технике барельефной лепки создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен, ёлок; приемы прямого раскатывания, «размазывание из столбика»; развивать эстетическое восприятие.
18. «Еловые и сосновые насаждения родного края»
Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек «Лиса и заяц»
Цель. Рассказать о ели и сосне, о том какую пользу приносит людям хвойные деревья, о Борковской даче, расположенный в нашем районе. Раскрыть познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания о природе. Закреплять умение выполнять изделие из природного материала.
19. «Что за дерево клён?»
Познавательная беседа о клёне.
Изготовление поделки из крылаток клёна, сухих тонких веточек и пластилина «Волшебные цветы»
20. «Красавица рябина»
Познавательная беседа о рябине.
Аппликация из листьев, тонких веточек и красных бусинок или из срезов веток «Веточка рябины» (по быбору).
21. «Берёзка» Беседа и барельефная лепка.
Цель: рассказать о том какую пользу приносит берёза людям.
Развивать мелкую моторику кистей рук. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
22. «Что можно сделать из сухих веточек, кореньев и коряг?»
Беседа и изготовление поделки из коряг «Носатый гномик»
23. Беседа «Животный мир наших лесов» и аппликация из колотого (половинчатого) гороха«Белочка»
Цель. Уточнить представления детей о диких животных нашего края; формировать у детейнормы поведения в природе; систематизировать знания о животном мире наших лесов. Развивать мелкую моторику кистей рук. Закреплять умение выполнять аппликацию из природного материала.
24. «Живут ли ежи у нас в родном крае ?»
Изготовление поделки из природного материала «Бегущий ёжик»
25. Беседа «Весна в природе» и рисование пальцами весенней природы
Цель. Уточнить представления детей о том, какие изменения в природе происходят весной (оживают деревья, просыпаются животные, которые зимой были в спячке, а теперь начинают благоустраивать норы, выводить потомство, птицы сооружают гнёзда). Формировать умение и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями. Развивать мышление, речь, изобразительные способности, познавательный интерес. Учить видеть красоту природы в любое время года.
26. Беседа «Первоцветы» и ручной труд: «Подснежники из салфеток»
Цель. Уточнить знания о первоцветах. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Развивать мелкую моторику кистей рук, умение видеть красоту природы через творческую и продуктовую деятельность.
Учить радоваться результатам своей работы.
27. «Цветы занесённые в красную книгу» или «Сон-трава или прострел»
Цель. Познакомить детей с цветами, занесёнными в Красную книгу. Рассказать о сон-траве конкретнее. Уточнить знания о Красной книге и заповеднике. Закрепить навыки лепки из соленого теста. Развивать мелкую моторику кистей рук. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Словарь: прострел, сон-трава, многолетник.
Оборудование: Картинки с изображением цветка. Сон-трава (прострел белый). Сон-трава(прострел). Сон-трава (прострел поникший).
Соленое тесто лилового и желтого цвета, дощечки для лепки, стеки.
28. «Лекарственные растения»
Цель. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Дополнить словарь словами: душица, зверобой. Развивать связную речь детей. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края.
29. «Животные – наши помощники» Беседа и изготовление лошадки из жёлудей.
Цель. Обобщить конкретное преставление о домашних животных. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщённое существенные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников, заботливое отношение к животным. Развивать фантазию, творчество, умение работать с природным материалом, тренировать мелкую моторику рук. Учить видеть красоту в окружающем.
30. «Наши четвероногие друзья»
Цель. Формировать представления о том, что собака – умное домашнеее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах – для охраны домов, учреждений, для охраны стада, в качестве повадырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес и бережное отношение к этим животным, умение правильно обращаться с ними. Закреплять умение выполнять изделие из природного материала, тренировать мелкую моторику рук.
Материалы и инструменты: жёлуди, шляпки жёлудей, веточки, чешуйки шишки,
крылатки – семена клёна. Клей ПВА, пластилин, лак.
31. «Домашние птицы»
Изготовление поделок из природного материала «Петушок».
Материалы: удлинённые шишки, жёлуди, шляпки жёлудей, веточки деревьев, птичьи перья, крылатки клёна, цв. бумага, клей.
32. «Растения в нашем уголке природы».
Беседа и изготовление поделки из природного материала «Цветущий кактус».
Цель. Уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новым растением; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение выполнять изделие из природного материала, тренировать мелкую моторику рук.
Список использованной литературы:
1. Сафина Лоф. Весёлые поделки из природного материала.
М.:Айрис-пресс, 2005.
2. Поделки/ А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. -М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
3. Лепим природу /Л. В. Грушина ИД «Карапуз»-2007.
4. Журнал «Мастерилка» № 2,4,5,7,10,12 -2008 .
5. Уроки творчества/ Цирилюк Н. А. -Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство«Учебная литература», 2005.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина. – Волгоград:Учитель. 2011. – 399с.
7. Новикова И. В., Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов /художник Соколов Г. В. – Ярославль Холдинг, 2001. -160 с.: ил. – (Серия: “Умелые руки”).
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 152 с.: цв. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»
Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»ПРОГРАММА «И снова сказка к нам пришла»&la...
Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Природа и безопасность»
Программа включает в себя работу по разделу "Природа и безопасность" программы Л. Л. Тимофеевой "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет"...
ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...
- Мне нравится (1)