Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:
- ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
- построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности;
- обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
- учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
- предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки;
- учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение «Детский сад №2 «Журавушка».
Принята на педагогическом Утверждаю заместитель директора
совете Протокол №5 по УВР Чайковская О.А.
от _26 мая 2016г. от 26 мая 2016г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Составитель:
И.В. Бовыкина – воспитатель,
высшая кв. категория.
п.Каменка
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
Пояснительная записка
Новизна и актуальность.
Направленность.
Раздел 2.
Организационно – педагогические условия
Принципы
Формы организации занятий.
Формы и методы работы с детьми.
Цели и задачи.
Место проведения.
Раздел 3.
Учебный план.
Описание модулей.
Список литературы.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» структурного подразделения «Детский сад №2 «Журавушка»
(далее – дополнительная программа) разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Постановлением Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмом Министерства образования РФ от 18.06.03 г. Ms 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
Дополнительное образование в кружке «Игралочка» осуществляется только по
желанию родителей законных представителей на договорной основе и не
оказывается вместо основной образовательной деятельности учреждения.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной
цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс
окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей
постоянно выливается большой поток информации.
Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень
познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста - одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня
приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение
планировать свою деятельность, доказывать свою точку зрения, быть
самостоятельными и активными. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к школе.
Дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.
Так как же научить маленького ребенка думать?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка
играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим
эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций,
формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем
принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как
знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие»
закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей
дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач,
развлечений.
Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении
окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую
интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную поможет ,
дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка», разработанная на
основе программы Л.Г. Петерсон.
Математическое развитие на основе Петерсон. Л.Г. Кочемасовой Е.Е.
отличается новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала.
Оно направлено на всестороннее развитие личности ребенка: развитие его
мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому
занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети
исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки , отношения,
соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-
ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса ссамому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры - вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.
Программа «Игралочка» предназначена для развития математических представлений и познавательных способностей детей 3-4 и 4-5 лет. Программа предполагает последующее усложнение и непрерывность на следующих этапах дошкольного детства.
В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию. Содержание программы включает совокупность направлений развития ребёнка –социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:
- ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
- построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности;
- обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
- учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
- предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки;
- учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Раздел 2.
Организационно – педагогические условия.
Принципы.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса);
-принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
-принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);
-принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
-принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);
-принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
В каждое занятие включены физкультминутки, музыкальные паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми, что способствует и развитию речи дошкольников.
Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры, игровые упражнения,
сюрпризный момент, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, упражнения,
рефлексия)
Наглядный (рассматривание иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий)
Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация)
Настоящая программа составлена с учетом интеграции образовательных
областей:
« Речевое развитие» - умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения, обогащение словаря детей прилагательными
обозначающими качества предметов ( величину, цвет, форму, материал); использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказок, рассказов, стихов), в которых представлено некоторое математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме.
«Художественное –эстетическое развитие»- дети учатся изображать предметы (фигуры) на листе бумаги, соотносить размеры, закрашивать изображение, лепят цифры; использование музыкально-дидактических игр, прослушивание
музыкальных произведений, музыкально-ритмические считалки и композиции,
делают процесс познания, весьма эффективным, за счет целенаправленного
осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов
человеческой психики.
«Физическое развитие» - детей учат ориентироваться в пространстве, относительно
самого себя, подвижные игры с дидактическим материалом, физминутки; формирование навыков правильной посадки и письма; использование
артикуляционной, пальчиковой гимнастики.
«Социально-коммуникативное» - разнообразные игровые приемы позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, игры и игровые материалы
способствуют освоению элементарных математических представлений; дети учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал; расширение кругозора детей в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.
Сроки освоения Программы
Обязательная часть данной программы осваивается детьми в течение одного учебного года на базе образовательного учреждения; 2 занятия в неделю по 20 минут.
Содержание дошкольного образования, согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», соответствует таким направлениям развития детей младшего дошкольного возраста, как физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Цель программы:
Развитие у детей образного и логического мышления, интереса к разнообразной
интеллектуальной деятельности, через вовлечение их в содержательную,
развивающую деятельность на занятиях, самостоятельную игровую и практическую
деятельность.
Задачи программы:
- развитие сенсорных (предметно - действенных) способов познания: свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- развитие логико - математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
- развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
- развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение
- развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической и познавательной действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста.
Программа «Игралочка» задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития.Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Вариант может быть верным и неверным - тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разно уровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Поэтому работа с детьми в данном курсе ведется на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Распределение часов
№ п /п | Совокупность направлений развития ребенка | Название пособий | Всего часов |
1 | Познавательное направление | ||
Математическое и сенсорное развитие Развитие мелкой моторики | Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации». Демонстрационный материал к учебно-методическому комплекту «Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. | 32 занятия |
Сроки | Количество посещений в неделю | Общее число занятий |
сентябрь- май |
| 32занятия за период обучения |
Место проведения
Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
- требований нормативных документов;
- материальных условий;
- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).
Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:
учебно-методические пособия, двусторонний мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.
Принципы.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса);
-принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
-принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);
-принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
-принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);
-принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
В каждое занятие включены физкультминутки, музыкальные паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми, что способствует и развитию речи дошкольников.
Раздел 3.
Учебный план.
В учебный план включается количество часов(учебных) в неделю, месяц, год.
Часы распределяются по дисциплинам(модулям).
№ п /п | Модуль | Занятия | Максимально допустимое количество занятий в неделю/максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин.) |
1 | Познавательное направление | ||
Математическое и сенсорное развитие Развитие мелкой моторики рук | Математическое развитие | 1 (20) | |
Практическая деятельность в рабочих тетрадях | 1 (20) | ||
Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в неделю (мин) | 1/20 | ||
Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в месяц (мин) | 4/80 | ||
Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в год (мин) | 32/640 | ||
ИТОГО в год | 32/11час. |
Описание модулей
Содержание программы развития математических представлений «Игралочка».
• Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)
• Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
• Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
• Выделение части группы.
• Нахождение «лишних» предметов.
• Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).
• Формирование представлений о сохранении количества.Числа 1 — 5
• Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки. Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.
• Количественный и порядковый счет от 1 до 5.
• Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Величины
• Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже.
Пространственно-временные представления
• Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.
• Формирование временных представлений: утро - вечер, день -ночь. Установление последовательности событий. Части суток.
• Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
• Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
К концу обучения по программе «Игралочка» основным результатом должно стать
продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь,
фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей
(исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения,
самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе сдругими детьми) и
коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе
сравнения с образцом).
Тематическое планирование занятий кружка «Игралочка»
для детей второй младшей группы.
№ занятия | Тема | Учебные действия |
Знакомства с понятиями один и много | 1.Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже. 2.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета. | |
Сравнение совокупностей (групп) по количеству. Столько же. | 1.Формировать представления о численности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведение линий и т.д.). 2.Закреплять представления о понятиях «один» и «много». | |
Столько же, больше, меньше. | 1.Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). 2.Формировать представления о сохранение количества. | |
Столько же, больше, меньше. | 1.Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы по количеству на основе составления пар. 2.Формировать представления о сохранении количества. | |
Столько же, больше, меньше. | 1.Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много. 2.Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. | |
Свойства предметов. Счёт до двух. | 1.Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих один и два элемента. 2.Установить два способа уравнения групп предметов по количеству. | |
.Счёт до двух. Цифры один и два. | 1.Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета. 2.Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. 3.Формировать пространственные представления: ближе, дальше. | |
Длиннее, короче. | 1.Формировать пространственные представления: длиннее, короче. 2.Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. 3.Начать работу по формированию пространственные представления: справа, с лева. | |
Круг | 1.Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. 2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. 3.Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | |
Шар | 1.Формировать на предметной основе представление о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. 2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. 3.Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева. | |
Шире, уже. | 1.Формировать пространственные представления: шире, уже. 2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. 3.Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | |
Счёт до трёх. Число 3. | 1.Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх. 2.Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. 3.Формировать на предметной основе представление о треугольнике. 4.Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру. | |
Цифра 3. | 1.Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета. 2.Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством. 3.Расширять представление о геометрических фигурах. 4.Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | |
На, над, под. | 1.Формировать пространственные отношения: на, над, под. 2.Закреплять счёт до трёх, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. 3.Закреплять умение сравнивать предметы по длине. | |
Выше, ниже. | 1.Формировать пространственные представления: выше, ниже. 2.Закреплять счёт в пределах трёх, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. 3.Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. 4.Развивать умение группировать предметы по общему признаку. | |
Раньше, позже. | 1.Формировать временные представления: раньше, позже. 2.Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. 3.Развивть умение выявлять признаки сходства и различия предметов и фигур. | |
Счёт до четырёх. Число 4 и цифра 4. | 1.Познакомить с образованием числа 4, на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до четырёх. 2.Познакомить с цифрой 4 как с символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством. 3.Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов в группах двумя способами. 4. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам. | |
Квадрат. | 1.Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. 2.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством. 3.Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому либо признаку. | |
Треугольник | 1.Формировать представление о треугольнике, умение распознавать его в предметах окружающей обстановки. 2.Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. 3.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством. 4. Закреплять временные представления: раньше, позже. | |
Вверху, внизу. | 1.Формировать пространственные представления вверху, внизу. 2.Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, сравнить группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. 3.Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы. | |
Занятие 21. Слева, справа, посередине. | 1. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. 2.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения. 3.Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. | |
Счёт до пяти. Число 5. Цифра 5. | 1.Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до пяти. 2.Познакомить с цифрой 5 как с символом, обозначающим пять предметов. 3.Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. | |
Внутри, снаружи. | 1.Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. 2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. 3.Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру. | |
Впереди, сзади, между. | 1.Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. 2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. 3.Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам. | |
Пара. | 1.Формировать представление о парных предметах. 2.Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. 3.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. 4.Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи. | |
Овал. | 1.Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. 2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. 3.Закреплять представления о треугольнике квадрате и круге. | |
Прямоугольник. | 1.Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. 2. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. 3.Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. 4.Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представление о геометрических фигурах. | |
Числовой ряд. | 1.Формировать на основе предметных действий представление о порядке и числовом ряде. 2.Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. 3.Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством. | |
Порядковый счёт. | 1.Формировать представление о порядковом счёте. 2.Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. 3.Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. | |
Игровые задания | Закреплять представление детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. | |
Игровые задания | Закреплять математические представления детей | |
Итоговое занятие Игра – путешествие. | Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Развивать логическое мышление |
Практические задания в рабочих тетрадях
№ занятия | Тема | Учебные действия |
Раскрась игрушки | Закреплять понятия «один» и «много», знание основных цветов, развивать мелкую моторику | |
Угости зайцев морковкой | Закреплять понятия «один» и «много», умение обводить по контуру. | |
Поиграем с матрешками | Знакомить с понятием больше, меньше, развивать мелкую моторику рук. | |
Дорисуй картинку | Знакомить с понятием столько же, больше, меньше, развивать умение подбирать цвет, закрашивать. | |
Раскрась вагончики | Продолжать знакомство с понятием столько же, больше, меньше, закреплять основные цвета, умение закрашивать. | |
Воздушные шарики | Упражнять в счете до двух, число 2, развивать моторику рук. | |
Поможем мышке | Закреплять числа и цифры 1 и 2, развивать мышление. | |
Цветные дорожки | Знакомить с понятием длиннее, короче, рисовать разные линии. | |
Дорисуй картинки | Развивать умение преобразовывать круг, правильно держать карандаш. | |
Раскрась яблоки для белочки | Знакомить с шаром, развивать мелкую моторику. | |
Шарфики для лисят | Знакомить с понятием шире, уже, развивать умение закрашивать. | |
Разложи конфеты | Закреплять число 3, развивать логическое мышление. | |
Поможем Чебурашке | Знакомить с цифрой 3, развивать мелкую моторику рук. | |
Повесим платочки | Знакомить с понятиями на, над, под, развивать умение закрашивать предметы. | |
Шарики для гномов | Знакомить с понятиями выше, ниже, развивать умение обводить по контуру. | |
Чашки для гномов | Знакомить с оттенками цветов. | |
Угостим котят | Учить считать до 4, развивать умение подбирать предметы, приклеивать. | |
Украсим коврики | Закрепление знаний о квадрате, развивать умение приклеивать предметы. | |
Дорисуй картинку | Развивать воображение, умение закрашивать. | |
Раскрась предметы | Знакомство с понятиями вверху внизу, развивать умение правильно держать карандаш. | |
Украсим половички | Знакомство с понятиями слева справа, развивать умение ориентироваться на листе. | |
Подбери заплатки | Учить считать до 5, развивать мелкую моторику рук. | |
Фартуки для матрешек | Продолжать знакомить с оттенками цветов. | |
Бусы для матрешек | Закреплять знания о круге, квадрате, треугольнике, упражнять в приклеивании. | |
Найди пару | Развивать логическое мышление, внимание. | |
Посуда для медведей | Развивать умение ориентироваться в пространстве. | |
Полотенца для гномов | Развивать умение закрашивать,не выходя за контур предмета. | |
Подбери пару | Формировать умение сравнивать предметы, проводить линии. | |
Яблоки для зверят | Упражнять в счете, развивать мелкую моторику. | |
Найди лишний предмет | Развивать логическое мышление, память | |
Разные дома | Развивать умение сравнивать предметы по высоте, подбирать цвет. | |
Раскрась скатерти | Закреплять цвета, оттенки цветов, умение правильно закрашивать. |
Дидактический материал: демонстрационный материал, раздаточный материал, рабочие листы, цветные карандаши.
Техническое обеспечение:музыкальный центр, использование мультимедийного оборудования, ноутбук.
Список литературы:
1.Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».
2.«Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.
3. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1206282-1578941293.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница»
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-989458-1547913922.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.
МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для ст...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/29/picture-1389589-1714416168.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»
Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1270084-1603017787.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаматематической направленности«Игралочка»Аннотация к программе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506793-1705575649.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/15/picture-1515399-1710514135.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
для детей 5-7 лет (на 2 учебных года)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/29/picture-1518589-1711735751.png)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года ...