Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

                       Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:

- ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;

 - построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности;

 - обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

 - учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;

 - предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки;

 - учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_igralochka.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение «Детский сад №2 «Журавушка».

Принята на педагогическом                                                    Утверждаю заместитель директора                                  

совете Протокол №5                                                             по УВР Чайковская О.А.

от _26 мая 2016г.                                                                     от 26 мая 2016г.

                                     

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка»  для средней группы.

                                                                                           Составитель:

                                                                                       И.В. Бовыкина – воспитатель,

                                                                                                высшая кв. категория.

п.Каменка

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

        Раздел 1.

         Пояснительная записка

Новизна и актуальность.

Направленность.

  Раздел 2.

Организационно – педагогические условия

 Принципы

 Формы организации занятий.

 Формы и методы работы с детьми.

Цели и задачи.

Место проведения.

        Раздел 3.

 Учебный план.

 Описание модулей.

Список литературы.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» структурного подразделения «Детский сад №2 «Журавушка»

 (далее – дополнительная программа) разработана в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Постановлением  Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Письмом Министерства образования РФ от 18.06.03 г. Ms 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций».

Дополнительное образование в кружке «Игралочка» осуществляется только по

желанию родителей законных представителей на договорной основе и не

оказывается вместо основной образовательной деятельности учреждения.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной

цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс

окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей

постоянно выливается большой поток информации.

Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень

познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста - одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня

приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение

планировать  свою  деятельность,  доказывать  свою  точку  зрения,  быть

самостоятельными и активными. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее

запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой

обстановке,  лучше  подготовлены  к  школе.

Дошкольное  образование воспитанников  является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет  воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.

Так как же научить маленького ребенка думать?

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка

играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим

эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций,

формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем

принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как

знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие»

закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей

дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач,

развлечений.

Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении

окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую

интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную поможет ,

дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка», разработанная на

основе программы Л.Г. Петерсон.

Математическое развитие на основе Петерсон. Л.Г. Кочемасовой Е.Е.

отличается новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала.

Оно направлено на всестороннее развитие личности ребенка: развитие его

мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому

занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети

исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки , отношения,

соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-

ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса ссамому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры - вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые  расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Программа  «Игралочка» предназначена для развития математических представлений и познавательных способностей  детей 3-4 и 4-5 лет. Программа предполагает последующее усложнение и непрерывность на следующих этапах дошкольного детства.

      В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию.        Содержание программы включает совокупность направлений развития ребёнка –социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей  с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

                       Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:

- ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;

 - построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности;

 - обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

 - учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;

 - предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки;

 - учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Раздел 2.

Организационно – педагогические условия.

Принципы.

Содержание Программы  соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,

доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 

  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса);

-принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);

-принцип минимакса  (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);

-принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

-принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);

-принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);

- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

В каждое занятие включены физкультминутки, музыкальные паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми, что способствует и развитию речи дошкольников.

Методы и приемы работы с детьми:

Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры, игровые упражнения,

сюрпризный момент, игры-конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, упражнения,

рефлексия)

Наглядный (рассматривание иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий)

Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация)

Настоящая программа составлена с учетом интеграции образовательных

областей:

« Речевое развитие» - умение аргументировать свои высказывания, строить

простейшие  умозаключения,  обогащение  словаря  детей  прилагательными

обозначающими качества предметов ( величину, цвет, форму, материал); использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказок, рассказов, стихов), в которых представлено некоторое математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме.

 «Художественное –эстетическое развитие»- дети учатся изображать предметы (фигуры) на листе бумаги, соотносить размеры, закрашивать изображение, лепят цифры; использование музыкально-дидактических игр, прослушивание

музыкальных произведений, музыкально-ритмические считалки и композиции,

делают процесс познания, весьма эффективным, за счет целенаправленного

осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов

человеческой психики.

 «Физическое развитие» - детей учат ориентироваться в пространстве, относительно

самого себя, подвижные игры с дидактическим материалом, физминутки; формирование навыков правильной посадки и письма; использование

артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

«Социально-коммуникативное» - разнообразные игровые приемы позволяют заинтересовать дошкольников  предстоящей  деятельностью,  игры  и  игровые  материалы

способствуют освоению элементарных математических представлений; дети учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал; расширение кругозора детей в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.

Сроки освоения Программы

Обязательная часть данной программы осваивается детьми в течение одного учебного года на базе образовательного учреждения;  2 занятия в неделю по 20 минут.

Содержание дошкольного образования,  согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», соответствует таким направлениям развития детей младшего дошкольного возраста, как физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Цель программы:

Развитие у детей образного и логического мышления, интереса к разнообразной

интеллектуальной деятельности, через вовлечение их в содержательную,

развивающую деятельность на занятиях, самостоятельную игровую и практическую

деятельность.

Задачи программы:

  • развитие сенсорных (предметно - действенных) способов познания: свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • развитие логико - математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
  • развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
  • развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение
  • развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической и познавательной действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей  младшего дошкольного возраста.

Программа «Игралочка»   задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития.Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.  Вариант может быть верным и неверным - тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разно уровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.

Поэтому работа с детьми в данном курсе ведется на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.

Распределение часов

№ п /п        

Совокупность направлений развития ребенка

Название пособий

Всего часов

1

Познавательное  направление

Математическое и сенсорное развитие

Развитие мелкой моторики

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».

Демонстрационный материал к учебно-методическому комплекту

«Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.

«Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.

32 занятия

Сроки

Количество посещений в неделю

Общее число занятий

сентябрь- май

  1. раз в неделю по 20 минут

32занятия за период обучения

Место проведения

Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:

- требований нормативных документов;

- материальных условий;

- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

      Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).

Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:

учебно-методические пособия, двусторонний  мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.

Принципы.

Содержание Программы  соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,

доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 

  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса);

-принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);

-принцип минимакса  (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);

-принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

-принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);

-принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);

- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

В каждое занятие включены физкультминутки, музыкальные паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми, что способствует и развитию речи дошкольников.

Раздел 3.

  Учебный план.

В  учебный план включается количество часов(учебных) в неделю, месяц, год.

Часы распределяются по дисциплинам(модулям).

№ п /п        

Модуль

Занятия

Максимально допустимое количество занятий в неделю/максимально допустимый объем  недельной образовательной нагрузки (в мин.)

1

Познавательное направление

Математическое и сенсорное развитие

Развитие мелкой моторики рук

Математическое развитие

1 (20)

Практическая деятельность в рабочих тетрадях

1 (20)

Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в неделю  (мин)

1/20

Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в месяц  (мин)

4/80

Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в год  (мин)

32/640

ИТОГО в год                

32/11час.

    Описание  модулей

Содержание программы  развития математических представлений   «Игралочка».

•          Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

•        Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

•         Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

•        Выделение части группы.

•        Нахождение «лишних» предметов.

•        Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).

•        Формирование представлений о сохранении количества.Числа 1 — 5

•        Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки. Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.

•        Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

•         Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

•        Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже.

Пространственно-временные представления

•        Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

•        Формирование временных представлений: утро - вечер, день -ночь. Установление последовательности событий. Части суток.

•        Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

•        Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

К концу обучения по программе «Игралочка» основным результатом должно стать

продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь,

фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,

классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей

(исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения,

самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе сдругими детьми) и

коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе

сравнения с образцом).

Тематическое планирование занятий кружка «Игралочка»

для детей второй младшей группы.

№ занятия

Тема

Учебные действия

Знакомства с понятиями один и много

1.Формировать представления о понятиях «один» и «много».

Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже.

2.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета.

Сравнение совокупностей (групп) по количеству. Столько же.

1.Формировать представления о численности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведение линий и т.д.).

2.Закреплять представления о понятиях «один» и «много».

Столько же, больше, меньше.

1.Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

2.Формировать представления о сохранение количества.

Столько же, больше, меньше.

1.Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы по количеству на основе составления пар.

2.Формировать представления о сохранении количества.

Столько же, больше, меньше.

1.Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много.

2.Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

Свойства предметов. Счёт до двух.

1.Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих один и два элемента.

2.Установить два способа уравнения групп предметов по количеству.

.Счёт до двух. Цифры один и два.

1.Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.

2.Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3.Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

Длиннее, короче.

1.Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

2.Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3.Начать работу по формированию пространственные представления: справа, с лева.

Круг

1.Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3.Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Шар

1.Формировать на предметной основе представление о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3.Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева.

Шире, уже.

1.Формировать пространственные представления: шире, уже.

2. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

 Счёт до трёх. Число 3.

1.Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх.

2.Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

3.Формировать на предметной основе представление о треугольнике.

4.Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.

Цифра 3.

1.Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета.

2.Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством.

3.Расширять представление о геометрических фигурах.

4.Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

На, над, под.

1.Формировать пространственные отношения: на, над, под.

2.Закреплять счёт до трёх, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы.

3.Закреплять умение сравнивать предметы по длине.

Выше, ниже.

1.Формировать пространственные представления: выше, ниже.

2.Закреплять счёт в пределах трёх, умение соотносить цифры 1-3 с количеством.

3.Закреплять пространственные представления: ближе, дальше.

4.Развивать умение группировать предметы по общему признаку.

Раньше, позже.

1.Формировать временные представления: раньше, позже.

2.Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

3.Развивть умение выявлять признаки сходства и различия предметов и фигур.

Счёт до четырёх. Число 4 и цифра 4.

1.Познакомить с образованием числа 4, на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до четырёх.

2.Познакомить с цифрой 4 как с символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством.

3.Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов в группах двумя способами.

4. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.

Квадрат.

1.Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах.

2.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому либо признаку.

Треугольник

1.Формировать представление о треугольнике, умение распознавать его в предметах окружающей обстановки.

2.Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.

3.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством.

4. Закреплять временные представления: раньше, позже.

Вверху, внизу.

1.Формировать пространственные представления вверху, внизу.

2.Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, сравнить группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

3.Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы.

Занятие 21. Слева, справа, посередине.

1. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.

2.Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения.

3.Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Счёт до пяти. Число 5. Цифра 5.

1.Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до пяти.

2.Познакомить с цифрой 5 как с символом, обозначающим пять предметов.

3.Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

Внутри, снаружи.

1.Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.

2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

3.Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.

Впереди, сзади, между.

1.Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.

2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях.

3.Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

Пара.

1.Формировать представление о парных предметах.

2.Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

3.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

4.Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.

Овал.

1.Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.

2.Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

3.Закреплять представления о треугольнике квадрате и круге.

Прямоугольник.

1.Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.

2. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

3.Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

4.Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представление о геометрических фигурах.

Числовой ряд.

1.Формировать на основе предметных действий представление о порядке и числовом ряде.

2.Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность.

3.Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

Порядковый счёт.

1.Формировать представление о порядковом счёте.

2.Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.

3.Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Игровые задания

Закреплять представление детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.

Игровые задания

Закреплять математические представления детей

Итоговое занятие

Игра – путешествие.

Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством,

представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях.

Развивать логическое мышление

Практические задания в рабочих тетрадях

№ занятия

Тема

Учебные действия

Раскрась игрушки

Закреплять понятия «один» и «много», знание основных  цветов, развивать мелкую моторику

Угости зайцев морковкой

Закреплять понятия «один» и «много», умение обводить по контуру.

Поиграем с матрешками

Знакомить  с понятием больше, меньше, развивать мелкую моторику рук.

Дорисуй картинку

Знакомить с понятием столько же, больше, меньше, развивать умение подбирать цвет, закрашивать.

Раскрась вагончики

Продолжать знакомство с понятием столько же, больше, меньше, закреплять основные цвета, умение закрашивать.

Воздушные шарики

Упражнять в счете до двух, число 2, развивать моторику рук.

Поможем мышке

Закреплять числа и цифры 1 и 2, развивать мышление.

Цветные дорожки

Знакомить  с понятием длиннее, короче, рисовать разные линии.

Дорисуй картинки

Развивать умение преобразовывать круг, правильно держать карандаш.

Раскрась яблоки для белочки

Знакомить с шаром, развивать мелкую моторику.

Шарфики для лисят

Знакомить  с понятием шире, уже, развивать умение закрашивать.

Разложи конфеты

Закреплять число 3, развивать логическое мышление.

Поможем Чебурашке

Знакомить  с цифрой 3, развивать мелкую моторику рук.

Повесим платочки

Знакомить с понятиями на, над, под, развивать умение закрашивать предметы.

Шарики для гномов

Знакомить с понятиями выше, ниже, развивать умение обводить по контуру.

Чашки для гномов

Знакомить с оттенками цветов.

Угостим котят

Учить считать до 4, развивать умение подбирать предметы, приклеивать.

Украсим коврики

Закрепление знаний о квадрате, развивать умение приклеивать предметы.

Дорисуй картинку

Развивать воображение, умение закрашивать.

Раскрась предметы

Знакомство с понятиями вверху внизу, развивать умение правильно держать карандаш.

Украсим половички

Знакомство с понятиями слева справа, развивать умение ориентироваться на листе.

Подбери заплатки

Учить считать до 5, развивать мелкую моторику рук.

Фартуки для матрешек

Продолжать знакомить с оттенками цветов.

Бусы для матрешек

Закреплять знания о круге, квадрате, треугольнике, упражнять в приклеивании.

Найди пару

Развивать логическое мышление, внимание.

Посуда для медведей

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Полотенца для гномов

Развивать умение закрашивать,не выходя за контур предмета.

Подбери пару

Формировать умение сравнивать предметы, проводить линии.

Яблоки для зверят

Упражнять в счете, развивать мелкую моторику.

Найди лишний предмет

Развивать логическое мышление, память

Разные дома

Развивать умение сравнивать предметы по высоте, подбирать цвет.

Раскрась скатерти

Закреплять цвета, оттенки цветов, умение правильно закрашивать.

Дидактический материал: демонстрационный материал, раздаточный материал, рабочие листы, цветные карандаши.

Техническое обеспечение:музыкальный центр, использование мультимедийного оборудования, ноутбук.

 Список литературы:

1.Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».

2.«Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.

3. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.

МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике                         «Игралочка»  для ст...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»

Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаматематической направленности«Игралочка»Аннотация к программе...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...