Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
рабочая программа по теме
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время.
Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям с ,ограниченными возможностями здоровья , систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов и пассажиров.
В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 340.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №
На 2015 – 2017г
Для детей с ограниченными возможностями здоровья
Возраст детей: 9 до 12 лет
Срок реализации: 2 годда
Автор – составитель: Антохина О.В. воспитатель 2 класса
г. Троицк 2015г.
Содержание:
- Целевой раздел
1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении
- Пояснительная записка к программе «Школа юного пешехода»
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы
2.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
2.3.Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.
- Организационно-методические обеспечение программы
3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
3.2. Сроки реализации программы.
3.3. Формы и методы занятий
3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- Учебно – тематическое планирование
4.1. Содержание дополнительной образовательной программы
«Школа юного пешехода»
5. Материально-технические условия реализации дополнительной образовательной программы
5.1 Материально-техническая база для реализации дополнительной образовательной программы 3 класса
6. Список литературы
1. Целевой раздел
1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
2. Пояснительная записка к программе «Школа юного пешехода»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий своих действий.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Знания, умения и навыки, приобретаемые в результате использования программы для коррекционной школы не отличаются от детей, обучающихся в массовой школе. Это достигается путём доступного изложения информации, предназначенной для усвоения детьми с ОВЗ, её дозированностью, использованием различных форм работы и закрепления материала, а также большим количеством игровых моментов в каждом занятии.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время.
Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям с ,ограниченными возможностями здоровья , систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов и пассажиров.
В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.
2.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Ведущей идеей данной программы - является реализация знаний, умений, относящихся к культуре безопасности и жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
Цель Программы:
- Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности участников дорожного движения,
- расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи Программы
Обучающие (предметные)
- изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
- изучение различных транспортных средств и их особенностей;
- обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
- изучение устройства велосипеда;
- обучение практическим навыкам вождения велосипеда;
- обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- изучение форм пропаганды безопасности движения.
Развивающие
- развитие творческих и мыслительных способностей детей с ОВЗ;
- развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей детей с ОВЗ;
- развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Воспитательные
- повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
- воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностямучащихся и уровня их физического развития);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- Демократичность и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме);
- Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному»
- Последовательность;
- Систематичность.
2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей с ОВЗ. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей с ОВЗ необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Новизна программы заключается в воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
3. Организационно-методические обеспечение программы
3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа охватывает возрастные группы детей с ограниченными возможностями здоровья от 8 до 12 лет, набор детей свободный. Определяет основные направления воспитания: доброжелательность, самостоятельность, гражданственность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить обучающихся к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.
3.2. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года. Первый год 34 часа, второй год 34 часа, 1 час в неделю.
Для успешного освоения программы численность детей с ОВЗ в группе кружка составляет не менее 6 человек. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-дидактического и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлечённости совместной деятельности воспитанников и воспитателя:
- Деятельность организована на добровольных началах;
- Дети занимаются в свободное и удобное для них время;
- Атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
- Учитываются возрастные психологические закономерности;
- Доступность программного материала и его вариативность.
Этапы:
С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов программа разделена на 4 блочно-модульных этапа:
- «Улица полна неожиданностей»
- «Наши верные друзья»
- «Мы – пассажиры и пешеходы»
- «Это должны знать все»
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дорогах.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
В четвёртом блоке учащиеся повторяют знания по ПДД, полученные ранее.
После каждого блока освоения программы проводятся контрольные срезы по усвоению детьми правил дорожного движения.
3.3. Формы и методы занятий:
обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия;
- практические занятия;
- беседы;
- конкурсы;
- соревнования;
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения;
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры;
- экскурсии;
- демонстрация фильмов и видеороликов;
- беседы с инспекторами дорожного движения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение педагогом) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, по образцу и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В результате обучения по данной программе, к концу учебного года, обучающиеся должны знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Контрольный срез знаний по данной программе, осуществляется путём викторин, конкурсов и опросников, в течение всего учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-968815-1642311446.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«Азбука дорожного движения" Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1166114-1569263414.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/29/picture-1389589-1714416168.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»
Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-303739-1549286746.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»
Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-1455151-1675355592.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/08/picture-1025730-1707419051.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»
Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...