Конспект непосредственной образовательной деятельности «Маленькие ученые» в средней логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Маленькие ученые» в средней логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod22222.docx | 51.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сургутская специальная (коррекционная)
начальная школа – детский сад I, V вида
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Маленькие ученые»
в средней логопедической группе
Воспитатель:
Герасимчик Римма Габдулхаковна
Сургут 2012
Цель: Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей, продолжать формировать у детей знания о свойствах воды.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Область «Познание»: Продолжать формировать у детей знания о свойствах воды совершенствуя восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащение чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи и в картах наблюдения.
Задачи интегрируемых познавательных областей:
Коррекционно-развивающие:
Образовательная область «Коммуникация»: Развивать любознательность. Формировать умение выражать свою точку зрения. Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о свойствах воды. Развивать связную речь – диалогическую и монологическую формы в исследовательской детской деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
Область «Коммуникация»: Формировать умение доброжелательно общаться со взрослым и сверстниками.
Образовательная область «Безопасность» : Формировать у детей представления об опасных для человека ситуациях и способах осторожного и осмотрительного отношения к ним.
Словарь: градусник, ученый, опыты, капелька.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная.
Формы организации совместной деятельности:
Решение проблемных ситуаций, опыты, ситуативный разговор.
Материал к непосредственной образовательной деятельности:
-картинки с изображением глаз, языка, носа, руки;
- карты наблюдений для каждого опыта;
- карандаши;
- корзиночки ;
- капли воды (изготовленные из бумаги);
- по 6 стаканов на каждого ребенка: для воды, молока, йогурта; воды с лимонным соком;
- 8 чайных ложечек;
- салфетки;
- бейджики с именами детей;
- белые халаты;
- аудиозапись звуков воды.
Предварительная работа:
- беседы о воде, её роли в природе и жизни человека;
- отгадывание загадок о воде;
- чтение произведений художественной литературы и поэзии о воде;
- проведение опытов и экспериментов с водой;
- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- наблюдение за водой (дождем, снегом, туманом, инеем, льдом) во время прогулок;
- использование игр с водой.
Ход занятия:
Дети располагаются на стульях полукругом; на спинках стульев висят белые халаты с бейджиками.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без...
Дети. Воды.
Звучат звуки прибоя, дождя, капели, как бежит вода из крана (по 10-15 секунд).
Воспитатель. Как вы думаете, что это были за звуки?
Дети. Море, капли, струя из крана, дождь.
Воспитатель. Как вы думаете, я могу назвать все, что услышали шумом воды? Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно познакомимся с водой и ее свойствами. А для этого я предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие учёные – исследователи? Это люди, которые проводят опыты, а работают они в лаборатории. В лаборатории находиться без специальной одежды нельзя, поэтому мы все наденем халаты. Также в лаборатории все должны соблюдать технику безопасности при проведении опытов. Все результаты, которые ученые получают в ходе исследования заносятся в карту наблюдения. Такие карты есть и у вас на столах и вы сегодня, ученые – тоже будете заполнять такие карты. Готовы искать ответы на интересные вопросы? Ну что ж, уважаемые, коллеги, пройдите в лабораторию «Зоркие глазки» и займите места.
Дети проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода не имеет цвета»: на столе расположена картинка с изображением глаз, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами наблюдения; на салфетках перед каждым ребенком стоят стаканы с водой и молоком, лежат 2 чайные ложечки.
Воспитатель. Как вы думаете, что же мы можем узнать о воде в данной лаборатории?
Дети. С помощью глаз мы можем определить цвет воды.
Воспитатель. Правильно, но я хочу напомнить о технике безопасности: не мешать товарищу, аккуратно опустить в стаканы ложечки и внимательно понаблюдать за ними. Конечно, не забываем занести результат карандашами в карты наблюдения, которые находятся в оранжевой корзиночке. Приступаем к проведению опыта и выяснению вопроса «имеет ли вода цвет?»
Воспитатель. Уважаемые ученые, что у вас получилось?
Дети. В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком – нет. Воспитатель. Выходит, мы можем сделать вывод, что вода прозрачная, то есть не имеет цвета. Результат этого опыта мы будем записывать в карту наблюдения. Посмотрите и зачеркните лишние обозначения, и оставьте нужное.
Дети зачёркивают капельку красного и желтого цветов и оставляют капельку без цвета. Воспитатель опрашивает детей и уточняет ответы: вода не имеет цвета.
Дети проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода не имеет вкуса»: на столе расположена картинка с изображением языка, половинка лимона, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами наблюдения; на салфетках перед каждым ребенком стоят 2 стакана: с чистой водой (с белой трубочкой) и водой со вкусом лимона (с желтой трубочкой).
Воспитатель. Приглашаю вас в лабораторию «Волшебный язычок». Что же можно узнать о свойствах воды здесь?
Дети. Что с помощью языка мы определяем вкус.
Воспитатель. Я с вами согласна. Но техника безопасности нас предупреждает, что спешить пробовать содержимое стакана нельзя. Надо быть уверенным в том, что это безопасно. А где мы должны отметить результаты опыта?
Дети. В карте наблюдений.
Воспитатель. Посмотрите на стаканчики. Что вы скажите о содержимом стаканов?
Дети. Похоже на воду.
Воспитатель. Возьмите стаканчик с белой трубочкой и попробуйте на вкус.
Дети. Вода.
Воспитатель. А теперь, (воспитатель как будто выдавливает сок из лимона) попробуйте то, что налито в стакан с желтой трубочкой. Что можете сказать?
Дети. Вода кислая. С лимонным вкусом.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Вы капнули в стаканы сок лимона.
Воспитатель. Что удалось выяснить этим опытом? Как будете отмечать в карте наблюдения?
Дети. Вода без вкуса. В карте перечеркиваем рисунок лимона и конфеты.
Дети отмечают свои результаты.
Дети проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода не имеет запаха»: на столе расположена картинка с изображением носа, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами наблюдения; на салфетках перед детьми стоят по 2 стакана: с чистой водой и йогуртом со вкусом малины.
Воспитатель. Приглашаю вас пройти в лабораторию «Чуткий носик». Здесь правила по технике безопасности такие: нельзя подносить под нос сосуд с содержимым, это опасно, ведь некоторые вещества имеют вредные пары. Поэтому, нужно держать сосуд на уровне носа, но на некотором расстоянии и плавными движениями ладони направлять поток воздуха к носу. Вот так (показ воспитателя). Подскажите мне, что же мы выясним о свойствах воды в данной лаборатории?
Дети. С помощью носа мы узнаём запахи.
Дети нюхают воду и йогурт в стаканчиках и выясняют, что из них имеет запах. Воспитатель с детьми делает вывод: вода без запаха. Дети работают в карте наблюдений.
Дети проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода имеет разную температуру»: на столе расположена картинка с изображением руки, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами наблюдения; на салфетках перед детьми стоят 2 тазика с прохладной и теплой водой.
Воспитатель. Пройдите, пожалуйста, в следующую лабораторию, которая называется «Умные руки». Подскажите мне, что же мы здесь выясним о воде?
Дети. Воду можно потрогать руками.
Воспитатель. Может кто-то из вас, юные ученые, объяснит нам технику безопасности при обращении с водой?
Дети. Вода может быть сильно холодной или горячей.
Воспитатель. Я согласна с вами. Проверять воду нужно не спеша: сначала мы подносим ладони к тазику с водой, но не дотрагиваемся; если посуда не горячая – пробуем ладонями и, если только здоровью не угрожает опасность обжечься можно опустить пальцы в воду и проверить. Не забудьте про карту наблюдения.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Расскажите нам о своем результате.
Дети. Вода в одном тазике теплая, в другом – прохладная (холодная).
Воспитатель. Как отметили в карте наблюдения?
Дети. Оставляем рисунок с термометром, а другие перечеркиваем.
Воспитатель. Вы зачеркнули изображение ручки. Почему?
Дети. Потому что ручка не поможет узнать температуру воды.
Воспитатель. А с помощью чего можно выяснить температуру воды?
Дети. Поможет градусник.
Воспитатель. Уважаемые коллеги, пожалуйста, пройдите все к доске и обратите ваше внимание на лист наблюдений. Выберите себе по желанию: результат какого из опытов, проведенных в лабораториях, хотели бы рассказать для всех.
Дети выбирают себе лист наблюдений, отмечают результат того или иного опыта и рассказывают с опорой на большой лист наблюдения: вода не имеет цвета, без вкуса, без запаха, бывает разной температуры.
Воспитатель. Вы очень добросовестно провели свои исследования. Сейчас мы с вами проведем следующее исследование и выясним, где и для чего в нашей группе нужна вода и наклеим там капельки.
Воспитатель раздает детям по 2 бумажные капельки на липкой ленте. Дети идут по группе, делают остановки.
Около буфета и мойки.
Дети. Я приклеиваю капельку на мойку, потому что помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду. (Приклеивает капельку.) Там же.
Дети. Я приклеиваю капельку на графин, потому что всегда есть вода для питья. (Приклеивает капельку.)
В уголке природы: возле растений.
Дети. Я приклеиваю капельку на цветок, потому что цветы надо поливать, они живые, без воды пропадут - им нужна вода. (Приклеивает капельку.)
У аквариума.
Дети. Я приклеиваю капельку на аквариум, потому что рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивает капельку.)
Воспитатель. Какая чистая вода в аквариуме. Вы, ребята, знаете, что рыбы и водоросли могут жить только в чистой воде.
В игровом уголке.
Воспитатель. А нужна ли вода нашим игрушкам?
Дети. Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку.)
Воспитатель. А где больше всего мы пользуемся водой?
Дети. В туалетной комнате. Вода нужна, чтобы дети и взрослые могли мыть руки и лицо, купаться, стирать, пользоваться унитазом.
Воспитатель. Вот ребята, как много пользы приносит вода в группе. Но вода может приносить, как пользу, так и вред. Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Вода - это хорошо. Для чего?
Дети. Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. С водой можно играть, готовить еду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель. Отлично справилась с заданием! А теперь, скажите вода - плохо. Для кого и чего?
Дети. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Без взрослых нельзя заходить в реку, море. Бывают сильные дожди и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель. И всё – таки, вода добрый друг и помощник человека. Наша лаборатория сегодня закрывается и мы вернемся к себе в группу «Колокольчик».
Дети проходят к стульчикам, присаживаются.
Воспитатель. Расскажите мне, что нового и интересного вы сегодня узнали? Понравилось быть учеными? Хотите, чтоб мы и дальше узнавали о свойствах волшебницы воды? Я рада, что вы желаете узнавать новое и интересное о воде и не только. Конечно, впереди нас ждут следующие опыты и открытия. Спасибо всем ученым. А Вадим расскажет стихотворение «Волшебница Вода». Пожалуйста!
Чтение наизусть стихотворения.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
Воспитатель. Спасибо! Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо использовать бережно и не засорять речки и моря. Можете снять свои халаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группе
Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности«Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группеЦель: развитие коммуникативной компетенции дошкольников....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности "Маленькие сказочники" (старшая группа)
Мы представляем вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по О.Х.Л. по теме: "Маленькие сказочники"...
Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькие жители Земли».
Конспект организованной образовательной деятельности о насекомых для детей старшего возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькой елочке холодно зимой» (рисование + аппликация) ( средняя группа)
Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации для детей среднего дошкольного возраста....
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"
Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет....
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные
Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...