Конспект непосредственной образовательной деятельности «Маленькие ученые» в средней логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

  Конспект  непосредственной образовательной деятельности     «Маленькие ученые»  в  средней  логопедической  группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod22222.docx51.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутская специальная (коррекционная)

начальная школа – детский сад I, V вида

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 «Маленькие ученые»

в  средней  логопедической  группе

C:\Users\user\Pictures\Картинки\Clipart\CLIPART2\J0232110.WMF

Воспитатель:

 Герасимчик Римма Габдулхаковна

        

                                                   

                                                Сургут  2012

Цель: Развивать  познавательно - исследовательскую деятельность детей, продолжать формировать у детей знания о свойствах воды.

Задачи:        

Коррекционно-образовательные:

Область «Познание»: Продолжать формировать у детей  знания о свойствах  воды совершенствуя восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащение чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи и в картах наблюдения.

Задачи интегрируемых познавательных областей:

Коррекционно-развивающие:

Образовательная область «Коммуникация»: Развивать любознательность. Формировать умение выражать свою точку зрения.  Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей  о свойствах воды. Развивать связную речь – диалогическую и монологическую формы  в исследовательской детской деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

Область «Коммуникация»:   Формировать умение доброжелательно общаться со взрослым и сверстниками.

Образовательная область «Безопасность» : Формировать у детей  представления об опасных для человека ситуациях и способах осторожного и осмотрительного отношения  к ним.

Словарь: градусник, ученый, опыты, капелька.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная.

Формы организации совместной деятельности:

Решение проблемных ситуаций, опыты, ситуативный разговор.

Материал к непосредственной образовательной деятельности:

-картинки с изображением глаз, языка, носа, руки;

- карты  наблюдений для каждого опыта;

- карандаши;

- корзиночки ;

- капли воды (изготовленные из бумаги);

-  по 6  стаканов  на каждого ребенка: для воды, молока, йогурта; воды с лимонным соком;

- 8   чайных ложечек;

-  салфетки;

- бейджики с именами детей;

- белые халаты;

- аудиозапись звуков воды.

Предварительная работа:

 - беседы о воде, её роли в природе и  жизни человека;

- отгадывание загадок о воде;  

- чтение произведений художественной литературы и поэзии о воде;

- проведение опытов и экспериментов с водой;

- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;

- наблюдение за водой (дождем, снегом, туманом, инеем, льдом)  во время прогулок;

- использование игр с  водой.

Ход занятия:

Дети располагаются на стульях полукругом; на спинках стульев висят белые халаты  с  бейджиками.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы плыли корабли,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без...

Дети. Воды.

Звучат звуки прибоя, дождя, капели, как бежит вода из крана (по 10-15 секунд).

Воспитатель. Как вы думаете, что это были за звуки?

Дети. Море, капли, струя из крана, дождь.

Воспитатель. Как вы думаете, я  могу  назвать все, что услышали  шумом воды?  Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня  мы  более подробно познакомимся с водой и ее свойствами. А для этого я предлагаю  вам стать  учёными и  заняться исследованием воды. Вы знаете,  кто такие учёные – исследователи? Это люди, которые проводят опыты, а работают они в лаборатории. В лаборатории находиться без специальной одежды нельзя, поэтому мы все наденем  халаты. Также в лаборатории все должны соблюдать технику безопасности при проведении опытов. Все результаты, которые  ученые получают  в ходе исследования заносятся в карту наблюдения. Такие карты есть и у вас на столах и вы сегодня, ученые – тоже будете заполнять такие карты.  Готовы искать ответы на интересные вопросы?  Ну что ж, уважаемые, коллеги, пройдите в лабораторию «Зоркие глазки»  и займите места.

Дети проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода не имеет цвета»: на столе расположена картинка с изображением глаз, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами  наблюдения;  на салфетках перед каждым ребенком стоят  стаканы с водой и молоком, лежат 2 чайные ложечки.

Воспитатель.  Как вы думаете, что же мы можем узнать о воде в данной лаборатории?

Дети. С помощью глаз мы можем  определить  цвет воды.

Воспитатель. Правильно,  но я хочу напомнить о технике безопасности: не мешать товарищу, аккуратно опустить в стаканы ложечки  и внимательно понаблюдать за ними. Конечно, не забываем занести результат карандашами в карты наблюдения, которые находятся в оранжевой корзиночке.  Приступаем к проведению опыта и выяснению вопроса «имеет ли вода цвет?»

Воспитатель. Уважаемые ученые, что у вас получилось?

Дети. В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком – нет.  Воспитатель. Выходит, мы можем  сделать вывод, что вода прозрачная, то есть не имеет цвета.  Результат этого  опыта  мы будем записывать в карту наблюдения.  Посмотрите и зачеркните лишние обозначения, и оставьте нужное.

Дети зачёркивают  капельку красного и желтого цветов  и оставляют капельку без цвета. Воспитатель опрашивает детей и уточняет ответы: вода не имеет цвета.

Дети проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода не имеет вкуса»: на столе расположена картинка с изображением  языка, половинка лимона, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами  наблюдения;  на салфетках перед каждым ребенком стоят  2 стакана: с чистой водой (с белой трубочкой)  и водой со вкусом лимона (с желтой трубочкой).

Воспитатель. Приглашаю вас в лабораторию «Волшебный язычок». Что же можно узнать о свойствах воды здесь?

Дети. Что с помощью языка мы определяем  вкус.

Воспитатель. Я с вами согласна.  Но техника безопасности нас предупреждает, что спешить  пробовать  содержимое стакана нельзя. Надо быть уверенным  в том, что это безопасно. А где мы должны отметить результаты опыта?

Дети. В карте наблюдений.

Воспитатель. Посмотрите на стаканчики. Что вы  скажите о содержимом стаканов?

Дети. Похоже на воду.  

Воспитатель. Возьмите стаканчик с белой трубочкой и попробуйте на вкус.

Дети. Вода.

Воспитатель. А теперь, (воспитатель как будто выдавливает сок из лимона) попробуйте то, что налито в стакан с желтой трубочкой. Что можете сказать?

Дети. Вода кислая. С лимонным вкусом.

Воспитатель.   Как вы догадались?

Дети. Вы капнули в стаканы  сок лимона.

Воспитатель. Что удалось выяснить этим опытом? Как будете отмечать в карте наблюдения?

Дети. Вода без вкуса. В карте  перечеркиваем рисунок лимона и конфеты.

Дети отмечают свои результаты.

Дети  проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода не имеет запаха»: на столе расположена картинка с изображением носа, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами  наблюдения;  на салфетках перед детьми стоят по 2 стакана: с чистой водой и йогуртом со вкусом малины.

Воспитатель. Приглашаю вас пройти в лабораторию «Чуткий носик». Здесь правила по технике безопасности такие: нельзя подносить под нос сосуд с содержимым, это опасно, ведь некоторые вещества имеют вредные  пары. Поэтому, нужно держать сосуд на уровне носа, но на некотором расстоянии и плавными движениями ладони  направлять поток воздуха к носу. Вот так (показ воспитателя).  Подскажите  мне, что же мы выясним о свойствах воды в данной лаборатории?

Дети. С помощью носа мы узнаём  запахи.

Дети нюхают воду и  йогурт в стаканчиках и выясняют, что из них имеет запах.  Воспитатель с детьми делает вывод:  вода без запаха.  Дети  работают в карте наблюдений. 

Дети  проходят к столам, оборудованным для проведения опыта «Вода имеет разную температуру»: на столе расположена картинка с изображением руки, корзиночка с 4 простыми карандашами и картами  наблюдения;  на салфетках перед детьми стоят 2 тазика с прохладной и теплой водой.

Воспитатель. Пройдите,  пожалуйста, в следующую лабораторию, которая называется  «Умные руки». Подскажите мне, что же  мы здесь выясним о воде?

Дети. Воду можно потрогать руками.

Воспитатель. Может кто-то из вас, юные ученые, объяснит нам технику безопасности при обращении с водой?

 Дети. Вода может быть сильно холодной или горячей.

Воспитатель. Я согласна с вами. Проверять воду нужно не спеша: сначала мы подносим ладони к тазику с водой, но не дотрагиваемся; если  посуда не горячая  –  пробуем ладонями и, если только здоровью не угрожает опасность обжечься  можно опустить пальцы в воду и проверить. Не забудьте про карту наблюдения.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Расскажите нам о своем результате.

Дети. Вода в одном тазике теплая, в другом – прохладная (холодная).

Воспитатель.  Как отметили в карте наблюдения?

Дети. Оставляем рисунок с термометром, а другие перечеркиваем.

Воспитатель.  Вы зачеркнули изображение ручки. Почему?

Дети. Потому что ручка не поможет узнать температуру воды.

Воспитатель.  А с помощью чего можно выяснить температуру воды?

Дети. Поможет градусник.

Воспитатель. Уважаемые коллеги,   пожалуйста,  пройдите все к доске и обратите ваше внимание на лист наблюдений.  Выберите себе по желанию: результат  какого  из опытов, проведенных в лабораториях, хотели бы рассказать для всех.

Дети выбирают себе лист наблюдений, отмечают результат того или иного опыта и  рассказывают с опорой на большой лист наблюдения:  вода  не имеет цвета,  без вкуса, без запаха, бывает разной температуры.

 Воспитатель. Вы очень добросовестно провели свои исследования. Сейчас мы с вами проведем следующее  исследование и выясним, где и для чего в нашей группе нужна вода  и наклеим там капельки.

          Воспитатель раздает детям по 2 бумажные капельки на липкой ленте.  Дети идут по группе, делают остановки.

Около буфета и мойки.

Дети. Я приклеиваю капельку на мойку,  потому что помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду. (Приклеивает капельку.) Там же.

Дети. Я приклеиваю капельку на графин, потому что всегда есть вода для питья. (Приклеивает капельку.)

В уголке  природы: возле растений.

Дети. Я приклеиваю капельку на цветок, потому что цветы надо поливать, они живые, без воды пропадут - им нужна вода. (Приклеивает капельку.)

У  аквариума.

Дети. Я приклеиваю капельку на аквариум, потому что рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивает капельку.)

Воспитатель. Какая чистая вода в аквариуме. Вы, ребята, знаете, что рыбы и водоросли могут жить  только в чистой воде.

В  игровом уголке.

Воспитатель. А нужна ли вода нашим игрушкам?

Дети. Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку.)

Воспитатель. А где  больше всего мы пользуемся водой?

Дети.  В туалетной комнате. Вода нужна, чтобы дети и взрослые  могли мыть руки и лицо, купаться, стирать, пользоваться унитазом.

Воспитатель. Вот ребята, как много пользы приносит вода в группе. Но  вода  может приносить, как пользу,  так и вред.   Поиграем в игру «Хорошо – плохо».  Вода - это хорошо.  Для чего?

Дети.  Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки.  Водой можно мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду.  С водой можно играть, готовить еду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель.  Отлично справилась с заданием! А теперь, скажите вода -  плохо.  Для кого и чего?

Дети.  Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься.  Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.  Без взрослых нельзя заходить в реку, море.  Бывают  сильные дожди и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель.  И всё – таки, вода добрый друг и помощник человека. Наша лаборатория сегодня закрывается и мы вернемся к себе в группу «Колокольчик».

Дети проходят  к стульчикам, присаживаются.

Воспитатель. Расскажите мне, что нового  и интересного вы сегодня узнали? Понравилось быть учеными? Хотите, чтоб мы и дальше узнавали о свойствах волшебницы воды?  Я рада, что вы желаете узнавать новое и интересное о воде и не только. Конечно, впереди нас ждут следующие опыты и открытия. Спасибо всем ученым. А Вадим расскажет стихотворение «Волшебница Вода». Пожалуйста!

        Чтение наизусть стихотворения.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

Воспитатель.  Спасибо!  Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо использовать  бережно и не засорять речки и моря. Можете снять  свои халаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группе

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности«Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группеЦель: развитие коммуникативной компетенции дошкольников....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности "Маленькие сказочники" (старшая группа)

Мы представляем вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста по О.Х.Л. по теме: "Маленькие сказочники"...

Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькие жители Земли».

Конспект организованной образовательной деятельности о насекомых для детей старшего возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькой елочке холодно зимой» (рисование + аппликация) ( средняя группа)

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации для детей среднего дошкольного возраста....

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"

Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет....

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...