Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Панкова Ирина Евгеньевна

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pochemuchka.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительной образовательной деятельности

"Маленькие почемучки"

средняя группа

руководители: Панкова И. Е.

2015г.

Содержание:

 

 

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Организационно-методическое обеспечение программы.
  4. Формы и методы занятий.
  5. Техническое оснащение занятий.
  6. Перспективный  план работы кружка
  7. Предполагаемые результаты.
  8. Литература

 

 

1.Пояснительная записка.

 

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

2. Цели и задачи программы:

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Обучающие: -Познакомить детей с понятиями: отражение, вес, прозрачность,                        

                       теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость.

                        -Формировать умение следовать устным инструкциям.

                       -Знакомить детей с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый,                    

                       сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;

                       -Расширять развитие поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в

                       мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

 

Развивающие: -Развивать у детей мыслительные операции (анализ,сравнение, классификация, обобщение).

                         - Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).

 

                         - Мелкую моторику рук и глазомер.

                         - Творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

 

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

                            Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают причины возникновения звука, свойства воды, представления о плывучести предметов, свойства воздуха, свойства глины, способности магнита притягивать предметы, причину возникновения солнечных зайчиков, свойствами стекла, свойствами металла, свойствами резины, свойствами пластмассы.

 

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

Численность детей в кружке – 22 человека, делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 4- 5 лет

 

4. Формы и методы

 

Формы проведения занятий: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах, тройками и т.д.).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

 

5. Техническое оснащение занятий.

Для проведения занятий необходимо иметь: предметные картинки, пластмассовые, деревянные , резиновые шарики, шишки, дощечки, кусочки мыла, воздушные шарики, различные камешки, прозрачные емкости

( подробнее см. в «Перспективном плане»).


 6. Перспективный план работы ДОД  

                                                                                                     Октябрь                                                                               

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

Почему все звучит?

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Бубен, стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.

Тугушева Г.П.

 « Экспериментальная деятельность»

Стр 10                            

2 неделя

Прозрачная вода.

Вода принимает форму.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.

Две непрозрачные банки             ( одна заполнена водой ), ложки, маленький ковшик, предметные картинки, резиновые перчатки, надувной шарик, таз , цветные карандаши.

ТугушеваГ.П.                      

  « Экспериментальная деятельность»

Стр 11 -12.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 27.

3неделя

Какие предметы могут плавать?

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Таз с водой пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей.

Тугушева Г.П.                                 

      « Экспериментальная деятельность»

Стр 13

4 неделя

Кто живет в воде.

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.

Аквариум с рыбками, таз с водой, иллюстрации животных.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 26.

 

 

Ноябрь

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

 

Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящие в разное время суток; картинки с изображением источников света, несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 35.

Тугушева Г.П.                                   

« Экспериментальная деятельность»

Стр 20.

2 неделя

Делаем мыльные пузыри.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр31             

 Тугушева Г.П.                                  

   « Экспериментальная деятельность»

13

                                 

3неделя

Воздух повсюду.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

Воздушный шарик, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, лист бумаги.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 31,32.

Тугушева Г.П.                                       «Экспериментальная деятельность»

Стр 15

4 неделя

Воздух работает

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы:                             парусные суда, воздушные шары и т.д.

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Тугушева Г.П.                                  

    « Экспериментальная деятельность»

Стр 15.

 

Декабрь

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

Каждому камешку свой домик.

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Различные камешки, четыре коробочки подносики с песком, модель обследования предмета, картинки схемы, дорожки из камней.

Тугушева Г.П.                                  

    « Экспериментальная деятельность»

Стр 16

2 неделя

Можно ли менять форму камня и глины.

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Дощечка для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета

Тугушева Г.П.                                   

  « Экспериментальная деятельность»

Стр 18.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр.34.

3неделя

Изготовление цветных льдинок.

 

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

 

Емкость с окрашенной водой. Разнообразные формочки, веревочки.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 28.

Тугушева Г.П.                                   

  « Экспериментальная деятельность»

Стр 13

4 неделя

Тающий лед

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.

Тарелка , миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Тугушева Г.П.                                   

  « Экспериментальная деятельность»

Стр 23

              

 

 

Январь

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

Где вода?

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Тугушева Г.П.                                  

   « Экспериментальная деятельность»

Стр 27 

2 неделя

Что растворяется в воде.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Мука, сахар,   речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, картинки с изображением представленных веществ.

 

Тугушева Г.П.                                  

   « Экспериментальная деятельность»

Стр 34 

3неделя

Угадайка

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы, и размеров из разных материалов.

Тугушева Г.П.                                  

   « Экспериментальная деятельность»

Стр 30 

4 неделя

Ловись , рыбка и мала и велика.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная « Рыбка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Тугушева Г.П.                                   

  « Экспериментальная деятельность»

Стр 31           

Педкопилка.

 

 

Февраль

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

Фокусы с магнитами

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами

Магниты, миска с водой. деревянные палочки, гусь вырезанный из пенопласта.

Тугушева Г.П.                                   

  « Экспериментальная деятельность»

Стр 32

2 неделя

Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

Зеркала

 Тугушева Г.П.                                    

« Экспериментальная деятельность»

Стр 34

3неделя

Что отражается в зеркале.

Познакомить детей с понятиями                           «отражение» найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушные шары, сковорода.

Тугушева Г.П.                                 

    « Экспериментальная деятельность»

Стр 35 

4 неделя

Волшебное сито

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

Совки, различные сита, ведерки, миски крупа манная, рис.

Тугушева Г.П.                                    

« Экспериментальная деятельность»

Стр 36 

 

Март

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определить его качества                          (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление теплопроводность.

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 47.

2 неделя

Металл, его качества и свойства

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички. Алгоритм описания свойств материала.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 48.

3неделя

Резина, ее качества и свойства

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества                                   (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 48

4 неделя

Пластмасса, ее качества и свойства.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спички, алгоритм свойств материала.

О.В.Дыбина

« Неизведанное рядом»

Стр 49.

 

 

Апрель

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

        Природные часы.

Познакомить, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов. Развивать творческую инициативу, интерес.

Аппликация солнышка, петуха.

Педкопилка.

2 неделя

Часы которые изобрел человек.

Познакомить с историей часов; провести практическое занятие с песочными и механическими часами, изготовление песочных часов.

2 пустые маленькие пластиковые бутылки, песок, наручные часы, будильник.

Н.М. Зубков « Воз и маленькая тележка чудес».

Педкопилка.

3неделя

Календарь

Помочь детям понять, как измеряются более длинные временные отрезки; сформировать понятие о взаимосвязи календарного и фенологического                    (природного) времени

Календари, иллюстрации времен года, спил дерева – своеобразный природный календарь.

Педкопилка.

4 неделя

Что такое микроскоп

Познакомить детей с микроскопом, его устройством, значением, областями применения, развивать интерес, наблюдательность.

Микроскоп

Педкопилка.

 

 

Май

 

Тема

Цели

Оборудование

Используемый источник

1неделя

Песочная страна

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомиться со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лист плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Тугушева Г.П.                                

     « Экспериментальная деятельность»

Стр 27. 

2 неделя

Цветной песок

Познакомить со способом изготовления цветного песка                             (перемешать его с цветным мелом) научиться пользоваться теркой.

Цветные мелки, песок, мелкая терка. Небольшие баночки с крышками.

Тугушева Г.П.                                 

    « Экспериментальная деятельность»

Стр 38

3неделя

Игры с песком

Закреплять представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Игрушки животных, грабли, лейка.

Тугушева Г.П.                                

     « Экспериментальная деятельность»

Стр 39. 

4 неделя

Фонтанчики

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Пластиковые бутылки, спички вода.

Тугушева Г.П.                                

     « Экспериментальная деятельность»Стр 40. 

 

 

 

 7. Предполагаемые результаты

 

В результате дополнительных  занятий:

1. Дети познакомятся:

-с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость;

-с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый, сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;

2. Научаться следовать устным инструкциям, даваемым взрослыми;

3. Возникнет желание участвовать в опытно – экспериментальной деятельности;

4. Будет более развита поисково – познавательная деятельность;

5. Будет более развиты мыслительный операции и познавательные процессы;

6. Дети будут радоваться успехам своих товарищей, и стремиться помочь нуждающимся в помощи.

                                    

 

8.Литература:

1. Г.П. Тугушева « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

2. О.В. Дыбина « Неизведанное рядом».

3. Н.М. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Рабочая  программа  – это локальный документ, в котором  моделируется образовательная деятельность по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ...

Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности

В данном материале предлагается Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности, используемая в моей группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего вида на 2017-2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив средней группеобщеразвивающего видана 2017-2018 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающего вида на 2017-2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив средней группеобщеразвивающего видана 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе...

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе

Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе...