Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Исаева Ольга Михайловна

Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_umniki_2.docx58.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» МО «Лениногорский  муниципальный район РТ».

           

         

Рабочая программа

дополнительной образовательной деятельности «Маленькие умники»

Комплекс интеллектуально - развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 4-5 лет (второй год обучения)

2016-2017 учебный год

                                                                               

                                                                                           Руководитель:

Исаева О.М.,

                                                                                            воспитатель  I квалификационной категории

г. Лениногорск, 2016г

Содержание

      1.Пояснительная записка.

  1. Общие сведения о кружке
  2. Актуальность кружка
  3. Комплектование группы
  4. Цели и задачи кружка
  5. Формы организации детей
  6. Формы работы с детьми
  7. Методы работы
  8. Развивающая среда
  9. Ожидаемые результаты
  1.   Работа с родителями.  
  2. Сведения о руководителе кружка
  3. Ожидаемые результаты
  4. Перспективно-календарный план работы кружка
  5. Программно-методическое обеспечение работы кружка
  6. Мониторинг

Пояснительная записка

  1. Общие сведения о кружке.

Рабочая  программа кружка «Маленькие умники» МАДОУ «Детский сад №7» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Социальными заказчиками деятельности кружка «Маленькие умники» являются родители воспитанников.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения  позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

- Интеллектуальное развитие детей

-  Развитие логического мышления

- Развитие познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- Закрепление сенсорных эталонов.

1.2. Актуальность кружка

    Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь.

В процессе этих действий человек использует определенные приемы:

  • определение состава, структуры и организации частей и элементов целого;
  • ориентация на существенные признаки явлений и предметов;
  • определение взаимосвязей между явлениями и предметами;
  • обнаружение тенденций и закономерностей развития;
  • построение гипотез и обнаружение следствий;
  • осознанная аргументация логических операций.

           Работая в средней группе детского сада сочла возможным продолжить  процесс формирования логических  приемов мышления  с 4 – 5 лет.
Основывала я свой выбор по нескольким причинам.
1. Группа детей, с которыми я работаю второй год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.
Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
2. Программа , являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
3. Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
2. Этапы  работы.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие ЭТАПЫ  РАБОТЫ:
1.   Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми среднего дошкольного возраста.
2.   Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
3.   Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
4.   Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
5.   Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций). 
6.   Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
7.   В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.
3. Цели и задачи обучения и воспитания.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям:
·     анализа – синтеза,
·     сравнения,
·     использованию частицы отрицания «не»,
·     классификации,
·     упорядоченности действий,
·     ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей:
·     речи (умение рассуждать, доказывать),
·     произвольности внимания,
·     познавательных интересов,
·     творческого воображения,
3. Воспитание:
·     коммуникативных навыков,
·     стремления к преодолению трудностей,
·     уверенности в себе,
·     желание вовремя придти на помощь сверстникам
.

Дополнительная  образовательная программа  «Маленькие умники» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, не дублирует Основную образовательную программу МАДОУ «Детский сад №7».

Комплексно-тематический  план рассчитан на 8 месяцев. Занятия 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия за данный период. Продолжительность занятий средней группе – 20 минут.  

1.3. Комплектование группы.

Кол-во детей в кружке: 18  детей. Занятия проводятся по подгруппам, по  9 человек.

1.4. Цели и задачи кружка «Маленькие умники»

Основная цель – создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.

Задачи.

     Развивающие:

- Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

-  Развитие произвольности внимания; творческого воображения; познавательного интереса, желание и потребности узнать новое;

- Развивать желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности

     Образовательные:

- учить детей различным способам обследования предметов, их группировки по цвету, форме, величине;

- учить подбирать и называть цвета, по соответствующим предметам;

- познакомить с  различными способами описания формы;

- развитие у детей речи (умение рассуждать).

     Воспитательные:

 - Воспитание у детей  интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе. 

- Воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание во время прийти на помощь.

- Способствовать раскрытию индивидуальности, проявлению самобытности детского восприятия.

В рабочей программе кружка «Маленькие умники»  использован  методический набор «Давайте вместе поиграем», авторы: Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. .- СПб, 2000г.

1.5.  Формы организации детей

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые
  • Групповые

1.6.  Формы работы с детьми

  • Игра
  • Игра - путешествие
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Интегративная деятельность
  • Проблемная ситуация

1.7.  Методы и приемы

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.

1.8. Развивающая среда:

  • Наборы логических блоков Дьенеша
  • Палочки Кюизенера
  • Карточки с символами свойств
  • Игры на составление плоскостных изображений предметов
  • Обучающие настольно-печатные игры
  • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов
  • Геометрические мозаики и головоломки

1.9. Ожидаемые результаты

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Уметь:

-  Выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

-  Классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.

         -  Давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных  моделей.

-  Конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Итогом реализации программы является конструирование из блоков Дьенеша. А также итоговое занятие для родителей.

 II   Работа с родителями

- Анкетирование родителей:  «Потребности родителей», «Удовлетворены ли вы работой кружка»

- Педагогическая лаборатория для родителей «Блоки Дьенеша»

-  Мастер-класс для родителей

-  «День открытых дверей»

- Консультации для родителей «Развивающие игры в жизни детей», «Учим играя»

- Оформление фотовыставки

- Папка – передвижка «Игры для всей семьи» (математические игры с элементами ТРИЗ - технологии)

- Фоторепортажи деятельности детей

III  Сведения о руководителе кружка «Маленькие умники»

Фамилия  Имя  Отчество

Исаева Ольга Михайловна

Образование

Высшее

Должность

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №7»

Квалификация

Первая квалификационная категория

Перспективно-календарный план

№ занятия

Тема

Цель

Материалы и оборудование

Методические приёмы

Выход темы

Октябрь

Занятие 1-2

Диагностика

Выявить исходную степень сформированности логического мышления  детей 4-5  лет

Диагностический инструментарий (в приложение)

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

Инд. консультирование родителей

Занятие  3-5

Какие бывают символы

 Развивать умение выявлять

в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; сравнивать предметы по одному, двум и трем заданным свойствам.

Учить понимать символику, соотносить предмет с определенным значком, выделять признаки с опорой на символ.

Воспитывать толерантность.

Наборы логических блоков Дьенеша на каждого ребёнка, набор карточек

1.Рассматривание блоков.

2.Рассказ воспитателя о символике

3. Физкультминутка

4. Классификация блоков по: форме, цвету, размеру, толщине.

5. Индивидуальные игры с блоками по инициативе.

Д.и. Найди клад»

Д.и. «Домино»

Д.и. «Помоги Чебурашке»

П.и. «Дорожки»

С - р.и. «Магазин»

Изготовление карточек символов родителями и детьми.

 Занятие            6-8

От символов к кодовому обозначению

Развивать представление о символическом изображении предметов. Учить читать кодовое изображение фигур и находить соответствующий блок. Воспитывать аккуратность.

Наборы логических блоков Дьенеша; карточки с симво-лами

1.Рассматривание изображений в альбоме

2.Подбор нужных фигур с комментированием

3.Физкультминутка

4.Продолжаем играть:

Д.и. «Лабиринт»

Д.и. «Ступени успеха»

Д.и. «Угадай-ка»

Д.и. «Помоги муравьишкам»

П.и. «Где чей гараж?»

П.и. «Автотрасса»

С - р.и. «Магазин», «Автобус».

Подготовка и проведение совместного занятия «Путешествие на Поезде

Занятия

9-11

Свойства предметов в символическом изображении

Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом или символом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета. Воспитывать дружелюбность.

Наборы логических блоков Дьенеша, карточки с символами на каждого ребёнка

Д.и. «Житейские истории»

Д.и. «Ступени успеха»

Д.и. «Угадай-ка»

Д.и. «Помоги муравьишкам».

П.и. «Поймай пару»

П.и. «Две дорожки» (1.с.31)

П.и. «Поймай тройку» (1.с.32)

С - р.и. «Морские путешествия», «Автобус».

Семинар-практикум «Развитие мыслительных умений с помощью логических блоков Дьенеша»

Занятия

12-14

Кодирование и декодирование информации

 Развивать умения кодировать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств предметов с помощью знаков-символов и декоди-ровать её. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

1.Коллективные игры-задания по распределению блоков по размерам, цвету, форме.

2. Физкультминутка:

Д.и. «Волшебное дерево»

«Помоги фигурам выбраться из леса»

«Транспорт к выезду готов»

«Восстанавливаем разрушенный город»

П.и. «Найди меня»

«Хитрые загадки» (авторская)

«Лепим нелепицы»

Круглый стол «Играем вместе».

Занятие 15-16

Фантазируем и конструируем

Формировать умение детей активно действовать в условиях проблемной ситуации. Закреплять умения работать со схемой, развивать пространственное воображение, графические способности

Наборы логических блоков Дьенеша (на каждого ребёнка)

1.Дети выполняют  задания индивидуально:

-составить группы с учётом цвета фигур;

-составить группы с учётом их формы;

2.Физминутка

3.Продолжение выполнения задания:

-составить группы с учётом размера фигур

Д. и. «Помоги фигурам выбраться из леса»

«Транспорт к выезду готов»

«Лабиринты»

С-р. и. «Доставка грузов»

«Восстанавливаем разрушенный город»

Д. и. «Спеши на помощь» (авторская)

С-р. и. «Стройка», «Почта».

Совместное

занятие «Домик для друзей»

Занятие 17-19

Фантазируем и конструируем

 Развивать творческое и пространствен-ное воображение, логику мышления и действия, конструктивных способностей, фантазии. Учить испытывать положительные эмоции от правильного решения познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности воспитывать дружеские взаимоотношения.

Наборы логических блоков Дьенеша на каждого ребёнка, карточки-символы

Загадки без слов»  

«Где спрятался Джерри»

«Угадай, какая фигура?»

«Загадки- обманки» (авторская)

Придумывание загадок;

составление схем к загадкам.

«Построй дом»  

«Хитрые загадки» (авторская)

«Лабиринты»

«Доставка грузов»

«Спеши на помощь» (авторская)

Подготовка к выставке фотографий и рисунков по теме «Конструируем из бло

Заняти20-22

Длина и цвет

Формировать представления о том, что одинаковые по цвету палочки равны по длине; Развивать зрительный глазомер, ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»).

Воспитывать уверенность в себе.

Наборы палочек Кюизенера

«Разноцветные заборы»

«Играем с цветом»  «Запомни»

«Назови число – найди палочку»

«Число и цвет»  

«Путешествие на поезде»  

«Дом и мебель для матрешки»  

« Цветные числа»

«Разноцветные заборы»  

«Назови число – найди палочку»  

Консультация «Как играть с палочками Кюизенера»

Занятие 23-26

Палочки и число

Учить раскладывать палочки в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; выбирать палочки по словесному указанию взрослого. Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. Воспитывать стремление прийти на помощь.

Палочки Кюизенера

Коврики для кошки и собачки»  

«Моделируем квадрат»  

«Моделируем прямоугольник»  

«Подбираем к домику крышу»  

«Пирамидка и лесенка»  

День открытых дверей «Развитие математических способностей с помощью современных развивающих игр»

Занятие

27-30

Палочки умеют считать

Учить детей определять числовое значение цветных палочек. Формировать умение строить числовой ряд из единиц. Закреплять знания о составе чисел из единиц. Учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу, называть «соседей» данного числа. Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой, цветные палочки с числом и цифрой

«Конструирование плотов на реке»  

«О чем говорят числа?»  

«Состав числа из единиц»  

«Покажи, как растут числа»  

«Сломанная лесенка»  

«Кто где живет?»  

«Какие лесенки умеет строить Незнайка»  

«Как Белочка и Еж играли числами»

Совместно с родителями конструирование и фото-графирование «Что можно сконструировать из палочек?»

 Занятие 31

Измеряем палочками. Условная мерка

Закреплять представление о длине, ширине, высоте предметов, умение сравнивать предметы по этим параметрам, измерять предметы с помощью условной мерки.

Составление ковриков»

«Составь поезд»)

«Измерение с помощью палочки- марки»

«Узнай длину ленты»

«Измеряем разными мерками»

«Конструируем и рисуем разные предметы » совместно с родителями

Занятие

32

Диаг

ностика

Выявление сформированности логического мышления  за данный период

Диагностический инструментарий (в приложение)

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

Консультация родителей

Литература:

  1. 1.«Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами Н.О. Лелянина, Б.Б. Финкельштейн., г. Санкт- Петербург, 2001г.
  2. «Логика и математика для малышей» З.А. Михайлова, Спб. 1996-2000г.
  3. Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» Б.Б. Финкештейн, Спб
  4. Альбом заданий «Лепим нелепицы»
  5. Интернет ресурсы
  6. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;
  7. Б.Б. Финкельштейн   «Страна блоков и палочек»;
  8. Математика от 3 до 7.Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;
  9. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;
  10. Б.Б. Финкельштейн   «Страна блоков и палочек»;
  11. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
  12. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Мониторинг проводится два раза: октябрь (вводный),  май  - итоговый

Диагностическое обследование выявления степени сформированности действий логического мышления проводится на основании методик, разработанных Л.А.Венгером.

          Авторами методик главным ориентиром при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными).

Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:

3 типа перцептивных действий

- перцептивное моделирование

- действия идентификации

- приравнивание к эталону

 2 типа мыслительных действий.

- наглядно-образное мышление

- логическое мышление

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование".

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру,  состоящих из деталей геометрической формы,  в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и  несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.

Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты").

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.

Пример: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Диагностика степени сформированности действий логического мышления

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Диагностика уровня усвоения программы кружка «Маленькие умники»

Фамилия,

имя ребёнка

Промежуточные

Итоговый

Перцептивное моде-лирование  (уметь раз-личать геометрические фигуры и располагать

Приравнивание к эталону (соотнесение свойств предметов к заданному)

Наглядно-образное мышление

Логическое мышление (классификация)

Перцептивное моде-лирование  (уметь раз-личатьгеометрические фигуры и располагать

Приравнивание к эталону (соотнесение свойств предметов к заданному)

Наглядно-образное мышление

Логическое мышление (классификация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Пальчиковые игры»...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...