НОД по экологическому воспитанию/ экспериментированию в средней группе детского сада "Вода вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Карташёва Дарья Олеговна

Скоро наступит лето, дети с родителями поедут отдыхать на водоёмы. На этом занятии мы с детьми закрепили знания о том, как же образуются реки и озёра. И усвоили, что воду нужно беречь, её нельзя загрязнять. занятие интересно для детей тем, что используется много наглядного материала, а так же проводились исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нод по экологическому воспитанию/ экспериментированию в средней группе детского сада.

«Вода вокруг нас»

Подготовила : воспитатель Карташева Дарья Олеговна

Цель: формирование у детей представления об особенностях разных водоёмов на примере реки и озёр, о  речной системе, о значении пресной воды в жизни человека.

Задачи:

  1. Формировать у детей навыки экологически грамотного поведения ;
  2. Дать представление о том, как образуются водоёмы;
  3. Формировать представление о значении пресной воды в жизни человека;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе;
  5. Развитие речи детей.

Оборудование и материалы:  макет гор, макет речной системы, глобус, голубые атласные ленты разного размера по количеству детей, пластиковые стаканчики (по два на каждого ребенка), пластмассовые воронки по количеству детей, ватные диски по количеству детей, клеёнка для стола, медальоны с изображением капельки по количеству детей, фонограммы «Звуки горной реки», «Звуки равнинной реки », Равеля Мориса «Игра воды», грустная мелодия на выход грязной Реки, весёлая мелодия на выход чистой Реки, видео презентация.

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в зал под музыку, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята сегодня вы узнаете много нового и интересного, но для начала давайте вспомним с вами правила поведения на занятии. Дети проговаривают текст вместе с воспитателем:

Наше занятие мы начинаем.

В волшебный мир знаний мы попадаем.

Нельзя в нём драться, ругаться толкаться,

Громко кричать и баловаться.

А можно внимательным быть, наблюдать

И на вопросы мои отвечать.

Дети стоят в круге, воспитатель показывает им глобус.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно! Глобус разноцветный,  он раскрашен коричневым, жёлтым, зеленым, синим, голубым цветами. А скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего и голубого.

Воспитатель: Молодцы. А что на глобусе обозначено синим и голубым цветами?

Дети: Вода.

Воспитатель: Верно! Значит воды на Земле больше, чем суши. На ней есть моря, океаны, реки и озёра. Ребята,  подскажите, как по вкусу отличается морская вода от воды в реках и озёрах?

Дети: Морская вода – солёная, а в реках и озёрах – пресная.

Воспитатель: А какая вода нужна для жизни человеку, животным, растениям пресная или соленая?

Дети: Пресная.

Воспитатель: Да, друзья, воды на Земле много, но той, которая нужна нам, пресной, осталось очень мало. Поэтому мы должны сохранить пресную воду. А как что мы должны для этого делать?

Дети: Беречь её.

Воспитатель: А что мы должны делать для этого, как мы можем беречь воду?

Дети: Не загрязнять воду в реках и озёрах, надолго не открывать кран с водой.

Воспитатель:  Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о реках и озёрах. Сейчас мы узнаем,  как рождаются реки и озёра, откуда они берутся . Прошу вас пройти к столу.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит макет гор с ручейками, реками и озером.

Воспитатель:  Ребята, перед горы со снежными и ледяными вершинами. А мы знаем, что когда снег и лёд тают, они превращаются …

Дети: В воду.

Воспитатель: Верно! Когда наступает весна, солнышко пригревает сильнее, снег на вершинах гор тает, и образуются небольшие ручейки. Чистые, холодные, прозрачные они текут по склонам гор вниз, встречаются и сливаются в одну большую реку. Скажите, друзья, а как называется река, которая течёт в горах?

Дети: Горная.

Воспитатель: Правильно! Горные реки текут быстро, они громко шумят, перекатывают огромные камни. В них живут рыбы, насекомые, их воду пьют горные козлы и бараны, птицы. Река течёт вниз и впадает в озеро. Давайте послушаем и посмотрим с вами, как бурлит горная река.

Звучит фонограмма «Звуки горной реки» и показ слайда.

Воспитатель: А из озера своё начало берёт река, которая течёт по равнине. Как называется такая река?

Дети: Равнинная.

Воспитатель: Верно! Равнинная река спокойная, она плавно несёт свои воды. Она не бурлит, не шумит, равнинная река журчит.  В ней тоже живут рыбы, насекомые. Она протекает на большие расстояния и впадает в озеро или в море. Давайте послушаем и посмотрим, как журчит равнинная река.

Фонограмма «Звуки равнинной реки» и показ слайда.

Воспитатель: Мы узнали, как рождаются реки и озёра. А теперь давайте с вами немного подвигаемся.

Динамическая пауза

Дети выходят на середину зала и проговаривают текст с движениями

С другом мы гулять пойдём,

Речку – каменку найдём.

(шагают на месте)

Речка весело журчит

И по камешкам бежит.

(руки –вперед, движение «волна»)

Через речку мы вдвоём

По мосточку перейдём.

(шагают на месте)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук сомкнуты перед грудью)

Речка весело журчит.

(движение «волна»)

Из камней построен дом,

(постучать кулачком о кулачок)

Мы с тобой в него войдём.

(руки над головой в форме «крыши»)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук сомкнуты перед грудью)

Речка весело журчит.

(движение «волна»)

Домик прочный из камней

(руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт

(Развести руки в стороны ладонями вверх)

Воспитатель: А теперь вы можете сами показать, как рождаются реки.

Дети садятся за стол, на котором лежат две короткие ленточки и одна длинная (по количеству детей). На середине стола длинная лента, сомкнутая в круг. Звучит музыка Равеля «Игра воды».

Моделирование из ткани

Воспитатель: Перед вами лежат ленточки голубого цвета. Короткие ленточки – это ручейки, а длинная ленточка- это река. Сначала образуются ручейки, кладите их так, как вам хочется, чтоб они протекали. Ручейки встречаются и сливаются в одну большую реку. Покажите, как они впадают в реку.  А река впадает в озеро.

Молодцы, ребята! Мы с вами узнали, что на Земле много разных рек, все они куда-то бегут и впадают в моря и озёра. Река образуется из множества ручейков.  Вы говорили, что реки нельзя загрязнять, но вот к нам в пришла гостья, которая расскажет свою грустную историю.

Выход Реки

Под грустную музыку в зал входит Река (воспитатель в голубом костюме, сверху надета накидка, к которой приклеены баночки из-под йогурта, бумажки).

Река: Я когда-то была чистой и прозрачной. Любила, когда ко мне приходили гости. Я показывала им свои чистые воды, как много жильцов живёт в моей воде. Я приглашала всех искупаться, отдохнуть, я была всем рада. Но, однажды, ко мне в гости пришла семья: папа, мама и мальчик Костя (показ слайда «Семья»). Они расположились на берегу, купались, устроили пикник. А, когда они собрались уходить домой, то выбросили все банки и пакеты в мою воду. После ухода таких гостей, я стала серая, грустная и больше никого не приглашаю к себе. (показ слайда «Загрязненная река»).

Воспитатель: Ребята! Давайте спасём Реку!

Дети соглашаются. Воспитатель и Река приглашают их в лабораторию, к столу, где разложены предметы для экспериментирования.

Воспитатель: Но прежде, чем спасти нашу Реку, давайте посмотрим, как люди могут засорить реки и озёра.

Исследование №1: воспитатель берёт в руки макет реки, подносит её к тазу.

Воспитатель: Это река, она впадает в озеро (таз) . Сейчас вы возьмёте бумажки, и каждый бросит её в реку. И мы увидим, что произойдёт.

Дети бросают бумажки в реку, воспитатель льёт в неё воду из бутылки.

Воспитатель: Посмотрите, друзья, каждый из вас просил всего по одной бумажке, а посмотрите, как много мусора оказалось в озере.

Вывод: В воду нельзя бросать даже самую маленькую бумажечку, потому что мусор скапливается в одном месте.

Исследование №2: на столе стоят стаканы с грязной водой, пустые стаканы, ватные диски и воронки.

Воспитатель: А теперь давайте спасать нашу Реку. А как мы можем её спасти?

Дети: Очистить воду.

Воспитатель: С помощью чего мы можем очистить воду?

Дети: С помощью фильтра.

Воспитатель: Правильно! Фильтром для воды послужит ватный диск.

Дети вставляют воронку в пустой стакан, кладут в неё ватный диск, и переливают грязную воду в стакан через воронку.  

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Во время проведения исследования, Река удаляется и снимает с себя накидку, надевает голубой шарф.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Очистили воду нашей Реки, а где же она?

Под весёлую музыку входит чистая Река.   (показ слайда «Чистая река»)

Река: Спасибо вам, друзья! Вы спасли меня! Я хочу с вами поиграть в игру «Капельки».  

Звучит фонограмма Равеля «Игра воды» , показ слайда «Капельки».

Дети собираются рядом с Рекой, надевают медальоны с изображением капельки.

Река: ребята, вы превратились в капельки. Я вас отпускаю, чтобы вы напоили людей и животных, полили растения.

Дети разбегаются по залу.

Река: А теперь капельки сливаются в ручейки.

Дети становятся друг за другом по двое и бегают по залу.

Река: А теперь ручейки сливаются в одну большую реку.

Дети становятся друг за другом и бегают по залу змейкой.

Река: Затем река впадает в озеро.

Дети берутся за руки и идут по кругу.

Дети остаются стоять в кругу.

Воспитатель: Давайте отпустим нашу Реку на встречу к своему чистому озеру, а летом обязательно придём к ней в гости.

Река дарит детям сладкие камушки в знак благодарности и уходит.

Воспитатель: друзья, мы с вами теперь знаем, что реки и озёра нельзя загрязнять, а давайте нашим гостям подарим листовки, чтоб они помнили, что нужно беречь воду.

Дети раздают гостям листовки, прощаются и уходят в группу с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".Конспект занятия, на котором дети отправляются ...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей в средней группе "Мир вокруг нас"

Программа предполагает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов....

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г.

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г....

«Экологическое воспитание детей в средней группе» Экологический проект «Огород на подоконнике»

Содержание1.Актуальность проблемы.2.Цель3.Задачи4.Ожидаемые результаты5.Этапы работы6.Этапы реализации7. Полученные результаты8. Выводы.9. Литература.Проект: краткосрочный.Вид проекта:...