Методическая разработка по экологическому воспитанию детей в средней группе "Мир вокруг нас"
методическая разработка (средняя группа)
Программа предполагает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по экологии "Мир вокруг нас" | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения
«Детский туберкулёзный санаторий «Жемчужина»
Педагогическое отделение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МИР ВОКРУГ НАС»
Выполнила воспитатель:
Сашкова Е.Н.
Санкт-Петербург, 2020
Содержание
Введение
- Актуальность и новизна экологического воспитания
- Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы
- Методика проведения экологического воспитания
4. Создание развивающей среды как метод экологического воспитания
5. Организация и проведение занятий по экологии в средней группе
- 5.1 Структура и длительность НОД в средней группе
- 5.3 Предварительная работа с детьми
- 5.4 Мотивационный этап занятия
- 5.4 Примеры
6. Материально-технические условия
7. Создание условий для реализации программы
8. Заключение
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
- Актуальность и новизна экологического воспитания
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Всё вышеперечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Поэтому одной из главных задач образовательной системы во всём мире является воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Дошкольные учреждения являются первой ступенью этой системы, и с них начинается работа по формированию экологически грамотной и ответственной личности.
- Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы
Задачи детского учреждения в образовательной области «Познавательное развитие», частью которой является ознакомление с природой, определены программой в соответствии с особенностями воспитанников каждой возрастной группы. Для детей пятого года жизни (средняя группа) они таковы:
- Развивать зародившийся во время обучения в младшей группе интерес к природе, её явлениям и объектам, а также поддерживать его на высоком уровне посредством игр, чтения литературных произведений, загадок и т. д.
- Формировать начальные представления об окружающей среде и роли человека в ней.
- Дать информацию о жизни людей в разных климатических зонах, вариантах их приспособления к суровым природным условиям, способам защиты.
- Развивать наблюдательность, учить подмечать интересные и красивые природные явления (росу, снегопад, деревья в зимнем убранстве, золотой наряд осенних деревьев, первые цветы на клумбах, появление весной первых насекомых, перелётных птиц).
- Расширить представления об изменениях в состоянии растений, животных и объектов неживой природы:
- связанных со временем дня (положение солнца на небе, вечернее похолодание, когда закрываются некоторые цветы);
- связанных со сменой времён года (листопад, перелёт птиц; некоторые животные зимой впадают в спячку, что можно наблюдать и в живом уголке).
- Дать первичное представление об экосистемах (лес, луг, река, море) и взаимосвязях, которые в них существуют (деревья как жилище для зверей и птиц, комары как источник пищи для лягушек на болоте).
- Учить устанавливать простые причинно-следственные связи (весной появляются цветы, трава, насекомые, прилетают птицы, потому что появилась пища для них и стало тепло), а также делать экологически целесообразные выводы на основе их изучения (птицы едят вредителей сада — значит, нужно беречь птиц, чтобы в садах было меньше гусениц).
- Поощрять проявление положительных чувств к миру животных и растений, развивать умение подмечать красоту природы, любоваться ею, делиться этими ощущениями со взрослыми и ровесниками.
- Поощрять и поддерживать такие качества, как сочувствие, сопереживание, доброта и человечность по отношению к живым существам.
- Учить беречь природу и ответственно относиться к ней в целом, а также её ресурсам в чистом и обработанном виде (вода, хлеб, мебель, бумага), соблюдать порядок, не сорить.
- Воспитывать чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ (учить вовремя кормить птиц, рыб в уголке природы, поливать цветы), умение видеть последствия своих поступков и не совершать того, что может привести к печальному результату (не ловить бабочек, потому что в неволе они погибнут).
Экологическое образование и воспитание идёт по логичной схеме «познаю — люблю — берегу», то есть сознательное и бережное отношение к природе строится на особенностях восприятия и психологии детей данного возраста.
Содержание деятельности воспитателя и детей сосредоточены вокруг таких ключевых тем:
- сезонные явления (времена года), связь между ними;
- человек и природа (взаимосвязь изменений в естественной среде и в жизни людей, труд человека в природе, чем полезны её дары).
- дикие животные и дикорастущие растения (лесов, лугов);
- домашние животные, растения, которые выращивает человек;
- красота природы;
- хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе;
- как мы можем беречь природу?
- Методические инструменты экологического воспитания
Методы и приёмы, используемые при формировании экологического мышления и культуры дошкольников, подразделяют на словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относятся:
- беседа;
- рассказ;
- чтение художественной литературы.
Беседа может преследовать разнообразные дидактические цели. Виды бесед об экологии:
- Установочная. Воспитатель с помощью вступительной беседы вызывает интерес детей, привлекает их внимание к какой-либо теме и даёт малышам возможность оживить в памяти информацию, которая уже им известна. Это может быть предисловием к практическим занятиям на природе и простым экспериментам.
- Эвристическая (поисковая). Проводится обычно в основной части занятия. Базируется на хорошо усвоенных детьми знаниях, призвана стимулировать активность дошкольников, направить их на поиск причин происходящих в природе явлений и установление связей между ними. В средней группе проводится максимально упрощённо, обязательно с использованием загадок, интересных фактов из жизни животных, красочного наглядного материала, моделирования обговариваемой ситуации.
- Например, в беседе о жизни диких животных зимой можно использовать моделирование «Зайчик на снегу». Воспитатель должен заранее подготовить изображение зайчика, серого с одной стороны и белого с другой. На мольберте из бумаги или другого белого материала устраивают «сугробы» снега.
- Когда заходит речь о зайчике, который готовится к зиме, воспитатель показывает детям фигурку животного в серой шубке. Прикладывает к «сугробам» и спрашивает ребят: «Видно ли зайчика на снегу?» Дети отвечают утвердительно. Ставится проблемный вопрос: «Что же делать? Зайчик заметен на белом, его и лиса увидит, и волк».
- Поскольку малышам уже известна характерная особенность зайцев менять цвет меха зимой из сказок и рассказов, они делятся этими знаниями с воспитателем. «До чего же здорово, что зайчик меняет шубку зимой! — говорит воспитатель и прикладывает фигурку к изображению сугробов белой стороной наружу. — Никто его не заметит и не поймает».
- Итоговая. Призвана обобщить и систематизировать полученную детьми информацию. Воспитатель должен тщательно продумать, какие вопросы выберет для беседы и что использует в качестве демонстрационного материала.
В ходе рассказа воспитатель даёт детям конкретную информацию о явлении или объекте природы. Поэтому рассказ должен:
- соответствовать научным данным;
- быть доступным пониманию детей пятого года жизни;
- быть эмоциональным;
- обязательно подкрепляться наглядными пособиями (иллюстрациями, предметами, муляжами).
Прежде чем рассказывать детям о явлении природы, животном или растении, воспитатель должен сам как следует изучить тему повествования.
Воздействие художественного слова на детей средней группы велико в силу их эмоциональности и доверчивости. Поэтому использование литературных произведений будет очень кстати на этапе усвоения нового материала (новая информация повысит заинтересованность детей), а также при закреплении полученных знаний.
Но художественное произведение, представляющее новый для детей материал о природе, должно быть коротким, поскольку основные знания дети получают из рассказа воспитателя. Иногда целесообразно зачитать лишь отрывок или же выбрать небольшое стихотворение. А вот при обобщении темы можно прочитать детям что-то подлиннее.
К словесным приёмам относятся:
- объяснение,
- указание,
- уточнение,
- вопрос.
Все они широко используются в ходе бесед, рассказов, при проведении опытов и наблюдений.
Наглядные приёмы и методы
Поскольку дети дошкольного возраста обладают наглядно-действенным мышлением, нельзя недооценивать роль наглядных и практических методов и приёмов в образовательно-воспитательном процессе.
К ним относятся:
- наблюдение;
- демонстрация;
- рассматривание;
- показ.
Наблюдение является главным методом экологического воспитания дошкольников. Благодаря правильно организованному наблюдению дети могут ознакомиться с явлением или объектом природы с помощью всех своих чувств: зрения, обоняния, осязания, вкуса (если рассматривают овощи и фрукты, то их можно даже попробовать) и так далее. В результате наблюдения у дошкольников формируются верные и отчётливые представления о предмете наблюдений, а также навыки исследования, что обязательно пригодится им в дальнейшем.
К наблюдению предъявляется ряд требований:
- Оно должно быть организовано так, чтобы каждый ребёнок хорошо видел объект и мог следить за его свойствами (размер, цвет, запах и т. д.), а также, если возможно, прикоснуться и ощутить тактильно его поверхность. Поэтому для наблюдений необходимо запастись в достаточном количестве природным материалом разных форм, размеров и свойств. Это могут быть овощи и фрукты, ветки деревьев, жёлуди, каштаны, шишки, семена, осенние листья. Рассматривая их, ребёнок может прийти к выводу, что у каштана кожура коричневая, гладкая и блестящая, а вот у шишки поверхность шершавая, покрыта маленькими чешуйками, под которыми скрываются семена.
- Наблюдение в средней группе должно длиться не более 3–10 минут, потому что этот вид деятельности требует повышенного внимания, сосредоточенности, усиленной умственной работы.
- Структура наблюдения чётко определена: оно имеет вводную часть, основную (которая и длится от трёх до десяти минут) и заключительную.
- Начало наблюдения предполагает концентрацию внимания детей на объекте с помощью наводящего вопроса, загадки, сюрпризного момента.
- В основной части дети самостоятельно или с помощью педагога получают информацию (рассматривают, обследуют) и делятся своими умозаключениями, отвечая на вопросы воспитателя.
- Заключительная часть — самая яркая и эмоциональная. Для закрепления положительных впечатлений воспитатель может прочитать стихотворение, загадать загадки, спеть с детьми песенку или поиграть в игру (подвижную или дидактическую). Уместно также использовать творческие задания по теме наблюдения. Например, если дети рассматривали берёзку и определяли её особенности (строение, расположение ветвей), то им можно предложить вообразить себя стройными берёзками, которые опускают тонкие ветви вниз и легонько покачивают ими под ветром.
- При наблюдении за живыми существами педагог должен держать под контролем их поведение. Следует выбирать спокойных животных, которые не будут делать резких движений, издавать крики, способные напугать малышей и отбить охоту наблюдать. Наиболее подходят для этой цели морские свинки, хомячки, черепахи, рыбки.
Чтобы зафиксировать результаты и иметь возможность возвращаться к ним для подведения итогов, сравнения и пр., необходимо вести дневник наблюдений за ростом растений или птицами, календарь погоды и природы. Можно предложить детям нарисовать рисунки по своим впечатлениям (во вторую половину дня), смастерить поделку. Важным результатом систематических наблюдений является выработка у дошкольников способности подмечать характерные, но не всегда заметные на первый взгляд свойства и признаки объектов природы, что способствует также развитию логического мышления и внимания.
Показ
Наглядный иллюстративный материал для показа должен отвечать определённым требованиям. Изображённое на нём должно быть:
- реалистичным (соответствовать внешнему виду и пропорциям объектов в естественной среде);
- простым и понятным для детского восприятия;
- эстетически привлекательным и выразительным.
Поэтому следует избегать во время занятий по экологии показа иллюстраций к сказкам, где животные одеты в одежду, обитают в человеческих жилищах («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). Ведущие методисты советуют использовать такие виды наглядно-демонстративного материала:
- картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С. А. Веретенникова), «Дикие животные с детёнышами» (С. А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н. Соловьёва), «Картины о сельской местности» (С. Н. Соловьёва) и некоторые другие;
- картинки, иллюстрации, фотографии;
- гербарии, коллекции.
Если ребёнок пытлив и любознателен, он может задать вопрос: «Почему же в сказке звери одеты и ведут себя, как люди?» Следует пояснить, что это проявление воображения, фантазии автора сказки. Дети пятого года жизни сами склонны к фантазированию и творчеству, поэтому такое пояснение им вполне понятно.
Практические методы
Практические методы делятся на:
- собственно практические:
- упражнение,
- элементарные опыты,
- моделирование;
- игровые:
- дидактические и творческие игры,
- создание игровых ситуаций,
- действия с игрушками.
Игрушка должна отвечать тем же требованиям, что и иллюстрация: быть реалистичной, понятной детям, вызывать положительные эмоции и эстетические чувства. Поэтому в развивающей среде группы, особенно рядом с уголком природы, нежелательно присутствие жёлтых зайцев, синих мишек и оранжевых волков. Исключение составляют сказочные герои: фея, гном. Они могут появляться в уголке природы во время сюрпризных моментов, а также — чтобы поинтересоваться у детей, что нового и интересного те узнали на занятии или во время прогулки.
Практические приёмы, используемые при ознакомлении с природой:
- обращение к опыту детей,
- практические ситуации,
- поисковые действия,
- обследование.
Из игровых приёмов наиболее часто используется в средней группе подвижная игра и загадка.
Весёлые загадки, зачастую в стихотворной форме, представлены в изобилии как в печатных, так и интернет-источниках. Они послужат хорошим дополнением к любой части тематического занятия по экологии.
4.Создание развивающей среды как метод экологического воспитания
Очень важным методом экологического воспитания является создание экологоразвивающей среды в ДОУ (в группе и на участке учреждения). Дети пятого года жизни усваивают знания о природе в непосредственном общении с ней. Цель экологоразвивающей среды — создать условия для такого общения в разные режимные моменты.
Живой уголок для детского сада
Для создания живых уголков в группах подбирают растения и животных, которые соответствуют требованиям безопасности и дидактической целесообразности. Нельзя заводить агрессивных животных с непредсказуемым поведением, ядовитые и колючие растения. Кроме того, они должны быть неприхотливы и не трудоёмки в уходе.
С образовательной точки зрения объекты живого уголка должны предоставлять детям наибольшее разнообразие для наблюдений и сравнения свойств, поэтому растения подбирают и прямостоячие, и вьющиеся (плющ, фикус), с цельной и рассечённой листовой пластиной (папоротник, бегония). Большое значение для воспитания умения видеть красоту природы имеют красиво цветущие комнатные растения (фиалка, пеларгония, герань).
Животных держать в общем помещении не рекомендуется, для них лучше выделить отдельную комнату, «живой уголок», и вносить в группу для наблюдения, когда это необходимо. Подбирают их из разных классов (млекопитающие, рыбы, птицы, пресмыкающиеся). При ознакомлении с ними подчёркивают и выделяют отличительные признаки (наличие перьев, крыльев и клюва у птиц, чешуи и плавников у рыб). Во избежание проблем дети должны общаться со зверюшками только под присмотром воспитателя. Воспитанников средней группы уже можно привлекать и к простым действиям по уходу за живым уголком — полить растения, насыпать животным корм, но нужно внимательно следить, чтобы дети не баловались, не рвали листья растений, не мучали питомцев.
Нужно также удостовериться, что у детей нет сильной аллергии на те виды животных и растений, которые вы собираетесь им показать.
Фотогалерея: животные в уголке природы средней группы ДОУ.
Хомяк — мирное и пушистое существо.
Вуалехвост смотрится как золотая рыбка из сказок А.С. Пушкина.
Морская свинка — одно из самых милых животных.
Важной составляющей развивающей среды в детском учреждении является экологическая тропа. Совершая путешествие по ней, ребята попадают в мир природы, представленный разнообразными зонами и наполненный полезной информацией. Содержание экологической тропинки необходимо продумать так, чтобы её посещение каждый раз обогащало детей знаниями о природных явлениях и объектах в их взаимосвязи и развитии. Уголок леса, луга, сада с типичными травами, деревьями и кустарниками, огород с овощами типичны для подобных маршрутов.
Разнообразить и оживить их помогут фитоогород с лекарственными травами (подорожник, календула, мать-и-мачеха), «цветочные часы» со специально подобранными растениями, которые закрываются и раскрываются в определённое время, «живой барометр» с растениями, поникающими перед дождём (папоротник) или закрывающими цветки (кислица, фиалка). Все это сделает прогулку по экологической тропе не только увлекательным, но и очень полезным занятием.
Большой интерес у дошкольников вызовут также уличный термометр, флюгер, солнечные часы. Последние воспитатель вполне может изготовить собственными силами.
Помимо растительных, на тропинке могут быть и объекты животного мира, например, птичье гнездо или муравейник. Обращая на них внимание воспитанников, следует позаботиться о том, чтобы дети не могли нарушали покой насекомых и птиц. Психика детей пятого года жизни не позволяет им осуществлять строгий контроль над своими действиями. Ответственность за сохранность живых объектов на тропе несут работники ДОУ.
При наблюдении за муравейником следует напомнить детям, что беспокоить муравьёв нельзя.
Воспитатель на личном примере показывает, как нужно относиться к природе.
Работу по ознакомлению с природой можно проводить в разные режимные моменты. Наблюдения за объектами, которые нельзя принести в группу (деревья, кусты, птицы) проводят на прогулке, а ознакомление со свойствами важнейшего природного ресурса — воды — будет уместно организовать в виде опытов. Основным видом деятельности, на котором детям даются разносторонние и систематизированные знания, конечно, является организованная образовательная деятельность или занятие. Особая ценность занятия в том, что на нём можно ознакомить детей с объектами и понятиями, которые невозможно увидеть во время наблюдений.
- Организация и проведение занятий по экологии в средней группе
Подготовка занятия включает в себя несколько этапов:
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач непосредственной образовательной деятельности (НОД).
- Выбор типа и вида организованной деятельности.
- Подготовка материалов, наглядных пособий, литературных произведений, оборудования для опыта (если он запланирован).
- Предварительная работа с детьми.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Структура и длительность НОД в средней группе
Непосредственная образовательная деятельность с детьми пятого года жизни длится в среднем 20 минут и делится на такие структурные компоненты:
- Вступительная часть. Воспитатель организовывает детей, сообщает им тему занятия, мотивирует к познавательной деятельности.
- Основная часть. В зависимости от типа занятия в ней присутствуют беседа, рассказ, наблюдение, экскурсия, путешествие по экологической тропе, опыт. Если занятие проводится в групповой комнате, в середине него планируют физкультминутку для снятия напряжения и усталости детей. Во время образовательной деятельности, вынесенной на свежий воздух, проводят подвижную игру, соответствующую теме. Если задумано комплексное или интегрированное занятие, его длительность может увеличиваться на 5–8 минут из-за включения деятельности из других образовательных областей.
- Итоговая часть. Дети с помощью воспитателя делают заключение, подводя итог своей работе и полученным в ходе занятия знаниям, высказываются о том, какие эмоции испытали, что запомнилось, удивило и т. д.
Занятия по экологии проводятся раз в две недели, чередуясь с занятиями по ознакомлению с предметным миром. Но если дошкольное учреждение ставит своей задачей углублённое изучение этого раздела образовательной области «Познавательное развитие» и это отражено в программе, занятия могут проводиться раз в неделю.
Таблица: картотека тем НОД по ознакомлению с природой и формированию экологической культуры в средней группе ДОУ
Тема НОД (основной вид деятельности) | Задачи НОД |
Сентябрь | |
Дары природы |
|
Гуляем по лугу |
|
Куда исчезают насекомые |
|
Кто такая рыбка |
|
Октябрь | |
Кому нужна вода |
|
Как помочь растению |
|
Какие разные птицы |
|
Где живут дикие звери | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. |
Ноябрь | |
Как живут домашние животные | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. |
Почему болят зубы |
|
Осень золотая |
|
Какие разные деревья |
|
Декабрь | |
Птицы |
|
Хвойные деревья: ель, сосна | Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. |
Дикие звери зимой |
|
Птичка в клетке |
|
Январь | |
Зимушка-зима |
|
Органы дыхания человека |
|
Путешествие в деревню к бабушке |
|
Февраль | |
Животные Севера (беседа о диких животных Крайнего севера) |
|
Почему Мишка перепутал черепаху с камнем |
|
Посадим фасоль |
|
Март | |
Весенний букет |
|
У нас в гостях морская свинка |
|
Весна в лесу |
|
Птицы весной |
|
Апрель | |
Посадим лук |
|
Насекомые |
|
Будь здоров и весел, хомяк | Способствовать:
|
Советы Айболита |
|
Май | |
Цветущие деревья |
|
Посещение зоопарка |
|
Весна-красна |
|
Тайна участка детского сада (экскурсия по экологической тропе) |
|
В данной картотеке присутствуют разные виды (беседа, экскурсия, наблюдение с элементами труда) и основные типы занятий по экологическому воспитанию (первично-ознакомительные, обобщающие, углублённо-познавательные). Выбор их целиком зависит от воспитателя и служит наиболее полному и эффективному достижению поставленных задач НОД.
Оборудования для экспериментирования выбирается в соответствии с принципами:
- научной обоснованности;
- безопасности;
- доступности (дети должны уметь обращаться с ними).
К материалам предъявляют также требование соответствия характерным признакам. То есть, изучаемый объект должен быть типичным для своей группы, класса. Например, для обследования свойств фруктов следует выбирать синие сливы, а не жёлтые, поскольку последние не являются характерно окрашенными для этого фрукта.
Предварительная работа с детьми
Предварительная работа необходима перед НОД по экологии обобщающего и углублённо-познавательного типа, поскольку работа на них строится с опорой на определённый багаж знаний и умений. В сущности, многие моменты жизни ребёнка в детском саду могут рассматриваться как предварительная работа к той или иной теме.
Умываясь, маленькие исследователи непременно захотят познакомиться с такими забавными свойствами воды, как способность течь, разбрызгиваться, с её прозрачностью и с тем, как вода очищает и освежает человеческое тело. Вот и первая причина её ценить и беречь, постигнутая непосредственным опытным путём. Одеваясь на прогулку, дети замечают, что их одежда изменилась в соответствии с сезоном. На прогулке дошкольники видят окружающее их многообразие живых существ, растений, природного материала. Они играют с песком, камнями, веточками и листьями, попутно усваивая информацию об их признаках, отличиях, особенностях.
С красочными осенними листьями можно не только играть, но и изготовить замечательную аппликацию из них.
Дошкольникам интересно наблюдать за солнцем, ходом облаков по небу, трогать кору деревьев и траву, подмечать разницу в тактильных ощущениях. Любой шалун и непоседа в течение дня хоть раз обратит внимание на тот или иной объект природы, проявит интерес к воробьям, жукам, муравьям. Важно вовремя подметить заинтересованность малыша и закрепить её короткой беседой, одобрительным отзывом: «Ты настоящий исследователь!»
Индивидуальная работа выходит здесь на первый план, поскольку каждый маленький человек — личность со своими особенностями и качествами характера, и не всем дано сразу блестяще проявить себя во время занятий. Но если ребёнок увидит, что его интерес к природе замечен и одобрен, то и в организованной деятельности он станет активнее и смелее.
Индивидуальная работа по экологии ведётся с учётом гендерных особенностей детей.
Первые признаки формирования экологической культуры — проявление доброжелательности и ласки к живым созданиям природы. Девочки склонны более выразительно и ярко выражать эмоции, умиляться видом детёнышей животных, восхищаться цветами, цветущими деревьями. Мальчикам свойственно рассматривать природу как источник практически применимых материалов (камешков, палочек, каштанов). Хотя подобное деление очень условно.
В то же время девочки могут быть более брезгливы к таким животным, как жабы, мыши, пауки, жуки, а мальчики проявляют к ним интерес и благосклонность. Поэтому в индивидуальной или подгрупповой беседе с девочками следует делать акцент на то, что в природе нет плохих и ненужных существ, все приносят пользу. А мальчиков нужно учить рациональному использованию природных ресурсов (не ломать ветку молодого дерева для игры, а поискать опавшую сухую).
Кроме того, более активных и подвижных мальчишек следует остерегать от применения каштанов, шишек, камней для метания вне спортивного занятия или организованной игры. Ведь не секрет, что они нередко поддаются искушению бросить камень в кота или птицу, не задумываясь о последствиях такого поступка. Можно сделать акцент на то, что мальчик — сильный и смелый, и обижать слабых и беззащитных ему не к лицу.
Экологическое воспитание — это прежде всего воспитание человечности и доброты
Мотивационный этап занятия
Как известно, хорошая мотивация — залог успеха в любом деле. И воспитание маленьких экологов тут не исключение. Мотивировать и побуждать детей к образовательной и всякой иной деятельности нужно с учётом их возрастных психологических особенностей.
Пятый год жизни считают самым непредсказуемым и взрывным в детском саду. Да и само название «средняя группа» говорит о том, что дети стоят на границе между младшими и старшими воспитанниками.
Не распрощавшись с некоторыми свойствами младшего возраста (капризность, неумение контролировать эмоции, ориентированность на взрослых), дети пятого года жизни начинают проявлять качества старших дошкольников: пытливость, интерес к окружающему, а не только к своим переживаниям, умение сопереживать и сочувствовать, начала самоорганизации. Многие демонстрируют быстрое развитие логического мышления и речи, проявляется интерес к таким «немалышовым» темам, как «Космос», «Доисторические животные», «Техника». Поэтому и вести себя с дошколятами следует как со взрослыми, но не забывать, что во многом они ещё малыши.
Основными приёмами мотивации на занятиях по ознакомлению с природой выступают:
- Сюрпризный момент. Подарки и сюрпризы обожают даже взрослые, а уж дошкольники от них в восторге. Сюрприз подразумевает необычность, оригинальность и неожиданность.
- Появление любимого персонажа книг, мультфильмов. Причем он не просто приходит, а играет определённую роль: приглашает в путешествие, просит помочь, научить.
- Проблемная ситуация (постановка проблемного вопроса). Он может исходить от героя произведения, от живого и даже неживого объекта природы.
- Дидактическая игра по теме занятия, связанная с темой занятия и призванная активизировать знания детей.
- Загадывание загадок, чтение стихотворения.
Таблица: примеры мотивационных этапов на разных занятиях
Тема занятия и вид мотивации | Содержание этапа |
«Наблюдение за хомячком» | Дети заходят в группу и воспитатель обращает их внимание на яркую нарядную коробку. |
«Путешествие в деревню к бабушке» (приглашение в путешествие) | К детям приходит Маша (кукла) и рассказывает, что давно не была у своей бабушки в деревне. Мама и папа заняты на работе, а саму её в деревню не отпускают, другое дело, с ребятами. Вот если бы они поехали вместе с ней в деревню! Дети соглашаются, мастерят из крупного конструктора упрощённый макет автобуса и на нём отправляются в деревню, где их встречает бабушка Маши (переодетый взрослый) и знакомит с обитателями своего двора (домашними животными). |
«Весенние первоцветы» (персонаж просит помощи) | В начале занятия к детям приходит Зайчонок и рассказывает, что очень любит свою маму-зайчиху и хочет сделать ей красивый подарок. В лесу появилось много первых цветов: подснежников, крокусов (можно использовать иллюстрации или слайды). Но мудрая сова сказала, что рвать цветы нехорошо. Зайчонок не понимает, почему, ведь цветы такие красивые. Он просит ребят помочь и сделать подарок его маме. |
«Животные Севера» | Воспитатель и дошкольники обнаруживают на коврике макет снежинки. Воспитатель говорит, что это волшебная снежинка, она умеет слушать и разговаривать. Ей очень хочется подружиться с детворой. А чтобы подружиться, надо сказать доброе и ласковое слово. |
«Зимушка-зима» (загадывание загадок) | В гости к детям приходит заяц-хваста и, по обыкновению, начинает хвастаться: я самый лучший, самый сильный, самый смелый. И самый-самый умный, потому что знаю такие загадки, которые не может никто отгадать. |
6.Материально-технические условия
Материально-техническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. Имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др.. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Создание условий для реализации программы:
Психологические и социально-педагогические условия организации работы
- учитывать социальный опыт ребенка
- учитывать его возможности, способности, интересы
- строить педагогический процесс как диалоговый
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Заключение
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основная цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…
Требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
10.Программа «От рождения до школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по Экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста На тему: «Юные спасатели»
экологическое воспитание детей среднего дошкольного воозраста...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".
Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"
Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Образовательные - расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».
Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Юные спасатели»
Беседа с детьми о бережном отношении к природе, знакомство с магнитом, знакомство с различными вариантами обращения с отходами....
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей средней группы детского сада «Всё о животных».
Данная методическая разработка предназначена для средней группы и достигаются следующие цели: уточнение представления детей о знакомых животных, условиях их жизни, роли человека в жизни «братьев...