Методическая разработка по экологическому воспитанию детей в средней группе "Мир вокруг нас"
методическая разработка (средняя группа)

Программа предполагает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения

«Детский туберкулёзный санаторий «Жемчужина»

Педагогическое отделение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МИР ВОКРУГ НАС»

Выполнила воспитатель:

Сашкова Е.Н.

Санкт-Петербург, 2020

Содержание

Введение

  1. Актуальность и новизна экологического воспитания
  2. Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы
  3. Методика проведения экологического воспитания

4. Создание развивающей среды как метод экологического воспитания

5. Организация и проведение занятий по экологии в средней группе

6. Материально-технические условия

7. Создание условий для реализации программы

8. Заключение


Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

  1. Актуальность и новизна экологического воспитания

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытовНапример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Всё вышеперечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Поэтому одной из главных задач образовательной системы во всём мире является воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Дошкольные учреждения являются первой ступенью этой системы, и с них начинается работа по формированию экологически грамотной и ответственной личности.

  1. Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы

Задачи детского учреждения в образовательной области «Познавательное развитие», частью которой является ознакомление с природой, определены программой в соответствии с особенностями воспитанников каждой возрастной группы. Для детей пятого года жизни (средняя группа) они таковы:

  1. Развивать зародившийся во время обучения в младшей группе интерес к природе, её явлениям и объектам, а также поддерживать его на высоком уровне посредством игр, чтения литературных произведений, загадок и т. д.
  2. Формировать начальные представления об окружающей среде и роли человека в ней.
  3. Дать информацию о жизни людей в разных климатических зонах, вариантах их приспособления к суровым природным условиям, способам защиты.
  4. Развивать наблюдательность, учить подмечать интересные и красивые природные явления (росу, снегопад, деревья в зимнем убранстве, золотой наряд осенних деревьев, первые цветы на клумбах, появление весной первых насекомых, перелётных птиц).
  5. Расширить представления об изменениях в состоянии растений, животных и объектов неживой природы:
  • связанных со временем дня (положение солнца на небе, вечернее похолодание, когда закрываются некоторые цветы);
  • связанных со сменой времён года (листопад, перелёт птиц; некоторые животные зимой впадают в спячку, что можно наблюдать и в живом уголке).
  1. Дать первичное представление об экосистемах (лес, луг, река, море) и взаимосвязях, которые в них существуют (деревья как жилище для зверей и птиц, комары как источник пищи для лягушек на болоте).
  2. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи (весной появляются цветы, трава, насекомые, прилетают птицы, потому что появилась пища для них и стало тепло), а также делать экологически целесообразные выводы на основе их изучения (птицы едят вредителей сада — значит, нужно беречь птиц, чтобы в садах было меньше гусениц).
  3. Поощрять проявление положительных чувств к миру животных и растений, развивать умение подмечать красоту природы, любоваться ею, делиться этими ощущениями со взрослыми и ровесниками.
  4. Поощрять и поддерживать такие качества, как сочувствие, сопереживание, доброта и человечность по отношению к живым существам.
  5. Учить беречь природу и ответственно относиться к ней в целом, а также её ресурсам в чистом и обработанном виде (вода, хлеб, мебель, бумага), соблюдать порядок, не сорить.
  6. Воспитывать чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ (учить вовремя кормить птиц, рыб в уголке природы, поливать цветы), умение видеть последствия своих поступков и не совершать того, что может привести к печальному результату (не ловить бабочек, потому что в неволе они погибнут).

Экологическое образование и воспитание идёт по логичной схеме «познаю — люблю — берегу», то есть сознательное и бережное отношение к природе строится на особенностях восприятия и психологии детей данного возраста.

Содержание деятельности воспитателя и детей сосредоточены вокруг таких ключевых тем:

  • сезонные явления (времена года), связь между ними;
  • человек и природа (взаимосвязь изменений в естественной среде и в жизни людей, труд человека в природе, чем полезны её дары).
  • дикие животные и дикорастущие растения (лесов, лугов);
  • домашние животные, растения, которые выращивает человек;
  • красота природы;
  • хорошие и плохие поступки человека по отношению к природе;
  • как мы можем беречь природу?

  1. Методические инструменты экологического воспитания

Методы и приёмы, используемые при формировании экологического мышления и культуры дошкольников, подразделяют на словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся:

  • беседа;
  • рассказ;
  • чтение художественной литературы.

Беседа может преследовать разнообразные дидактические цели. Виды бесед об экологии:

  1. Установочная. Воспитатель с помощью вступительной беседы вызывает интерес детей, привлекает их внимание к какой-либо теме и даёт малышам возможность оживить в памяти информацию, которая уже им известна. Это может быть предисловием к практическим занятиям на природе и простым экспериментам.
  2. Эвристическая (поисковая). Проводится обычно в основной части занятия. Базируется на хорошо усвоенных детьми знаниях, призвана стимулировать активность дошкольников, направить их на поиск причин происходящих в природе явлений и установление связей между ними. В средней группе проводится максимально упрощённо, обязательно с использованием загадок, интересных фактов из жизни животных, красочного наглядного материала, моделирования обговариваемой ситуации.
  • Например, в беседе о жизни диких животных зимой можно использовать моделирование «Зайчик на снегу». Воспитатель должен заранее подготовить изображение зайчика, серого с одной стороны и белого с другой. На мольберте  из бумаги или другого белого материала устраивают «сугробы» снега.
  • Когда заходит речь о зайчике, который готовится к зиме, воспитатель показывает детям фигурку животного в серой шубке. Прикладывает к «сугробам» и спрашивает ребят: «Видно ли зайчика на снегу?» Дети отвечают утвердительно. Ставится проблемный вопрос: «Что же делать? Зайчик заметен на белом, его и лиса увидит, и волк».
  • Поскольку малышам уже известна характерная особенность зайцев менять цвет меха зимой из сказок и рассказов, они делятся этими знаниями с воспитателем. «До чего же здорово, что зайчик меняет шубку зимой! — говорит воспитатель и прикладывает фигурку к изображению сугробов белой стороной наружу. — Никто его не заметит и не поймает».
  1. Итоговая. Призвана обобщить и систематизировать полученную детьми информацию. Воспитатель должен тщательно продумать, какие вопросы выберет для беседы и что использует в качестве демонстрационного материала.

В ходе рассказа воспитатель даёт детям конкретную информацию о явлении или объекте природы. Поэтому рассказ должен:

  • соответствовать научным данным;
  • быть доступным пониманию детей пятого года жизни;
  • быть эмоциональным;
  • обязательно подкрепляться наглядными пособиями (иллюстрациями, предметами, муляжами).

Прежде чем рассказывать детям о явлении природы, животном или растении, воспитатель должен сам как следует изучить тему повествования.

Воздействие художественного слова на детей средней группы велико в силу их эмоциональности и доверчивости. Поэтому использование литературных произведений будет очень кстати на этапе усвоения нового материала (новая информация повысит заинтересованность детей), а также при закреплении полученных знаний.

Но художественное произведение, представляющее новый для детей материал о природе, должно быть коротким, поскольку основные знания дети получают из рассказа воспитателя. Иногда целесообразно зачитать лишь отрывок или же выбрать небольшое стихотворение. А вот при обобщении темы можно прочитать детям что-то подлиннее.

К словесным приёмам относятся:

  • объяснение,
  • указание,
  • уточнение,
  • вопрос.

Все они широко используются в ходе бесед, рассказов, при проведении опытов и наблюдений.

Наглядные приёмы и методы

Поскольку дети дошкольного возраста обладают наглядно-действенным мышлением, нельзя недооценивать роль наглядных и практических методов и приёмов в образовательно-воспитательном процессе.

К ним относятся:

  • наблюдение;
  • демонстрация;
  • рассматривание;
  • показ.

Наблюдение является главным методом экологического воспитания дошкольников. Благодаря правильно организованному наблюдению дети могут ознакомиться с явлением или объектом природы с помощью всех своих чувств: зрения, обоняния, осязания, вкуса (если рассматривают овощи и фрукты, то их можно даже попробовать) и так далее. В результате наблюдения у дошкольников формируются верные и отчётливые представления о предмете наблюдений, а также навыки исследования, что обязательно пригодится им в дальнейшем.

К наблюдению предъявляется ряд требований:

  1. Оно должно быть организовано так, чтобы каждый ребёнок хорошо видел объект и мог следить за его свойствами (размер, цвет, запах и т. д.), а также, если возможно, прикоснуться и ощутить тактильно его поверхность. Поэтому для наблюдений необходимо запастись в достаточном количестве природным материалом разных форм, размеров и свойств. Это могут быть овощи и фрукты, ветки деревьев, жёлуди, каштаны, шишки, семена, осенние листья. Рассматривая их, ребёнок может прийти к выводу, что у каштана кожура коричневая, гладкая и блестящая, а вот у шишки поверхность шершавая, покрыта маленькими чешуйками, под которыми скрываются семена.
  2. Наблюдение в средней группе должно длиться не более 3–10 минут, потому что этот вид деятельности требует повышенного внимания, сосредоточенности, усиленной умственной работы.
  3. Структура наблюдения чётко определена: оно имеет вводную часть, основную (которая и длится от трёх до десяти минут) и заключительную.
  • Начало наблюдения предполагает концентрацию внимания детей на объекте с помощью наводящего вопроса, загадки, сюрпризного момента.
  • В основной части дети самостоятельно или с помощью педагога получают информацию (рассматривают, обследуют) и делятся своими умозаключениями, отвечая на вопросы воспитателя.
  • Заключительная часть — самая яркая и эмоциональная. Для закрепления положительных впечатлений воспитатель может прочитать стихотворение, загадать загадки, спеть с детьми песенку или поиграть в игру (подвижную или дидактическую). Уместно также использовать творческие задания по теме наблюдения. Например, если дети рассматривали берёзку и определяли её особенности (строение, расположение ветвей), то им можно предложить вообразить себя стройными берёзками, которые опускают тонкие ветви вниз и легонько покачивают ими под ветром.
  1. При наблюдении за живыми существами педагог должен держать под контролем их поведение. Следует выбирать спокойных животных, которые не будут делать резких движений, издавать крики, способные напугать малышей и отбить охоту наблюдать. Наиболее подходят для этой цели морские свинки, хомячки, черепахи, рыбки.

Чтобы зафиксировать результаты и иметь возможность возвращаться к ним для подведения итогов, сравнения и пр., необходимо вести дневник наблюдений за ростом растений или птицами, календарь погоды и природы. Можно предложить детям нарисовать рисунки по своим впечатлениям (во вторую половину дня), смастерить поделку. Важным результатом систематических наблюдений является выработка у дошкольников способности подмечать характерные, но не всегда заметные на первый взгляд свойства и признаки объектов природы, что способствует также развитию логического мышления и внимания.

Показ

Наглядный иллюстративный материал для показа должен отвечать определённым требованиям. Изображённое на нём должно быть:

  • реалистичным (соответствовать внешнему виду и пропорциям объектов в естественной среде);
  • простым и понятным для детского восприятия;
  • эстетически привлекательным и выразительным.

Поэтому следует избегать во время занятий по экологии показа иллюстраций к сказкам, где животные одеты в одежду, обитают в человеческих жилищах («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). Ведущие методисты советуют использовать такие виды наглядно-демонстративного материала:

  • картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С. А. Веретенникова), «Дикие животные с детёнышами» (С. А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н. Соловьёва), «Картины о сельской местности» (С. Н. Соловьёва) и некоторые другие;
  • картинки, иллюстрации, фотографии;
  • гербарии, коллекции.

Если ребёнок пытлив и любознателен, он может задать вопрос: «Почему же в сказке звери одеты и ведут себя, как люди?» Следует пояснить, что это проявление воображения, фантазии автора сказки. Дети пятого года жизни сами склонны к фантазированию и творчеству, поэтому такое пояснение им вполне понятно.

Практические методы

Практические методы делятся на:

  1. собственно практические:
  • упражнение,
  • элементарные опыты,
  • моделирование;
  1. игровые:
  • дидактические и творческие игры,
  • создание игровых ситуаций,
  • действия с игрушками.

Игрушка должна отвечать тем же требованиям, что и иллюстрация: быть реалистичной, понятной детям, вызывать положительные эмоции и эстетические чувства. Поэтому в развивающей среде группы, особенно рядом с уголком природы, нежелательно присутствие жёлтых зайцев, синих мишек и оранжевых волков. Исключение составляют сказочные герои: фея, гном. Они могут появляться в уголке природы во время сюрпризных моментов, а также — чтобы поинтересоваться у детей, что нового и интересного те узнали на занятии или во время прогулки.

Практические приёмы, используемые при ознакомлении с природой:

  • обращение к опыту детей,
  • практические ситуации,
  • поисковые действия,
  • обследование.

Из игровых приёмов наиболее часто используется в средней группе подвижная игра и загадка.

Весёлые загадки, зачастую в стихотворной форме, представлены в изобилии как в печатных, так и интернет-источниках. Они послужат хорошим дополнением к любой части тематического занятия по экологии.

4.Создание развивающей среды как метод экологического воспитания

Очень важным методом экологического воспитания является создание экологоразвивающей среды в ДОУ (в группе и на участке учреждения). Дети пятого года жизни усваивают знания о природе в непосредственном общении с ней. Цель экологоразвивающей среды — создать условия для такого общения в разные режимные моменты.

Живой уголок для детского сада

Для создания живых уголков в группах подбирают растения и животных, которые соответствуют требованиям безопасности и дидактической целесообразности. Нельзя заводить агрессивных животных с непредсказуемым поведением, ядовитые и колючие растения. Кроме того, они должны быть неприхотливы и не трудоёмки в уходе.

С образовательной точки зрения объекты живого уголка должны предоставлять детям наибольшее разнообразие для наблюдений и сравнения свойств, поэтому растения подбирают и прямостоячие, и вьющиеся (плющ, фикус), с цельной и рассечённой листовой пластиной (папоротник, бегония). Большое значение для воспитания умения видеть красоту природы имеют красиво цветущие комнатные растения (фиалка, пеларгония, герань).

Животных держать в общем помещении не рекомендуется, для них лучше выделить отдельную комнату, «живой уголок», и вносить в группу для наблюдения, когда это необходимо. Подбирают их из разных классов (млекопитающие, рыбы, птицы, пресмыкающиеся). При ознакомлении с ними подчёркивают и выделяют отличительные признаки (наличие перьев, крыльев и клюва у птиц, чешуи и плавников у рыб). Во избежание проблем дети должны общаться со зверюшками только под присмотром воспитателя. Воспитанников средней группы уже можно привлекать и к простым действиям по уходу за живым уголком — полить растения, насыпать животным корм, но нужно внимательно следить, чтобы дети не баловались, не рвали листья растений, не мучали питомцев.

Нужно также удостовериться, что у детей нет сильной аллергии на те виды животных и растений, которые вы собираетесь им показать.

Фотогалерея: животные в уголке природы средней группы ДОУ.

Хомяк — мирное и пушистое существо.

Вуалехвост смотрится как золотая рыбка из сказок А.С. Пушкина.

Морская свинка — одно из самых милых животных.

Важной составляющей развивающей среды в детском учреждении является экологическая тропа. Совершая путешествие по ней, ребята попадают в мир природы, представленный разнообразными зонами и наполненный полезной информацией. Содержание экологической тропинки необходимо продумать так, чтобы её посещение каждый раз обогащало детей знаниями о природных явлениях и объектах в их взаимосвязи и развитии. Уголок леса, луга, сада с типичными травами, деревьями и кустарниками, огород с овощами типичны для подобных маршрутов.

Разнообразить и оживить их помогут фитоогород с лекарственными травами (подорожник, календула, мать-и-мачеха), «цветочные часы» со специально подобранными растениями, которые закрываются и раскрываются в определённое время, «живой барометр» с растениями, поникающими перед дождём (папоротник) или закрывающими цветки (кислица, фиалка). Все это сделает прогулку по экологической тропе не только увлекательным, но и очень полезным занятием.

Большой интерес у дошкольников вызовут также уличный термометр, флюгер, солнечные часы. Последние воспитатель вполне может изготовить собственными силами.

Помимо растительных, на тропинке могут быть и объекты животного мира, например, птичье гнездо или муравейник. Обращая на них внимание воспитанников, следует позаботиться о том, чтобы дети не могли нарушали покой насекомых и птиц. Психика детей пятого года жизни не позволяет им осуществлять строгий контроль над своими действиями. Ответственность за сохранность живых объектов на тропе несут работники ДОУ.

При наблюдении за муравейником следует напомнить детям, что беспокоить муравьёв нельзя.

Воспитатель на личном примере показывает, как нужно относиться к природе.

Работу по ознакомлению с природой можно проводить в разные режимные моменты. Наблюдения за объектами, которые нельзя принести в группу (деревья, кусты, птицы) проводят на прогулке, а ознакомление со свойствами важнейшего природного ресурса — воды — будет уместно организовать в виде опытов. Основным видом деятельности, на котором детям даются разносторонние и систематизированные знания, конечно, является организованная образовательная деятельность или занятие. Особая ценность занятия в том, что на нём можно ознакомить детей с объектами и понятиями, которые невозможно увидеть во время наблюдений.

  1. Организация и проведение занятий по экологии в средней группе

Подготовка занятия включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач непосредственной образовательной деятельности (НОД).
  3. Выбор типа и вида организованной деятельности.
  4. Подготовка материалов, наглядных пособий, литературных произведений, оборудования для опыта (если он запланирован).
  5. Предварительная работа с детьми.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Структура и длительность НОД в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность с детьми пятого года жизни длится в среднем 20 минут и делится на такие структурные компоненты:

  1. Вступительная часть. Воспитатель организовывает детей, сообщает им тему занятия, мотивирует к познавательной деятельности.
  2. Основная часть. В зависимости от типа занятия в ней присутствуют беседа, рассказ, наблюдение, экскурсия, путешествие по экологической тропе, опыт. Если занятие проводится в групповой комнате, в середине него планируют физкультминутку для снятия напряжения и усталости детей. Во время образовательной деятельности, вынесенной на свежий воздух, проводят подвижную игру, соответствующую теме. Если задумано комплексное или интегрированное занятие, его длительность может увеличиваться на 5–8 минут из-за включения деятельности из других образовательных областей.
  3. Итоговая часть. Дети с помощью воспитателя делают заключение, подводя итог своей работе и полученным в ходе занятия знаниям, высказываются о том, какие эмоции испытали, что запомнилось, удивило и т. д.

Занятия по экологии проводятся раз в две недели, чередуясь с занятиями по ознакомлению с предметным миром. Но если дошкольное учреждение ставит своей задачей углублённое изучение этого раздела образовательной области «Познавательное развитие» и это отражено в программе, занятия могут проводиться раз в неделю.

Таблица: картотека тем НОД по ознакомлению с природой и формированию экологической культуры в средней группе ДОУ

Тема НОД (основной вид деятельности)

Задачи НОД

Сентябрь

Дары природы
(сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

  • Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования;
  • способствовать развитию представления о среде обитания: сад — огород;
  • способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов;
  • прививать трудолюбие.

Гуляем по лугу
(беседа о травянистых растениях)

  • Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями;
  • способствовать воспитанию интереса к растениям;
  • поощрять желание узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них;
  • прививать желание заботиться о растениях.

Куда исчезают насекомые
(беседа)

  • Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей — голова, брюшко, имеют шесть ног);
  • способствовать развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям;
  • способствовать развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле;
  • учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Кто такая рыбка
(наблюдение)

  • Способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники — красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях);
  • способствовать развитию деятельности наблюдения:
  • выделять признаки внешнего вида,
  • пользоваться моделью при рассмотрении рыбки,
  • отражать результаты наблюдений в точном слове;
  • способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке,
  • учить радоваться при наблюдении за рыбкой,
  • учить любоваться ее красотой;
  • воспитывать стремление сохранять ее живой и здоровой.

Октябрь

Кому нужна вода
(проблемно-этическая беседа)

  • Способствовать развитию представлений о воде, о том, где есть вода в природе;
  • способствовать развитию понимания:
  • ценности и значимости воды в жизни всего живого;
  • необходимости беречь водопроводную воду;
  • порассуждать с детьми о проблеме, почему так мало чистой воды остаётся на земле.

Как помочь растению 
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)

  • Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);
  • способствовать появлению стремления пожалеть растение и действенно ему помочь;
  • способствовать развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса;
  • способствовать применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода);
  • способствовать установлению в уме ребят связи между состоянием растения и его потребностью во влаге;
  • учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Какие разные птицы
(сравнительный рассказ)

  • Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;
  • способствовать обогащению и углублению представлений о птицах:
  • особенностях строения,
  • местах обитания,
  • потребностях и способах их удовлетворения;
  • способствовать развитию навыка сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа;
  • способствовать освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко;
  • учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Где живут дикие звери
(беседа)

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Ноябрь

Как живут домашние животные
(беседа о кролике, утке)

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Почему болят зубы
(беседа о зубах)

  • Способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях;
  • привитию гигиенических навыков:
  • полоскать рот после еды,
  • чистить зубы;
  • воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах.

Осень золотая
(обобщающая беседа)

  • Обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках;
  • активизировать деятельность наблюдения,
  • развивать навыки сравнения основных осенних явлений;
  • развивать познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Какие разные деревья
(составление сравнительных рассказов о деревьях (береза -тополь)

  • Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев — корень, ствол, ветки;
  • способствовать освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко;
  • формировать умение составлять сравнительные рассказы.

Декабрь

Птицы
(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири)

  • Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;
  • способствовать обогащению и углублению представлений о птицах:
  • особенностях строения,
  • местах обитания,
  • потребностях и способах их удовлетворения;
  • способствовать развитию навыка сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа;
  • воспитывать чувство заботы о птицах.

Хвойные деревья: ель, сосна
(беседа)

Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

Дикие звери зимой
(беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе)

  • Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы её добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу);
  • способствовать развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей;
  • способствовать развитию умения использовать модель в качестве плана рассказа;
  • способствовать освоению умения рассказывать последовательно, связно.

Птичка в клетке 
(распознающее наблюдение и составление описательного 
рассказа о попугае)

  • Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего вида и поведения;
  • способствовать обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения);
  • воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.

Январь

Зимушка-зима
(обобщающая беседа о зиме)

  • Развивать обобщённые представления о зиме как времени года, её существенных признаках;
  • активизировать наблюдательную деятельность;
  • обучить сравнению основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период);
  • поддерживать познавательные интересы к природе;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Органы дыхания человека
(беседа)

  • Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму;
  • создать условия для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания;
  • создать условия для формирования культурно-гигиенических навыков;
  • приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своём здоровье.

Путешествие в деревню к бабушке
(беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова)

  • Способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни);
  • способствовать развитию умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека;
  • воспитывать заботливое отношение к домашним животным;
  • способствовать развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа.

Февраль

Животные Севера (беседа о диких животных Крайнего севера)

  • Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера;
  • обобщать знания детей о животных и птицах Севера;
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птицах холодных стран;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Почему Мишка перепутал черепаху с камнем
(наблюдение за черепахой)

  • Создать условия для обогащения представлений детей:
  • о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов),
  • о характерных признаках её внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырёх ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь);
  • создать условия для развития деятельности наблюдения:
  • последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия,
  • сравнивать,
  • выделять наглядно представленные признаки живого;
  • создать условия для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь её;
  • воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Посадим фасоль
(беседа с элементами труда)

  • Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землёй, полив, свет);
  • умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

Март

Весенний букет 
(обобщающее наблюдение за цветущим комнатным растением)

  • Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение;
  • способствовать развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа;
  • способствовать пониманию способа ухода за комнатными растениями;
  • воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений.

У нас в гостях морская свинка
(наблюдение с элементами беседы)

  • Создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом;
  • создать условия для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать;
  • поощрять развитие любознательности;
  • воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном.

Весна в лесу
(обобщающая беседа о лесных зверях зимой)

  • Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детёнышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание);
  • способствовать формированию умения называть взрослого зверя и его детёныша;
  • развивать любознательность;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.

Птицы весной 
(обобщающая беседа о птицах (скворец, утка)

  • Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилёт птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека);
  • способствовать развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа;
  • способствовать развитию умения умения сравнивать скворца с другими птицами;
  • развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

Апрель

Посадим лук 
(беседа с элементами труда)

  • Расширить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения;
  • развивать:
  • трудовые навыки детей,
  • умение ставить перед собой цель,
  • подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой;
  • воспитывать желание:
  • добиваться результата,
  • участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Насекомые
(обобщающая беседа о насекомых
(жуки, бабочки, муравьи, комары)

  • Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым);
  • развивать умения использовать модель в качестве плана для рассказывания, любознательность.

Будь здоров и весел, хомяк
(наблюдение за хомяком с элементами труда)

Способствовать:

  • возникновению у детей желания ухаживать за хомячком;
  • освоению детьми представлений о способах ухода за хомяком:
  • сколько корма давать хомяку,
  • нужно ли убирать остатки корма из «кладовки»,
  • как мыть кормушку, поилку,
  • как менять подстилку, не пугая хомячка,
  • как аккуратно брать его в руки, делая «лодочку»;
  • расширению представлений:
  • о повадках хомячка (прячет за щеки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку),
  • его потребностях (чтоб хомяк не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей);
  • установлению детьми связей между внешним строением и особенностями поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ним.

Советы Айболита
(обобщающая беседа)

  • Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью;
  • способствовать формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;
  • развивать у детей умения заботиться о своем здоровье;
  • воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Май

Цветущие деревья
(беседа о яблоне, вишне, сирени)

  • Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период — почки, листья, цветы, основные потребности, части растений);
  • способствовать формированию умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение);
  • развивать умения различать деревья по листьям, цветам;
  • воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Посещение зоопарка
(беседа о диких экзотических животных 
(лев, тигр, слон, обезьяны и др.)

  • Развивать представления детей о диких экзотических животных:
  • где проживают в природе,
  • чем питаются,
  • как добывают себе пищу;
  • развивать игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль;
  • обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»;
  • расширять кругозор детей.

Весна-красна 
(обобщающая беседа)

  • Способствовать формированию обобщённых представлений о весне как времени года, её погодных явлениях, основных признаках;
  • способствовать формированию представлений о деятельности человека в весенний период;
  • способствовать развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека;
  • развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей природе.

Тайна участка детского сада (экскурсия по экологической тропе)

  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В данной картотеке присутствуют разные виды (беседа, экскурсия, наблюдение с элементами труда) и основные типы занятий по экологическому воспитанию (первично-ознакомительные, обобщающие, углублённо-познавательные). Выбор их целиком зависит от воспитателя и служит наиболее полному и эффективному достижению поставленных задач НОД.

Оборудования для экспериментирования выбирается в соответствии с принципами:

  • научной обоснованности;
  • безопасности;
  • доступности (дети должны уметь обращаться с ними).

К материалам предъявляют также требование соответствия характерным признакам. То есть, изучаемый объект должен быть типичным для своей группы, класса. Например, для обследования свойств фруктов следует выбирать синие сливы, а не жёлтые, поскольку последние не являются характерно окрашенными для этого фрукта.

Предварительная работа с детьми

Предварительная работа необходима перед НОД по экологии обобщающего и углублённо-познавательного типа, поскольку работа на них строится с опорой на определённый багаж знаний и умений. В сущности, многие моменты жизни ребёнка в детском саду могут рассматриваться как предварительная работа к той или иной теме.

Умываясь, маленькие исследователи непременно захотят познакомиться с такими забавными свойствами воды, как способность течь, разбрызгиваться, с её прозрачностью и с тем, как вода очищает и освежает человеческое тело. Вот и первая причина её ценить и беречь, постигнутая непосредственным опытным путём. Одеваясь на прогулку, дети замечают, что их одежда изменилась в соответствии с сезоном. На прогулке дошкольники видят окружающее их многообразие живых существ, растений, природного материала. Они играют с песком, камнями, веточками и листьями, попутно усваивая информацию об их признаках, отличиях, особенностях.

С красочными осенними листьями можно не только играть, но и изготовить замечательную аппликацию из них.

Дошкольникам интересно наблюдать за солнцем, ходом облаков по небу, трогать кору деревьев и траву, подмечать разницу в тактильных ощущениях. Любой шалун и непоседа в течение дня хоть раз обратит внимание на тот или иной объект природы, проявит интерес к воробьям, жукам, муравьям. Важно вовремя подметить заинтересованность малыша и закрепить её короткой беседой, одобрительным отзывом: «Ты настоящий исследователь!»

Индивидуальная работа выходит здесь на первый план, поскольку каждый маленький человек — личность со своими особенностями и качествами характера, и не всем дано сразу блестяще проявить себя во время занятий. Но если ребёнок увидит, что его интерес к природе замечен и одобрен, то и в организованной деятельности он станет активнее и смелее.

Индивидуальная работа по экологии ведётся с учётом гендерных особенностей детей.

Первые признаки формирования экологической культуры — проявление доброжелательности и ласки к живым созданиям природы. Девочки склонны более выразительно и ярко выражать эмоции, умиляться видом детёнышей животных, восхищаться цветами, цветущими деревьями. Мальчикам свойственно рассматривать природу как источник практически применимых материалов (камешков, палочек, каштанов). Хотя подобное деление очень условно.

В то же время девочки могут быть более брезгливы к таким животным, как жабы, мыши, пауки, жуки, а мальчики проявляют к ним интерес и благосклонность. Поэтому в индивидуальной или подгрупповой беседе с девочками следует делать акцент на то, что в природе нет плохих и ненужных существ, все приносят пользу. А мальчиков нужно учить рациональному использованию природных ресурсов (не ломать ветку молодого дерева для игры, а поискать опавшую сухую).

Кроме того, более активных и подвижных мальчишек следует остерегать от применения каштанов, шишек, камней для метания вне спортивного занятия или организованной игры. Ведь не секрет, что они нередко поддаются искушению бросить камень в кота или птицу, не задумываясь о последствиях такого поступка. Можно сделать акцент на то, что мальчик — сильный и смелый, и обижать слабых и беззащитных ему не к лицу.

Экологическое воспитание — это прежде всего воспитание человечности и доброты

Мотивационный этап занятия

Как известно, хорошая мотивация — залог успеха в любом деле. И воспитание маленьких экологов тут не исключение. Мотивировать и побуждать детей к образовательной и всякой иной деятельности нужно с учётом их возрастных психологических особенностей.

Пятый год жизни считают самым непредсказуемым и взрывным в детском саду. Да и само название «средняя группа» говорит о том, что дети стоят на границе между младшими и старшими воспитанниками.

Не распрощавшись с некоторыми свойствами младшего возраста (капризность, неумение контролировать эмоции, ориентированность на взрослых), дети пятого года жизни начинают проявлять качества старших дошкольников: пытливость, интерес к окружающему, а не только к своим переживаниям, умение сопереживать и сочувствовать, начала самоорганизации. Многие демонстрируют быстрое развитие логического мышления и речи, проявляется интерес к таким «немалышовым» темам, как «Космос», «Доисторические животные», «Техника». Поэтому и вести себя с дошколятами следует как со взрослыми, но не забывать, что во многом они ещё малыши.

Основными приёмами мотивации на занятиях по ознакомлению с природой выступают:

  • Сюрпризный момент. Подарки и сюрпризы обожают даже взрослые, а уж дошкольники от них в восторге. Сюрприз подразумевает необычность, оригинальность и неожиданность.
  • Появление любимого персонажа книг, мультфильмов. Причем он не просто приходит, а играет определённую роль: приглашает в путешествие, просит помочь, научить.
  • Проблемная ситуация (постановка проблемного вопроса). Он может исходить от героя произведения, от живого и даже неживого объекта природы.
  • Дидактическая игра по теме занятия, связанная с темой занятия и призванная активизировать знания детей.
  • Загадывание загадок, чтение стихотворения.

Таблица: примеры мотивационных этапов на разных занятиях

Тема занятия и вид мотивации

Содержание этапа

«Наблюдение за хомячком»
(сюрпризный момент)

Дети заходят в группу и воспитатель обращает их внимание на яркую нарядную коробку.
— Как интересно!- говорит воспитатель. — Кто-то принёс нам подарок. Какая красивая коробка. Наверное, там лежит замечательный подарок (наклоняется, прислушивается). Ой, там кто-то скребётся и пищит (импровизация воспитателя). Кто же это может быть? Может, крокодил? (дети радостно дают отрицательный ответ). Или бегемот? А может, корова? Сейчас проверим (открывает коробку и достаёт игрушечного хомяка, более крупного, чем настоящий. Если хомяка нет, можно использовать игрушечную мышь, но тоже заметно отличимую от настоящей). Посмотрите-ка, ребята, живой хомяк. Правда ведь? (игрушку надо показать так, чтобы её видели все дети, и, конечно же, они скажут, что хомяк игрушечный). А почему вы решили, что это не настоящее животное? (дети поясняют свою мысль: хомяк не двигается, не дышит, он сделан из меха).
Воспитатель изображает недоумение:
— Но кто же тогда пищал тут? (осматривается по сторонам, достаёт находившуюся вне поля зрения детей клетку с хомячком). Ах, вот кто! Как вы думаете, ребята, а этот хомячок живой? Мог он царапаться и пищать? Давайте как следует рассмотрим его и понаблюдаем за ним: что ещё интересного мы увидим?

«Путешествие в деревню к бабушке» (приглашение в путешествие)

К детям приходит Маша (кукла) и рассказывает, что давно не была у своей бабушки в деревне. Мама и папа заняты на работе, а саму её в деревню не отпускают, другое дело, с ребятами. Вот если бы они поехали вместе с ней в деревню! Дети соглашаются, мастерят из крупного конструктора упрощённый макет автобуса и на нём отправляются в деревню, где их встречает бабушка Маши (переодетый взрослый) и знакомит с обитателями своего двора (домашними животными).

«Весенние первоцветы» (персонаж просит помощи)

В начале занятия к детям приходит Зайчонок и рассказывает, что очень любит свою маму-зайчиху и хочет сделать ей красивый подарок. В лесу появилось много первых цветов: подснежников, крокусов (можно использовать иллюстрации или слайды). Но мудрая сова сказала, что рвать цветы нехорошо. Зайчонок не понимает, почему, ведь цветы такие красивые. Он просит ребят помочь и сделать подарок его маме.
Проводится беседа об охране живой природы. Дети поясняют герою: рвать цветы плохо, потому что они быстро завянут, погибнут, а живые будут долго расти и радовать всех обитателей леса своей красотой.
Проводится игра на знание экологических правил «Хорошо или плохо».
Рвать цветы плохо, а что хорошо? (сажать цветы, поливать).
Сорить в лесу плохо, а что хорошо? (убирать мусор, поддерживать чистоту).
Брать домой диких животных плохо, а что хорошо? (оставить их в лесу, не обижать) и т. д.
Во второй части занятия дети изготавливают первоцветы для мамы-зайчихи в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование, аппликация из ватных дисков).

«Животные Севера»
(проблемная ситуация)

Воспитатель и дошкольники обнаруживают на коврике макет снежинки. Воспитатель говорит, что это волшебная снежинка, она умеет слушать и разговаривать. Ей очень хочется подружиться с детворой. А чтобы подружиться, надо сказать доброе и ласковое слово.
Дидактическая игра «Доброе слово». Дети передают снежинку и по очереди говорят ей ласковые слова: ты красивая, ты мне нравишься, я хочу с тобой дружить.
Снежинка подружилась с детьми и просит выслушать её рассказ.
Звучит аудиозапись. От имени снежинки детям сообщают, что она живёт в лесу, где у неё много подружек-снежинок. Они весело играли, кружились под ветерком, но вот узнали, что придёт весна и все снежинки растают. Снежинки огорчились и послали свою подружку в детский сад к ребятам, которые любят природу и наверняка им помогут.
Озвучена проблемная ситуация: снежинок нужно спасти, чтобы они не растаяли.
Решение проблемы: можно поместить снежинок в холодильник, но там им будет скучно.
И тут воспитатель «вспоминает» об одном удивительном месте, где никогда не тает снег и живут белые-белые, как снежинки, дикие звери.
Проводится беседа о природе Крайнего Севера.
В конце занятия, обсудив, как решить проблему, дети договариваются сделать много самолётиков-оригами, которые унесут снежинок в край вечной зимы.

«Зимушка-зима» (загадывание загадок)

В гости к детям приходит заяц-хваста и, по обыкновению, начинает хвастаться: я самый лучший, самый сильный, самый смелый. И самый-самый умный, потому что знаю такие загадки, которые не может никто отгадать.
Воспитатель:
— А наши ребята легко их отгадают! Правда, дети?
Дошкольники соглашаются.
Заяц загадывает загадки про зиму, которые дети отгадывают. Заяц удивлён и спрашивает: может, они и про его шубку знают ответ? Почему она стала белой вместо серой?
Дети поясняют, что так сделала природа, чтобы зайца не было заметно на белом снегу.
Воспитатель предлагает детям рассказать зайцу и о других животных, как они зимуют и почему.

6.Материально-технические условия

Материально-техническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. Имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др.. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Создание условий для реализации программы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

  • учитывать социальный опыт ребенка
  • учитывать его возможности, способности, интересы
  • строить педагогический процесс как диалоговый

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Заключение

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основная цель  -  формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Требования к уровню подготовки детей

Воспитанник должен  

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  6. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  7. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О. 

      9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание         дошкольника». -2004

     10.Программа «От рождения до школы»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".

Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Образовательные - расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Юные спасатели»

Беседа с детьми о бережном отношении к природе, знакомство с магнитом, знакомство с различными вариантами обращения с отходами....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей средней группы детского сада «Всё о животных».

Данная методическая разработка предназначена для средней группы и достигаются следующие цели: уточнение представления детей о знакомых животных, условиях их жизни, роли человека в жизни «братьев...