Проект «Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания детей в средней группе детского сада »
проект по окружающему миру (средняя группа)
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта : познавательно – исследовательский Продолжительность проекта : долгосрочный (15.09.2023-15.05.2024 ) Участники проекта: воспитатель, дети средней группы , родители
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Актуальность проекта
Цель проекта : Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность в условия ДОУ Задачи проекта: Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы; перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов .
1 этап Подготовительный Сбор и анализ литературы по данной теме; Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; Организация предметно – развивающей среды по теме проекта; Подготовка материала для экспериментальной деятельности; Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 2 этап Основной Проведение мероприятий в группе; Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью; Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми; Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки). 3 этап Заключительный Мини-выставка продуктов детской деятельности; Подведение итогов работы над проектом; Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту. Этапы:
Работа с родителями Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы. Помощь родителей в изготовлении макетов. Помощь родителей в приобретении необходимых материалов для проведения экспериментов. Помощь в изготовлении дидактического материала. Участие родителей в осеннем конкурсе «Осенние фантазии»
Октябрь Тема: «Почва – чудесная кладовая» НОД «Зачем нужна земля ? » Дать детям представления о том, что верхний слой земли, на которой растут растения, называют «почвой» . Познакомить детей с составом почвы , с некоторыми обитателями почвы и что можно вырастить на земле. Опыты «Из чего состоит земля ? » «Какая земля ? » «Есть ли в почве воздух ? » «Почему осенью бывает грязно ? » Ноябрь Тема «Песочная страна» Знакомство со свойствами песка, развитие мелкой моторики рук, соблюдение правил безопасности при игре с песком. НОД «Путешествие по пустыне» Дать первоначальное представление о пустыне. познакомить с её обитателями и растениями. Опыты «Какой песок» «Из чего состоит песок» «Легко ли сыпется песок» «Куда исчезла вода» «Лепим из песка» «Мокрый песок принимает любую нужную форму» «Как покрасить песок» «Рисунки на песке» Рисование на песочном столе Игры с кинетическим песком 12 ноября – синичкин день( рассматривали иллюстрации в книгах и наблюдали за птицей на нашей кормушке, беседа об этой птице, развешивали угощения)
НОД «Зачем нужна земля ? » Макет «Во саду ли в огороде» Макет «Подземное царство» 16 октября – день хлеба НОД «Путешествие по пустыне»
«Из чего состоит песок» «Легко ли сыпется песок» «Рисунки на песке» Игры с кинетичским песком « Куда исчезла вода» «Лепим из песка» «Как покрасить песок» «Раскрашиваем цветным песком» Угощение для синиц Синичка на нашей кормушке Синичка – маленькая птичка»
Декабрь - январь Тема «Снег, какой он?» Формировать представление о снеге и его свойствах. В процессе экспериментирования показать детям, что снег окрашивается и впитывает краску. Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели. Тема: «Волшебница – вода» Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного. Дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь. Тема: «Бумажная фея» Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Рассматривание и сравнение хвойных деревьев (ель и сосна) 9 января – день снегиря 15 января – день зимующих птиц
«Снег состоит из множества снежинок» «На снегу можно рисовать» «Из снега можно лепить и делать разные постройки»
Вода прозрачная У воды нет запаха У воды нет вкуса Вода жидкая 9 января – день снегиря Птичьи следы на снегу
Очистка грязной реки
«Какая бумага ( гладкая, лёгкая)» «Бумагу можно склеить» «Бумагу можно разрезать» «Бумагу можно смять» «Бумагу можно разорвать» «В воде бумага размокает и рвётся» «Из бумаги можно складывать разные фигуры»
«Рассматривание и сравнение хвойных деревьев и их шишек» 15 января –день зимующих птиц Изготовление ЭКО кормушек
Февраль Тема «Комнатные растения – наши друзья» Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значение в жизни человека, о роли человека для растений. Опыты: «Как растения пьют воду?» Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям. «Как вода даёт жизнь растению?» Показать значение воды в жизни растений. «Зачем растению корень» Дать детям представление о функциях корня растений(корни дышат, всасывают влагу, удерживают растение в земле. 27 февраля –день полярного медведя Март Тема «Знакомство с резиной» Формирование у детей представлений о резине . Дать представление о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается, находить резиновые предметы в ближайшем окружении. Тема «Огород на подоконнике» Продолжать развивать интерес к выращиванию на подоконнике и закреплению приемов ухода за рассадой. Тема «Перелётные птицы» Закрепление у детей знаний о жизни птиц и заботе о них. Уточнить и обобщить у детей представления о птицах. Закрепить у детей знания о птенцах, об их вскармливании. Уточнить у детей знания о гнездах, скворечниках и кормушках. Учить детей отличать скворечник от кормушки.
«Мы ухаживаем за растениями» «Зачем растению корень» Почему белый медведь не мёрзнет и не покрывается льдом когда вылезает на такой сильный мороз Аппликация «Полярный друг»
«Как растения пьют воду?» «Как вода даёт жизнь растению» «Нужен ли воздух растениям» Рисование комнатного цветка - фиалка
Март Тема «Знакомство с резиной» Формирование у детей представлений о резине . Дать представление о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается, находить резиновые предметы в ближайшем окружении. Тема «Огород на подоконнике» Продолжать развивать интерес к выращиванию на подоконнике и закреплению приемов ухода за рассадой. Тема «Перелётные птицы» Закрепление у детей знаний о жизни птиц и заботе о них. Уточнить и обобщить у детей представления о птицах. Закрепить у детей знания о птенцах, об их вскармливании. Уточнить у детей знания о гнездах, скворечниках и кормушках. Учить детей отличать скворечник от кормушки. Апрель Тема «Солнышко лучистое» Дать детям знания, что солнечная энергия даёт тепло и согревает предметы. Опыты: «Кто нагрел предметы» «Делаем радугу» «Солнечные зайчики» «Свет и тень» 11 апреля –день берёзы 19 апреля – день подснежника 22 апреля- день Земли
Резина - водонепроницаемая Резина – мягкая, эластичная Резина –прочная, но у неё есть враги День берёзы
Аппликация «Длинноногий аист» Познакомились с перелётными птицами Слушали голоса перелётных птиц Наш огород Работа в альбоме
Играем с солнечными зайчиками День Земли Кто нагрел предметы Моя тень
Май Тема «Насекомые» Наблюдение за насекомыми на прогулке. Вред и польза насекомых. Работа по лэпбуку «Удивительный мир букашек» 13 мая –день одуванчика Эксперименты «Волшебная полянка» - обратить внимание детей на интересное явление – цветы одуванчиков открываются в полдень и закрываются вечером. Отметить, их красоту, цвет, запах, строение (как солнце). Когда одуванчики пахнут сильнее? «Непромокаемый одуванчик» -показать детям на опыте, что из- за жирового слоя, которым покрыты семена, одуванчик выходит из воды сухим. Эксперимент «Вертушка» - определить с помощью вертушки, есть ли ветер и какой силы (быстро крутится вертушка – сильный ветер, медленно – слабый ветер) – учить детей делать простейшие умозаключения, выводы.
13 мая – день одуванчика «Непромокаемый одуванчик» Наблюдение за насекомыми Работа по лэпбуку «Мир насекомых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Презентация "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов....
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
Консультация для педагогов: "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях...
Реализация проекта "Огород на поддоконнике как средство экологического воспитания детей 4-5 лет".
О проекте:Тип проекта: экологический, познавательно-исследовательский, социально- значимый. Участники проекта: дети средней группы «Теремок» 4-5 лет, родители, воспитатели.Срок проект...