"ПТИЦЫ ЗИМОЙ" Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста по познавательному и речевому развитию
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Совместная деятельность педагога с детьми первой младшей группы по расширению знаний детей о птицах (ворона, голубь, воробей, снегирь, синица), их жизни в условиях зимы; умению распознавать, сопоставлять и называть птиц; развитию сенсорного восприятия. Интергация образовательных областей ФГОС ДО: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_e.v._-ptitsy_zimoy_-_sovm.deyat_._ranniy_vozrast.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Николаева Елена Валентиновна, воспитатель ГБДОУ д/с №29 Кировского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга ПТИЦЫ ЗИМОЙ совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста по познавательному и речевому развитию Воспитатель: Николаева Елена Валентиновна Санкт-Петербург, 2017г. |
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: развитие детей в соответствии с ФГОС ДО, расширение познаний детей об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление детей о времени года – зима, её признаках
- Способствовать закреплению знаний детей о птицах: умение распознавать, сопоставлять и называть птиц (ворона, голубь, воробей, синичка, снегирь), различать части тела;
Развивающие:
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, умению отвечать на вопросы, подговаривать слова потешки;
- Способствовать развитию сенсорного восприятия: умению различать и называть цвет, форму, величину
- Способствовать физическому развитию детей: умению согласовывать движения с текстом;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, заботливое отношение к птицам.
Деятельность детей: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Предварительная работа:
- Наблюдение во время ежедневных прогулок за наступлением зимы: на улице стало холодно, мороз, лужи затянулись льдом, выпал снег (снежинки; снег белый, пушистый, холодный, тает в тепле);
- Изготовление кормушки;
- Кормление птиц во время прогулок, наблюдение за их поведением, следами на снегу;
- Проведение ситуативных разговоров о том, какие птицы прилетели к кормушке?, назови птичку; сколько птиц (одна-много)?; кто улетел, прилетел? (развитие внимания, памяти); где сидит ворона, воробей, голубь? (на крыше, на дереве, на земле); найди большую птичку и маленькую (величина); найди следы от птиц на снегу;
- Рассматривание сюжетных картинок «Времена года», «Птицы»;
- Чтение стихотворений А.Барто «Снег», И.Сурикова «Стали дни короче», А.Чельцова «Воробей», А.Кузнецовой «Следы на снегу», потешек «Птичка», «Летели две птички»;
- Проведение логоритмики и подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Снегири».
Материал: сюжетная картинка на тему «Зима», плоскостной воробей на палочке, настольная ширма, кормушка (или изображение), ЛОТО «Птицы»; контейнеры и шарики основных цветов, ёмкости для шариков по числу детей; дидактическое пособие: карточки-«кормушки» с вырезанными «донышками» по форме и отдельно «донышки» - круг, квадрат, треугольник.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель говорит: « Я слышу, что ещё кто-то просится к нам в гости. (подходит к ширме и говорит простуженным голосом) «Чик-чирик, чик-чирик». Кто же это зовёт нас, дети ? (на ширме появляется плоскостной воробей на палочке – воспитатель двигает им незаметно для детей)
Воробей: - Здравствуйте, ребятки! Очень холодно зимой, моё горлышко охрипло. Я прилетел к вам погреться.
Воспитатель: - Дети, вы узнали эту птичку? Правильно – это воробей. Давайте с ним поздороваемся: Здравствуй, воробей! Погрейся и поиграй с нами. А вот тебе, воробей, наше угощение:
Пальчиковая игра: «Птичка»
Птичка-птичка водим пальчиком по ладошке
Вот тебе водичка!
Вот тебе крошки на моей ладошке. – крошим
(воспитатель подносит фигурку воробья по очереди к ладошкам детей – «клюёт» крошки)
Рассматривание картины, воробушка и других птиц:
Воспитатель: - Дети, а почему же нашему воробью холодно на улице? Посмотрите на эту картинку. Всюду лежит СНЕГ, и на деревьях, и на земле, и на крышах домов; дети и взрослые надели тёплые шубы, шапки и рукавички. Наступила ЗИМА.
- Воробушек, а как же вы, птички, живёте зимой, ведь у вас нет тёплых курточек и рукавичек?
Воробей: - У нас ЕСТЬ ПЁРЫШКИ, они нас согревают. На ЛАПКАХ мы прыгаем, а КРЫЛЫШКИ помогают нам летать, и мы ищем корм, который клюём КЛЮВом и это не даёт нам замёрзнуть.
Воспитатель: - А что же вы клюёте? Ведь все червячки остались глубоко в земле под снегом, их вам не достать.
Воробей: - Мы ищем ягодки на деревьях и кустах, а ещё нам очень помогают люди – делают кормушки, в которые насыпают зёрнышки, семечки и булочку.
Воспитатель: - Да, ребятки, и мы крошили птичкам булочку. А вот и наша кормушка (показывает объект или изображение).
Воспитатель: - Воробушек, а я знаю, что у тебя есть друзья – другие птички, которых мы можем увидеть на улице зимой. Давай спросим ребяток, узнают ли они этих птиц?
Вот они (показывает изображение птиц: вороны, голубя, воробья, синички, снегиря).
Воспитатель показывает изображение вороны: - Ксения, как зовут эту птицу? – Ворона. Как ворона говорит? – Кар-кар (дети отвечают, проговаривают)
Воспитатель достаёт следующую карточку: - Полина, как зовут эту птицу? – Голубь.
Воспитатель продолжает: - Как зовут эту птицу? – Снегирь. Посмотрите какая у него грудка КРАСНОГО цвета. (обращает внимание детей на отличительные особенности птиц).
- А вот эту птичку зовут синичка. У неё грудка ЖЁЛТОГО цвета.
Воспитатель продолжает: - Воробушек, дети узнали всех твоих друзей. Молодцы! А скажите, ребятки, какая птичка БОЛЬШАЯ? (перед детьми оставить три карточки с изображением вороны, голубя и воробья). Правильно: -ворона – большая птица. А какая птичка МАЛЕНЬКАЯ? – Воробушек (воробей). Воробей – маленькая птичка.
Д/И ЛОТО «Найди пару»
На столе разложены полотна ЛОТО по числу детей с изображением пяти птиц (ворона, голубь, воробей, снегирь, синичка) и разрезные карточки к каждому полотну.
Воробушек «перелетает» к другому столу и говорит:
- Ой, эти птички потеряли своих друзей, ребятки, помогите найти птицам ТАКИХ ЖЕ, как они птиц ( «друзей»).
Дети подходят к столу и каждый из них раскладывает карточки на своё полотно. Игра проходит одновременно со всеми детьми. Воспитатель следит и помогает в случае затруднения, хвалит по окончании игры.
Д/И «Разложи ягодки по цвету кормушки (контейнера)»
В центре стола в ряд разложены четыре «кормушки»- контейнеры основных цветов. В доступной близости от воспитателя - ёмкости по числу детей с шариками-«ягодками» основных цветов.
Воспитатель говорит: - А теперь, дети давайте научим нашего воробушка различать ягодки по цвету.
(детей поставить с двух сторон от стола).
- Смотрите, у нас на столе кормушки, но все они разного цвета. Покажите, где кормушка ЖЁЛТОГО цвета? ( и т.д.) Правильно! А теперь помогите разложить вот эти «ягодки» в кормушки. (Воспитатель раздаёт двум детям, стоящим напротив друг друга, по ёмкости с шариками и просит разложить «ягодки» в «кормушки» того же цвета. Далее игру продолжает следующая пара детей).
По окончании, воспитатель говорит: - Ярослава, расскажи воробушку, какого цвета кормушка? – КРАСНОГО. – А какого цвета лежат ягодки в этой кормушке? – КРАСНОГО. – Значит мы разложили ягодки правильно.
- Арсений, какого цвета вот эта кормушка? – ЗЕЛЁНОГО. - А ягодки в ней такого же цвета? – Да, ЗЕЛЁНОГО. – ( И т.д.) - Вы молодцы!
Д/И «Почини кормушку»
На столе лежат карточки-«кормушки» по числу детей с вырезанными в середине «донышками» следующих форм: КВАДРАТ, КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК. Детям предлагают «починить» кормушки и найти донышко к своей кормушке. (сопоставление формы)
Воспитатель говорит: - Ой, ребятки, ветер поломал наши кормушки. Смотрите, у кормушек нет донышка. Давайте, починим кормушки. Найдите донышко для своей кормушки.
По окончании, воспитатель уточняет: - Савелий, донышко у твоей кормушки, это – Круг. А у тебя, Ярослава? – Квадрат. Ксения, у тебя? – Треугольник.
- Вот, воробушек, смотри какие наши детки молодцы!
А теперь давайте поиграем как будто мы снегири. Выходите на середину.
П/И «Снегири»
(игру провести 2-3 раза)
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири - снегири бегают
Грудки показали - снегири выпячивают грудь
Ягод поклевали - присесть и пальчиками по полу «клевать»
Прыгали по веткам – прыжки на месте
Кланялися деткам – наклоны
Воробей: -Чик-чирик! Спасибо, ребятки, за игру и угощение! Мне пора лететь к своим друзьям на улицу! До свидания!
(дети прощаются, воробей улетает за ширму)
Воспитатель: - Вот и улетел наш воробушек, но мы обязательно встретим на улице его и других птиц: ВОРОНУ, ГОЛУБЯ, СНЕГИРЯ, СИНИЧКУ. И обязательно покормим птиц булочкой и наполним кормушку семечками (воспитание заботливого отношения к птицам).
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Стихи для чтения детям:
А.Барто «Снег»
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
И.Суриков
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
***
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
***
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
Н.Некрасов
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Г.Лаптева
Снегири и свиристели
К деткам в гости прилетели.
Снегири и свиристели
Ягод красных захотели.
На рябинку сели,
Ягодку поели.
Снегири и свиристели
Поднялись и улетели.
Следы на снегу
А. Кузнецова
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки?
Кто расставил на бегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Тонкие следочки -
Крестики и точки.
А.Чельцов
Воробей, воробей,
Не боишься ты людей.
Если мы гулять пойдём,
Мы везде тебя найдём.
Не летишь ты на юг
От холодных зимних вьюг
И купаешься весной
В первой луже дождевой.
ПОТЕШКИ:
***
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели –
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
***
Птичка-птичка,
Вот тебе водичка
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.В процессе действий с предметами у детей с м...
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии исследовательской деятельности
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста в организованной образовательной деятельности педагога. В представленных конспектах отражена заинтересованность ...
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием проблемно-игровой технологии
Развитие способностей различать основные цвета....
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Сформировать первичные представления о необходимости сохранять здоровье в раннем возрасте...
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием информационнойтехнологии
Знакомство детей раннего возраста с понятием город через узнавание родного дома по фотографии....
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....