Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Савина Наталья Анатольевна

Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.

В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно  тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.

       Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Уровень моторного развития рук и ручных навыков является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

       Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное  учреждение ХМАО-Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

Доклад

 Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                     

                                                                              Подготовила:                

                                                                              воспитатель    

                                                                        2 квалификационной категории

                                                                     Савина Наталья Анатольевна

Урай 2013г

         В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно  тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.

       Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

        Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учиться действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве

( направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом, у ребенка развивается восприятие и зрительно- двигательная координация. Одновременно развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обоих рук ( маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие- двумя руками), тип хватания – кулаком, щепотью ( тремя пальцами), указательным и большим  пальцами вместе ( указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев

( ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого – начало второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями.

       В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, при которых нужно совмещать два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек

( башенки, матрешки, пирамидки и т.д.). Играя с ними, ребенок совершенствует не только ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

       Уровень моторного развития рук и ручных навыков является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

       Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.

       Учитывая специфику работы в Доме ребенка с детьми, имеющими отставание в физическом и психическом речевом развитии ( алалии, афазии, задержки психомоторного и речевого развития), используем на занятиях, и в повседневной жизни, на прогулках специальные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые благотворно влияют на развитие речи детей, помогают стать более самостоятельными и уверенными в себе.

       В своей работе придерживаемся основных принципов:

1. Систематичность проведения упражнений.

2. Последовательность.

3. Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребенка интереса к упражнениям.

   

                              Пальчиковые игры.

      Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза».

       Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность

« почувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

       Соединение « слово-палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

   

Цели и задачи:

  • Развитие согласованных движений обеих рук.
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  • Развитие  внимания.

Методы обучения:

  • Показ действий.
  • Действия руками ребенка.
  • Самостоятельные действия ребенка.

Организация занятий.

      Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, хорошо знакомые детям можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулках.

      Например: « Сорока-белобока», « Идет Коза рогатая», « Этот пальчик хочет спать», « Вышли пальчики гулять» и т.д.

         ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

  • Развитие хватания.
  • Развитие согласованных движений обеих рук.
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  • Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
  • Развитие осязания.
  • Развитие мышления и воображения.

Материалы:

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью  задания.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

  • Показ действий.
  • Действия руками ребенка.
  • Поэтапная словесная инструкция.

Организация занятий.

     Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

  1. не допускать переутомления детей – сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;
  2. уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
  3. обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;
  4. занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

       Работа с детьми строиться по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры « Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.

       Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

 ПОМОЩЬ.

       Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще не достаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднений они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, нужно оказать помощь малышу: еще раз показать, как нужно выполнять то или иное действие, или взять его руки в свои и выполнить действие совместно.

 МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.

        Во время занятия нужно следить за соблюдением мер безопасности – не позволять детям брать в рот мелкие предметы и детали ( бусы, деревянные иглы и др.)

     

  1. ИГРА  « Прячем ручки».

Цель. Учить детей подражать движениям взрослого.

Материал. Платки, коробки.

  1. Игра « Спрячь в ладошке».

Цель. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материал. Кусочки поролона или резиновые кольца, которые можно сжать в руке.

  1. Игра « Ямки» Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материал. Тесто, фасоль, горох, камушки.

  1. Игра « Погремушка».

ЦЕЛЬ. Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Материал. Небольшие пластиковые бутылки с крышками, мелкие предметы

( камушки, фасоль, бусины).

  1. Игра « Бусы для куклы»

Цель. Развивать соотносящие движения рук, хватание; формировать навыки действий с иглой.

  1. Игра « Цветик- семицветик»

Цель. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику рук; учить расстегивать и застегивать пуговицы.

  1. Игра « Мозаика»

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомиться с указательным типом хватания; развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

Материал. Набор мозаики, мелкие игрушки.

     Таким образом, эти игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить.  (Развитие речевых навыков). СПб.: «Паритет», 2003. – 128 с.

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. СПб.: «Паритет», 2003. – 128 с.

3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В .Елецкая, Е.Ю.Вареница. М.: ТЦ Сфера, 2008.-224с.

4. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения: в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. -М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. 191с.

5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста ( 1-3 года). М.: Мозаика- Синтез, 2007г. 50с.

6. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста ( 1-3 года). М.: Мозаика- Синтез, 2010г. 63с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения

принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....

"Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии."

Главной особенностью коррекционной работы являются: развитие общей мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие слуховых функций; формирование предметной деятельности и коммуникативных н...

Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у  детей раннего возраста...

Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"

В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...

Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

Эта книга создана на основе многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста с психофизическими отклонениями. В нее вошли игры для детей 2-Злет. Предлагае...

Адаптационно-дидактическая юбка в работе с детьми раннего возраста

Направленность:  действуя с предметами, ребенок  приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравивш...

«Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста»

Дидактические игры могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности дошкольника....