Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.
В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Уровень моторного развития рук и ручных навыков является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО-Югры
Урайский специализированный Дом ребенка
Доклад
Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии
Подготовила:
воспитатель
2 квалификационной категории
Савина Наталья Анатольевна
Урай 2013г
В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребенка.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учиться действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве
( направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом, у ребенка развивается восприятие и зрительно- двигательная координация. Одновременно развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обоих рук ( маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие- двумя руками), тип хватания – кулаком, щепотью ( тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе ( указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев
( ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого – начало второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями.
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, при которых нужно совмещать два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек
( башенки, матрешки, пирамидки и т.д.). Играя с ними, ребенок совершенствует не только ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.
Уровень моторного развития рук и ручных навыков является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.
Учитывая специфику работы в Доме ребенка с детьми, имеющими отставание в физическом и психическом речевом развитии ( алалии, афазии, задержки психомоторного и речевого развития), используем на занятиях, и в повседневной жизни, на прогулках специальные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые благотворно влияют на развитие речи детей, помогают стать более самостоятельными и уверенными в себе.
В своей работе придерживаемся основных принципов:
1. Систематичность проведения упражнений.
2. Последовательность.
3. Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребенка интереса к упражнениям.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза».
Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность
« почувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Соединение « слово-палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.
Цели и задачи:
- Развитие согласованных движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Развитие внимания.
Методы обучения:
- Показ действий.
- Действия руками ребенка.
- Самостоятельные действия ребенка.
Организация занятий.
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, хорошо знакомые детям можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулках.
Например: « Сорока-белобока», « Идет Коза рогатая», « Этот пальчик хочет спать», « Вышли пальчики гулять» и т.д.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
- Развитие хватания.
- Развитие согласованных движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
- Развитие осязания.
- Развитие мышления и воображения.
Материалы:
Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
- Показ действий.
- Действия руками ребенка.
- Поэтапная словесная инструкция.
Организация занятий.
Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:
- не допускать переутомления детей – сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;
- уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;
- занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.
ПОРЯДОК РАБОТЫ.
Работа с детьми строиться по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры « Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.
Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.
ПОМОЩЬ.
Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще не достаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднений они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, нужно оказать помощь малышу: еще раз показать, как нужно выполнять то или иное действие, или взять его руки в свои и выполнить действие совместно.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
Во время занятия нужно следить за соблюдением мер безопасности – не позволять детям брать в рот мелкие предметы и детали ( бусы, деревянные иглы и др.)
- ИГРА « Прячем ручки».
Цель. Учить детей подражать движениям взрослого.
Материал. Платки, коробки.
- Игра « Спрячь в ладошке».
Цель. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал. Кусочки поролона или резиновые кольца, которые можно сжать в руке.
- Игра « Ямки» Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Материал. Тесто, фасоль, горох, камушки.
- Игра « Погремушка».
ЦЕЛЬ. Развивать хватательные и соотносящие движения рук.
Материал. Небольшие пластиковые бутылки с крышками, мелкие предметы
( камушки, фасоль, бусины).
- Игра « Бусы для куклы»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, хватание; формировать навыки действий с иглой.
- Игра « Цветик- семицветик»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику рук; учить расстегивать и застегивать пуговицы.
- Игра « Мозаика»
Цель. Учить хватанию щепотью, познакомиться с указательным типом хватания; развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.
Материал. Набор мозаики, мелкие игрушки.
Таким образом, эти игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить. (Развитие речевых навыков). СПб.: «Паритет», 2003. – 128 с.
2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. СПб.: «Паритет», 2003. – 128 с.
3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В .Елецкая, Е.Ю.Вареница. М.: ТЦ Сфера, 2008.-224с.
4. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения: в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. -М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. 191с.
5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста ( 1-3 года). М.: Мозаика- Синтез, 2007г. 50с.
6. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста ( 1-3 года). М.: Мозаика- Синтез, 2010г. 63с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения
принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....
"Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии."
Главной особенностью коррекционной работы являются: развитие общей мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие слуховых функций; формирование предметной деятельности и коммуникативных н...
Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста...
Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"
В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...
Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.
Эта книга создана на основе многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста с психофизическими отклонениями. В нее вошли игры для детей 2-Злет. Предлагае...
Адаптационно-дидактическая юбка в работе с детьми раннего возраста
Направленность: действуя с предметами, ребенок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравивш...
«Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста»
Дидактические игры могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности дошкольника....