Конспект занятия "Тайны хвойного леса" познавательно-речевое
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект познавательного занятия для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_hvoynogo_lesa.docx | 19.36 КБ |
tayny_hvoynogo_lesa.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тайны хвойного леса»
Программное содержание:
Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о растительном мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (план, схема, знакомые схемы)
Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обогащение, гипотезы).
Продолжать формирование представлений о многостороннем значении ели в жизни человека (пища, красота, здоровье, жизнь).
Способствовать формированию положительного отношения к миру растений.
Активизация слов: почки, срезы, годичные кольца, древесина, опилки, настой, краситель, лупа, спилы.
Материал: семена разных растений, спилы дерева, ветки ели, досточки, опилки, поделки из опилок, камень, разные виды бумаги, хвоя, кора ели, лоскутки, полоски бумаги, банки, стаканы по количеству детей, скрипка.
Ход знания
Ребята, сегодня утром мне почтальон принес вот эту бандероль.
- Как вы думаете, что находится в ней?
Ребята, а тут какое-то письмо. Оно адресовано вам.
Здравствуйте, мои милые друзья! Я хочу вас пригласить в свою лесную лабораторию, но в начале послушайте историю, которая произошла с моей подругой.
Садитесь, ребята, а я расскажу вам эту историю.
Жила-была елка. Уважаемая всем нашим лесом старая ель. Ей исполнилось сто лет. Это много – сто лет? Даже елка в этом возрасте считается пожилой. Она много повидала на своем веку и многое умела. Перед дождем – она с шумом поднимала свои ветки. А когда шумел зимой еловый лес, жители ожидали оттепели. Но вот однажды у нас в лесу разразилась гроза, налетел сильный ветер и старая елка не устояла перед его силой. Ветер сорвал ель с корнями. Она сильно расстроилась, что не сможет больше приносить пользу жителям леса, что придется ей лежать и гнить на сырой земле. Когда кончилась в лесу гроза, пришли лесорубы, они увидели упавшее дерево, спилили и увезли, а что с ней произошло дальше, вы сами скоро узнаете. В этом вам поможет схема-план.
Давайте посмотрим, в какую сторону мы должны пойти.
Ой, ребята, тут какие-то семена.
- Посмотрите и скажите, у каких растений эти семена?
- Чем отличаются семена ели и гороха?
Давайте проверим.
Опыт. Возьмите по одному семечку ели и гороха. Поднимите руки с семенами вверх, держите ровно, а затем одновременно отпустите их.
- Какое семя упало быстрее на пол? Почему? Сейчас возьмите семена помидора и ели, сравните их. Затем дети делают опыт семенами ели и помидора.
И снова делают вывод
- Что помогает семенам дольше держаться в воздухе?
- Для чего они нужны?
- А почему не смогут летать семена гороха и семена помидора?
- А нужно ли им летать?
Ребята, нам пора отправляться в следующую лабораторию.
- Ребята, как можно определить возраст дерева? А хотите узнать?
Вот тут на столе есть спилы дерева, посмотрите и скажите, что вы видите на них?
- Давайте, посчитаем, сколько колец у вас на спиле.
Ребята, число колец равно возрасту дерева.
- А вы думаете, старая ли была елка?
- А сколько вам лет?
- Насколько лет елка старше вас? Ребята возраст дерева можно определить еще по веткам. Посмотрите, на конце ветки есть почки, весной из них вырастают новые ветки, сколько параллельных веток отходит от основной, столько лет дереву, но к этому количеству нужно прибавить 3. Так как первые 3 года у дерева ветки не растут. Ребята, если вы хотите узнать, сколько лет дереву необязательно ее спилить. Вы сейчас можете определить по нижним веткам, сколько лет дереву.
Ребята, эту елку рубили на Новый год. Елка радовалась недолго, после праздника его выбросили. И она больше не сможет принести жителям леса и человеку пользу.
- А вы не думаете, в каком возрасте дерево приносит больше пользу человеку?
- А вот какую пользу ель приносит человеку мы узнаем, если отправимся дальше.
Давайте посмотрим, куда мы должны отправиться.
После того, как старую ель спилили, ее увезли на деревоперерабатывающий комбинат. А что из нее сделали, мы сейчас узнаем.
- Что лежит на столе?
- Из чего сделаны эти доски?
- Где люди используют такие доски?
- Как зовут людей, которые строят дома?
- А как зовут людей, которые делают мебель?
- Ребята, а мы сможем сломать эти доски рукой? Почему?
- Ребята, посмотрите сюда и скажите, что тут лежит?
- Где можно использовать древесные опилки?
Расскажите, как вы делали эти игрушки. А я еще хочу вам показать что-то. Посмотрите и скажите, из чего сделаны эти доски?
Давайте посмотрим, правда ли из опилок. Ребята, а еще из опилок делают уксусную кислоту, спирт и глицерин. Который, используют в медицине.
Ребята у меня в руках камень и досточка. Скажите, пожалуйста, что тяжелее камень или досточка? Давайте взвесим. Что тяжелее?
- Что будет, если мы их отпустим в воду? Давайте проверим.
Опыт: - Почему камень утонул, а доска осталась наплаву?
Ребята, у доски площадь больше, чем у камня, поэтому она плавает на поверхности, а еще мы знаем, что деревья дышат воздухом и внутри древесины есть воздух. Поэтому дерево легче, чем вода и из-за этого не тонет.
Пора нам отправиться дальше.
- Назовите, какие виды бумаги вы здесь видите?
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? Для того чтобы сделать бумагу для наших книг и тетрадей, нужно много древесины. Поэтому бумагу надо беречь.
- Вы как думаете, можно использовать старую бумагу? Расскажите, как вы делали этот картон?
- Где люди применяют картон?
- А почему именно из картона делают коробки?
Ребята, я хочу вам открыть один секрет, что вот эти белые листы бумаги сделаны из ели.
Пора нам отправится дальше.
Выходит девочка в костюме елочки. Здравствуйте, мои милые друзья! Меня к вам отправила моя бабушка ель и попросила раскрыть некоторые секреты нашего хвойного леса.
- Хотите вы их узнать?
Ребята, я вам что-то принесла. Посмотрите и скажите, что у меня в руках?
- С какого дерева эта хвоя?
- Как вы думаете, если их залить горячей водой, что получится?
Опыт: а хотите узнать? (Хвою кладем в кастрюлю и заливаем кипятком. Укутываем кастрюлю полотенцем).
Друзья мои, а у меня еще что-то есть, для вас. Угадайте, что это?
- Как вы думаете, что получится, если кору тоже залить горячей водой?
Ребята, а вы знаете, что еще можно сделать из хвои? Из хвои делают витаминную муку для домашних животных, а так же хвоя очищает воздух.
- А где используют кору ели? (Кору ели измельчают и используют как удобрение).
Ребята, давайте проверим, что у нас получилось.
- Скажите, какого цвета получился раствор?
- Ребята, что будет, если мы туда отпустим ткань?
Давайте проверим.
Какого цвета стали ваши лоскутки? Значит, в коре есть краситель. Люди по сей день его используют вместо краски.
А сейчас попробуем покрасить бумагу.
- Почему бумага не красилась? Значит, что есть в коре?
Ребята, давайте проверим, что у нас получилось. (Рассматривают заваренную хвою).
- Понюхайте, чем пахнет? А теперь попробуйте на вкус.
- Ребята, что будет, если в этот напиток добавить сахар? Давайте проверим, так ли это.
- Который напит к вам больше понравился с сахаром или без него?
Этот напиток дает здоровье, силу, бодрость, поэтому его рекомендуют пить врачи.
Мы с вами подкрепились, пора отправиться дальше.
Дети входят в музыкальный зал. Игра на скрипке.
- Кто из вас знает, как называется этот музыкальный инструмент?
- Как вы думаете, из чего сделана скрипка?
Этот необычно красиво-звучащий инструмент делают из ели. Для того чтобы сделать скрипку выбирают самую крепкую, здоровую ель, которой больше ста лет.
Ребята, если срублено дерево использовать разумно и экономно, из него можно получить много полезных различных продуктов. Это вы сегодня увидели сами.
Елочка: Ой, ребята, я забыла вам раздать семена, которые отправила вам моя бабушка. Она хочет, чтобы вы их посадили.
А прежде чем посадить семена, вначале их прижмите к своему сердцу, чтобы отдать растению частицу своего сердечного тепла, добра и пообещайте, никогда не ломать просто так деревья, их ветки, листья, потому что в них наша жизнь.
Предварительный просмотр:
Тема: «Тайны хвойного леса»
Программное содержание:
Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о растительном мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (план, схема, знакомые схемы)
Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обогащение, гипотезы).
Продолжать формирование представлений о многостороннем значении ели в жизни человека (пища, красота, здоровье, жизнь).
Способствовать формированию положительного отношения к миру растений.
Активизация слов: почки, срезы, годичные кольца, древесина, опилки, настой, краситель, лупа, спилы.
Материал: семена разных растений, спилы дерева, ветки ели, досточки, опилки, поделки из опилок, камень, разные виды бумаги, хвоя, кора ели, лоскутки, полоски бумаги, банки, стаканы по количеству детей, скрипка.
Ход знания
Ребята, сегодня утром мне почтальон принес вот эту бандероль.
- Как вы думаете, что находится в ней?
Ребята, а тут какое-то письмо. Оно адресовано вам.
Здравствуйте, мои милые друзья! Я хочу вас пригласить в свою лесную лабораторию, но в начале послушайте историю, которая произошла с моей подругой.
Садитесь, ребята, а я расскажу вам эту историю.
Жила-была елка. Уважаемая всем нашим лесом старая ель. Ей исполнилось сто лет. Это много – сто лет? Даже елка в этом возрасте считается пожилой. Она много повидала на своем веку и многое умела. Перед дождем – она с шумом поднимала свои ветки. А когда шумел зимой еловый лес, жители ожидали оттепели. Но вот однажды у нас в лесу разразилась гроза, налетел сильный ветер и старая елка не устояла перед его силой. Ветер сорвал ель с корнями. Она сильно расстроилась, что не сможет больше приносить пользу жителям леса, что придется ей лежать и гнить на сырой земле. Когда кончилась в лесу гроза, пришли лесорубы, они увидели упавшее дерево, спилили и увезли, а что с ней произошло дальше, вы сами скоро узнаете. В этом вам поможет схема-план.
Давайте посмотрим, в какую сторону мы должны пойти.
Ой, ребята, тут какие-то семена.
- Посмотрите и скажите, у каких растений эти семена?
- Чем отличаются семена ели и гороха?
Давайте проверим.
Опыт. Возьмите по одному семечку ели и гороха. Поднимите руки с семенами вверх, держите ровно, а затем одновременно отпустите их.
- Какое семя упало быстрее на пол? Почему? Сейчас возьмите семена помидора и ели, сравните их. Затем дети делают опыт семенами ели и помидора.
И снова делают вывод
- Что помогает семенам дольше держаться в воздухе?
- Для чего они нужны?
- А почему не смогут летать семена гороха и семена помидора?
- А нужно ли им летать?
Ребята, нам пора отправляться в следующую лабораторию.
- Ребята, как можно определить возраст дерева? А хотите узнать?
Вот тут на столе есть спилы дерева, посмотрите и скажите, что вы видите на них?
- Давайте, посчитаем, сколько колец у вас на спиле.
Ребята, число колец равно возрасту дерева.
- А вы думаете, старая ли была елка?
- А сколько вам лет?
- Насколько лет елка старше вас? Ребята возраст дерева можно определить еще по веткам. Посмотрите, на конце ветки есть почки, весной из них вырастают новые ветки, сколько параллельных веток отходит от основной, столько лет дереву, но к этому количеству нужно прибавить 3. Так как первые 3 года у дерева ветки не растут. Ребята, если вы хотите узнать, сколько лет дереву необязательно ее спилить. Вы сейчас можете определить по нижним веткам, сколько лет дереву.
Ребята, эту елку рубили на Новый год. Елка радовалась недолго, после праздника его выбросили. И она больше не сможет принести жителям леса и человеку пользу.
- А вы не думаете, в каком возрасте дерево приносит больше пользу человеку?
- А вот какую пользу ель приносит человеку мы узнаем, если отправимся дальше.
Давайте посмотрим, куда мы должны отправиться.
После того, как старую ель спилили, ее увезли на деревоперерабатывающий комбинат. А что из нее сделали, мы сейчас узнаем.
- Что лежит на столе?
- Из чего сделаны эти доски?
- Где люди используют такие доски?
- Как зовут людей, которые строят дома?
- А как зовут людей, которые делают мебель?
- Ребята, а мы сможем сломать эти доски рукой? Почему?
- Ребята, посмотрите сюда и скажите, что тут лежит?
- Где можно использовать древесные опилки?
Расскажите, как вы делали эти игрушки. А я еще хочу вам показать что-то. Посмотрите и скажите, из чего сделаны эти доски?
Давайте посмотрим, правда ли из опилок. Ребята, а еще из опилок делают уксусную кислоту, спирт и глицерин. Который, используют в медицине.
Ребята у меня в руках камень и досточка. Скажите, пожалуйста, что тяжелее камень или досточка? Давайте взвесим. Что тяжелее?
- Что будет, если мы их отпустим в воду? Давайте проверим.
Опыт: - Почему камень утонул, а доска осталась наплаву?
Ребята, у доски площадь больше, чем у камня, поэтому она плавает на поверхности, а еще мы знаем, что деревья дышат воздухом и внутри древесины есть воздух. Поэтому дерево легче, чем вода и из-за этого не тонет.
Пора нам отправиться дальше.
- Назовите, какие виды бумаги вы здесь видите?
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? Для того чтобы сделать бумагу для наших книг и тетрадей, нужно много древесины. Поэтому бумагу надо беречь.
- Вы как думаете, можно использовать старую бумагу? Расскажите, как вы делали этот картон?
- Где люди применяют картон?
- А почему именно из картона делают коробки?
Ребята, я хочу вам открыть один секрет, что вот эти белые листы бумаги сделаны из ели.
Пора нам отправится дальше.
Выходит девочка в костюме елочки. Здравствуйте, мои милые друзья! Меня к вам отправила моя бабушка ель и попросила раскрыть некоторые секреты нашего хвойного леса.
- Хотите вы их узнать?
Ребята, я вам что-то принесла. Посмотрите и скажите, что у меня в руках?
- С какого дерева эта хвоя?
- Как вы думаете, если их залить горячей водой, что получится?
Опыт: а хотите узнать? (Хвою кладем в кастрюлю и заливаем кипятком. Укутываем кастрюлю полотенцем).
Друзья мои, а у меня еще что-то есть, для вас. Угадайте, что это?
- Как вы думаете, что получится, если кору тоже залить горячей водой?
Ребята, а вы знаете, что еще можно сделать из хвои? Из хвои делают витаминную муку для домашних животных, а так же хвоя очищает воздух.
- А где используют кору ели? (Кору ели измельчают и используют как удобрение).
Ребята, давайте проверим, что у нас получилось.
- Скажите, какого цвета получился раствор?
- Ребята, что будет, если мы туда отпустим ткань?
Давайте проверим.
Какого цвета стали ваши лоскутки? Значит, в коре есть краситель. Люди по сей день его используют вместо краски.
А сейчас попробуем покрасить бумагу.
- Почему бумага не красилась? Значит, что есть в коре?
Ребята, давайте проверим, что у нас получилось. (Рассматривают заваренную хвою).
- Понюхайте, чем пахнет? А теперь попробуйте на вкус.
- Ребята, что будет, если в этот напиток добавить сахар? Давайте проверим, так ли это.
- Который напит к вам больше понравился с сахаром или без него?
Этот напиток дает здоровье, силу, бодрость, поэтому его рекомендуют пить врачи.
Мы с вами подкрепились, пора отправиться дальше.
Дети входят в музыкальный зал. Игра на скрипке.
- Кто из вас знает, как называется этот музыкальный инструмент?
- Как вы думаете, из чего сделана скрипка?
Этот необычно красиво-звучащий инструмент делают из ели. Для того чтобы сделать скрипку выбирают самую крепкую, здоровую ель, которой больше ста лет.
Ребята, если срублено дерево использовать разумно и экономно, из него можно получить много полезных различных продуктов. Это вы сегодня увидели сами.
Елочка: Ой, ребята, я забыла вам раздать семена, которые отправила вам моя бабушка. Она хочет, чтобы вы их посадили.
А прежде чем посадить семена, вначале их прижмите к своему сердцу, чтобы отдать растению частицу своего сердечного тепла, добра и пообещайте, никогда не ломать просто так деревья, их ветки, листья, потому что в них наша жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».
Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом, чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...
Конспект НОД по развитию речи "Рассказывание про хвойные и лиственные леса"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи...
Конспект занятия “Хвойные деревья Югры”
Конспект занятияПодготовительная к школе группа“Хвойные деревья Югры”Задачи: Обучающие:1. Обобщить и расширить знания детей о хвойных ...
Конспект НОД "Хвойный лес"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ....
Конспект занятия «Хвойные и лиственные деревья»»
Тема занятия: «Знакомство дошкольников с хвойные и лиственные деревья»» Содержание занятия: учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева ценит...
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные леса». Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
Цель:Систематизировать знания детей о хвойных деревьях: ели и сосны.Задачи:Продолжать знакомить детей с хвойным лесом.Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.Разви...