Конспект занятия «Хвойные и лиственные деревья»»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кужагалиева Татьяна Викторовна

Тема занятия: «Знакомство дошкольников с  хвойные и лиственные деревья»» Содержание занятия: учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева ценить природу ;

- познакомить детей с понятиями «хвойное дерево» и «лиственное дерево»;

- закрепить и углубить знания детей о  деревьях; формировать умение сравнивать эти деревья по высоте, стволу, плодам, листьям, коре, видеть между ними сходства и различия; - расширить представления детей о том, как дерево живет, дышит, растет, питается польза от деревьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Конспект    занятия

                               «Хвойные и лиственные деревья»»

                                                     

                                                                     

Тема занятия: «Знакомство дошкольников с  хвойные и лиственные деревья»» Содержание занятия: учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева ценить природу ;

- познакомить детей с понятиями «хвойное дерево» и «лиственное дерево»;

- закрепить и углубить знания детей о  деревьях; формировать умение сравнивать эти деревья по высоте, стволу, плодам, листьям, коре, видеть между ними сходства и различия; - расширить представления детей о том, как дерево живет, дышит, растет, питается польза от деревьев.

-

1 этап. Организация наблюдения за объектами природы. Выявление запаса представлений учащихся о данных  объектах и явлениях природы, приобретенных в результате жизненного  опыта.

Задание 1. Обсудите с дошкольниками, о каких объектах  природы, говорится в этом стихотворении.          

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку):

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зелёный и хороший -

Протянет нам десятки рук.

И тысячи ладошек.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осень наступает –

И листья облетают.

Дети: Дерево.

Воспитатель :А где растут деревья ?

Воспитатель. (много деревьев, животных; место, где растут деревья.) Вот деревья здесь стоят и листвою шелестят. Назовите, какие вы знаете деревья? (береза, дуб, ель, лиственница) Молодцы, много деревьев назвали.

Проводится беседа, по ходу которой дети подбирают карточки с условными обозначениями.

Воспитатель. Что вы знаете о деревьях? Что такое дерево? Назовите его части. (корни, ствол, ветки, листья, цветы)

Для чего дереву нужны корни? (корни удерживают дерево, чтобы оно не упало; с помощью корней дерево пьет воду из земли и питается; чтобы дышать)

Для чего нужен ствол? (Проводит воду и питательные вещества от корней к веткам и листьям; на стволе находятся ветки и листья)

Чем покрыт ствол? (корой) Как вы думает, для чего дереву кора? (защищает от вредных насекомых; спасает от сильных морозов и жары)

Для чего дереву листья? (чтобы дышать, собирать солнечный свет и тепло; отдает лишнюю воду и использованный воздух)

Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Почему говорят: «Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят?»

В лесу много животных и других растений. Как им помогают деревья?

Воспитатель. Правильно. Деревья угощают нас своими плодами, делают воздух чистым, лечат от разных болезней. Люди также должны помогать деревьям.

Задание 2. Встреча  дошкольников со сказочным  героем Гном.

Здравствуйте, ребята! Лесной вам привет! Я – Лесной Гном. Слышал я, много о деревьях вы знаете. А поиграть со мной не хотите? Слушайте внимательно. Я начну предложение, а вы продолжайте: лист осины – осиновый, лист березы – … березовый, лист дуба – … дубовый, лист клена – … кленовый, лист ивы – … ивовый, лист рябины – … рябиновый, шишка ели – … еловая, шишка сосны – … сосновая, лист смородины – … смородиновый, лист шиповника – … лист шиповника

Гном. Молодцы! Разгулялся ветерок в моем лесу, посрывал листья с деревьев, перепутал. Помогите, найдите, с какого дерева листочек.

2 этап. Организация наблюдения  многообразия объектов природы. Выделение  существенных  признаков изучаемых понятий (объекты и явления природы). Задание 3. Организуйте беседу с дошкольникам.                

В-ль: Правильно. А как вы думаете, дерево живое или нет? Дети: Живое.

В-ль: Молодцы. А почему вы так думаете?

Дети: Потому что оно растет, на нем появляются листочки и т.д.

В-ль: Да, дерево растет, питается, дышит, а значит оно живое. Оно живет. А знаете ли вы, чем дышит дерево?

Дети: Листочками.

В-ль: Верно. Деревья вдыхают загрязненный воздух, а выдыхают уже чистый, которым мы с вами и дышим. Так дерево дышит. Из маленького семечка весной появляется росточек, который затем вырастает в большое дерево. Сначала вырастает ствол (дети показывают на макете ствол дерева), затем появляются веточки (показывают ветки), потом на них проклевываются почки (дети показывают на макете дерева почки), из которых появляются листочки (показывают листья на макете), а еще у деревьев могут быть цветы, серёжки и плоды. С каждым новым днем дерево всё выше и выше поднимается ввысь. Так дерево растет.

Давайте посмотрим на ствол дерева. Чем он покрыт?

Дети: Корой.

В-ль: Да, а для чего она нужна деревьям?

Дети: Для защиты от ветра, солнца и мороза.

В-ль: А это что? (открывает корни) Как называется эта часть дерева?

Дети: Корни.

В-ль: А для чего нужны корни?

Дети: Через них деревья питаются.

В-ль: Хорошо. Деревья растут, питаются, дышат.

Давайте сравним дерево и человека.

- У человека ноги, а у дерева - …корни.

- У человека руки, а у дерева - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева - …кора.

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! Потягивания, руки в стороны

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется! Потягивания, руки вверх

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, Машем руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. Наклоны вперед

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. Наклоны вправо-влево, назад-вперёд

Листья вертит, ветки крутит. Вращение туловищем

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна. Опустили руки, рисуем круг 2 руками в воздухе

Наступила тишина. Указательный палец подносим ко рту.

В-ль А знаете ли вы, что деревья бывают разные – лиственные и хвойные (слайд 1 презентации – картинка лиственные и хвойные деревья). Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: У лиственных деревьев есть листья.

В-ль: Умнички, а у хвойных деревьев вместо листьев – иголочки, которые еще называют хвоей. Поэтому такие деревья и называют хвойными. У лиственных деревьев листья осенью опадают, а у хвойных иголочки круглый год на веточках (слайд 2 – изображение лиственных и хвойных деревьев зимой). А я сегодня познакомлю вас с некоторыми деревьями, которые растут в моём лесу (слайд 3 – фото березы).

Как называется это дерево?

Дети: Береза.

В-ль: Верно. Ствол у нее тонкий, стройный, прямой, белый с черный крапинками. Листья в форме сердечка. Когда это дерево цветет, у него появляются серёжки. В народе за красоту березу называют русской красавицей.

А это что за дерево? (слайд 4 – фото ели)

Дети: Ёлка.

В-ль: Да, это ель. Ствол у нее коричневого цвета, а вместо листьев – иголки. Значит это какое дерево?

Дети: Хвойное.

В-ль: А это что? (слайд 5 – фото сосны)

Дети: Ёлка.

В-ль: Это сосна, она действительно очень похожа на ель. Это тоже хвойное дерево, ведь у него есть иголочки. Но они другие.

Если сравнить иголки у ели и у сосны, то будет видно, что (Слайд 6) (опыт: сравнение иголок ели и сосны по величине – у сосны иголки длиннее).

В-ль: А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните поговорку:

Ёлочка – короткая иголочка,

Сосна – длинна игла. (дети повторяют хором)

В-ль: А еще у этих деревьев разные шишки (опыт: сравнение еловых и сосновых шишек – сосновые овальной формы, длинные, мягкие, светлые; еловые округлой формы, поменьше, твердые, темно-коричневого цвета).

В-ль:: А это дерево вы узнали? (слайд 7 – фотография рябины)

Дети: Да, это рябинка.

В-ль: У куста рябины много маленьких листочков овальной формы. А еще у этого дерева есть плоды – красные ягодки. Плодами рябины питаются зимующие птицы и животные.

Какое это дерево? (слайд 8 – фото клёна)

Дети: Клён.

В-ль: Ствол у клёна серый, а листочки очень интересные, они имеют форму звездочки.

4 этап. Упражнения  на  применения  понятий.

Задание 5. Давайте поиграем

Вот сколько разных деревьев! Эти и другие деревья встречаются в моем лесу. А сейчас давайте поиграем. Оказывается, с деревьями тоже можно играть. Вот сколько у меня накопилось фотографий деревьев! Разложите их, пожалуйста, по корзинкам: в красную – лиственные, а в зеленую – хвойные деревья (дети играют с Гномом , разбирая по нужным корзинкам изученные деревья + 2-3 новых).

В-ль: Посмотрю, всё ли верно ребята выполнили?!

Да! Вы молодцы! Настоящие знатоки!

В-ль: Деревья – верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, из них получают лекарства. Давайте будем бережно относиться к деревьям, нашим помощникам. Не будем их ломать, вырубать, а наоборот, будем охранять их, ведь они столько пользы приносят и человеку, и животным, и птицам, и всему окружающему миру!

В-ль:  а знаете ли, что люди могут сделать из дерева очень много красивых вещей!

Загадки:

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Её узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей её на свете. (Берёза).

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, её клюют.

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней? (Рябина).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не берёзы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж.

Зимою в платье летнем. (Ёлка)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звёзды яркие,

Золотые, жаркие. (Клён)

(Педагог расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому было легко заниматься? Кому трудно? Что было сложного? Какие задания хотели бы выполнить ещё раз?)


В-ль: А сейчас у меня сюрприз и я приглашаю вас в мини-музей изделий из дерева

(посещение мини-музея детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Хвойные и лиственные деревья

Данная презентация предназначена для занятия по окружающему миру....

Логопедические консультации на стенд для родителей по теме "Хвойные и лиственные деревья"

Логопедические консультации на стенд  для родителей по теме "Хвойные и лиственные деревья"...

НОД на тему: «Хвойные и лиственные деревья».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Хвойные и лиственные деревья»....

Лес. Хвойные и лиственные деревья.

Закреплять  знания   детей  о  деревьях...

Разработка прогулки: "Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями".

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).Задачи: закрепить знания детей о деревьях, совершать словарный запас, способствовать умению наблюдать за хвойными и лиственными д...

План - конспект занятия по обогащению словаря в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья».

На занятии  решаются задачи лексического развития: закрепление представлений о хвойных и лиственных деревьях, подготовка к составлению описательного рассказа о дереве....