Конспект занятия “Хвойные деревья Югры”
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Тагирова Расия Алиякбаровна

       

Конспект занятия

Подготовительная к школе группа

“Хвойные деревья Югры”

Задачи:

  • Обучающие:

1.     Обобщить и расширить знания детей о хвойных деревьях Югры.

2.     Упражнять в различении хвойных деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

3.     Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.

  • Развивающие:

1.     Продолжать учить детей анализировать, делать выводы.

2.     Продолжать учить детей логично и грамотно излагать свои мысли.

  • Воспитательные:

1.     Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.

Словарная работа:

1.     Обогащать словарь детей за счет слов: годичные кольца, спил.

2.     Активизация словаря детей по теме “Хвойные деревья”.

Материал к занятию:

  • иллюстрации хвойных деревьев
  • части хвойных деревьев: шишки, хвоя, веточки, семена
  • схема “Жизнь дерева”
  • спилы сосны на всех детей
  • символы – напоминалочки;
  • баночки с землей, палочки, семена ели.

Предварительная работа:

  • чтение познавательной литературы по теме
  • рассматривание картин русских художников на тему “Лес”
  • просмотр видеофильмов “Тайга”.
  • экскурсии и прогулки в лес
  • дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”.

Индивидуальная работа:

  • рассматривание иллюстраций и дидактические игры с детьми.

Ход занятия

Дети сидят за столами

- Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Мы живем в Югре)

А сейчас послушайте стихотворение.

Мы живем на Югре,
Где тайга без конца.
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят.
Где могучие кедры-богатыри
Простирают над нами ветви свои.

- Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)

- Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)

- Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.

- Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).

На доску помещается иллюстрация с изображением ели.

- Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)

На доску помещается иллюстрация с изображением пихты.

- Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их. (Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками).

- Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.

- Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)

На доску помещается иллюстрация с изображением сосны

- А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)

На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.

- Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)

- Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.

- Какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)

- Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)

Физминутка.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Определи с какого дерева детка”.

У вас на подносах различные части хвойных деревьев, их “детки”. Нужно определить от какого дерева “детки” и поместить их на поднос рядом с изображением дерева. (Дети подходят к специально подготовленным столам, на которых расположены иллюстрации с изображением хвойных деревьев и раскладывают “деток”). Во время выполнения задания воспитатель просит объяснить детей свой выбор (индивидуально).

- Молодцы, вы справились с этим заданием и правильно определили “родителей” у всех “деток”.

- Скажите, пожалуйста, деревья относятся к живой или неживой природе? (К живой природе)

- Почему? (Дерево – живой организм, оно питается и растет на протяжении всей жизни; дерево дышит, поглощая углекислый газ и выделяя кислород и т.д.)

- А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)

На доску помещается иллюстрация – схема “Жизнь дерева”
Воспитатель показывает весь круговорот и рассказывает

- У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом со взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. И потом все начинается сначала.

- Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей)

Рассказ воспитателя

- Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире. И каждый год под корой образуется новый слой древесины, делая ствол и ветки толще.

Если вам встретится дерево, которое упало от ветра, посмотрите на узор колец на пне. Эти кольца могут рассказать всю историю дерева, ведь каждое кольцо – это слой древесины, сформировавшийся за один год жизни дерева. Чтобы узнать возраст дерева, нужно сосчитать кольца: эти кольца – называют годичные.

На доску помещается иллюстрация спила дерева, где видны годичные кольца.

- Широкие кольца (показ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится.

Воспитатель демонстрирует детям спил сосны, у детей на столах тоже есть спилы. (Практическая деятельность)

- Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева) Посмотрите, каких колец больше узких или широких? Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод о том, в каких климатических условиях росло дерево)

- Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

- Почему так говорят “Человеку лес – самый щедрый друг”? ( Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, из пихты делают пихтовое масло, кедровые орехи используют для изготовления лекарства, и т.д.)

- Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться, дереву нужно много лет, чтобы стать лесным великаном. Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, садит молодые деревья, охраняет лес и т.д.)

- Придя в лес, мы должны соблюдать правила, давайте их вспомним.

На доску помещаются символы-напоминалочки, дети называют правила.

  • Нельзя ломать ветки деревьев.
  • Нельзя рубить здоровые крепкие деревья для костра
  • Нельзя оставлять не затушенным костер
  • Не оставлять после себя мусор
  • Нельзя вырывать растения с корнем
  • Нельзя мусорить в лесу
  • Нельзя разрушать птичьи гнезда
  • Нельзя разрушать муравейники

- Молодцы, вы знаете все правила, и я думаю, что вы будете их всегда соблюдать. Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам.

- Люди сложили много пословиц о лесе, давайте их вспомним. (Дети называют)

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
  • Лес и вода – брат и сестра.
  • По лесу иди – под ноги гляди.
  • Лес не школа, а всех учит.
  • Не высок лесок, а от жары спасает.

- Сегодня на занятии мы беседовали о богатстве Югры – его хвойных лесах.

- Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_hvoynye_derevya_yugry.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Подготовительная к школе группа

“Хвойные деревья Югры”

Задачи:

  • Обучающие:
  1. Обобщить и расширить знания детей о хвойных деревьях Югры.
  2. Упражнять в различении хвойных деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишкам.
  3. Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.
  • Развивающие:
  1. Продолжать учить детей анализировать, делать выводы.
  2. Продолжать учить детей логично и грамотно излагать свои мысли.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.

Словарная работа:

  1. Обогащать словарь детей за счет слов: годичные кольца, спил.
  2. Активизация словаря детей по теме “Хвойные деревья”.

Материал к занятию:

  • иллюстрации хвойных деревьев
  • части хвойных деревьев: шишки, хвоя, веточки, семена
  • схема “Жизнь дерева”
  • спилы сосны на всех детей
  • символы – напоминалочки;
  • баночки с землей, палочки, семена ели.

Предварительная работа:

  • чтение познавательной литературы по теме
  • рассматривание картин русских художников на тему “Лес”
  • просмотр видеофильмов “Тайга”.
  • экскурсии и прогулки в лес
  • дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”.

Индивидуальная работа:

  • рассматривание иллюстраций и дидактические игры с детьми.

Ход занятия
Дети сидят за столами

- Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Мы живем в Югре)

А сейчас послушайте стихотворение.

Мы живем на Югре,
Где тайга без конца.
Где высокие сосны
Тянутся в небеса.
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В глушь лесную манят.
Где могучие кедры-богатыри
Простирают над нами ветви свои.

- Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)

- Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)

- Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.

- Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).

На доску помещается иллюстрация с изображением ели.

- Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)

На доску помещается иллюстрация с изображением пихты.

- Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их. (Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками).

- Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.

- Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)

На доску помещается иллюстрация с изображением сосны

- А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)

На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.

- Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)

- Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.

- Какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)

- Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)

Физминутка.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Определи с какого дерева детка”.

У вас на подносах различные части хвойных деревьев, их “детки”. Нужно определить от какого дерева “детки” и поместить их на поднос рядом с изображением дерева. (Дети подходят к специально подготовленным столам, на которых расположены иллюстрации с изображением хвойных деревьев и раскладывают “деток”). Во время выполнения задания воспитатель просит объяснить детей свой выбор (индивидуально). 

- Молодцы, вы справились с этим заданием и правильно определили “родителей” у всех “деток”.

- Скажите, пожалуйста, деревья относятся к живой или неживой природе? (К живой природе)

- Почему? (Дерево – живой организм, оно питается и растет на протяжении всей жизни; дерево дышит, поглощая углекислый газ и выделяя кислород и т.д.)

- А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)

На доску помещается иллюстрация – схема “Жизнь дерева”
Воспитатель показывает весь круговорот и рассказывает

- У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом со взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. И потом все начинается сначала.

- Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей)

Рассказ воспитателя

- Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире. И каждый год под корой образуется новый слой древесины, делая ствол и ветки толще.

Если вам встретится дерево, которое упало от ветра, посмотрите на узор колец на пне. Эти кольца могут рассказать всю историю дерева, ведь каждое кольцо – это слой древесины, сформировавшийся за один год жизни дерева. Чтобы узнать возраст дерева, нужно сосчитать кольца: эти кольца – называют годичные.

На доску помещается иллюстрация спила дерева, где видны годичные кольца.

- Широкие кольца (показ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится.

Воспитатель демонстрирует детям спил сосны, у детей на столах тоже есть спилы. (Практическая деятельность)

- Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева) Посмотрите, каких колец больше узких или широких? Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод о том, в каких климатических условиях росло дерево)

- Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

- Почему так говорят “Человеку лес – самый щедрый друг”? ( Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, из пихты делают пихтовое масло, кедровые орехи используют для изготовления лекарства, и т.д.)

- Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться, дереву нужно много лет, чтобы стать лесным великаном. Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, садит молодые деревья, охраняет лес и т.д.)

- Придя в лес, мы должны соблюдать правила, давайте их вспомним.

На доску помещаются символы-напоминалочки, дети называют правила.

  • Нельзя ломать ветки деревьев.
  • Нельзя рубить здоровые крепкие деревья для костра
  • Нельзя оставлять не затушенным костер
  • Не оставлять после себя мусор
  • Нельзя вырывать растения с корнем
  • Нельзя мусорить в лесу
  • Нельзя разрушать птичьи гнезда
  • Нельзя разрушать муравейники

- Молодцы, вы знаете все правила, и я думаю, что вы будете их всегда соблюдать. Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам.

- Люди сложили много пословиц о лесе, давайте их вспомним. (Дети называют)

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
  • Лес и вода – брат и сестра.
  • По лесу иди – под ноги гляди.
  • Лес не школа, а всех учит.
  • Не высок лесок, а от жары спасает.

- Сегодня на занятии мы беседовали о богатстве Югры – его хвойных лесах.

- Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 15 «Солнышко»

Конспект занятия

Подготовительная к школе группа

                                        Воспитатель первой категории:

                                      Тагирова Расия Алиякбаровна

г.Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по Югре"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Жизнь народов Югры"

Конспект занятия "Жизнь народов Югры"...

Конспект занятия «Хвойные и лиственные деревья»»

Тема занятия: «Знакомство дошкольников с  хвойные и лиственные деревья»» Содержание занятия: учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева ценит...

Конспект занятия "Мы будущее Югры"

Цель: Закрепить представления детей о природе, о жизни и быте народов ХМАО-ЮграЗадачи:Образовательные:Закрепить знания детей о символиках округа, города;Закрепить знания детей о животных, проживающих ...

Конспект занятия МОЯ РОДИНА ЮГРА.

Задачи: Познакомить со сказками коренных народов Югры.Закрепить знания детей об истории родного края.Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе и истории родного края....

Конспект занятия «Моему краю ЮГРА –90 лет».

Важно ознакомить  детей старшего дошкольного возраста с родным краем к  90 летию ЮГРЫ....

Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...