Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для старшего дошкольного возраста по теме: «Для чего нужны заповедники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Технологическая карта ОД по познавательному развитию, в ходе которой дети знакомяться с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Иркутской области. У детей формируются представления о работе сотрудников заповедника, заповедных зонах окрестностей. В детях воспитывается уважение к природе, желание помогать и защищать природу и ее жителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_zapovedniki.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию (ознакомление с природой) для старшего дошкольного возраста по теме: «Для чего нужны заповедники»
Составил: Долинина Е.Л.,
воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 105»
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о существовании и работе заповедных зон в Иркутской области.
Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные.)
1. Познакомить с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Иркутской области. Формировать представления о работе сотрудников заповедника, заповедных зонах окрестностей
2. Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию.
3. Воспитывать в детях уважение к природе; подвести детей к выводу о том, что человек должен помогать и защищать природу и ее жителей.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Виды детской деятельности: Вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы, решение проблемных ситуаций, поисковые задания с дидактической игрой, просмотр видеофильма, обсуждение, цепочки наводящих задач.
Оборудование: Иллюстрации с изображением исчезнувших животных (мамонт, дронт, моа, морская корова, тур, гавайская цветочница), видеофильм «Возвращение утраченного», фланелеграф.
Предварительная работа: беседа «Охраняемые растения и животные Иркутской области», чтение художественной литературы (рассказы Бианки, Чарушина), рассказ о «Красной Книге», рассматривание карты Иркутской области и деление её на заповедные зоны.
Структура | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность). | Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила необычное письмо из леса, сейчас я его зачитаю: «О природе люди думать перестали. Для того, чтобы узнать, что случилось в лесу, мы в него и отправимся. (На фланелеграфе - иллюстрация леса, на сосне сидит белка, под сосной заяц). | Привлечь внимание, заинтересовать детей предстоящей деятельностью. |
Основная часть: Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка, осуществление дифференцированного подхода. | Воспитатель: - В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла, уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало. Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист. -Заяц, от чего ты такой испуганный? –спрашивает белка. -Как же тут не напугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали всех зверей, разожгли костер, потушить позабыли -разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унес. Совсем житья не стало в нашем лесу. -Да, если так и дальше дело пойдет, то о нас ребята будут узнавать только по картинкам. -А что, разве уже есть такие животные?- спрашивает заяц. -Да есть, хочешь расскажу? А вы ребята, хотите? У меня есть телевизор, поэтому я вам их еще и покажу. (На мониторе компьютера появляются поочередно рисунки уже вымерших животных). 1.Еще в каменном веке в Европе первобытные охотники способствовали исчезновению лесных слонов и мамонтов. 2. На островах Индийского океана жила птица дронт, высотой 80 см., весом 20 кг., с недоразвитыми крыльями. Этот родственник голубя спокойно ходил по лесам, питаясь плодами и семенами. Через 200 лет после освоения островов все дронты были истреблены людьми, свиньями и собаками. 3.На островах Австралии жила гигантская птица моа, напоминающая страусов. Их истребили из-за их вкусного мяса. Одного яйца моа хватало на обед всей семье. 4. Во время экспедиции Беренга к берегам Аляски шторм выбросил корабль на подводные рифы. Экипаж перенес нелегкую зимовку благодаря крупному морскому зверю, неизвестному до сих пор науке. Его назвали морской коровой. Из-за вкусного мяса и жира ее полностью уничтожили. 5. Гавайские цветочницы, жившие в Америке, стали жертвами красоты. Их яркими перьями украшали свои головные уборы воины и вожди. 6. В Европе жил большой бык –тур. Охотники его полностью истребили. 7. Зебра квагга, жившая в Африке, тоже была уничтожена охотниками. Выслушал заяц историю белки и говорит: - Да, печальная история. Неужели нам никто не поможет? Белка отвечает: - Слышала я от моей бабки, что есть на свете леса, в которых животных никто не трогает. Почти 100 лет назад был издан закон, который позволил создать у нас в стране заповедники, ботанические сады и национальные парки. Заповедник- это место, которое охраняется государством. На их территории людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Это наше богатство, которым мы можем гордиться. Заповедников сейчас насчитывается больше 100 в нашей стране (Баргузинский, Астраханский, Кавказский, «Семь островов» (острова Белого моря). У нас в Иркутской области охраняется озеро Байкал, где гнездятся многие виды птиц. Физкультминутка. Проводится физкультминутка «Путешествие». Мы идём по просёлочной дороге, по разогретой солнцем земле, (топают ногами). Воспитатель: -Чем же занимаются сотрудники заповедников? Демонстрация видеофильма «Возвращение утраченного». Обсуждение увиденного.
Когда-то наши прадеды и деды охотились на речного зверька с ценным мехом. Это выхухоль. Животное это жило по берегам рек, питалось моллюсками. У основания хвоста у него есть пахучая железа, секрет которой пахнет фиалками. Поэтому во всех домах в сундуках с одеждой лежал хвост выхухоля. В результате бездумной охоты в нашей области выхухоль был истреблен. Работники Байкало-Ленского заповедника снарядили экспедицию по другим областям: определили места обитания этих зверьков, установили ловушки, пойманных животных привезли и выпустили их на наши водоемы. Благодаря этим мерам выхухоль снова прижился и численность его постепенно возрастает. 3. Разведение и восстановление уже исчезнувших в нашей области видов. На территории Байкало-Ленского заповедника были построены вольеры, куда поселили несколько пар белой куропатки, которые через некоторое время дали потомство. Выращенных в неволе птиц выпустили в естественную среду. Остается надеяться, что птицы приживутся и дадут потомство уже в природе. - Ребята, мы уже с вами знакомились с главной книгой природы. Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу. Растения и животные включаются в нее не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер они перестанут нуждаться в защите. Например, в Австралии живет интересный зверек- сумчатый медведь- коала.(Демонстрация иллюстраций).Он обитает в эвкалиптовых лесах. К 1937 году осталось не более 1000 животных, и численность их продолжала падать. В результате принятых мер по охране животных уже через 20 лет насчитывалось 50 тыс. сумчатых медведей, и сейчас их уже не относят к исчезающим. Спасенное животное или растение переводят в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению не всегда так бывает. Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем и повторим охраняемых животных. Проводится дидактическая игра «Животные Красной Книги». Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу? Охранять и беречь природу надо в любом месте. Проводится с детьми игра « Это я, это я, это все мои друзья…» Воспитателем задаются определенные вопросы как о позитивном, так и негативном поведении в природе. Если подразумевается положительный ответ, то ребята говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если вопрос содержит в себе информацию о недопустимом поведении в природе, то дети должны промолчать. Если кто-то затрудняется с ответом, то необходимо объяснить, что так друзья природы не поступают. Зачастую это объясняют сами дети.
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. | |
Заключительная часть: подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка). | Спасибо, ребята, вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам свои тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей Земли и беречь ее. | Подвести к пониманию того, что необходимо заботиться и защищать природу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно -образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказочная математика » с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие о закреплении порядкового счета,развитии мелкой моторики,ориентировки в пространстве....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию . в старшей группе тема «Пернатые друзья»
Развивать системное мышление.Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.Развивать способность детей сра...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».
Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с лентой Мёбиуса» (старший дошкольный возраст)
Тема: «Знакомство лентой Мебиуса»Тип НОД: интегрированная.Формы организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.Виды деятельности: коммуникативная, позна...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «ФЦКМ» Тема: «Драматический театр «Красный Факел»»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «ФЦКМ»...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «ФЦКМ» Тема: «Театральный Новосибирск для детей»
Тема: «Театральный Новосибирск для детей»Цель: Познакомить детей с основными театрами родного города, дать представление о видах театра, воспитывать правила поведения в театре и на постано...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....