Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с лентой Мёбиуса» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тема: «Знакомство   лентой Мебиуса»

Тип НОД: интегрированная.

Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, подгрупповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.  

Форма реализации детских видов деятельности: беседазнаковое моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач,  дидактические игры,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.

Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить с детьми  числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый  счет, названия цифр;
  •  формировать умение ориентироваться на плоскости (т.е. в двухмерном пространстве), на листе бумаги в клетку;
  • продолжить формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому;
  • конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные  геометрические фигуры;
  • продолжать учить решать  простые арифметические задачи  в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание,  память, логику.
  • Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.

    Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение  понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
  • Формировать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать  умение учитывать мнение партнера. дружеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса,  маркер,  человечек, ножницы, ТСО, мультимедийный проектор, массажный мячик су-джок.

Демонстрационный материал:  платочки, «Мешочек фокусника»,  лента Мебиуса,  лента –цилиндр, картинки-знаки, презентация Power Paint,

Раздаточный материал: счетные палочки, знаки арифметических действий, ленты Мебиуса, карточки с заданием,  красные карандаши, набор геометрических фигур, заготовки накидок,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Лента Мёбиуса"22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство   лентой Мебиуса»

Тип НОД: интегрированная.

Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, подгрупповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.  

Форма реализации детских видов деятельности: беседазнаковое моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач,  дидактические игры,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.

Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить с детьми  числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый  счет, названия цифр;
  •  формировать умение ориентироваться на плоскости (т.е. в двухмерном пространстве), на листе бумаги в клетку;
  • продолжить формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому;
  • конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные  геометрические фигуры;
  • продолжать учить решать  простые арифметические задачи  в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.

Развивающие: 

  • Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание,  память, логику.
  • Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.

    Воспитательные: 

  • Воспитывать самостоятельность, умение  понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
  • Формировать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать  умение учитывать мнение партнера. дружеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса,  маркер,  человечек, ножницы, ТСО, мультимедийный проектор, массажный мячик су-джок.

Демонстрационный материал:  платочки, «Мешочек фокусника»,  лента Мебиуса,  лента –цилиндр, картинки-знаки, презентация Power Paint,

Раздаточный материал: счетные палочки, знаки арифметических действий, ленты Мебиуса, карточки с заданием,  красные карандаши, набор геометрических фигур, заготовки накидок,

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный  момент

Воспитатель:

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» и взрослые и дети.

- Ребята, вы знаете, что такое фокус? (ответы детей,  какое-нибудь явление, основанное на искусстве, проворстве)

- Хотите увидеть фокус? (да)

(Воспитатель показывает фокус с исчезновением- появлением платочков)

- А фокусы  кто делает? (фокусник)

- А сами вы хотели бы стать фокусниками? (ответы детей)

- Что  бы стать фокусником, что для этого надо? Как вы думаете? (ответы детей)

-Какими качествами должен обладать фокусник? (Наблюдательным, внимательным, веселым, умным, интересным, ловким)

(По ходу ответов детей воспитатель выкладывает карточки с качествами в хаотичном порядке на мольберт).

- Посмотрите, сколько много качеств вы назвали, выложите карточки по размеру от меньшего, к большему. (дети выкладывают на мольберте карточки по росту)

- С чего надо начать, что бы  стать настоящим фокусником?  (ловкие руки)

Основная часть (актуализация опорных знаний).

Задание № 1  «Ловкость рук»

- Ребята, перед вами чудесный мешочек, сейчас каждый из вас достает из него предмет.

- Что это за предмет? (бочонок с цифрой)

- Назовите, какие цифры у вас на бочонке? (дети называют цифры)

- А теперь, каждый из вас, выложит свою цифру на конструкторе цифр. (выкладывают цифру)

- Молодцы ребята!

- Назовите свои цифры.

- Как вы считаете, справились ли мы с данным заданием, у нас ловкие  руки? (да )

Задание №2  «Наблюдательность»

- Ребята, каким следующим качеством,  мы должны обладать? (наблюдательностью)

- Давайте для этого присядем за столы и будем тренировать это качество (дети присаживаются за столы).

- Для этого возьмите карточки. Закрасьте карандашом фрагмент столько раз, сколько он встречается в узоре.

- Работайте самостоятельно, каждый со своей карточкой, когда выполните задание, поднимете карандаш вверх. (дети выполняют задание)

- А теперь проверим, правильно ли вы выделили фрагмент

 - Как вы думаете, теперь мы обладаем качеством – наблюдательности?  (да)

- Тогда продолжаем дальше.

 Задание №3. Следующее качество – интересный.

- Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть интересным. Согласны? (да)

- У меня в руке мячик, работаем по цепочке,  у кого в руках мяч, тот отвечает на вопрос. (данное задание направлено на закрепление количественного и  порядкового счета)

Задание № 4 «Умный»

(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками-качествами)

- Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? (быть умными)

(Решение задачи на действия сложения и вычитания)

- Молодцы!

-  Чтобы обладать  этим  качеством, мы решим задачи.

- Послушайте внимательно  условие задачи, а решение выложите счетными палочками. Необходимые для решения знаки лежат перед вами. (дети самостоятельно решают задачи и выкладывают решение сидя за столом)

 Листья ежики носили,

Мягкую постель стелили.

был один листок дубовый,

Четыре было же кленовых.  

Как все листья посчитать,

Общее число назвать?           (1+4=5) (/+////=///// и т.д.) (5 листьев)

5 щенят в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (5-1=4) (\\\\\-\=\\\\) (4 щенят)

- Молодцы!

 Задание №5 «Веселый»

- Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть веселым. Будем веселиться? (да)

- Ну тогда начинаем!!!

(выполняем физ. минутки по видеоролику «Чударику-самолет»)

Задание № 6 № «Одежда фокусника»

(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками)

- Ребята, какая карточка у нас осталась? (одежда фокусника)

- Ой,  ребята, мы дошли с вами до самого интересного, так это мы сейчас будем переодеваться? (да)

- А где нам  взять одежду? (варианты ответов детей)

- Вспомнила, у каждого настоящего фокусника есть свои заклинания.

- Повторяйте за мной: абра-кадабра-симсалабим, обернись, покружись и одежда появись. (дети оборачиваются вокруг себя и одежда не появляется, тогда воспитатель предлагает произнести заклинание закрытыми глазами – появляется коробка с одеждой)

Дети вместе с воспитателем на ковре рассматривают накидки, воспитатель предлагает украсить их.

-А украшать мы будем - фигурами.  Согласны? (воспитатель раздает  для каждого ребенка набор геометрических фигур)

Украшение одежды для фокусника

- Возьмите красный круг и расположите (приклейте) его в крайнем левом углу накидки  (дети выполняют действие).

- Возьмите синий квадрат и приклейте его в крайнем нижнем правом углу накидки (дети выполняют действие).

- Возьмите зеленый прямоугольник и приклейте его посередине нижнего края плаща (дети выполняют действие).

- Между кругом и прямоугольником приклейте желтый треугольник.

- Между ромбом и квадратом приклейте розовый овал

- В верхней части плаща – приклейте оранжевую трапецию.

- Как можно назвать все эти фигуры? (плоскостные геометрические фигуры)

- А сейчас, посмотрите на мою накидку, так ли расположены у вас плоскостные  геометрические фигуры (воспитатель показывает готовую украшенную накидку, дети осуществляют самоконтроль)?

- Ну а теперь, когда мы обладаем всеми качествами, можно приступать к самому главному – фокусу.

-Вы готовы? (да). Тогда занимаем свои места. (дети присаживаются за столы)

ЛИСТ Мебиуса (знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя)

Объяснение нового материала

- Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)

- Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)

- А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.

- Скажите,  если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)

- Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты  (1 ребенок маркером рисует  дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра  человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).  

Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.

- Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.

- А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, поинтереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)

Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса  и спрашивает

- На что это похоже? (варианты ответов детей)

А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.

- Давайте, поставим на нее тоже нашего человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).

- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения) 

1 ребенок маркером рисует  дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра  человечек может попасть

- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)

Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)

Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебийса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя,  а у Листа Мебиуса – одна сторона)

- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)

- Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет(проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)

-  А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.

Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.

- Ну как вам понравился фокус?(да )

Словарная работа

- Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)

- А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)

- А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)

- Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились?  (дети выполняют действия)

(воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям)

Рефлексия.

Итак, ребята, научились мы с вами показывать фокус, стали фокусниками? (да)

- И теперь я хотела бы вручить вам медаль-фокусника, только какую, вы сами выберите.

- Зеленая медаль – вам было интересно, весело и со всеми заданиями вы справились.

- Желтая медаль – вам было не всегда интересно, некоторые задания вызывали у вас затруднения.

- Красная медаль- вам было неинтересно, и у вас ничего не получалось. (дети самостоятельно оценивают свою деятельность и выбирают соответствующую медаль)

-  Ребята, спасибо большое за проведенную встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для старшего дошкольного возраста по теме: «Для чего нужны заповедники»

Технологическая карта ОД по познавательному развитию, в ходе которой дети знакомяться с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Иркутской области. У детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»

Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».

Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....