Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию . в старшей группе тема «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развивать системное мышление.
Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.
Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить. Развивать чувство партнерства и сотрудничества.
Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, прослушивание записи – пение птиц, чтение сказок, где встречаются птицы (домашние и дикие) экскурсия в мини-музей «Русская изба» в детском саду, просмотр презентации «Детям о музеях», опытно-исследовательская деятельность: «Что легче?».
Мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор), презентация «Музеи», «волшебный экран» с пятью окошками и приложение к нему картинок: птица – синица, схема строения птиц, лес, речка, поле, гнездо с птенчиком, птичья пара на веточке дерева, знаки: «Помощь взрослого», «Можно трогать». «Можно играть», «Нос», ящик ощущений, дидактическая игра: «Найди пару» «Собери целое», косыночки трех цветов по количеству детей (красные, желтые, синие), аудио запись пения птиц, фишка-смайлик по количеству детей, картинки портфель и компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_pernatye_druzya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Елочка»
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
.
в старшей группе тема «Пернатые друзья»
воспитатель I кв. категории
МДОУ детский сад
общеразвивающего вида «Елочка»
Тетерина Е. Ф.
Технологическая карта
Автор конспекта | Тетерина Елена Федоровна |
Возрастная группа | Старший возраст 5-6 лет |
Форма организации, количество обучающихся | Подгрупповая, 15 человек |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Тема занятия | Наши пернатые друзья |
Культурная практика |
|
Культурно-смысловой контекст | Дать наиболее полное представление о рассматриваемом объекте - птицы. Определить роль и место объекта, их взаимодействие по каждому элементу в системе, подсистеме, надсистеме. |
Цель занятия |
|
Задачи: Обучающие: Развивающие: Воспитательные: Предварительная работа: Оборудование: | Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме. Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить. Развивать чувство партнерства и сотрудничества. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать. Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, прослушивание записи – пение птиц, чтение сказок, где встречаются птицы (домашние и дикие) экскурсия в мини-музей «Русская изба» в детском саду, просмотр презентации «Детям о музеях», опытно-исследовательская деятельность: «Что легче?». Мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор), презентация «Музеи», «волшебный экран» с пятью окошками и приложение к нему картинок: птица – синица, схема строения птиц, лес, речка, поле, гнездо с птенчиком, птичья пара на веточке дерева, знаки: «Помощь взрослого», «Можно трогать». «Можно играть», «Нос», ящик ощущений, дидактическая игра: «Найди пару» «Собери целое», косыночки трех цветов по количеству детей (красные, желтые, синие), аудио запись пения птиц, фишка-смайлик по количеству детей, картинки портфель и компьютер. |
Последовательность деятельности: | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | |
ведение в ситуацию | Приветствие: «Здравствуйте» Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «В музее…» Беседа: «А что если в музей пойти в воскресный день нет возможности , но очень, очень хочется , то… Презентация «Музеи» (вспомнить, что такое музей? какие они бывают). Зрительная гимнастика. «Тему мини-музея помогут определить загадки» 1.Кто на елке на суку счет ведет :ку-ку-ку-ку? 2.В красной шапке расписной в черненьком кафтане, Знаменит в семье лесной песенкой смешной , Что за песня- красота: тук-тук-тук, да тра-та-та. 3.Зимой на ветках яблоки скорей их собери, И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …. Итак, тема нашего мини-музея: «Птицы». В нашем «доме творчества» будут экспонаты, игры, знаки, которые помогают узнать «что можно делать с этим или иным предметом» | Дети приветствуют гостей и друг друга. Составление 2-3 предположений о том, что это можно сделать в группе детского сада. Например: есть различные игровые зоны в группе - спортивная, игровая, театральная, а музея нет. Да, создать мини-музей в группе – это хорошо. Дети рассказывают: музей это дворец музы, творчества. Дети слушают воспитателя, отгадывают загадки. Кукушка Дятел Снегирь А чтобы работа спорилась надо разделиться на группы (с помощью разноцветных косынок). Дети настраиваются на предстоящую интересную деятельность. Детская цель: «Хотим создать мини – музей в группе». | |
Актуализация знаний | Первая подгруппа: Игра «Волшебный экран» - для подбора экспонатов в мини- музей «А поможет нам заполнить его стихотворение Марата Гафитуллина «Что-то». Вторая подгруппа: Игра «Ящик ощущений» «Какой предмет на ощупь? Какой формы? Что есть у предмета? И т.д.» Игра «Найди пару» « Рассмотрите картинки и назовите птиц, а теперь каждой птице надо найти пару и объяснить почему?» Третья группа: Представление знаков, которые помогут определить деятельность ребенка с экспонатом. «Надо внимательно рассмотреть знаки и определить правило, затем объяснить его» | Дети дают более полное представление о птицах, определяют действия (летают, уничтожают вредных насекомых, плавают, откладывают и высиживают яйца и т.д.), места обитания - это лес, водоем, горы, поле, что они являются частью природы. Частью планеты Земля. Определяют систему в прошлом объекта и в будущем. Проявлять умения: слушать взрослого, отвечать на вопросы, выполнять инструкцию, оказывать помощь друг другу в заполнении «волшебного экрана» Дети определяют на ощупь предмет и рассказывают свои ощущения (лежит в ящике яблоко и шишка т.е. питание птиц) Проявляют умение слушать взрослого, отвечать на вопросы. В этой игре дети определяют птиц по видам: водоплавающие, зимующие и перелетные, домашние. Проявлять умение формулировать свой выбор. Дети договариваются о предстоящей работе между собой. Начинают выполнять задание. «Знак ладонь» - можно трогать, брать в руки, рассматривать. «Знак дети» - можно играть с этим экспонатом, но не ломать, убирать на место. Бережно обращаться с ним. «Знак взрослый и дети» - можно спрашивать у воспитателя или у родителей о том, чтобы хотелось узнать по теме музея. Дети рассказывают о своем выборе и оказывают помощь друг другу при затруднениях в ответах | |
Затруднения в ситуации | Педагог предлагает считалку. Педагог помогает с помощью наводящих вопросов. | Дети затрудняются в выборе цвета косынки. Дети затрудняются в распределении картинок на «волшебном экране» | |
Открытие нового знания | Беседа о выполнении практических действий с «волшебным экраном» по технологии ТРИЗ методом «системный оператор» «В первом окошке птица (система настоящая кто это? Что делает?) Во втором окошке из чего состоит? (подсистема в настоящем какое оно?» В третьем окошке среда обитания (над система в настоящем, где живет или находиться?» В четвертом окошке кем был? (система в прошлом какие были его свойства, возможности?) В пятом окошке кем будет? (система в будущем – что произойдет с объектом через некоторое время?). Вопросы: Какой экспонат мы можем расположить в над системе в настоящее? Кем были птицы – система в прошлом? | Зафиксировать новые знания детей в речи и в способах действия. Использование в речи понятия: «система» «над система» «под система» Например: птица- это животное покрытое перьями, умеющее летать это система в настоящем, умеет летать, клевать, строить гнезда, плавает, чирикать, может откладывать яйца и выводит птенцов. Макет речки, макет леса ,скворечник В прошлом птица была птенчиком, который вылупился из яйца. Можно в мини - музее расположить разные виды гнезд, с разным размер яиц, с разным цветом яиц. Проявлять умение слушать взрослого, отвечать на вопросы. | |
Осмысление, рефлексивный компонент | «Предлагаю вашему вниманию – картинки портфеля и компьютера. Если вам понравилось все в занятии, то кладем фишку смайлик к портфелю. Если вы хотите что- то дополнить или придумать свое, тогда кладем фишку смайлик к компьютеру. | Формулирование не менее двух действий, которые помогли достигнуть цели (индивидуальные ответы детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»
Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «В мире Песочной Феи»
Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей со свойствами песка, его происхождением, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.Развитие познавательной активности в процессе зна...
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Волшебство бересты"
Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Мой город - Колпино»
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину через интерактивную экскурсию....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Фиксики и Фея»
Интегрированное занятие по познавательному развитию....