Методическая разработка по познавательному развитию с использованием технологии исследовательской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Головаченко Галина Владимировна

Экспериментирование- один из важных видов познавательной деятельности дошкольников, так как является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены и задействованы  все психические процессы развития личности маленького ребенка. В детском экспериментировании наиболее выраженно проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний, продуктов детского творчества, развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_derevo_i_metall.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района

Санкт – Петербурга.

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе по теме  «Сравнение дерева и металла».

(с использованием технологий исследовательской деятельности)

                                                            Подготовил : воспитатель первой                                                                                                                                                                                                                                                            квалификационной категории

                                                        Головаченко Галина Владимировна.

                                           

                                              Петергоф, 2016                

Цель:

 формировать представления о свойствах дерева и металла.

Задачи:

Образовательные:

- приучать детей искать ответы на вопросы, пользуясь сравнительным анализом;

- формировать умение рассуждать, делать выводы;

- обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- способствовать развитию умений исследовать и делать выводы;

- формировать связную монологическую речь.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать ответ товарища;

- интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование:

пластины деревянные и металлические одинакового размера, аквариум с водой, спиртовка, лучины и проволока, лупы по количеству детей, салфетки, халат лаборанта для каждого ребёнка.

  Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас посетить Магистра Волшебных Наук. Он работает в лаборатории и постоянно что-то исследует, делает открытия. Отправимся к нему?

- По дороге мы пойдём и к Магистру попадём. (взявшись за руки, дети проходят некоторое расстояние и оказываются у столов, подготовленных для исследования).

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. А где же Магистр?

  Дети размышляют.

Воспитатель: Я догадалась! Магистр оставил для нас метку на окне. Нужно посмотреть на неё – потом на облака. И так несколько раз. И мы сможем увидеть Магистра за облаками.

                                  (пока дети выполняют задание, воспитатель надевает мантию и колпак).

Магистр: Здравствуйте, друзья! Как раз сейчас мне необходимы помощники. Где ваши халаты?

Дети: У нас нет халатов!!!

Магистр: В мою лабораторию можно входить только в специальной одежде. Должна соблюдаться чистота исследований! Что делать? …Приготовили ладошки, направили их на стол и сказали: «Крибли – крабли – бумс». Вот теперь у нас есть халаты для работы в лаборатории.

                             ( Дети надевают халаты с бейджиками, на которых изображены различные геометрические фигуры).

Магистр: Прошу занять рабочие места в лаборатории согласно изображению геометрической фигуры на бейджике.

                           (Дети рассаживаются).

Магистр: Я попрошу вас, друзья, делать только то, что я предложу. Иначе все опыты пропадут! Следует соблюдать чистоту эксперимента!

-Итак: откройте, пожалуйста, желтую салфетку. Что вы видете?

Дети: лежат предметы.

Магистр: Предметы называются пластины. Возьмите в руку пластину справа. Из чего она сделана?

Дети: Из дерева. Она деревянная.

Магистр: Положим деревянную пластину и возьмём другую. Из чего она сделана?

Дети: Она сделана из железа.

Магистр: Правильно говорить  - сделана из металла. Значит, пластина какая?

Дети: пластина металлическая.

Магистр: Давайте сделаем вывод  исследования.

Дети: одна пластина деревянная, а другая металлическая.

Магистр: Предлагаю взять по пластине в каждую руку. Приложите их к щекам. Что почувствовали?

Дети: деревянная пластина тёплая, а металлическая холодная.

Магистр: Сделаем вывод: дерево тёплое, а металл холодный.

- Возьмите, пожалуйста, в руки деревянную пластину. Пощупайте её, погладьте ею по руке, по щеке…Что почувствовали?

Дети: Деревянная пластина шершавая, она цепляет щёку.

Магистр: Теперь то же проделайте с металлической пластиной.

(дети выполняют).

Магистр: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл гладкий, а дерево шершавое.

Магистр: Разверните, пожалуйста, розовую салфетку. Что вы обнаружили?

Дети: Мы нашли лупы.

Магистр: Замечательно, давайте рассмотрим структуру дерева и металла. Что вы видите?

Дети: На деревянной пластине какие-то мелкие палочки вверх торчат, металлическая пластина вся гладкая.

Магистр: «Мелкие палочки» на деревянной пластине - это зазубрены, которые придают дереву шероховатость. Так какой вывод мы можем сделать?

Дети: Металл – гладкий, а дерево – шершавое.

Магистр: Друзья, хотите услышать как звучат пластины? Возьмите в правую руку металлическую пластину за конец, а в левую – деревянную. Давайте  постучим по столу. Что можно сказать об услышанном звуке?

Дети: Металлическая пластина звучит громко, а деревянная тихо.

Магистр: Молодцы. Действительно, дерево звучит глухо, а металл – звонко.

 Положите, пожалуйста, деревянную пластину на салфетку, а потом ребром металлической пластины проведите по ней.

Дети: Ой, осталась полоса на деревянной пластине.

Магистр: А теперь проведите деревянной пластиной по металлической.

Дети: Ничего не видно, следа не остаётся. Значит дерево мягкое, металл твёрдый.

Магистр: Молодцы, ребята, хорошо работаете в лаборатории. Подойдите, пожалуйста, к окну. Послушайте следующее задание: повернитесь все налево и пройдите пять шагов. Покрывало поднимите и найдёте водоём.

Что делать будем с этим водоёмом?

                         (дети размышляют).

Магистр: Посмотрите, пластины следует положить на поверхность воды плашмя(показ).

                          (дети проводят эксперимент)

Дети: Металлическая пластина утонула, а деревянная лежит на воде. Дерево легче металла.

Магистр: Молодцы, ребята! Вы такие способные! Подойдите, пожалуйста, к рабочим местам и оботрите руки салфетками.

Ой, я совсем забыл провести ещё одно исследование! А мы уже утопили пластины. Что же делать?

                          (дети высказывают мнения)

Магистр: Друзья, попробуем открыть фиолетовые салфетки. Что это?

Дети: Это палочка и проволочка.

Магистр: Тонкая маленькая палочка называется лучина. Повторите, пожалуйста, слово.

Из чего сделаны эти предметы?

Дети: Предметы сделаны из дерева и металла.

Магистр: Мы можем заменить пластины на лучину и проволоку?

Дети: Да, потому что лучина заменит деревянную пластину, а проволока заменит металлическую пластину.

Магистр: Замечальное утверждение. А сейчас мне понадобится ваша помощь. Приготовьте ладошки, разогрели их, направили на мой рабочий стол. Произносим вместе заклинание «Крибли-Крабли-Бумс»

                                               (На столе - подсвечник со свечой, два стакана с водой. Магистр зажигает свечу).

- Подойдите, пожалуйста, к свече и поднесите кончик лучины к пламени.

Дети: Ой, лучина горит.

Магистр: Опустите лучину в стакан с водой, загасим лучину.

Попробуем поджечь проволоку.

Дети: Она не горит, только нагревается.

Магистр: остудим проволоку в стакане с водой.

Скажите, пожалуйста, какой вывод напрашивается?

Дети: Дерево горит, а металл только нагревается.

Магистр: Возьмите  лучину за края обеими руками, поверните руки вниз.

Дети: Ой, лучина сломалась.

Магистр: Проделайте то же с проволокой.

Дети: Проволока не ломается, она гнётся.

Магистр: Кто может сделать вывод?

Дети: Дерево горит, а металл гнётся.

Магистр: Молодцы, ребята! Я попрошу всех встать по кругу и взяться за  руки. Напомните мне, пожалуйста, что мы делали в лаборатории?

         РЕФЛЕКСИЯ.  (дети подводят итог).

Магистр: Огромное спасибо вам. Все ребята работали просто замечательно и очень мне помогли. Скоро я смогу сделать открытие, пользуясь вашими исследованиями. Я вручу вам « дипломы»  и вы сможете стать магистрами, как  я!  Спасибо, дети! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Морское путешествие на остров».

Аннотация: в методической разработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образова...

Методическая разработка нетрадиционной прогулки-развлечения с элементами исследовательской деятельности «Чудеса от Снеговика»

Актуальность.Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы ...

Методическая разработка по познавательному развитию непрерывная образовательная деятельность воспитателя с дошкольниками подготовительной группы: «Путешествие в сказочное королевство».

Создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений, побуждать интерес к изучению основ финансовой грамотности...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Путешествие»

Аннотация:  в методической разаработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного о...