Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Путешествие»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Коваленко Виктория Ивановна

Аннотация:  в методической разаработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подробно описаны цели, задачи и ход мероприятия. Перечислено необходимое оборудование. Также в  методической разработке отражена практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Выполнение детьми предлагаемых заданий развивает у них мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, а также творческие способности.

Ключевые слова: транспорт, путешествие, жильцы, фигуры, дом , путь остров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию.

Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий

«Путешествие»

Цель: Закрепить математические представления. 

Задачи:

1. Образовательные: обобщить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); закрепить представления о времени суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»; закрепить понятия «форма», «цвет»; закрепить навыки измерения длины с помощью условной мерки.

2. Развивающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса; развивать самостоятельность и активность.

Развитие речи: обогащать словарь детей по теме «транспорт»; совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

3. Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость; формировать умение работать в парах (коммуникативные качества); продолжать формировать навыки коллективной работы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Образовательные технологии: исследовательские, здоровьесберегающие, игровые.

Материалы и оборудование: деревянные карандаши (5-7 шт.); лента (шпагат и т.п.); емкость (таз) с водой;  геометрические фигуры (плоскостные из картона  красного, синего, желтого  цветов, круглой, квадратной и треугольной формы, одного размера),  на альбомном листе нарисованные двухэтажные дома с тремя пустыми окнами на каждом этаже: слева дом №1(в крыше перечеркнутое  накрест изображение черного круга, см. карточки-символы свойств д/и «Блоки Дьенеша»),справа дом № 2(в крыше перечеркнутое накрест красное пятно, см. карточки-символы свойств д/и «Блоки Дьенеша») , индивидуальные  маршрутные  карты, одинаковая у каждой команды условная мерка из набора д/и  «Цветные счетные палочки Кюизенера», изображения водного  транспорта: лодки, катера, корабля, плота, маршрутный лист или карта (лист альбомного формата с изображением двух линий: короткой и длинной между островом и зданием)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением водного транспорта; индивидуальные беседы с детьми о водном транспорте; чтение художественной литературы.

Ход совместной образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Педагог: Ребята, в каком городе мы живем?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: А вы знаете, что люди живут не только в городах, но и на островах. Вы знаете, что такое остров?

Дети: … (Ответы детей)

Педагог: Остров-это часть суши, омываемая морем со всех сторон. Давайте мы сейчас отправимся на один из таких островов. Хотите в морское путешествие?

Дети: … (Ответы детей)(Да,хотим!)

Педагог: Но, чтобы попасть на остров, нужно сначала вспомнить какие виды транспорта вы знаете?

Дети: … (Ответы детей) 

Педагог: А сможем ли мы добраться до острова на поезде?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: Почему вы  так считаете?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: На чем же тогда мы можем добраться?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: Верно, нам нужен водный транспорт. А какие виды водного транспорта вы знаете?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: А вы знаете, что есть еще один вид водного транспорта –это плот. Плот-это, скрепленные в несколько рядов, бревна для сплава или переправы на них по воде. Сейчас мы с вами смастерим плот.

Конструктивная деятельность.

Педагог: Для этого мы с вами возьмем несколько деревянных карандашей  (палочки из-под суши и т.д.) и перевяжем их с каждого края поочередно между собой веревкой (лентой). Таким образом соединим их. (Изготовление плота)

Педагог: У нас получилась уменьшенная модель плота.

Исследовательская деятельность.

Педагог: Сейчас, построенный плот, мы опустим в емкость (таз) с водой и посмотрим, что произойдет. (Опускаем плот в емкость (таз) с водой)

Педагог: Ребята, что вы видите?

Дети: … (Ответы детей)(Мы видим, что плот не тонет, а плавает на поверхности воды)

Педагог: Это происходит от того, что дерево в воде не тонет и этот материал используют при строительстве некоторого водного транспорта. Например: лодок , плота и др. Так какой же вид водного транспорта нам подойдет?

Дети: … (Ответы детей) (Нам подойдет корабль)

Педагог: Почему вы так думаете?

Дети: … (Ответы детей). (Мы/я думаем/думаю, что корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать. Плот, лодка и катер маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну).

Педагог: Транспорт выбрали. Теперь можно отправляться в путешествие. Готовы к отплытию?

Дети: … (Ответы детей) 

Педагог: Давайте поиграем в моряков. Я буду ваш капитан, а вы мои матросы.

II. Основная часть

Педагог: Проверяю вашу готовность. Не забыли ли Вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно же, дружбу.

  1.  Педагог: Матросы должны много знать. Сейчас мы узнаем сможете вы правильно ответить на вопрос: «Когда это бывает?»

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята

Просыпаются ребята.

Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей) (Это бывает утром)

Педагог: А что вы утром делаете?

Дети: … (Ответы детей) (Утром мы умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем, идем в детский сад)

 «Солнце в небе высоко»

Педагог: Солнце в небе высоко.

                До заката далеко.

                Зерна в норку тащит мышь.

                Учит азбуку малыш.

Педагог: Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей) (Это бывает днем)

Педагог: Что вы делаете днем?

Дети: … (Ответы детей) (Днем мы играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим  в детском саду)

«Солнце красное зашло»

Педагог: Солнце красное зашло

                Белка прячется в дупло

                Дрема в гости к нам идет

                Сказку он с собой ведет.

Педагог: Ребята, а  кто такой «Дрема»?

Дети: … (Ответы детей) (Дрема-это сказочный персонаж. Дремота-это, когда хочется спать).

Педагог: Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей) (Это бывает вечером)

Педагог: Что Вы делаете вечером?

Дети: … (Ответы детей) (Вечером мы смотрим передачу «Спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать).

 «В небе звездочки горят»

Педагог: В небе звездочки горят

                Птицы спят и рыбы спят

                Спят цветы в саду на грядках

                Ну, а мы в своих кроватках».

Педагог: Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей)(Это бывает ночью)

Воспитатель: А что ночью делаете вы?

Дети: … (Ответы детей)  (Ночью мы спим)

Педагог: Молодцы. Моя команда в полном порядке. «Выходим» в открытое море.

2. Физкультминутка

Над волнами чайки кружат         (Взмахи руками)

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю       (Движение руками перед собой)

И резвимся на просторе

Веселей загребай                         (Круговые движения руками)

И дельфинов догоняй.

3. «Рассели фигуры»

Педагог: Всем внимание, справа по борту остров. А это (показывает на картинки  с изображением геометрических фигур разного цвета ) - его жители. Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету.

Дети: … (Ответы детей) (Здравствуй, красный треугольник и т.д).

Педагог: Ребята, фигуры построили себе  дома, а расселиться в них не могут, не знают какая «квартира» у какой фигуры. Очень  нужна ваша помощь в расселении «жильцов» в «свои квартиры». Поможете?

Дети:… (Ответы детей) 

(Воспитатель раздает каждому ребёнку лист (альбомного формата), на котором изображены два дома: слева дом №1, справа дом №2).

Педагог: Расселение «жильцов» должно отвечать определенным условиям. По какому признаку предлагаете расселить «жильцов» первого дома?

Дети:…(Ответы детей) (Мы/я предлагаем/предлагаю расселить жильцов первого дома по форме).

Педагог: А по какому признаку предлагаете расселить «жильцов» второго дома?

Дети:…(Ответы детей)  (Мы/я  предлагаем/предлагаю расселить жильцов второго дома по цвету). 

Педагог: Давайте в первый домик «заселим» все фигуры, кроме круглых. А во второй дом все  фигуры, кроме красных.  (Дети выполняют задание)

Педагог: Молодцы! Геометрические фигуры вам очень благодарны.

Пальчиковая гимнастика

По реке плывет кораблик          (ладошки вместе, изображают лодочку)

Он плывет издалека

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке             (изображают руками ушки)

У них длинные хвосты               (руками изображают хвосты)

И страшны им только кошки     (изображают кошачьи коготки)

Только кошки и коты.

4. «Измерь дорожку»

Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли очень далеко. Обратно ведут два пути. Какой путь  мы должны с вами выбрать, чтобы как можно быстрее вернуться? 

Дети:… (Ответы детей) (Чтобы как можно быстрее вернуться, мы должны выбрать короткий путь)

Педагог: Правильно. Вот два пути. Они изображены на карте от острова до детского сада. Каким цветом обозначены пути?

Дети:…(Ответы детей)(Пути обозначены оранжевым и зеленым цветами)

Педагог: Как узнать какой путь короче?

Дети:… (Ответы детей) (Чтобы узнать какой путь короче, нужно измерить расстояние каждого пути от острова до детского сада)

Педагог: Чем можно измерять?

Дети:… (Ответы детей) (Измерять можно меркой)

Педагог: Что возьмем за мерку?

Дети:… (Ответы детей) (За мерку возьмем счетную палочку)

Педагог: О чем нужно помнить при измерении?

Дети:…(Ответы детей) (При измерении нужно помнить о том, что ставим мерку вначале, затем определяем  конечное место(точку) измерения)

Педагог: Предлагаю вам  разделиться на команды. По два человека в каждой команде, т.е парами. Измерять вы будете командой. Т.е. с рядом сидящим. 

(Каждая команда (пара) получает маршрутный лист (карту) (альбомного формата с изображением схемы двух линий: короткой и длинной между островом и зданием. Дети выполняют задание)

Педагог: Какой путь возвращения вы выбрали?

Дети: … (Ответы детей)  (Мы выбрали короткий путь возвращения)

Педагог: Почему? 

Дети: … (Ответы детей) (Потому, что ...)

Педагог: Почему он короче?

Дети: … (Ответы детей) (Он короче потому, что…)

III. Итог занятия

Педагог: Молодцы! Давайте выполним сказочные движения.

Хлопнем в ладоши три раза,               (считая хлопки шепотом)

Хлопнем по коленочкам  пять раз,      (считая шепотом)

Вот мы и оказались в детском саду.

Педагог: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: … (Ответы детей) 

Педагог: Что больше всего понравилось?

Дети: … (Ответы детей) (Больше всего нам/ мне понравилось…)

Педагог: Куда бы Вы хотели отправиться в следующий раз?

Дети:…(Ответы детей)(В следующий раз мы бы хотели отправиться …) 

Педагог: Тогда пойдёмте готовиться к следующему путешествию.

Воспитатель и дети уходят

Список литературы: 

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 1999.- 272 с.

2.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша [Текст]: учебный курс для детей 4-5 лет/ Н.И. Захарова.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 272 с.:ил.

3.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст]: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/ З.А. Михайлова, Е.А. Носова.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016 г. – 128 с. 

4.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики [Текст]/ Н.В. Нищева.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.- 64 с.

5.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Д. Рихтерман.- Москва: Просвещение,1991.- 47 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Морское путешествие на остров».

Аннотация: в методической разработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образова...

Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Программное содержание занятия включает в себя: повышать интерес к музыкальной деятельности, развивать эмоциональную и речевую активность детей через использоание здоровьесберегащих технологий....

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

Методическая разработка«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного  оборудования»...

Методическая разработка по речевому развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий « Интересное путешествие».

В методической разработке отражена практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Выполнение детьми предлага...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор »

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Методическая разработка по познавательному развитию в рамках «Клуба орнитологов» детей старшего дошкольного возраста на тему: «Перелетные птицы»

Данная методическая разработка позволяет в игровой форме закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт), о профессии орни...