Программа кружка по экологии "Родничок"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программа кружка по экологии "Родничок" для воспитаннико подготовительной группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_ekologii.docx | 157.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5
«Степнячок» Акбулакский район Оренбургской области
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ
"Родничок"
(подготовительная группа)
Автор программы: воспитатель высшей квалификационной категории Хакимова Наталья Николаевна.
Наполняемость кружка: 12 детей подготовительной группы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Педагоги, психологи, методисты доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствуют различные формы работы, в том числе и одна из форм вне работы НОД – кружковая. Кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Главным принципом организации кружковой работы является опора на интересы детей. Интерес к природе включает в себя различные компоненты:
- стремление к познанию живой и неживой природы;
- практическую деятельность в природы;
- изображение природных объектов в произведениях искусства;
- увлечения, связанные с природой;
- чтение художественной и познавательной литературы о природе.
Необходимость проведения кружковой работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к познанию, умение и желание узнать новое.
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательно - речевому развитию детей подготовительной группы детского сада №5 «Степнячок» . Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Всего занятий – 34 . Диагностика уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводная (сентябрь – октябрь), итоговая (май).
Особенностью курса является реализация регионального компонента.
Программа составлена с учётом интеграции связей по разделам:
- «Художественное творчество», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные поделки из природного материала.
- «Художественная литература», где используются произведения о природе.
- «Музыкальное воспитание», где проводятся музыкальные праздники и развлечения экологического содержания.
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА:
Формировать представление о существующих в природе взаимосвязях и тем самым заложить основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
ЗАДАЧИ:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, занятия представлены в виде таблицы.
1. « НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ОСЕНЬЮ.
Тема занятия | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Я и природа» сентябрь | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. | Показать уникальность природы средней полосы, её красоту и неповторимость. | Дидактические игры «Природа – не природа», «Чудесный мешочек». | Наблюдения – «Что такое природа» | Сбор мусора на участке |
Поход в сад д/с в период золотой осени. октябрь | Обратить внимание на сезонные изменения в саду. | Красота окружающей природы. Закрепить правила поведения в природе. | Рисование «Осенний сад» | Рассматривание природных находок. | Сбор и засушивание осенних листьев, цветов, сбор природного материала. |
2 «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ОСЕНЬЮ»
Тема занятия | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты. | Сопутствующие формы работы |
Цветущие осенние растения октябрь. | Закрепить названия пяти – шести цветущих растений | Закрепить названия цветов на участке детского сада. | Закрепление стихотворений о цветах. | Наблюдение за постепенным увяданием цветов на клумбах. | Сбор и засушивание цветов. |
Как растения готовятся к зиме ноябрь | Учить распознавать по листочку и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 5-6 цветов. Закрепить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизни. | Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни». | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесёнными в группу. | Аппликация «Осенний пейзаж» из природного материала. |
3 «.ЖИВОТНЫЙ МИР ОСЕНЬЮ»
Тема занятия | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Сравнение диких и домашних животных. октябрь | Расширить и углубить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде. | Обратить особое внимание детей на собаку. (использование человеком) | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных и насекомых. | Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» |
Экскурсия к реке. Беседа «У воды, на воде и в воде» ноябрь | Закрепить знания детей о сезонных изменениях на водоёме. | Обратить внимание детей на красоту окружающей природы. | Домашнее задание: поговорить с родителями о том вреде, который наносит человек, загрязняя водоёмы. | Наблюдение реки осенью. | Природоохранная акция совместно с родителями по очистке участка берега реки от мусора. |
Беседа о перелётных птицах. декабрь | Закреплять и расширять представления о птицах. Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов. | Познакомить с конкретными видами птиц нашего края. | Изготовление кормушек, заготовка кормов. | Наблюдение за поведением птиц на участке детского сада. | Акция «Поможем птицам выжить». Развлечение «День птиц» |
4. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»
Тема занятий | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Овощи и фрукты на нашем столе» сентябрь | Закрепить знания детей о труде взрослых по сбору урожая фруктов и овощей осенью. | Закрепить знания детей об уходе за овощами огорода на территории детского сада. | Приготовление салата из овощей с огорода на участке детского сада. | Наблюдение за ростом овощных культур на огороде детского сада. | Труд по сбору урожая и подготовке огорода к зиме. |
«Хлеб – всему голова» октябрь | Расширение представлений о культурных растениях полей (злаках) и их выращивании. | Закрепить знания детей о таких злаковых культурах, как рожь и пшеница. | Рассматривание разных колосьев и их сравнение. | Экскурсия на кухню, наблюдение за процессом замешивания теста для пирожков. | Совместный с родителями праздник «Праздник урожая». |
Планета Земля – в опасности. ноябрь | Закреплять понятия детей о таком понятии как «экологическая катастрофа». | Роль человека из ближайшего окружения в природо- охранной работе. | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и Южный полюсы. | Осматривание территории детского сада, сбор мусора. | Изготовление плакатов и листовок «Сбережём родную природу» |
Через добрые дела можно стать юным экологом. декабрь | Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. | Обратить внимание детей на природу вокруг. Найти признаки «заботы» человека в природе. | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах и на примерах из художественной литературы, что бывают хорошие и плохие поступки. | Наблюдение за состоянием окружающей природы на участке детского сада. | Изготовление модели «Сухое несчастное дерево».
Изготовление совместно с родителями стенда «Панорама добрых дел» |
5.«НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ЗИМОЙ».
Тема занятия | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Круговорот воды в природе. Эта волшебница – вода. декабрь | Переход воды в твёрдое состояние и обратно при резком изменении температуры. | Поощрять самостоятельные наблюдения и опыты. Побеседовать с детьми о том, какие опыты проводят дети дома совместно с родителями. | Замораживание цветных льдинок. | Опыты по выявлению свойств воды, снега, льда. Наблюдение за снегом, изморозью. | Природоохранная акция «Берегите воду» |
Беседа о воздухе. Как рождается ветер январь | Дать представление о движении воздуха. |
| Игры с вертушками, воздушными шарами. Определение силы и направления ветра. | Опыт со свечами: как рождается ветер. |
|
Поход в зимний сад. февраль | Обратить внимание детей на то, как изменился сад с момента его посещения осенью. | Показать красоту родной природы зимой. | Дидактическая игра «Чей след?» |
| Рисование «Зимнее царство» |
6. «РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ.
Тема занятий | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы. |
Как растения приспособились зимовать. декабрь | Показать детям разнообразие видов растений в природе и способы приспособления растений к зиме. |
| Различать деревья и кусты по строению ствола. |
| Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» Чтение экологических сказок. |
Комнатные растения – живой организм. январь | Донести до детей само понятие «комнатное растение». Показать влияние света, тепла и воды на рост растений. Понимание роли растений в жизни человека. |
| Уход за комнатными растениями. | Цикл наблюдений за комнатными растениями. | Выставка рисунков «Моё любимое комнатное растение» |
7. «ЖИВОТНЫЙ МИР ЗИМОЙ»
Тема занятий | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдение, опыты | Сопутствующие формы работы. |
Как звери проводят зиму в лесу? январь | Показать значение внешних факторов в жизни животных. Питание, способы передвижения и места обитания животных зимой. |
| Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание фотографий, альбомов с иллюстрациями. | Наблюдение за зимними изменениями в природе. |
|
Беседа о зимующих птицах. февраль | Раскрыть детям способы приспособления к наземно – воздушному образу жизни. | Рассмотреть птиц, прилетающих на участок к кормушкам. | Дидактические игры на классификацию птиц, «Чей клюв?» | Цикл наблюдений за зимующими птицами. | Коллективная аппликация «Птицы на кормушке» |
8. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
Тема занятия | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы. |
Пройдёт зима холодная… январь | Обобщение знаний детей о зиме Показать зависимость всего живого от условий окружающей среды. | Рассмотреть календарь наблюдений за погодой. | Оформление выставки пейзажной живописи «Зимушка – зима». Разучивание стихотворений о зиме. |
| Зимний праздник «Зима хрустальная» |
«Мой край родной, заповедные места» Красная книга Оренбургской области. февраль | Выявить с детьми факты отрицательного воздействия на природу .Показать детям примеры рационального использования природы человеком. | Рассказать детям о природных заповедниках нашего края. | Изготовление Красной книги Акбулакского района. | Экскурсия в мини музей сада. | Коллективная работа по рисованию «Природа нашего края» |
Изготовление работы «Вместо ёлки – праздничный букет» декабрь | Продолжать учить детей бережно относиться к родной природе. |
| Просмотр с детьми новогодних открыток Подбор природного и бросового материала для поделки. |
| Участие в районном и областном конкурсах «Вместо ёлки – праздничный букет» |
9. «ЖИВОТНЫЙ МИР ВЕСНОЙ»
Тема занятий | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Растения весной. март | Показать детям разнообразие растений в природе .Дать понятие о том, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. | Растительный мир участка детского сада .Показать детям его разнообразие. | Сравнение : дерево – куст, куст – трава . | Наблюдение за состоянием растений в разные времена года. |
|
Животные, которых не любят. апрель | Познакомить детей с некоторыми представителями рептилий, земноводных. Значение внешних особенностей в жизни животных. Дать понятие о том, что все виды животных имеют право на существование. |
| Подобрать информацию о пользе земноводных и рептилий. |
| Изготовление модели акватеррариума. |
Встречаем птиц. март | Закрепить знания детей о перелётных птицах. Формировать у детей представление о том, что птицы – это такие животные, которые могут жить на земле и летать в воздухе. | Отметить первый прилёт грачей на участок детского сада. | Классифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за появлением птиц на участке детского сада. | Изготовление моделей «Птицы» |
Экскурсия на водоём. апрель | Дать понятие , что водоём – это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у воды. |
| Рисование отдельных видов растений и животных водоёма, рассматривание картинок, чтение произведений художественной литературы. |
|
|
10. «РАСТЕНИЯ ВЕСНОЙ»
Тема занятий | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Растения весной апрель | Показать детям разнообразие растений в природе. Уточнить с детьми характерные признаки деревьев, кустарников, травы и цветов. Показать детям связь появления растений и насекомых. | Рассмотреть растения своего участка. Отметить пробуждение природы. | Сравнение : дерево – куст, куст – трава, трава – цветок. | Наблюдение за состоянием растений в разные времена года. |
|
Берегите первоцветы. май . | Показать роль растений в жизни человека. Обратить внимание детей на красоту первоцветов. Учить называть первые весенние цветы и узнавать их по листьям и цветкам. | Рассмотреть картинки с редкими исчезающими первоцветами нашего региона. | Дидактическая игра о цветах. | Цикл наблюдений за первоцветами. | Природоохранная акция «Берегите первоцветы» (выпуск листовок и плакатов, распостранение в своём микрорайоне) |
11. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
Тема занятий | Задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Земля – живая планета март. | Воспитывать в детях чувство гордости за то, что Земля – единственная «живая» планета в Солнечной системе. Воспитывать у детей желание оберегать свой дом – свою Планету. |
| Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах. Дидактическая игра «Где, чей дом?» | Наблюдение за живыми объектами, необходимыми условиями жизни. | Экологический праздник «Сбережём Планету нашу» |
Мы – туристы (экскурсия) май | Закреплять умение вести себя на природе. Воспитывать экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе. |
| Изготовление знаков «Берегите природу» |
|
|
Этот удивительный мир насекомых. май | Показать детям многообразие мира насекомых. Отметить значение внешних особенностей в жизни насекомых. Показать положительные и отрицательные связи в экосистемах. | Наблюдение за пробуждением насекомых на участке детского сада. Рассказать детям (показать картинки) о насекомых, исчезающих с территории нашего региона. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» |
| Игра «Таинственные превращения» Викторина для родителей «О насекомых» |
Заключительное занятие «Экологами не рождаются, экологами становятся» май | Воспитывать в детях чувство гордости за сопричастность к большому и полезному делу – беречь родную природу. |
|
|
| Экологический праздник «В мире чудесной природы» |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ.
Воспитанник должен |
|
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Животных основных классов. Растения и их характерные признаки. Органы растений и их функции Стадии роста и развития животных и растений. Основные признаки диких и домашних животных. Растения и животных своего региона. Виды птиц своей местности. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О труде людей в сельском хозяйстве. О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в сообществе. О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания, а так же о взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. Об уникальности природы своего региона. О Красной книге и о Красной книге Липецкого края. Факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края. Примеры рационального использования природы человеком. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы .Пересаживать комнатные растения. Обеспечивать уход за растениями цветников и огорода, альпийской горки и рокария. Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой , Санкт – Петербург,
2011 г.
Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» под редакцией С.Н.Николаевой, М., 2002г.
Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом – природа» под редакцией Рыжовой Н.А., М.,1998
СПИСОК ДЕТЕЙ.
________________________________________________________________________
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ.
КРУЖОК «РОДНЕЧЕК»
( проводится в форме беседы «вопрос - ответ»)
1.Как называется наш город?
2.Выбери растения леса, сада, огорода, цветника?
3. Какая река в нашем городе?
4. Название нашего поселка?
5. Где растут овощи, фрукты, цветы?
6. Какие ты знаешь сельскохозяйственные культуры?
7.Какие лекарственные травы вы знаете?
8. Как называется ураганный ветер, причиняющий нашему городу много бедствий?
9. На земле есть растения: трава, цветы, деревья; а в воде что?
10. Назовите пресноводных рыб.
11. Назовите морских рыб.
12. Назовите аквариумных рыб
13. Назовите морских животных.
14. Назовите морских птиц.
Высокий уровень - называет и узнает (по иллюстрации) растения леса, сада, огорода, цветника, сельскохозяйственные культуры;
знает лекарственные травы;
называет названия ветров; называет природные богатства, знает названия рыб, морских животных и птиц;
заботиться об окружающей природе;
Средний уровень - знает название города, реки, других городов Оренбургской области;
называет и узнает (по иллюстрации) растения леса, сада, огорода, цветника, сельскохозяйственные культуры;
знает лекарственные травы;
затрудняется называть названия ветров;
с помощью взрослого называет природные богатства Оренбургской области, реки, (водоросли), знает названия рыб, морских животных и птиц;
заботиться об окружающей природе;
знает.
Низкий уровень - не знает название города, реки, других городов Оренбургской области;
отсутствуют знания о растениях леса, сада, огорода, цветника, сельскохозяйственных культур;
не знает лекарственные травы;
не может назвать названия ветров;
не называет природные богатства реки Урал, (водоросли), не знает названия рыб, морских животных и птиц;
не заботиться об окружающей природе.
Символы уровней:
Высокий уровень - +
Средний уровень - +
Низкий уровень - +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...