Конспект по познавательному развитию с учетом ФГОС для подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной группы
тема: «Мы и вода»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: обобщить знания воспитанников о воде.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- расширять представление о значении воды в жизни человека, животных, растений,
- о роли в природе ;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- дать знания об агрегатных состояниях воды (жидкая, тверда, газообразная);
- дать понятие о круговороте воды в природе;
- расширять представление о многообразии воды в природе;
- развивать наблюдательность, внимание, память, умение делать выводы;
Социально-коммуникативное развитие
- совершенствовать умение общаться и договариваться со сверстниками;
- формировать бережное отношение к воде;
- воспитывать любознательность.
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать лексический словарь;
- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
Физическое развитие:
- развивать координацию движений.
Интегрируемые образовательные области: «познавательное развитие»,«социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Предварительная работа – чтение стихотворений о воде, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кому нужна вода».
Оборудование: прозрачная бутылка с водой, термос горячей водой, маленькое зеркальце.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу поднос с предметом, накрытым полотенцем.
Воспитанники интересуются ,что там?
Воспитатель: Для того чтобы узнать что там, отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Воспитанники: вода
Воспитатель: давайте снимем полотенце и посмотрим, правильно ли мы догадались.
Воспитатель снимает полотенце, под ним прозрачная бутылка с водой.
Воспитатель: Что вы видите?
Воспитанники: бутылку с водой.
Воспитатель: правильно. Сегодня мы будем говорить с вами о воде и о тех загадках, которые она в себе таит.
2.Основная часть.
Воспитатель: А что такое вода?
Воспитанники: это что-то жидкое.
Воспитатель: верно, вода- это жидкость
Воспитатель : а где в нашей жизни мы можем встретить воду?
Ответы: ( в реке, море, ….., в кране,….).
Воспитатель: Скажите: откуда берётся вода в кране? (ответы…)
Воспитатель: Вода течёт в реке. Из реки насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в наши дома, в краны.
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
Воспитатель: это, ребята, называется водопроводом .
Раньше в деревнях не было труб, не было водопровода. Под землей оказывается тоже есть вода, которую можно использовать для мытья рук и приготовления пищи. И ваши бабушки и дедушки рыли глубокие колодцы и с глубины ведрами поднимали воду.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода?
Воспитанники: - мы ее пьем, моем руки, готовим, стираем, поливаем цветы….
Воспитатель: Кому кроме людей нужна вода?
Воспитанники: - Вода нужна птицам, животным, насекомым, деревьям, цветам, растениям.
Воспитатель: Значит вода необходима для жизни ….кого?
Воспитанники: всех живых существ на земле.
Воспитатель: верно.
Воспитатель приносит глобус и ставит его на стол перед воспитанниками.
Воспитатель: ребята, кто знает, как этот предмет называется? (ответы…)
Воспитатель: это глобус. Глобус - это модель нашей планеты Земля. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какого цвета на глобусе больше?
Воспитанники: Синего, голубого.
Воспитатель: А, как выдумаете, что изображено синим и голубым цветом?
Воспитанники: вода.
Воспитатель: правильно, посмотрите, сколько на нашей Земле воды! При помощи глобуса мы можем с вами увидеть реки, озера, моря, океаны. А сейчас я хочу, чтобы вы отгадали загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Он показывает страны,
Горы, реки, океаны .
Воспитатель: что это такое? ( ответы…)
Верно, это глобус. Вода занимает большую часть поверхности земного шара. А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Воспитанники: Все живое на планете погибнет.
Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
А сейчас, ребята, давайте немножко отдохнем. Вставайте и повторяйте движения за мной:
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все как один - плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Вода – удивительное вещество. В природе вода может одновременно находиться сразу в трех состояниях. На вершинах гор она в твердом состоянии – в виде снега или льда. В реке – в жидком, а в воздухе – в газообразном, в виде водяного пара.
При изменении температуры вода превращается из одного состояния в другое .Если поставить стаканчик с водой в морозильную камеру, то вода замерзнет, она превратится в лед. Если нагреть кусочек льда, то он растает, превратится в воду. Если воду вскипятить, то вода начнет испаряться и мы увидим облако пара. Оно состоит из крошечных капелек воды.
Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар - это тоже вода.
Опыт :
Воспитатель: у меня в руках термос. Внутри него горячая вода. Я снимаю крышку с термоса и открываю его. Что вы видите? ( из термоса поднимается пар)
Воспитанники: пар.
Воспитатель: верно. Сейчас я возьму маленькое зеркальце, посмотрите на него (воспитатель показывает каждому ребенку зеркальце) и подержу его над паром.
Воспитатель: Теперь посмотрите снова на зеркальце (воспитатель опять показывает каждому ребенку зеркальце). Что вы замечаете?
Воспитанники: Зеркало стало влажным, мокрым, на нем образовались капельки воды.
Воспитатель: Правильно, итак, водяной пар это - маленькие капельки воды.
Вода в природе не исчезает, она путешествует по кругу. Посмотрите на рисунок. Из тучи на землю пролился дождик. Вода попала в реки, часть воды впиталась в землю, а часть осталась на поверхности в виде луж. Солнышко пригрело землю, лужи высохли. Что произошло? Вода испарилась, т.е. превратилась в пар , который поднялся в небо. Так образуются облака. Когда в облаке накопится много капелек воды, оно потемнеет ,превратится в тучу и снова пойдет дождь.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Ребята, я знаю, что больше всего на свете вы любите играть. Правда? Тогда представьте, что я мама-Тучка, а вы мои детки – маленькие капельки. И нам пора отправляться в путь.(звучит музыка, имитирующая шум воды)
Воспитатель: Мои маленькие капельки танцуют, прыгают. А чтобы капелькам было ещё веселее, они собрались по две капельки вместе, взялись за руки и потекли маленькими весёлыми ручейками (воспитанники становятся парами, берутся за руки и бегут «змейкой»). Ручейки бежали, бежали и попали в гости к большой речке (ребята соединяются в одну цепочку).Плывут капельки в потоке большой реки и попали в большое-пребольшое море (ребята становятся в хоровод и двигаются по кругу). Весело им плескаться, много места. Смотрят капельки на большие корабли, проплывающие мимо, на весёлых дельфинов, которые выпрыгивают из воды, чтобы порезвиться вместе с капельками. Заигрались наши капельки-шалунишки и совсем забыли, что их ждёт мама-Тучка. И тут появилось солнышко, стало пригревать. Капельки стали легкими, потянулись к солнышку(ребята становятся на носочки и тянут руки вверх). Высохли, испарились капельки под лучами солнышка и вернулись к маме-Тучке.
Воспитатель: Маленькие капельки, где вы были? (ответы….), где больше всего воды? (ответы….), а где меньше всего воды? (ответы..). Молодцы капельки!
Воспитатель: Ребята, подумайте, всегда ли вода одинаковая? ( ответы…)
Воспитатель: Вода бывает разная. Вода - это дождь, роса, туман, иней, снег, лед .
Воспитатель: Кто хочет дополнить?
Воспитанники: лужи, сосульки, снежинки, град.
Воспитатель: правильно. А сейчас я хочу загадать вам несколько загадок.
Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (дождь)
Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах. (роса)
С неба — звездой,
На ладошку — водой. (снег)
Сам вода, а по воде плавает. (лёд)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина
И теперь у ней ангина (град)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет -
Заплачет она, пропадет. (сосулька)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отгадали все загадки.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Сухое - мокрое»
Я буду произносить разные слова, а вы будете внимательно слушать. Если слова связаны с водой, то вы хлопаете в ладоши, если не связаны, то негромко топаете ногами. ( дождь, трава, снег, море, солнце, водопад….)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили, что вода может быть разной. Послушайте внимательно стихотворение:
Кто, ребята, знает какой вода бывает?
Горячей словно кипяток! Я руку чуть ей не обжег.
Холодной, просто ледяной - в глубокой проруби зимой.
Вода бывает дождевой, отвечу без подсказки.
Бывает мертвой и живой в старинной русской сказке.
И еще я не сказала, что вода бывает талой!
Когда солнышко печет, когда тает снег и лед.
Но вот, что интересно: вода бывает пресной -
В озере, и в роднике, и в реке, и в ручейке.
И, конечно, каждый знает, что в морях воды без края,
Но пить ее нельзя - она соленая, друзья!
Вода бывает чистой, прозрачной, ключевой
Сверкающей, лучистой, на солнце золотой!
Воспитатель: сейчас давайте поиграем. Игра «Какая вода бывает». Я буду вам кидать мяч и говорить, где вода встречается, а вы будете отвечать, какая она.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? А что надо делать для этого?
Воспитанники: вовремя выключать краны, не загрязнять реки, моря, …
Молодцы, ребята.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: - О чем мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали нового о воде? В какие игры вы играли? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Познавательное развитие" с учетом ФГОС во второй младшей группе.
В данной области учитываются: Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов, совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности...
Конспект по речевому развитию с учетом ФГОС для старшей группы
Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: расширение представлений детей о диких животных наших лесов....
Конспект по речевому развитию с учетом ФГОС для подготовительной группы
Конспект по речевому развитию с учетом ФГОС для подготовительной группы "Путешествие по сказкам" ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС в подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»
Тема: «Путешествие в космос» Возрастная группа: подготовительная (6 лет) Форма НОД: игра – путешествие. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Цель: Развивать у...
План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media"...
Конспект занятия (познавательное развитие) "Планета добра" в старше-подготовительной группе
Цель: уточнить представления о понятиях: «добро», «зло», их важность в жизни людей.Задачи:Образовательные:Совершенствовать знания детей о понятии «добро» .Упр...
конспект по познавательному развитию "Наш город" для детей подготовительной группы
Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города. В занятии использованы игровые технологии....