Приложение №2 к педагогическому проекту "РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc582 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

          ОСЕНЬЮ

Осенью

Разбросала осень листья,          (делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.            (делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем,     (шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем.         (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист           (поочередно загибают листья, начиная с большого, на

                                                    обеих руках одновременно на каждый лист)

 На дорожку спрыгнул вниз.    (звонко хлопают в ладоши)

«Осенние листья»

  Раз, два, три, четыре, пять,        (загибают пальчики, начиная с большого)

  Будем листья собирать.             (сжимают и разжимают кулачки)

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы соберем,       (загибают пальчики, начиная с большого)

  Маме осенний букет отнесем.  («шагают» по столу)

Осень 

Солнышко греет уже еле-еле,       (поочередно соединяем пальцы,  начиная с большого

          на  обеих руках)

Перелетные птицы на юг улетели, 

Голы деревья, пустынны поля,

Белым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –      (сжимаем руки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.           (разводим руки в стороны)

Осенний дождик

(дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения  пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.)

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!

Вышел дождик погулять.

Раз,два, три, четыре, пять,         (удары по столу пальчиками)

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,      (пальчики шагают)

А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:          (удары ладонями по столу)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
- Ох!                                               (хлопок)

И ушел, газон засох.                     (хлопки по столу).

Хлеб

Муку в тесто замесили,          («месим тесто»)

А из теста мы слепили:          («прихлопываем ладошками», лепим)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи                   (поочередно разгибаем пальцы из кулака, начиная с большого)

Все мы испечем в печи.         (обе ладошки разворачиваем вверх)

Очень вкусно!                         (гладим живот)

Ежик 

По сухой лесной дорожке –      (поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Топ – топ – топ – топочут ножки.   (постукивают кулаками по столу)

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.      (поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.        (поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с  

                                                                   большим пальцем)

Белка 

На сучки, как на гвоздочки,      (на каждую стихотворную строчку загибают пальцы,    

Белка вешает грибочки,           начиная с большого. Сначала на правой, затем на левой    

Сушит ягоды рябины,                                             руке)

Ежевики и малины.

Носит желуди, орешки.

Разбирает все без спешки.     (поочередные ритмичные удары кулак о кулак, ладонь о

Вот закончился запас                                                     ладонь)

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нем тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей, поживать,

Никаких забот не знать.


             

 

                                           ОГОРОД

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.        (сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.                                (загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.         (сжимаем – разжимаем пальцы)

Огород. Овощи

Вышла Люба в огород –               (ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот!                 (поднимают руки к щекам и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке            (разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку:                (указательным пальцем правой руки пересчитывают

                                                                              все овощи)

 Помидоры, лук, капуста                 (поочередно загибают пальцы на правой, затем

 И горошек очень вкусный                  левой руке на каждое название овоща).

 Репа, огурец, чеснок,

 Свекла, редька и укроп.

У нас на огороде

(массаж или самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке) 

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,        

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,                     (большой палец левой руки)

Наш друг – огород!                   (большой палец правой руки)

Овощи у Зины

У девочки Зиночки                    (дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок                (сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!                  (показывают большой палец)

«У Лариски - две редиски»

   У Лариски – две редиски.       (по очереди разгибают пальцы с кулака сначала на

   У Алешки – две картошки.                                    одной, затем на другой руке)

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки – две морковки.

   Да еще у Петьки

   Две хвостатых редьки.

                             ФРУКТЫ        

 

Фруктовое ассорти

Этот пальчик – апельсин,      (поочередно разгибают пальцы из кулака, начиная с

Он, конечно, не один,                                         большого)

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.        (показывают руками вокруг себя и на себя)

 

«Апельсин»

  Мы делили апельсин;

  Много нас, а он один.            (на каждое слово пальцы сжимаются в кулачок)

  Эта долька – для ежа,

  Эта долька – для стрижа,

  Эта долька – для утят,

  Эта долька – для котят,

  Эта долька – для бобра,              (загибательные движения пальцев, начиная с        

                                                                                     большого)

  А для волка – кожура.                (бросаем «кожуру»)

  Он сердит на нас беда!!!            (сжимаем кулаки и прижимаем их к груди)

  Разбегайтесь кто куда!!!            (бежим пальцами по столу)

На базаре. Фрукты

 На базар ходили мы,          (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев,

далее  по порядку)

Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –                 (пальцы сжимаются в кулак)

 Это самый вкусный груз!            (большой палец отводится вверх)

 

Компот

  Будем мы варить компот,       (левую ладошку держим «ковшиком»,правой рукой

  Фруктов нужно много вот:                                                       помешиваем) 

  Будем яблоки крошить,         (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок 

  Варим, варим мы компот.         (опять варим и мешаем)

  Угостим честной народ.  

     

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,             (пальцы обеих рук сжимают в кулаки,              Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.    разгибают по одному пальцу на каждое слово

                                                                  определение на  обеих руках одновременно)

 Яблоко я пополам разломлю,             (складывают ладони вместе и разводят пальцы

                                                                  в  разные  стороны – раскрывают ладони)

Яблоко с другом своим разделю.          (выставляют ладони вперед)

Яблонька

Нашу яблоню трясу,                  (имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу.              (тянемся вверх, делаем хватательные движения

                                                                             пальцами)

Круглое, гладкое                       (имитируем движения)

И, конечно, сладкое…              (подносим ладошку ко рту, как будто откусываем

                                                                                     яблоко)

               

                                               ЯГОДЫ

Лесные ягоды

Здравствуй, полянка большая!     (пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,  

                                                         хлопая подушечками пальцев) 

Здравствуй, трава – мурава!

 Здравствуй, ягодка лесная!

 Ты поспела и вкусна.

 Мы корзиночку несём –

 Всю тебя мы соберём.

 

За ягодами

  Раз, два, три, четыре, пять,            (пальцы обеих рук соединяются, начиная с

                                                                                    большого)

  В лес идем мы погулять.               (обе руки идут по столу)

  За черникой,

  За малиной,

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.                     (загибают пальцы, начиная с большого)

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,                 (указательным пальцем сгибаем пальцы на другой руке)

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец.           (поднимаем плечи, удивляемся)

Что это значит?

Я – молодец!                                  (вытягиваем вперед кулаки с показом большого

                                                                              пальца)

Ягодки 

(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)

С ветки ягодки снимаю            (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик

                                                    от  основания до самого кончика, как будто снимая с

     него воображаемую ягодку.)

 И в лукошко собираю.          (Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.          (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой

                                       также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.          
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой  

                                                рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в

                                                                                       рот.)

Я поем еще чуть-чуть

Легким будет к дому путь!        Имитируя ножки, средний и указательный пальчики

                                                         на  обеих руках «убегают» как можно дальше.

Корзина с ягодами

Вот корзина – так корзина!        (изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник, в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника, !                    (загибают пальцы, начиная с большого,                                                  

Там брусника и черника                                  одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!    (делают приглашающий жест – движение руками на

                                                                             себя)

Ягод, что найдем мы в ней,     (поочередно ритмично ударяют   кулак о кулак и ладонь

 Нет полезней и вкусней!            о  ладонь).

                                               ГРИБЫ        

Грибы

Я корзину в лес беру,     (указывают на себя, делают ладошки корзинкой)

Там грибы я соберу.            (разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг:            (показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг?!»

Подосиновик, масленок,       (поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца правой Подберезовик, опенок,                    руки)

Боровик, лисичка, груздь,

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу домой.

А мухомор не понесу,               (грозят указательными пальцами)

Пусть останется в лесу!             (машут, прощаясь)

Грибы 

(массаж или самомассаж подушечек пальцев на каждую строчку (сначала на правой руке, начиная с мизинца, затем на левой руке, начиная с большого пальца)

 

Вылезли на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенек

Удивленья скрыть не мог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

Гриб

Меж еловых мягких лап        (поглаживают ладонями обеих рук колени)

Дождик кап – кап – кап.        (постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох –        (постукивают ребром ладони по коленям)

Серый мох, мох, мох.            («мнут мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип,     (хлопают ладонями)

Вырос гриб.                              (сводят руки над головой)

 

 

                       Приложение 6

                        Народные приметы про осень.

                       Осенние пословицы и поговорки

Осенние приметы

  • Осенью все знают, что дожди идти мешают.
  • Разноцветная осень пришла – веселье детям принесла.
  • Осенняя палитра – к гербарию привыкла.
  • Когда сено косили – дождей не просили.
  • Дерево посадите – урожая сейчас не ждите.
  • Что с урожая соберёшь, на том зимой и живёшь.
  • Тот хлеб, что в поле, в рот не положишь.
  • Плохой земли не бывает, есть хозяева, которые ничего в урожае не понимают.
  • Осенью покопаешь, зимой не голодаешь.
  • Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет.
  • Осень пришла – дожди с собой принесла.


Сентябрь - хмурень
 В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
 
Приметы и поговорки сентября
В сентябре много яблок, в октябре капуста в подарок.

В сентябре холодно, да сытно.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре - к долгой осени.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь - листопадник.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
 


 Октябрь - грязник
В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима.

Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы. Луна покраснела - жди ветра-пострела.

Осенний иней - к сухой, солнечной погоде.

Если орехов много, а грибов мало - зима будет суровой. 

 Приметы и поговорки октября
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
Октябрь - зазимник.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Ноябрь - листогной
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны.

 Приметы и поговорки ноября
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре осень - жируха со злюкой - зимой борется.
В ноябре мороз приосанивается.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре тепло морозу не указ.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.
Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
Не сковать реку зиме без ноября - кузнеца.
Не диво в ноябре белые мухи (снег).
Ноябрь декабрю родной брат, сентябрев внук.
Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.
В ноябре снега надует - хлеба прибудет.
 

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  2. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
  3. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
  4. Картушкина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М. «ТЦ Сфера», 2005г.
  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М. «ВАКО», 2006г.
  6. Лапп Е,А. Развитие связной речи детей 5-7лет с нарушением зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 25 с.
  7. Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208с.
  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: «Асар», 1996. – 128с.
  9. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под.ред. Дыбина О.В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
  10. Николаева С.И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995г.
  11. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. - СПб.: КАРО, 2006. - 64 с.
  12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (пилотный вариант). Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.  352 с.
  13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. М.: Издательство АСТ, 2007. -  48 с.
  14. Скоролупова О.А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень» (I-II части). М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста.  М., Просвещение, 1986г
  16. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. - СП Изд. «Детство – Пресс», 2010г.
  17. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир.  Изд-во: ГНОМ и Д, 2007. - 94 с .
  18. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М., «Агропромиздат», 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации, приложения для конкурса педагогического мастерства

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

приложение к опыту "Педагогическая мастерская"

К сегодняшнему занятию в педагогической мастерской каждая творческая группа педагогов имела задание — разработать план проектных мероприятий по самостоятельно выбранной теме. Чтобы создалось цел...

приложение к опыту "Педагогические чтения"

Метод проектов возник в 20-х годах прошлого века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американски...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: "Красавица - Осень" (Приложение 1 к проекту "Разноцветная Волшебница")

           Предлагаемый конспект интегрированной образовательной деятельности расчитан на детей 6-7лет. Данный материал способствуетформированию умения детей видет...

Приложение №1 к педагогическому проекту "РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА"

Интегрированное занятие в подготовительной группе № 9 «Знайки» на тему: « Вишенка в гостях у ребят»...

Приложение №3 к педагогическому проекту "РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА"

Интегрированное занятие в подготовительной группе № 9 «Знайки» на тему: «Путешествие на «Грибной электричке»...