Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

По познавательному развитию (с элементами ТРИЗ) в старшей группе

«Друзья, которые любят противоречить друг другу»

Подготовила и провела:

воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Знакомство со свойствами дерева и металла.

Задачи

Образовательные:

Систематизировать и уточнить представления детей о  свойствах дерева (шероховатое, тёплое, мягкое, лёгкое, хрупкое, горит в огне) и о свойствах металла (гладкий, холодный, тяжёлый, прочный, твёрдый, не горит, металл притягивается к магниту, дерево не притягивается, обратить внимание детей на то, что все эти свойства учитываются при изготовление предметов из этих материалов, учить делать выводы.

Развивающие: развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, развивать логическое мышление, воображение, связную речь, умение развивать противоречия.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, природе, соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костёр в лесу, уходя домой тушить его, чтобы не случилось пожара, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарища.  

Материал и оборудование: Две шкатулки, большой гвоздь, карандаш, свеча, спички, молотки (каждому ребенку), деревянные бруски для прибивания гвоздей, гвозди  мелкие, деревянные и металлические пластины, ванночки с водой, фланелеграф, силуэты деревьев, ёлочек, карандаш и гвоздь из картона, картина с изображением леса и костра, магнит.

Предварительная работа: Беседа на тему «Дерево и металл – чем они отличаются друг от друга»; чтение литературы энциклопедического характера,  рассматривание  иллюстраций с изображением леса, чтение стихов о лесе, заучивание стихов о лесе, экскурсия в рощу, изучила материал А.М.Страунинг, заучивание пословиц о лесе.

Ход:

Воспитатель:

« Приглашаю  вас на выставку изделий,

Что были созданы руками человека.

Немало сил здесь вложено, хлопот

Вы об этом убедитесь сами».

 (дети проходят на выставку, рассматривают изделия, любуются их красотой, называют эти изделия).

- А из какого материала они сделаны, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. «Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает (дерево).

- Значит,  из чего сделаны предметы? (из дерева).

- Как можно сказать одним словом, какие предметы? (деревянные).

Дети проходят дальше, рассматривают предметы и называют из какого материала они сделаны ( из металла).

- как можно одним словом сказать, какие предметы? (металлические).

-Вот сколько много деревянных и металлических предметов мы увидели на вы ставке. А кто их сделал? (человек).

- Все эти красивые предметы сделаны руками человека.

«Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Умелец может сделать из железа,

Из дерева – шедевры красоты».

Дети проходят и садятся за столы. Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин, здоровается и говорит, что на ваш адрес пришли две посылки,  и передаёт их воспитателю.

- Воспитатель достаёт из посылок две шкатулки (металлическая и деревянная).

- Почтальон говорит: « Что в них лежит, дети узнают, если отгадают загадки»:

1.Весь я сделан их железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу

А по мне всё тук да тук. (гвоздь).

2.Остро носик ты заточишь,

Умный Ивашка,

Красная рубашка,

Где пройдёт, коснётся,

Там след остаётся (карандаш).

- Почтальон – Печкин хвалит детей, прощается и уходит.

А как узнать, в какой шкатулке карандаш, а в какой гвоздь?

Дети: Посмотреть.

 А если не глядя?

Дети: Потрогать (определяют на ощупь).

-  А по запаху можно различить гвозди и карандаш?

Дети (понюхав): Нет.

-  А по звуку? (стучит металлической палочкой по гвоздю и карандашу).

Дети: Можно, но сложнее.

- Как звучит деревянный карандаш?

Дети: тихо, глухо.

- А как звучит металлический гвоздь?

Дети: звонко, издаёт мелодичный звук.

--  А вот они, наши гости – Гвоздь и Карандаш.(достаёт их из шкатулок).

Воспитатель: Вы знаете, наши гостьи давние друзья и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают много нужных человеку предметов, а Гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто из них прав? Посмотрите внимательно вокруг себя. Назовите предметы, сделанные из дерева. Назовите предметы, сделанные из металла (дети называют).

- Оказывается и гвоздь, и карандаш правы: очень много предметов вокруг нас, сделанных из металла и из дерева. Дети, хотите узнать, почему одни предметы сделаны из металла ,а другие из дерева? Посмотрите, на подносах лежат деревянные брусочки и металлические пластины.

- Возьмите их в руки, потрогайте, погладьте. Какие они на ощупь?

 Дети: Деревянный брусочек - шероховатый, металлическая пластина-  гладкая.

- Прислоните брусочек и пластину к щеке, что вы ощущаете?

Дети: деревянный брусочек – тёплый, металлическая пластина – холодная.

- Попробуйте забить гвоздь в деревянный брусочек, а затем в металлическую пластину. Что получилось?

Дети: в деревянный брусочек гвоздь забился, в металлическую пластину не забился.

- Какое дерево и металл?

Дети: дерево – мягкое, а металл твердый.

- Бросьте в воду гвоздь и деревянную палочку. Что наблюдаете?

Дети: гвоздь утонул – металл тяжёлый. Палочка плавает на поверхности воды – дерево лёгкое.

- Давайте проверим: на одну чашу весов кладу деревянный брусочек, на другую – металлическую пластину. Что видите?

Дети: чаша весов с металлической пластиной опустилась.

- Почему?

Дети металл тяжёлый – дерево легче металла.

- Попробуем согнуть деревянную палочку и металлический гвоздь.

Дети палочка сломалась, дерево хрупкое. Гвоздь не гнётся, металл прочный.

- Что будет, если к зажжённой свече поднести палочку и гвоздь. (подношу).

Дети: дерево горит, металл нагревается (трогают гвоздь).

- Подношу магнит к деревянному брусочку, а затем к металлической пластине. Что произошло?

Дети: металл притягивается к магниту, дерево не притягивается.

 Игра «Наоборот»

Дети встают в круг, воспитатель называет свойство дерева, бросает мяч ребёнку – тот называет свойство металла:

 шероховатое                гладкий

тёплое                             холодный

лёгкое                             тяжёлый

хрупкое                          прочный

мягкое                            твёрдый

              к магниту:

не притягивается         притягивается

Динамическая пауза.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули. Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

- Пока мы играли и отдыхал карандаш и гвоздь решили прогуляться и  пришли в лес (  вывешивается фланелеграф, на котором размешены деревья - лес, речка). Читаю стихотворение:

«Здравствуй лес»

Здравствуй лес,

Дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь мы свои».

- Лес зашелестел листочками деревьев, он хочет рассказать нам сказку про Карандаш и Гвоздь:

  Долго они ходили по лесу, спорили так и ничего не решив, отправились домой.  А что с ними произошло дальше мы сейчас узнаем. Давайте мы закроем глаза, глубоко вздохнем, посчитаем до пяти… и вот мы уже в сказке. Шли наши друзья, шли и подошли к реке. Им нужно перебраться на другую сторону, реки. Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся, а Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?

Дети: он боится утонуть, он металлический, тяжёлый.

- Что же делать, как помочь Гвоздю?

Дети: он не должен входить в воду, но ему можно помочь – построить плот из веток деревьев, его может перевести на себе Карандаш (он деревянный, лёгкий, в воде не тонет.

- Вот наши друзья  уже на другом берегу (на фланелеграф выкладываю Карандаш и Гвоздь). Они устали, проголодались, решили сварить уху. Как вы думаете, кто из них пойдёт ловить рыбу и почему?

Дети: Карандаш, он лёгкий. деревянный, дерево в воде не тонет.

- Кто начал разводить костёр и почему?

Дети: Гвоздь, он металлический, металл не горит.

- Сварили они уху. Гвоздь достал свою ложку из металла (показать детям металлическую ложку), Карандаш – свою деревянную ложку (показать ложку). И опять заспорили: чья ложка лучше? Решили так: кто быстрее свою порцию съест, у того ложка лучше. Карандаш быстро управился, а Гвоздь всё дул и дул на свою ложку. Почему?

Дети: Деревянная ложка нагревается очень медленно, а металлическая нагревается очень быстро и становиться раскалённой.

- Что же получается: ложка у Гвоздя должна быть металлической, чтобы он её не прокусил, и не должна быть металлической, чтобы он не обжигался. Значит, какая должна быть ложка у гвоздя?

Дети:  сама ложка пусть будет из металла, а ручка – из дерева (деревянная).

- Поели наши друзья, посидели у костра и решили идти дальше. Как затушить костёр?

 Дети: залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком или землёй – это может сделать Гвоздь.

- Карандаш и Гвоздь так и сделали. Дети я надеюсь, что если вы пойдёте в лес отдохнуть и разложите костёр, то, уходя домой, не оставите его, ведь иначе может начаться пожар, загорится лес. А лес- это наше богатство, его надо беречь!

Дети говорят пословицы о лесе:

  • Много леса – не губи,

Мало леса – посади.

  • Лес богатство и краса,

Береги свои леса.

  • Враг природы тот,

Кто леса не бережёт.

  • Лес видит, а поле слышит.

  • Лесная сторона не одного волка

А и мужика кормит.

  • Лес и вода – родные брат и сестра.

Рефлексия «Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собираются в общий цветок.

                      C:\Users\Пользователь\Desktop\металл\20160316_100531.jpg

               

                         C:\Users\Пользователь\Desktop\металл\20160316_100629.jpg

                         C:\Users\Пользователь\Desktop\металл\20160316_154542.jpg

                               C:\Users\Пользователь\Desktop\металл\20160316_101052.jpg

                             C:\Users\Пользователь\Desktop\металл\20160316_101620.jpg

                   

                             C:\Users\Пользователь\Desktop\металл\20160316_100811.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по коммуникации "Мы улыбаемся друг другу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникации "Мы улыбаемся друг другу" для детей младшего возраста....

НОД «Друзья, которые противоречат друг другу» / с использованием элементов ТРИЗ/

Противоречие – это предъявление к одному признаку объекта двух противоположных требований, разных по характеру. Осуществляется выбор способов разрешения проблемной ситуации на основе принципов разреше...

Образовательная деятельность по познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности «Друзья, которые любят противоречить друг другу»

Образовательная деятельностьпо познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности«Друзья, которые любят противоречить друг другу»...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Друзья, которые любят противоречить друг другу"

Систиматизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»Цель: -формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовате...

Конспект «Противоречия в погоде» (с элементами ТРИЗ)

Конспект «Противоречия в погоде» (с элементами ТРИЗ)...