Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_matematika_2014.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детство «Лада»
Г. О. Тольятти
Детский сад № 176 «Белочка»
Выступление из опыта работы на тему:
«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Подготовлен в рамках педсовета № 3 на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП) через использование интерактивных технологий»
Подготовил воспитатель высшей категории
Макеева С. П.
2014 – 2015 учебный год
План:
- Что такое интерактивность и интерактивное взаимодействие.
- Формы организации интерактивного обучения.
- Интерактивные технологии в дошкольном образовании.
- Эффективность использования интерактивных технологий в работе со старшими дошкольниками на занятиях ФЭМП.
- Что такое интерактивность и интерактивное взаимодействие.
Интерактивные методы и технологии находят всё более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса к этим методам и технологиям обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, а так же поиском новых подходов к организации обучения человека и форм взаимодействия участников образовательного процесса.
Что такое интерактивность? Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). На чём строиться интерактивное взаимодействие? Интерактивное взаимодействие строиться на диалоге и предполагает последовательный обмен информацией между его участниками, непосредственную межличностную коммуникацию партнёров по общению. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивное взаимодействие является условием и средством освоение материала. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс познания: самостоятельное построение знания, осмысление познаваемого, самоактулизация собственных возможностей и способностей в диалоге с равноправными субъектами образовательного процесса, в ходе которого происходит взаимное влияние людей или групп друг на друга.
2.Формы организации интерактивного обучения.
По мнению Б.Бадмаева, интерактивное обучение, это обучение, «которое основано на психологи человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При таком взаимодействии в процессе обучения педагог общается не на прямую с каждым ребёнком и не всей группой детей сразу, а опосредованно с каждым из них через другого ребёнка, интерактивное средство обучения (игрушку) или интерактивную среду».
Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности. Таким образом, образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причём это происходи в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.
Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребёнком;
Парная форма используется для решения задачи в паре;
При групповом подходе дети делятся на подгруппы;
При коллективной (фронтальной) форме задание выполняют все участники одновременно;
Планетарная - это наиболее сложная форма интерактивного обучения. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект.
При таком многообразии форм интерактивного обучения, можно выделить три метода:
- пассивный
- активный
- интерактивный.
При пассивном методе воспитатель главный на занятии, дети не проявляют творческой деятельности, не взаимодействуют друг с другом, а только играют роль слушателя.
При активном методе, роль воспитателя как бы уходит на второй план. Воспитатель только побуждает детей к общению друг с другом, совместному выполнению задач. Дети при таком методе являются субъектами выполняемой деятельности.
Интерактивный метод подразумевает активное участие всех участников процесса. Воспитатель организовывает процесс усвоения знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать друг с другом, общаться, создавать и применять имеющийся у них опыт.
Из определений методов мы видим, что наиболее эффективным и продуктивным на мой взгляд, является интерактивный метод.
3.Интерактивные технологии в дошкольном образовании.
Какие качества и умения формируют у дошкольников интерактивные технологии?
Интерактивные технологии формируют у дошкольников такие качества и умения:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная, активность каждого дошкольника;
- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создаётся ситуация успеха;
- формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребёнка
Необходимо помнить, что внедрение интерактивных технологий в работу с детьми дошкольного возраста нужно осуществлять постепенно, с учётом возрастных особенностей детей.
- 2 младшая группа - работа в парах, хоровод;
- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка карусель;
- Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Какие интерактивные технологии можно применять в работе с детьми дошкольного возраста:
- «Работа в парах»
- «Хоровод»
- «Цепочка»
- «Карусель»
- «Интервью»
- «Работа в малых группах»
- «Аквариум»
- «Большой круг»
- «Дерево знаний»
- «Кейс технологий»
- Эффективность использования интерактивных технологий в работе со старшими дошкольниками на занятиях ФЭМП.
Главным условием развития личности ребёнка дошкольного возраста является общение, поэтому задача педагога специально организовывать данную деятельность, создавая в нутрии неё атмосферу доверия и сотрудничества: детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения данной задачи и ряда других задач в своей работе я использую интерактивные технологии. Суть интерактивных технологий состоит в том, что все дети оказываются вовлечены в процесс познания.
Изучив все перечисленные выше интерактивные технологии, и опробовав их в работе с детьми, я пришла к следующим выводам, что для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (ФЭМП) в работе со старшими дошкольникам наиболее эффективными и результативными являются такие интерактивные технологии как: цепочка, карусель, работа в парах и малых группах.
Интерактивная технология «цепочка» помогает формированию у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Наличие общей цели, последовательное решение каждым участником одной задачи создаёт обстановку сопереживания и взаимопомощи, помогает детям общаться друг с другом, даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, предложить свои варианты решения поставленной задачи. А так же использование этой технологии позволяет воспитателю более рационально использовать время на занятии.
Интерактивная технология «работа в парах» учит детей взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, сообща и последовательно выполняют работу, помогают друг другу. Интерактивная технология «работа в парах» помогает детям выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
Интерактивная технология «карусель» используется для организации работы в парах. Эта технология стимулирует детей на активное общение друг с другом, формирует у детей такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом.
Интерактивная технология «работа в малых группах» (тройках) учит детей оценивать как свою работу, так и работу товарищей. Применение технологии групповой работы «в тройках» даёт возможность трудиться на занятии всем детям, позволяет более сильным детям помогать слабым. Принцип сотрудничества в процессе обучения становиться ведущим.
В ходе разминки, а так же при подведении итогов занятия я использую такие интерактивные технологии как «хоровод», «большой круг». Воспитатель с помощью предмета (мяча) учит детей выполнять задание по очереди, формирует у детей умение выслушивать ответы, не перебивая товарищей – это способствует формирования начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Технология «большой круг» позволяет каждому ребёнку высказываться, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу, а так же развивает у детей навыки общения.
Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста выше перечисленных технологий позволяют мне успешно и эффективно решать задачи познавательного развития детей, а так же помогают снимать с дошкольников нервную нагрузку в ходе непосредственно образовательной деятельности, легко переключать внимание детей на другое задание, даёт возможность менять форму деятельности и более рационально и эффективно использовать отведённое время на занятии. Интерактивные технологии в непосредственно образовательной деятельности позволяют мне - как и любому педагогу реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учётом их психологических возможностей и возрастных способностей, дают возможность обогатить и систематизировать знания детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, формируют у детей активность, любознательность, уверенность в своих силах и возможностях, развивают свободное общение с взрослыми и сверстниками.
АНО ДО «Планета детство «Лада»
Г. О. Тольятти
Детский сад № 176 «Белочка»
Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».
«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Подготовлен в рамках педсовета № 3 на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП) через использование интерактивных технологий»
Подготовил воспитатель высшей категории
Макеева С. П.
2014 – 2015 учебный год
Тема НОД: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков у детей подготовительной к школе группы на основе познавательной активности и любознательности с применением интерактивных технологий.
Задачи:
Познавательное развитие:
- упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10;
- упражнять в решении арифметических примеров на сложение и вычитание;
- закрепить умение правильно применять знаки больше, меньше, равно;
- продолжать учить определять место числа в натуральном ряду, определять смежные числа;
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память;
- воспитывать любознательность, познавательный интерес;
Речевое развитие:
- способствовать развитию речи детей, формированию умения аргументировать свои высказывания;
- совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки.
Физическое развитие:
- формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой в ходе выполнения разных заданий.
Оборудование:
- конверт с окошечками, картина с точками и цифрами;
- видеописьмо, ноутбук;
- конверты с заданиями;
- фломастеры;
- медали на каждого ребёнка;
- мяч.
Предварительная работа: д/и «Самый умный», «Считаем и решаем», «Будь внимательным», «Весёлый счёт».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Самый внимательный» (на столе лежат несколько предметов, дети запоминают их, закрывают глаза, в это время педагог убирает или добавляет какой-нибудь предмет, дети открывают глаза и отгадывают, что изменилось). Воспитатель добавляет необычный конверт с окошками
Вы глаза все закрывайте,
Дружно, медленно считайте:
1, 2, 3, 4, 5
Можно глазки открывать.
На стол внимательно смотрите,
Что изменилось, мне скажите.
Дети замечают конверт (на конверте окошечки с цифрами по количеству детей – 8).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает конверт, отмечают его необычность.
- Посмотрите, какой интересный, необычный конверт. Что же в нём необычного? (есть окошечки). Как вы думаете, что лежит в этом конверте? (письмо, картинка, карта). Как вы думаете, а зачем на этом конверте есть окошки? (если их открыть, то можно будет узнать, что лежит в конверте). Правильно ребята, если открыть окошечки, то можно будет узнать, что лежит в конверте. А что вы ещё заметили? (на окошечках стоят цифры), а как вы думаете зачем? (первым откроем окошко с цифрой 1 и т.д.). Тогда начинаем по очереди открывать окошки.
Дети по очереди открывают окошки, пытаются догадаться о том, что лежит в конверте. Чем больше открытых окошек, тем легче детям узнавать содержимое конверта.
- Ребята, вы правильно догадались, в конверте лежит какая-то картинка, давайте её достанём и рассмотрим. Что вы видите? (нарисованные деревья, ёлочки, животные, точки с цифрами). Как вы думаете, что обозначают эти точки с цифрами? (какой-то рисунок, схему). Предлагаю вам, ребята, по очереди соединить точки с цифрами от 1 до 10 и от 10 до 1. Встаньте друг за другом и по очереди выполняйте это задание.
Дети с помощью фломастера соединять точки с цифрами и получают изображение замка.
- Как вы думаете, что было нарисовано с помощью точек? (дом, замок). А как вы думаете, кто может жить в этом замке? (принцесса, король). Я сейчас прочитаю вам загадку, она поможет вам узнать, чей это замок
Она царица всех наук,
Без неё мы как без рук,
Научит думать и решать
И много действий совершать.
- Как вы думаете, о ком эта загадка, какая это наука? (математика). Правильно ребята, это наука математика!
Воспитатель включает видеописьмо на ноутбуке.
К детям обращается царица математика.
- Здравствуйте, ребята. Вы правильно отгадали загадку обо мне, я царица математика. Я знаю, что вы осенью пойдёте в школу, поэтому я хочу узнать, как вы готовы к школе: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать, решать. Для этого я приготовила для вас испытания – разные интересные, сложные задания, которые положила в конверты. Вам придётся много думать, считать и решать, а главное друг другу во всём помогать! Кто испытания все пройдёт, того награда от меня ждёт! Удачи вам ребята, до скорых встреч.
Воспитатель выключает видеописьмо.
- Ребята, посмотрите, сколько заданий для вас приготовила царица математика (дети считают конверты).
Воспитатель обращает внимание детей на арифметические примеры, которые написаны на конвертах.
- Ребята, как вы думаете, зачем царица математики так подписала конверты? (даёт нам задание, чтоб мы решили эти примеры). Давайте сначала решим примеры, а потом отгадаем и эту загадку. Я предлагаю вам поделиться на пары, выбрать один конверт и решить пример.
Дети делятся на пары и решают примеры, записывают ответ на конверте. Ответы примеров дают возможность детям определить очерёдность выполнения заданий (детей 8 человек, конвертов 4).
- Ребята, какие ответы у вас получились? (1,2,3,4). Так зачем царица математики так подписала конверты? (чтоб мы узнали, какой конверт открывать первым и т.д.). Правильно, молодцы, догадались. Давайте разложим на столе конверты с заданиями по порядку. Берите теперь первый конверт, посмотрим, какое задание в нем.
1конверт. Разминка.
Воспитатель достаёт карточки с буквами с одной стороны и цифрами с другой, предлагает детям взять каждому по одной карточки, встать друг за другом по порядку (от цифры 1 до 8), приклеит свою букву на листочек и всем вместе прочитать, какое слово получилось (слово – разминка).
- В хоровод скорей вставайте, на вопрос мой отвечайте, мяч лови, отвечай и обратно мне бросай.
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч воспитателю.
Вопросы для разминки:
- сколько пальцев на одной руке;
- сколько углов у треугольника;
- а у круга;
- сколько дней в недели;
- какие времена года ты знаешь;
- сколько месяцев в году;
- сколько ушей у двух кошек;
- что наступает раньше – утро или вечер;
- какое число больше 8 или 5;
- сколько лап у двух собак;
- какой день недели наступает после вторника;
- а после четверга;
- сколько в недели выходных дней
- какое число меньше 5 или 3;
- сколько глаз у светофора;
- назови соседей числа 6.
- Молодцы ребята, справились с первым заданием. Открываем теперь конверт с цифрой 2.
2 конверт. Задание на состав числа
Воспитатель достаёт два листочка, на которых нарисованы домики с цифрами на крыше и прикрепляет их на доску.
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать с этими домиками, какое задание приготовила вам царица математики? (нужно записать в свободных строчках цифры так, чтоб в сумме получить цифру, которая уже живёт в этом домике). Правильно ребята, сейчас вы встанете друг за другом и по очереди впишите в свободные строчки нужные цифры.
Дети друг за другом выполняют это задание. Если необходимо помогают своим товарищам.
- И с этим заданием вы справились наотлично.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руку на плечи друг другу положим.
Дружно, весело шагаем, ноги вверх мы поднимаем.
3 конверт. Задание на смежные числа.
Воспитатель достаёт из конверта домики с написанными цифрами по центру маленькие и большой, спрашивает детей, что нужно сделать, какое задание приготовила царица математики?
- Ребята, я предлагаю снова вам поделиться на пары, взять один домик и по очереди вписать нужные цифры.
- А теперь я предлагаю вам выстроиться друг за другом и выполнить это задание: списать в строчку нужные пропущенные цифры. Всем всё понятно? Ну, тогда можно приступать к заданию.
- Задание выполнено. Давайте проверим друг друга. Сейчас два человека (Лиза и Вадим), по очереди, будут называть и объяснять, почему ребята вписали эти цифры. Если вы будете не согласны, увидите ошибку, то исправите своих товарищей.
- Молодцы, вы снова все справились с заданием царицы математики
4 конверт. Задание на умение расставлять знаки больше, меньше, равно.
Воспитатель достаёт из конверта домики с цифрами с одной стороны и точками с другой.
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? (вписать знаки больше, меньше или равно). Это задание я снова предлагаю вам выполнять поочерёдно. Вставайте друг за другом, фломастером впишите пропущенный знак, не торопитесь, будьте внимательны.
Дети по очереди друг за другом выполняют это задание.
- Давайте проверим, все ли знаки стоят правильно? Молодцы, вы снова справились!
- Все задания выполнены. Давайте встанем в большой круг и поделимся друг с другом, что вам понравилось на этом занятии? (дети встают в круг, передают мяч друг другу по кругу, говорят, кому что понравилось).
Воспитатель включает ноутбук. К детям снова обращается царица математика:
- Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми моими заданиями, вы хорошо умеете считать, сравнивать, решать примеры, а главное вы умеете помогать друг другу, вы хорошие товарищи и все вы готовы к школе. Раз вы все мои задания выполнили, то и заслужили все награду. Подойдите к уголку будущего школьника, откройте дверцу и забирайте свою награду. До свидания ребята, до новых встреч.
- Ребята, вы запомнили, где вас ждёт награда от царицы математики?
Дети подходят к уголку школьника и достают конверт. В конверте лежат медали с надписью «Математик».
- Ребята, надевайте на себя эти медали, вы их заслужили, молодцы. Давайте друг другу похлопаем.
Результаты педагогической диагностики детей средней группы № 41
за 2008 – 2009 учебный год.
Дата обследования: май, 2008 – 2009 уч.г.
Группа № 41 (средняя группа)
Количество детей в группе: 23 детей.
Обследовано: 19 детей.
Отсутствуют: Сысуева К, Шкода С, Пискунов А (в отпуске), Ситделков Л (болеет).
Ответственные: воспитатели Макеева С.П., Виноградова С.А.
Педагогическая диагностика проводилась по программам:
- «Развитие» (Л. А. Венгер). («Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (Булычева А. И. и др.). – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995, Серия Педагогическая диагностика.)
- Полтавцева Н.В., Гордова Н.А.: «Физическая культура в дошкольном детстве». Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,М., Просвещение, 2005.
- Тарасова К. В. «Гармония». Москва, 1999.
Цель диагностики – выявить уровень овладения усвоения программного материала детьми в средней группе.
Диагностика проводилась по следующим разделам: ознакомление с пространством, ознакомление с природой, развитие элементарных математических представлений, конструирование, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, игровая деятельность, изобразительное искусство, физическая культура, музыкальная деятельность.
Описание диагностических методик:
Раздел «Ознакомление с пространством».
На занятии проверяется ориентировка по плану при изменении позиции ориентирующегося на местности ребенка.
Низкий уровень — дети, которые все остановки отметили неправильно, кроме исходной (начало пути).
Средний уровень — дети, которые справились с заданием в 40-60% случаев
Высокий уровень — дети, которые справились с заданием полностью.
Раздел «Ознакомление с природой».
Задание направлено на выявление умений детей выделять характерные приметы того или иного сезона, используя круговую диаграмму смены времен года.
Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием, не понимает, что обозначают условные знаки, не учитывает помощь взрослого.
Средний уровень — ребенок рассказывает с помощью наводящих вопросов взрослого.
Высокий уровень — ребенок составляет рассказ самостоятельно.
Раздел «Конструирование».
Задание направлено на выявление у детей умения заранее, до начала строительных действий с материалом, мысленно представить себе будущую постройку и использовать для этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей.
1показатель — умение создавать развернутый замысел конструкции и осуществлять его в деятельности.
Низкий уровень — замысел рождается в ходе практических действий с материалом. Название постройке дается по впечатлению от результата комбинаторных действий с деталями.
Средний уровень — тему определяют заранее, но либо ее не удерживают, либо реализуют неточно. Способ конструирования задуманного предмета нащупывают практически.
Высокий уровень — называют заранее тему постройки, удерживают ее, создают постройки, соответствующие замыслу.
2 показатель — использование вспомогательных средств при разработке замысла.
Низкий уровень — словесный план и схематический рисунок как средства предварительного обдумывания замысла постройки практически не используют.
Средний уровень — словесным планом пользуются только при определении темы и общего облика задуманного предмета. Создают его условный схематический рисунок, который может содержать изобразительные (не конструктивные) элементы, не воспроизводимые в конструкции.
Высокий уровень — при обдумывании замысла постройки опираются на 3-4 пункта словесного плана, используют целенаправленно расчлененную схему предмета, с выделением отдельных структурных его частей.
Раздел «Обучение грамоте»
Задания направлены на установление уровня подготовленности детей к звуковому анализу.
1 показатель — интонационное выделение.
Низкий уровень — ребенок не выделяет голосом интонационно звук и помощь взрослого им не воспринимается.
Средний уровень — ребенок включается в работу только с помощью взрослого.
Высокий уровень — ребенок самостоятельно справляется с заданием, выделяет все заданные звуки в словах.
2 показатель — определение первого звука в слове.
Низкий уровень — ребенок не включается в работу даже с помощью взрослого.
Средний уровень — ребенок выделяет звук голосом, но не называет его отдельно.
Высокий уровень — ребенок называет первый звук в слове.
3 показатель — различение на слух твердых и мягких согласных звуков.
Низкий уровень — ребенок не называет фонему отдельно, не называет пару звука.
Средний уровень — ребенок выделяет голосом звук, но не называет его отдельно. При этом с помощью наводящих вопросов взрослого, ребенок определяет все-таки мягкость или твердость звучания согласного звука.
Высокий уровень — ребенок самостоятельно определяет фонему, называет ее пару.
4 показатель — название слов на заданный звук.
Низкий уровень - ребенок не называет слово на заданный звук.
Средний уровень — ребенок называет слово с заданным звуком после того, как взрослый или дети назвали свои слова, а он включился в работу по образцу.
Высокий уровень — ребенок самостоятельно назвал пару звука и слово с этим звуком.
5 показатель — способность моделировать слоговой состав слов.
Низкий уровень — ребенок ошибается в построении модели из заместителей даже с помощью взрослого.
Средний уровень — ребенок ошибается, но исправляет свои ошибки, опираясь на помощь взрослого.
Высокий уровень — ребенок четко и правильно при нормативном произнесении слова взрослым выстраивает нужное количество заместителей на заданное слово.
6 показатель — называние слов по заданной слоговой структуре с опорой на заместители.
Низкий уровень — ребенок не выполняет действия, несмотря на помощь взрослого.
Средний уровень — ребенок называет слова подходящей слоговой структуры, опираясь на образец, данный взрослым.
Высокий уровень — ребенок самостоятельно подбирает слова на заданные слоговые структуры, составленные из заместителей.
Раздел «Развитие элементарных математических представлений»
Диагностическое задание направлено на выявление уровня овладения действием измерения с помощью условной мерки (опосредствованное сравнение предметов по величине).
Низкий уровень — выбор полосок случаен.
Средний уровень — дети пытаются использовать способ непосредственного сравнения предметов по величине. Однако после наводящих вопросов воспитателя выполняют задание.
Высокий уровень — дети правильно выполняют задачу.
Раздел «Художественная литература и развитие речи»
Диагностические задания направлено на определение уровня развития умения пересказывать знакомую сказку и определение уровня умения придумывать новые события сказки (воображение).
1 показатель — пересказ.
Низкий уровень — дети, которые только называют сказку или говорят одно предложение из нее. Помощь взрослого их не продвигает.
Средний уровень — дети самостоятельно могут сказать 1-2 предложения по содержанию сказки, вопросы взрослого помогают им пересказать один из эпизодов.
Высокий уровень — дети, которые самостоятельно пересказывают один из эпизодов знакомой сказки.
2 показатель — придумывание новых событий сказки.
Низкий уровень — дети, которые не могут придумать новый эпизод сказки. Помощь взрослого (в виде вопросов) и не помогает.
Средний уровень — дети, которые придумывают новый эпизод с помощью вопросов или подсказки взрослого.
Высокий уровень — дети, которые самостоятельно могут придумать новый эпизод.
Раздел «Игровая деятельность».
Диагностические наблюдения направлены на оценку уровня развития игровой деятельности детей.
Высокий уровень - Дети самостоятельно развёртывают сюжеты со сверстниками, свободно участвуют в игре, придумывании с взрослыми. Ребёнок может включить в игру 2-3 сверстников. Легко переходит в игре от одной к другой, активно вносит предложения по развертыванию сюжетных событий.
Средний уровень - Дети развёртывают привычные сюжеты, могут организовать нескольких сверстников для игры. Предпочитают привычные и известные игры.
Низкий уровень – ребёнок принимает и обозначает игровую роль, но подражает более активному сверстнику, при развёртывании сюжета отказывается от предлагаемой взрослым смены игровой роли.
Раздел «Изобразительное искусство»
Задание направлено на диагностику уровня овладения ребенком модельными и символическими представлениями, созданием художественного выразительного образа отдельного изолированного объекта средствами живописной графической композиции, передачей смысловых персонажей в живописной среде.
1 показатель — уровень овладения детьми предметным образом и живописными средствами его создания.
Низкий уровень — образ отсутствует.
Средний уровень — образ плохо читается, выделены отдельные элементы.
Высокий уровень — образ хорошо читается, включает дополнительные художественно выразительные акценты.
2 показатель - уровень овладения детьми композиционным решением предметного образа в листе.
Низкий уровень — пропорции выбраны не удачно, композиция не точна, динамика не выявлена.
Средний уровень — фигура компонуется в листе, но динамика не выявлена.
Высокий уровень — фигура остро динамична и расположена в картинной плоскости наиболее выгодно.
3 показатель — живописное решение пространства листа.
Низкий уровень — живописное решение отсутствует.
Средний уровень — живописное решение монотонно, колорит не соответствует образу героя.
Высокий уровень — живописное решение остро и выразительно, дополняет характеристику образа.
4 показатель — уровень овладения символическими представлениями, выраженными живописными и образными средствами, выделением и передачей оппозиционных смысловых характеристик, характеризующих образы героев.
Низкий уровень — колористическое решение одинаково в парной композиции или отсутствует, образы стереотипны, атрибуты одинаковы, не раскрывают стоящее за ними содержание.
Средний уровень — колористическое решение контрастно, выявляет смысловые характеристики персонажей, образное решение одинаково.
Высокий уровень — колористическое решение выразительно, подчеркивает оппозиционную противоположность доброго героя и злого героя, образное решение и атрибуты окрашены смысловыми характеристиками персонажей и их акцентируют.
Раздел «Физическая культура».
Задание направлено на диагностику уровня развития у ребенка основных видов движений: ходьба, бег, прыжок в длину с места, метание на дальность мешочка (м. = 200 г.).
1 показатель – дать качественную характеристику ходьбы: прямая осанка, координация движений рук и ног, правильная постановка стопы.
Низкий уровень — при выполнении задания имеются значительные ошибки
Средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки.
Высокий уровень – все элементы ходьбы выполняются в полном соответствии с заданием.
2 показатель – бег (20 м).
Оценить у детей качества движения, направление движения, развитие быстроты.
Низкий уровень — более 6,0 с.
Средний уровень – 6,0 – 5,5 с.
Высокий уровень – менее 5,5 с.
3 показатель - прыжок в длину с места (см).
Задание направлено на диагностику уровня развития прыгучести у ребенка (таблица1).
Таблица 1.
Возраст | Мальчики | Девочки | ||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
4 года | 52,0 и менее | 63,6 | 75,2 и более | 47,2 и менее | 58,4 | 69,6 и более |
5 лет | 67,8 и менее | 79,6 | 91,4 и более | 68,5 и менее | 78,2 | 87,9 и более |
3 показатель - метание на дальность мешочка (м. = 200 г.) (таблица 2).
Таблица 2.
Возраст | Пол | Правая рука | Левая рука | ||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
4 года | М | 4,15 и менее | 4,29 | 4,43 и более | 3,14 и менее | 3,25 | 3,36 и более |
Д | 2,79 и менее | 2,88 | 2,97 и более | 2,47 и менее | 2,55 | 2,63 и более | |
5 лет | М | 5,77 и менее | 5,93 | 6,09 и более | 4,31 и менее | 4,47 | 4,63 и более |
Д | 4,26 и менее | 4,4 | 4,54 и более | 3,43 и менее | 3,56 | 3,69 и более |
Раздел «Музыкальная деятельность».
Задание направлено на диагностику уровня развития у ребенка музыкальных способностей.
1 показатель - определение уровня развития музыкального движения.
Уровень развития музыкального движения выявлялся по основным видам движения: ходьба, бег, прыжки-поскоки, галоп, танцевальным движениям, музыкально-образным движениям.
2 показатель - определение уровня развития музыкального восприятия.
Ребенок должен был определить не только настроение и характер каждой части, но и выделить выразительные средства: тембр, динамику, темп.
Высокий уровень - ребенок слушает с полным погружением, эмоционально переживает, правильно определяет двухчастную форму, выделяет средства музыкальной выразительности.
Средний уровень - ребенок выполняет любую половину задания.
Низкий уровень - ребенок не справляется с заданием.
3 показатель - определение уровня развития звуковысотного слуха.
Для определения уровня развития музыкальной памяти ребенок прослушивает три песни. Он должен узнать их, сказать название, а в подготовительной группе назвать композитора.
Высокий уровень - узнал самостоятельно.
Средний уровень - узнал с помощью словесной подсказки.
Низкий уровень - не узнал.
4 показатель - определение уровня развития чувства ритма.
Для определения уровня развития чувства ритма диагностирование проводилось по музыкальному ритму (прохлопывание музыки, которая звучит) и немузыкальному ритму.
Высокий уровень - адекватный ритм.
Средний уровень - адекватный ритм с ошибками.
Низкий уровень - неадекватный ритм.
5 показатель - определение уровня развития музыкальной памяти.
Для слушания ребенку было предложено одно произведение, которое слушали в начале года. Ребенок должен сказать название и определить характер произведения.
Развитие музыкальной памяти оценивалось по 3 уровням:
Высокий уровень - узнал самостоятельно
Средний уровень - узнал с помощью словесной подсказки.
Низкий уровень - не узнал.
Результаты диагностики по разделам программы «Развитие» за 2008-2009 учебный год (таблица 3) показал, что все воспитанники группы успешно освоили программные задачи:
Таблица 3.
Разделы | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
1.Ознакомление с пространством | --- | 11% | --- | 79 % | --- | 10% |
2.Ознакомление с природой | --- | 11% | --- | 79 % | --- | 10% |
3.Развитие элементарных математических представлений | --- | 11% | --- | 79 % | --- | 10% |
4.Конструирование | 11% | 16% | 74 % | 74 % | 15% | 10% |
5.Художественная литература и развитие речи | 21% | 26% | 74 % | 69 % | 5% | 5% |
6.Обучение грамоте | 10% | 16% | 85 % | 79 % | 5% | 5% |
7.Игровая деятельность | 26% | 26% | 64% | 69% | 10% | 5% |
8.Изобразительное искусство | 11% | 16% | 74% | 74% | 15% | 10% |
9.Физическая культура | 11% | 16% | 74% | 74% | 15% | 10% |
10.Музыкальная деятельность | 11% | 16% | 79 % | 79 % | 10% | 5% |
11.Итого: | 14,5% | 16,5% | 74,8% | 75,5% | 10,7% | 8% |
Выводы:
- 92% детей средней группы № 41 успешно справились со всеми задачами комплексной программы «Развитие».
- 8% детей средней группы № 41(Егошин С., Гричишина П., Сурков А., Абдулганеев А., Лукъянов Д.) в недостаточной степени освоили задачи программы по следующим разделам: ознакомление с пространством, ознакомление с природой, развитие элементарных математических представлений, конструирование, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, игровая деятельность, изобразительное искусство, физическая культура, музыкальная деятельность.
- Низкий уровень усвоения детьми (Егошин С., Гричишина П.) программного материала выявлен по следующим разделам: ознакомление с пространством, ознакомление с природой, развитие элементарных математических представлений, конструирование, игровая деятельность выявлен у детей с недостаточной концентрацией внимания и кратковременной памятью.
- Низкий уровень физического развития выявлен у двоих детей (Сурков А., Егошин С). Сурков А. имеют 3 группу здоровья и по объективным причинам не может показывать высокие результаты на занятиях по физической культуре, Егошин С. часто пропускает занятия по физическому развитию, т. к. приходит в д/с к 11 часам.
- Низкий уровень по разделам: обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи выявлен у ребёнка, недостаточно владеющим языковым строем русского языка (Сурков А.)
- Низкий уровень по разделу «Музыкальная деятельность» выявлен у одного ребёнка (Лукъянов Д.).
- Низкий уровень по разделу «Изобразительное искусство» выявлен у двоих детей (Егошин С., Абдулганеев А.).
Рекомендации:
- В течении летнего периода систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень освоения программных задач (Егошин С., Гричишина П., Сурков А., Абдулганеев А., Лукъянов Д.) по всем разделам программы «Развитие».
- Побеседовать с родителями Егошина С., Гричишиной П. по оказанию им дома помощи в освоении разделов программы «Развитие».
- Рекомендовать обратиться за консультацией к логопеду и психологу (Суркову А., Егошину С.).
- Запланировать индивидуальную работу с детьми, показавшими высокий уровень, по развитию их способностей (Фирсуткин К., Чистякова И., Съёмщиков Р.), используя игры и пособия для одарённых детей (пособие Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает»).
Сравнительный анализ педагогической диагностики развития способностей детей показывает:
к концу учебного года снижение доли детей с низким уровнем развития на 5% (конструирование, игровая деятельность, изобразительное искусство, физическая культура, музыкальная деятельность);
к концу учебного года увеличение доли детей с высоким уровнем развития на 5% (обучение грамоте, изобразительное искусство, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, физическая культура, музыкальная деятельность) ;
к концу учебного года увеличение доли детей со средним уровнем развития на 5% (игровая деятельность, ознакомление с литературой и развитие речи).
Такой результат был достигнут благодаря следующей проведенной работе:
- дети, недостаточно владеющие языковым строем русского языка, были направлены в логопедические пункты города, где получили профессиональную консультацию специалистов;
- с детьми с недостаточной концентрацией внимания и кратковременной памятью проводилась коррекционная работа психологом детского сада;
- была проведена консультация для родителей с целью ознакомления и оказания помощи детям в освоении разделов программы «Развитие»;
- проводилась индивидуальная работа с отстающими детьми по всем разделам программы «Развитие»;
- систематически велась работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс следующих приёмов и методов: работа в парах и малых группах, метод проектов.
Зам. зав. по ВМР Степанова И.А.
Воспитатели Макеева С.П.
Виноградова С.А.
Результаты педагогической диагностики детей средней группы № 41
за 2008 – 2009 учебный год.
Гистограмма 1.
1.Ознакомление с пространством
2.Ознакомление с природой
3.Развитие элементарных математических представлений
4.Конструирование
5.Художественная литература и развитие речи
6.Обучение грамоте
7.Игровая деятельность
8.Изобразительное искусство
9.Физическая культура
10.Музыкальная деятельность
11.Общие результаты освоения программных задач детьми средней группы № 11 за 2005-2006 уч. год.
На гистограмме 1 видно, что 100% детей средней группы №41 д/с № 176 в 2008-2009 учебном году освоили программные задачи комплексной программы «Развитие», программы развития музыкальных способностей «Гармония», программы развития физических способностей детей дошкольного возраста «Физическая культура в дошкольном детстве».
Наиболее успешно дети 4-5 лет освоили задачи по разделам:
художественная литература и развитие речи, обучение грамоте, игра, музыкальная деятельность (высокий и средний уровень составляет 95%, низкий уровень составляет 5%).
Менее успешно дети освоили задачи по разделам:
изобразительное искусство, физическая культура, ознакомление с пространством, ознакомление с природой, конструирование, развитие элементарных математических представлений (высокий и средний уровень составляет 90%, низкий уровень составляет 10%).
Общий результат развития показывает хороший уровень освоения детьми программных задач по комплексной программе «Развитие», программы развития музыкальных способностей «Гармония», программы развития физических способностей детей дошкольного возраста «Физическая культура в дошкольном детстве» в 2008-2009 уч. г. (высокий и средний уровень составляет 92%, низкий уровень - 8%).
Зам. зав. по ВМР Степанова И.А.
Воспитатели: Макеева С.П.
Виноградова С.А.
АНО ДО «Планета детство «Лада»
Детский сад №176 «Белочка»
г.о. Тольятти
Результаты диагностики детей группы №41
(средний дошкольный возраст)
по программе «Развитие»
конец учебного года (май 2009).
Подготовили:
Воспитатель 1 категории Макеева С.П.
Воспитатель 2 категории Виноградова С.А.
2008-2009 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Тема: «Волшебный мешочек»
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста ( 1 до 2) по сенсорному развитию...
"Формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами."
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познание окружающего мира...
Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Из опыта работы консультация на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...
Сообщение на тему "Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (из опыта работы)"
Формирование у дошкольниуков первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и сле...
Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе
Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...