Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_matematika_2014.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детство «Лада»

Г. О. Тольятти

Детский сад № 176 «Белочка»

Выступление из опыта работы на тему:

«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»

Подготовлен в рамках педсовета № 3 на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП) через использование интерактивных технологий»

Подготовил воспитатель высшей категории

Макеева С. П.

2014 – 2015 учебный год

План:

  1. Что такое интерактивность и интерактивное взаимодействие.
  2. Формы организации интерактивного обучения.
  3. Интерактивные технологии в дошкольном образовании.
  4. Эффективность использования интерактивных технологий в работе со старшими дошкольниками на занятиях ФЭМП.

  1. Что такое интерактивность и интерактивное взаимодействие.

 Интерактивные методы и технологии находят всё более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса к этим методам  и технологиям обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, а так же поиском новых подходов к организации обучения человека и форм взаимодействия участников образовательного процесса.  

 Что такое интерактивность? Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). На чём строиться интерактивное взаимодействие? Интерактивное взаимодействие строиться на диалоге и предполагает последовательный обмен информацией между его участниками, непосредственную межличностную коммуникацию партнёров по общению. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивное взаимодействие является условием и средством освоение материала. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс познания: самостоятельное построение знания, осмысление познаваемого, самоактулизация собственных возможностей и способностей в диалоге с равноправными субъектами образовательного процесса, в ходе которого происходит взаимное влияние людей или групп друг на друга.

2.Формы организации интерактивного обучения.

По мнению Б.Бадмаева, интерактивное обучение, это обучение, «которое основано на психологи человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При таком взаимодействии в процессе обучения педагог общается не на прямую с каждым ребёнком и не всей группой детей сразу, а опосредованно с каждым из них через другого ребёнка, интерактивное средство обучения (игрушку) или интерактивную среду».

Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности. Таким образом, образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причём это происходи в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребёнком;

Парная форма используется для решения задачи в паре;

При групповом подходе дети делятся на подгруппы;  

При коллективной (фронтальной) форме задание выполняют все участники одновременно;

Планетарная - это наиболее сложная форма интерактивного обучения. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект.

При таком многообразии форм интерактивного обучения, можно выделить три метода:

  • пассивный
  • активный
  • интерактивный.

При пассивном методе воспитатель главный на занятии, дети не проявляют творческой деятельности, не взаимодействуют друг с другом, а только играют роль слушателя.

При активном методе, роль воспитателя как бы уходит на второй план. Воспитатель только побуждает детей к общению друг с другом, совместному выполнению задач. Дети при таком методе являются субъектами выполняемой деятельности.

Интерактивный метод подразумевает активное участие всех участников процесса. Воспитатель организовывает процесс усвоения знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать друг с другом, общаться, создавать и применять имеющийся у них опыт.

Из определений методов мы видим, что наиболее эффективным и продуктивным на мой взгляд, является интерактивный метод.

3.Интерактивные технологии в дошкольном образовании.

Какие качества и умения формируют у дошкольников интерактивные технологии?

Интерактивные технологии формируют у дошкольников такие качества и умения:

  • активизируется индивидуальная интеллектуальная, активность каждого дошкольника;
  • развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создаётся ситуация успеха;
  • формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребёнка

Необходимо помнить, что внедрение интерактивных технологий в работу с детьми дошкольного возраста нужно осуществлять постепенно, с учётом возрастных особенностей детей.

  • 2 младшая группа - работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка карусель;
  • Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод,  цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Какие интерактивные технологии можно применять в работе с детьми дошкольного возраста:

  •  «Работа в парах»
  • «Хоровод»
  • «Цепочка»
  • «Карусель»
  • «Интервью»
  • «Работа в малых группах»
  • «Аквариум»
  • «Большой круг»
  • «Дерево знаний»
  • «Кейс технологий»

  1. Эффективность использования интерактивных технологий в работе со старшими дошкольниками на занятиях ФЭМП.

Главным условием развития личности ребёнка дошкольного возраста является общение, поэтому задача педагога специально организовывать данную деятельность, создавая в нутрии неё атмосферу доверия и сотрудничества: детей друг с другом, детей и взрослого.  Для решения данной задачи и ряда других задач в своей работе я использую интерактивные технологии. Суть интерактивных технологий состоит в том, что все дети оказываются вовлечены в процесс познания.

Изучив все перечисленные выше интерактивные технологии, и опробовав их в работе с детьми, я пришла к следующим выводам, что для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (ФЭМП) в работе со старшими дошкольникам наиболее эффективными и результативными являются такие интерактивные технологии как: цепочка, карусель, работа в парах и малых группах.  

Интерактивная технология «цепочка» помогает формированию у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Наличие общей цели, последовательное решение каждым участником одной задачи создаёт обстановку сопереживания и взаимопомощи, помогает детям общаться друг с другом, даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, предложить свои варианты решения поставленной задачи. А так же использование этой технологии позволяет воспитателю более рационально использовать время на занятии.

Интерактивная технология «работа в парах» учит детей взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, сообща и последовательно выполняют работу, помогают друг другу.  Интерактивная технология «работа в парах» помогает детям выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

Интерактивная технология «карусель» используется для организации работы в парах. Эта технология стимулирует детей на активное общение друг с другом, формирует у детей такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом.

Интерактивная технология «работа в малых группах» (тройках) учит детей оценивать как свою работу, так и работу товарищей. Применение технологии групповой работы «в тройках» даёт возможность трудиться на занятии всем детям, позволяет более сильным детям помогать слабым. Принцип сотрудничества в процессе обучения становиться ведущим.

В ходе разминки, а так же при подведении итогов занятия я использую такие интерактивные технологии как «хоровод», «большой круг». Воспитатель с помощью предмета (мяча) учит детей выполнять задание по очереди, формирует у детей умение выслушивать ответы, не перебивая товарищей – это способствует формирования начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Технология «большой круг» позволяет каждому ребёнку высказываться, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу, а так же развивает у детей навыки общения.

Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста выше перечисленных технологий позволяют мне успешно и эффективно решать задачи познавательного развития детей, а так же помогают снимать с дошкольников нервную нагрузку в ходе непосредственно образовательной деятельности, легко переключать внимание детей на другое задание, даёт возможность менять форму деятельности и более рационально и эффективно использовать отведённое время на занятии. Интерактивные технологии в непосредственно образовательной деятельности позволяют мне - как и любому педагогу реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учётом их психологических возможностей и возрастных способностей, дают возможность обогатить и систематизировать знания детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, формируют у детей активность, любознательность, уверенность в своих силах и возможностях, развивают свободное общение с взрослыми и сверстниками.

АНО ДО «Планета детство «Лада»

Г. О. Тольятти

Детский сад № 176 «Белочка»

Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».

«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»

Подготовлен в рамках педсовета № 3 на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП) через использование интерактивных технологий»

Подготовил воспитатель высшей категории

Макеева С. П.

2014 – 2015 учебный год

Тема НОД: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков у детей подготовительной к школе группы на основе познавательной активности и любознательности с применением интерактивных технологий.

Задачи:

Познавательное развитие:

- упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10;

- упражнять в решении арифметических примеров на сложение и вычитание;

- закрепить умение правильно применять знаки больше, меньше, равно;

- продолжать учить определять место числа в натуральном ряду, определять смежные числа;

- развивать  логическое мышление, сообразительность, внимание, память;

- воспитывать любознательность, познавательный интерес;

Речевое развитие:

- способствовать развитию речи детей, формированию умения аргументировать свои высказывания;

- совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки.

Физическое развитие:

- формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой в ходе выполнения разных заданий.

Оборудование:

- конверт с окошечками, картина с точками и цифрами;

- видеописьмо, ноутбук;

-  конверты с заданиями;

- фломастеры;

- медали на каждого ребёнка;

-  мяч.

Предварительная работа: д/и «Самый умный», «Считаем и решаем», «Будь внимательным», «Весёлый счёт».

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Самый внимательный» (на столе лежат несколько предметов, дети запоминают их, закрывают глаза, в это время педагог  убирает или добавляет какой-нибудь предмет, дети открывают глаза и отгадывают, что изменилось). Воспитатель добавляет необычный конверт с окошками

Вы глаза все закрывайте,

Дружно, медленно  считайте:

1, 2,  3, 4, 5

Можно глазки открывать.

На стол внимательно смотрите,

 Что изменилось, мне скажите.

Дети замечают конверт (на конверте окошечки с цифрами по количеству детей – 8).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает конверт, отмечают его необычность.

- Посмотрите, какой интересный, необычный конверт. Что же в нём необычного? (есть окошечки). Как вы думаете, что лежит в этом конверте? (письмо, картинка, карта). Как вы думаете, а зачем на этом конверте есть окошки? (если их открыть, то можно будет узнать, что лежит в конверте). Правильно ребята, если  открыть окошечки, то можно будет узнать, что лежит в конверте. А что вы ещё заметили? (на окошечках стоят цифры),  а как вы думаете зачем? (первым откроем окошко с цифрой 1 и т.д.). Тогда начинаем по очереди открывать окошки.

Дети по очереди открывают окошки, пытаются догадаться о том, что лежит в конверте. Чем больше открытых окошек, тем легче детям узнавать содержимое конверта.

- Ребята, вы правильно догадались, в конверте лежит какая-то картинка, давайте её достанём и рассмотрим. Что вы видите? (нарисованные деревья, ёлочки, животные, точки с цифрами). Как  вы думаете, что обозначают эти точки с цифрами? (какой-то рисунок, схему). Предлагаю вам, ребята, по очереди соединить точки с цифрами от 1 до 10 и от 10 до 1. Встаньте друг за другом и по очереди выполняйте это задание.

Дети с помощью фломастера соединять точки с цифрами и получают изображение замка.

- Как  вы думаете, что было нарисовано с помощью точек? (дом, замок). А как вы думаете, кто может жить в этом замке? (принцесса, король). Я сейчас прочитаю вам загадку, она поможет вам узнать, чей это замок

Она царица всех наук,

Без неё мы как без рук,

Научит думать и решать

И много действий совершать.

- Как вы думаете, о ком эта загадка, какая это наука? (математика). Правильно ребята, это наука математика!

Воспитатель включает видеописьмо на ноутбуке.

К детям обращается царица математика.

- Здравствуйте, ребята. Вы правильно отгадали загадку обо мне, я царица математика. Я знаю, что вы осенью пойдёте в школу, поэтому я хочу узнать, как вы готовы к школе: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать, решать. Для этого я приготовила для вас испытания – разные интересные, сложные задания, которые положила в конверты. Вам придётся много думать, считать и решать, а главное друг другу во всём помогать! Кто испытания все пройдёт, того награда от меня ждёт! Удачи вам ребята, до скорых встреч.

Воспитатель выключает видеописьмо.

- Ребята,  посмотрите, сколько заданий для вас приготовила царица математика (дети считают конверты).

Воспитатель обращает внимание детей на арифметические примеры, которые написаны на конвертах.

- Ребята, как вы думаете, зачем царица математики так подписала конверты? (даёт нам задание, чтоб мы решили эти примеры). Давайте сначала  решим примеры, а потом отгадаем и эту загадку. Я предлагаю вам поделиться на пары, выбрать один конверт и решить пример.

Дети делятся на пары и решают примеры, записывают ответ на конверте. Ответы примеров дают возможность детям определить очерёдность выполнения заданий (детей 8 человек, конвертов 4).

- Ребята, какие ответы у вас получились? (1,2,3,4). Так зачем царица математики так подписала конверты? (чтоб мы узнали, какой конверт открывать первым и т.д.). Правильно, молодцы,  догадались. Давайте разложим на столе конверты с заданиями по порядку. Берите теперь первый конверт, посмотрим, какое задание в нем.

1конверт. Разминка.

Воспитатель достаёт карточки с буквами с одной стороны и цифрами с другой, предлагает детям взять каждому по одной карточки, встать друг за другом по порядку (от цифры 1 до 8), приклеит свою букву на листочек и всем вместе прочитать, какое слово получилось (слово –  разминка).

-  В хоровод скорей вставайте, на вопрос мой отвечайте, мяч лови, отвечай и обратно мне бросай.

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч воспитателю.

Вопросы для разминки:

- сколько пальцев на одной руке;

- сколько углов у треугольника;

- а у круга;

- сколько дней в недели;

- какие времена года ты знаешь;

- сколько месяцев в году;

- сколько ушей у двух кошек;

-   что наступает раньше – утро или вечер;

- какое число больше 8 или 5;

- сколько лап у двух собак;

- какой день недели наступает после вторника;

- а после четверга;

- сколько в недели выходных дней

- какое число меньше 5 или 3;

- сколько глаз у светофора;

- назови соседей числа 6.

- Молодцы ребята, справились с первым заданием. Открываем теперь конверт с цифрой 2.

2 конверт.  Задание на состав числа

Воспитатель достаёт два листочка, на которых нарисованы домики с цифрами на крыше и прикрепляет их на доску.

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать с этими домиками, какое задание приготовила вам царица математики? (нужно записать в свободных строчках цифры так, чтоб в сумме получить цифру,  которая уже живёт в этом домике). Правильно ребята, сейчас вы встанете друг за другом и по очереди впишите в свободные строчки нужные цифры.

Дети друг за другом выполняют это задание. Если необходимо помогают своим товарищам.

- И с этим заданием вы справились наотлично.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руку на плечи друг другу положим.

Дружно, весело шагаем,  ноги вверх мы поднимаем.

3 конверт. Задание на смежные числа.

Воспитатель достаёт из конверта домики с написанными цифрами по центру маленькие и большой, спрашивает детей, что нужно сделать, какое задание приготовила царица математики?

- Ребята, я предлагаю снова вам поделиться на пары, взять один домик и по очереди вписать нужные цифры.

- А теперь я предлагаю вам выстроиться друг за другом и выполнить это задание: списать в строчку нужные пропущенные цифры. Всем всё понятно? Ну, тогда можно приступать к заданию.

- Задание выполнено. Давайте проверим друг друга. Сейчас два человека  (Лиза и Вадим), по очереди, будут называть и объяснять, почему ребята вписали эти цифры. Если вы будете не согласны, увидите ошибку, то исправите своих товарищей.

- Молодцы, вы снова все справились с заданием царицы математики

4 конверт. Задание на умение расставлять знаки больше, меньше, равно.

Воспитатель достаёт из конверта  домики с цифрами с одной стороны и точками с другой.

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? (вписать знаки больше, меньше или равно). Это задание я снова предлагаю вам выполнять поочерёдно. Вставайте друг за другом,  фломастером впишите пропущенный знак, не торопитесь, будьте внимательны.

Дети по очереди друг за другом выполняют это задание.

- Давайте проверим, все ли знаки стоят правильно? Молодцы, вы снова справились!

- Все задания выполнены. Давайте встанем в большой круг и поделимся друг с другом, что вам понравилось на этом занятии? (дети встают в круг, передают мяч друг другу по кругу, говорят, кому что понравилось).

Воспитатель включает ноутбук. К детям снова обращается царица математика:

- Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми моими заданиями, вы хорошо умеете считать, сравнивать, решать примеры, а главное вы умеете помогать друг другу, вы хорошие товарищи и все вы готовы к школе. Раз вы все мои задания выполнили, то и заслужили все награду. Подойдите к уголку будущего школьника, откройте дверцу и забирайте свою награду. До свидания ребята, до новых встреч.

- Ребята, вы запомнили, где вас ждёт награда от царицы математики?

Дети подходят к уголку школьника и достают конверт. В конверте лежат медали с надписью «Математик».

- Ребята, надевайте на себя эти медали, вы их заслужили, молодцы. Давайте друг другу похлопаем.

Результаты педагогической диагностики детей средней группы № 41

 за 2008 – 2009 учебный год.

Дата обследования: май, 2008 – 2009 уч.г.

Группа № 41 (средняя группа)

Количество детей в группе: 23 детей.

Обследовано: 19 детей.

Отсутствуют: Сысуева К, Шкода С, Пискунов А (в отпуске), Ситделков Л (болеет).

Ответственные: воспитатели Макеева С.П., Виноградова С.А.

Педагогическая диагностика проводилась по программам:

  1. «Развитие» (Л. А. Венгер). («Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (Булычева А. И. и др.). – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995, Серия Педагогическая диагностика.)
  2. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А.: «Физическая культура в дошкольном детстве». Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,М., Просвещение, 2005.
  3. Тарасова К. В. «Гармония». Москва, 1999.

Цель диагностики – выявить  уровень овладения  усвоения программного материала детьми в средней группе.

Диагностика проводилась по следующим разделам: ознакомление с пространством, ознакомление с природой, развитие элементарных математических представлений, конструирование, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, игровая деятельность, изобразительное искусство, физическая культура, музыкальная деятельность.

Описание диагностических методик:

Раздел «Ознакомление с пространством».

На занятии проверяется ориентировка по плану при изменении позиции ориентирующегося на местности ребенка.

Низкий уровень — дети, которые все остановки отметили неправильно, кроме исходной (начало пути).

Средний уровень — дети, которые справились с заданием в 40-60% случаев

Высокий уровень — дети, которые справились с заданием полностью.

Раздел «Ознакомление с природой».

Задание направлено на выявление умений детей выделять характерные приметы того или иного сезона, используя круговую диаграмму смены времен года.

Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием, не понимает, что обозначают условные знаки, не учитывает помощь взрослого.

Средний уровень — ребенок рассказывает с помощью наводящих вопросов взрослого.

Высокий уровень — ребенок составляет рассказ самостоятельно.

Раздел «Конструирование».

Задание направлено на выявление у детей умения заранее, до начала строительных действий с материалом, мысленно представить себе будущую постройку и использовать для этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей.

1показатель — умение создавать развернутый замысел конструкции и осуществлять его в деятельности.

Низкий уровень — замысел рождается в ходе практических действий с материалом. Название постройке дается по впечатлению от результата комбинаторных действий с деталями.

Средний уровень — тему определяют заранее, но либо ее не удерживают, либо реализуют неточно. Способ конструирования задуманного предмета нащупывают практически.

Высокий уровень — называют заранее тему постройки, удерживают ее, создают постройки, соответствующие замыслу.

2 показатель — использование вспомогательных средств при разработке замысла.                                                                                                      

Низкий уровень — словесный план и схематический рисунок как средства предварительного обдумывания замысла постройки практически не используют.

Средний уровень — словесным планом пользуются только при определении темы и общего облика задуманного предмета. Создают его условный схематический рисунок, который может содержать изобразительные (не конструктивные) элементы, не воспроизводимые в конструкции.

Высокий уровень — при обдумывании замысла постройки опираются на 3-4 пункта словесного плана, используют целенаправленно расчлененную схему предмета, с выделением отдельных структурных его частей.

Раздел «Обучение грамоте»

Задания направлены на установление уровня подготовленности детей к звуковому анализу.

1 показатель — интонационное выделение.

Низкий уровень — ребенок не выделяет голосом интонационно звук и помощь взрослого им не воспринимается.

Средний уровень — ребенок включается в работу только с помощью взрослого.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно справляется с заданием, выделяет все заданные звуки в словах.

2 показатель — определение первого звука в слове.

Низкий уровень — ребенок не включается в работу даже с помощью взрослого.

Средний уровень — ребенок выделяет звук голосом, но не называет его отдельно.

Высокий уровень — ребенок называет первый звук в слове.

3 показатель — различение на слух твердых и мягких согласных звуков.

Низкий уровень — ребенок не называет фонему отдельно, не называет пару звука.

Средний уровень — ребенок выделяет голосом звук, но не называет его отдельно. При этом с помощью наводящих вопросов взрослого, ребенок определяет все-таки мягкость или твердость звучания согласного звука.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно определяет фонему, называет ее пару.

4 показатель — название слов на заданный звук.

Низкий уровень - ребенок не называет слово на заданный звук.

Средний уровень — ребенок называет слово с заданным звуком после того, как взрослый или дети назвали свои слова, а он включился в работу по образцу.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно назвал пару звука и слово с этим звуком.

5 показатель — способность моделировать слоговой состав слов.

Низкий уровень — ребенок ошибается в построении модели из заместителей даже с помощью взрослого.

Средний уровень — ребенок ошибается, но исправляет свои ошибки, опираясь на помощь взрослого.

Высокий уровень — ребенок четко и правильно при нормативном произнесении слова взрослым выстраивает нужное количество заместителей на заданное слово.

6 показатель — называние слов по заданной слоговой структуре с опорой на заместители.

Низкий уровень — ребенок не выполняет действия, несмотря на помощь взрослого.

Средний уровень — ребенок называет слова подходящей слоговой структуры, опираясь на образец, данный взрослым.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно подбирает слова на заданные слоговые структуры, составленные из заместителей.

Раздел «Развитие элементарных математических представлений»

Диагностическое задание направлено на выявление уровня овладения действием измерения с помощью условной мерки (опосредствованное сравнение предметов по величине).

Низкий уровень — выбор полосок случаен.

Средний уровень — дети пытаются использовать способ непосредственного сравнения предметов по величине. Однако после наводящих вопросов воспитателя выполняют задание.

Высокий уровень — дети правильно выполняют задачу.

Раздел «Художественная литература и развитие речи»

Диагностические задания направлено на определение уровня развития умения пересказывать знакомую сказку и определение уровня умения придумывать новые события сказки (воображение).

1 показатель — пересказ.

Низкий уровень — дети, которые только называют сказку или говорят одно предложение из нее. Помощь взрослого их не продвигает.

Средний уровень — дети самостоятельно могут сказать 1-2 предложения по содержанию сказки, вопросы взрослого помогают им пересказать один из эпизодов.

Высокий уровень — дети, которые самостоятельно пересказывают один из эпизодов знакомой сказки.

2 показатель — придумывание новых событий сказки.

Низкий уровень — дети, которые не могут придумать новый эпизод сказки. Помощь взрослого (в виде вопросов) и не помогает.

Средний уровень — дети, которые придумывают новый эпизод с помощью вопросов или подсказки взрослого.

Высокий уровень — дети, которые самостоятельно могут придумать новый эпизод.

Раздел «Игровая деятельность».

Диагностические наблюдения направлены на оценку уровня развития игровой деятельности детей.

Высокий уровень - Дети самостоятельно развёртывают сюжеты со сверстниками, свободно участвуют в игре, придумывании с взрослыми. Ребёнок может включить в игру 2-3 сверстников. Легко переходит в игре от одной к другой, активно вносит предложения по развертыванию сюжетных событий.

Средний уровень - Дети развёртывают привычные сюжеты, могут организовать нескольких сверстников для игры. Предпочитают привычные и известные игры.

Низкий уровень – ребёнок принимает и обозначает игровую роль, но подражает более активному сверстнику, при развёртывании сюжета отказывается от предлагаемой взрослым смены игровой роли.

Раздел «Изобразительное искусство»

Задание направлено на диагностику уровня овладения ребенком модельными и символическими представлениями, созданием художественного выразительного образа отдельного изолированного объекта средствами живописной графической композиции, передачей смысловых персонажей в живописной среде.

1 показатель — уровень овладения детьми предметным образом и живописными средствами его создания.

Низкий уровень — образ отсутствует.

Средний уровень — образ плохо читается, выделены отдельные элементы.

Высокий уровень — образ хорошо читается, включает дополнительные художественно выразительные акценты.

2 показатель - уровень овладения детьми композиционным решением предметного образа в листе.

Низкий уровень — пропорции выбраны не удачно, композиция не точна, динамика не выявлена.

Средний уровень — фигура компонуется в листе, но динамика не выявлена.

Высокий уровень — фигура остро динамична и расположена в картинной плоскости наиболее выгодно.

3 показатель — живописное решение пространства листа.

Низкий уровень — живописное решение отсутствует.

Средний уровень — живописное решение монотонно, колорит не соответствует образу героя.

Высокий уровень — живописное решение остро и выразительно, дополняет характеристику образа.

4 показатель — уровень овладения символическими представлениями, выраженными живописными и образными средствами, выделением и передачей оппозиционных смысловых характеристик, характеризующих образы героев.

Низкий уровень — колористическое решение одинаково в парной композиции или отсутствует, образы стереотипны, атрибуты одинаковы, не раскрывают стоящее за ними содержание.

Средний уровень — колористическое решение контрастно, выявляет смысловые характеристики персонажей, образное решение одинаково.

Высокий уровень — колористическое решение выразительно, подчеркивает оппозиционную противоположность доброго героя и злого героя, образное решение и атрибуты окрашены смысловыми характеристиками персонажей и их акцентируют.

Раздел «Физическая культура».

Задание направлено на диагностику уровня развития у ребенка основных видов движений: ходьба, бег, прыжок в длину с места, метание на дальность мешочка (м. = 200 г.).

1 показатель – дать качественную характеристику ходьбы: прямая осанка, координация движений рук и ног, правильная постановка стопы.

Низкий уровень — при выполнении задания имеются значительные ошибки 

Средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки.

Высокий уровень – все элементы ходьбы выполняются в полном соответствии с заданием.

2 показатель – бег (20 м).

Оценить у детей качества движения, направление движения, развитие быстроты.

Низкий уровень — более 6,0 с.

Средний уровень – 6,0 – 5,5 с.

Высокий уровень – менее 5,5 с.

3 показатель - прыжок в длину с места (см).

Задание направлено на диагностику уровня развития прыгучести у ребенка (таблица1).

Таблица 1.

Возраст

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

4 года

52,0 и менее

63,6

75,2 и более

47,2 и менее

58,4

69,6 и более

5 лет

67,8 и менее

79,6

91,4 и более

68,5 и менее

78,2

87,9 и более

3 показатель - метание на дальность мешочка (м. = 200 г.) (таблица 2).

Таблица 2.

Возраст

Пол

Правая рука

Левая рука

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

4 года

М

4,15 и менее

4,29

4,43 и более

3,14  и менее

3,25

3,36 и более

Д

2,79 и менее

2,88

2,97 и более

2,47 и менее

2,55

2,63 и более

5 лет

М

5,77 и менее

5,93

6,09 и более

4,31 и менее

4,47

4,63 и более

Д

4,26 и менее

4,4

4,54 и более

3,43 и менее

3,56

3,69 и более

Раздел «Музыкальная деятельность».

Задание направлено на диагностику уровня развития у ребенка музыкальных способностей.

1 показатель -  определение уровня развития музыкального движения.

 Уровень развития музыкального движения выявлялся по основным видам движения: ходьба, бег, прыжки-поскоки, галоп, танцевальным движениям, музыкально-образным движениям.

2 показатель -  определение уровня развития  музыкального восприятия.

Ребенок должен был определить не только настроение и характер каждой части, но и выделить выразительные средства: тембр, динамику, темп.

Высокий уровень -  ребенок слушает с полным погружением, эмоционально переживает, правильно определяет двухчастную форму, выделяет средства музыкальной выразительности.

  Средний  уровень -  ребенок выполняет любую половину задания.

  Низкий уровень - ребенок не справляется с заданием.

3 показатель - определение уровня развития звуковысотного слуха.

Для определения уровня развития музыкальной памяти ребенок прослушивает три песни. Он должен узнать их, сказать название, а в подготовительной группе назвать композитора.        

Высокий  уровень  -  узнал самостоятельно.

Средний  уровень  -   узнал с помощью словесной подсказки.

Низкий уровень -  не узнал.

4 показатель - определение уровня развития  чувства ритма.

Для определения уровня развития чувства ритма диагностирование проводилось по музыкальному ритму (прохлопывание музыки, которая звучит) и немузыкальному ритму.

Высокий уровень - адекватный ритм.        

Средний уровень - адекватный ритм с ошибками.

 Низкий  уровень - неадекватный ритм.

5 показатель - определение уровня развития музыкальной памяти.

Для  слушания  ребенку было предложено  одно  произведение,   которое слушали  в начале года. Ребенок должен сказать название и определить характер произведения.

Развитие  музыкальной памяти оценивалось по 3 уровням:

Высокий уровень  -  узнал самостоятельно        

Средний уровень  -   узнал с помощью словесной подсказки.        

Низкий  уровень -      не узнал.

Результаты диагностики по разделам программы «Развитие» за 2008-2009 учебный год  (таблица 3) показал, что все воспитанники группы успешно освоили программные задачи:

Таблица 3.

Разделы

Высокий уровень

Средний       уровень

Низкий уровень

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

1.Ознакомление с пространством

---

11%

---

79 %

---

10%

2.Ознакомление с природой

---

11%

---

79 %

---

10%

3.Развитие элементарных математических представлений

---

11%

---

79 %

---

10%

4.Конструирование

11%

16%

74 %

74 %

15%

10%

5.Художественная литература и развитие речи

21%

26%

74 %

69 %

5%

5%

6.Обучение грамоте

10%

16%

85 %

79 %

5%

5%

7.Игровая деятельность

26%

26%

64%

69%

10%

5%

8.Изобразительное искусство

11%

16%

74%

74%

15%

10%

9.Физическая культура

11%

16%

74%

74%

15%

10%

10.Музыкальная деятельность

11%

16%

79 %

79 %

10%

5%

11.Итого:

14,5%

16,5%

74,8%

75,5%

10,7%

8%

Выводы:

  1. 92% детей средней группы № 41 успешно справились со всеми задачами комплексной программы «Развитие».
  2. 8% детей средней группы № 41(Егошин С., Гричишина П., Сурков А., Абдулганеев А., Лукъянов Д.) в недостаточной степени освоили задачи программы по следующим разделам: ознакомление с пространством, ознакомление с природой, развитие элементарных математических представлений, конструирование, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, игровая деятельность, изобразительное искусство, физическая культура, музыкальная деятельность.
  3. Низкий уровень усвоения  детьми (Егошин С., Гричишина П.) программного материала  выявлен по следующим разделам:  ознакомление с пространством, ознакомление с природой, развитие элементарных математических представлений, конструирование, игровая деятельность выявлен у детей с недостаточной концентрацией внимания и кратковременной памятью.
  4. Низкий уровень физического развития выявлен у двоих детей (Сурков А., Егошин С). Сурков А. имеют 3 группу здоровья и по объективным причинам не может показывать высокие результаты на занятиях по физической культуре, Егошин С. часто пропускает занятия по физическому развитию, т. к. приходит в д/с к 11 часам.
  5. Низкий уровень по разделам: обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи выявлен у ребёнка, недостаточно владеющим языковым строем русского языка (Сурков А.)
  6. Низкий уровень по разделу «Музыкальная деятельность» выявлен у  одного ребёнка (Лукъянов Д.).
  7. Низкий уровень по разделу «Изобразительное искусство» выявлен у двоих детей (Егошин С., Абдулганеев А.).

Рекомендации:

  1. В течении летнего периода систематически проводить  индивидуальную работу с  детьми, имеющими низкий уровень освоения программных задач (Егошин С., Гричишина П., Сурков А., Абдулганеев А., Лукъянов Д.) по всем разделам программы «Развитие».
  2. Побеседовать с родителями Егошина С., Гричишиной П. по оказанию им дома помощи в освоении разделов программы «Развитие».
  3. Рекомендовать обратиться за консультацией к логопеду и психологу (Суркову А., Егошину С.).
  4. Запланировать индивидуальную работу с детьми, показавшими высокий уровень, по развитию их способностей (Фирсуткин К., Чистякова И., Съёмщиков Р.), используя игры и пособия для одарённых детей (пособие Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает»).

Сравнительный анализ педагогической диагностики развития способностей детей показывает:

к концу учебного года снижение доли детей с низким уровнем развития на 5% (конструирование, игровая деятельность, изобразительное искусство, физическая культура, музыкальная деятельность);

к концу учебного года увеличение доли детей с высоким уровнем развития на 5% (обучение грамоте, изобразительное искусство, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, физическая культура, музыкальная деятельность) ;

 к концу учебного года увеличение доли детей со средним уровнем развития на 5% (игровая деятельность, ознакомление с литературой и развитие речи).

Такой результат был достигнут благодаря следующей проведенной работе:

  • дети, недостаточно владеющие языковым строем русского языка, были направлены в логопедические пункты города, где получили профессиональную консультацию специалистов;
  • с детьми с недостаточной концентрацией внимания и кратковременной памятью проводилась коррекционная работа психологом детского сада;
  • была проведена консультация для родителей с целью ознакомления и оказания помощи детям в освоении разделов программы «Развитие»;
  • проводилась индивидуальная  работа с отстающими детьми по всем разделам программы «Развитие»;
  • систематически велась работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс следующих приёмов и методов: работа в парах и малых группах, метод проектов.

Зам. зав. по ВМР                                                              Степанова И.А.

Воспитатели                                                                            Макеева С.П.

                                                                                                    Виноградова С.А.

Результаты педагогической диагностики детей средней группы № 41

за 2008 – 2009 учебный год.

Гистограмма 1.

       

1.Ознакомление с пространством 

2.Ознакомление с природой

3.Развитие элементарных математических представлений

4.Конструирование

5.Художественная литература и развитие речи

6.Обучение грамоте

7.Игровая деятельность

8.Изобразительное искусство

9.Физическая культура

10.Музыкальная деятельность

11.Общие результаты освоения программных задач детьми средней группы № 11 за 2005-2006 уч. год.

На гистограмме 1 видно, что 100% детей средней группы №41 д/с № 176 в 2008-2009 учебном году освоили программные задачи комплексной программы «Развитие», программы развития музыкальных способностей «Гармония», программы развития физических способностей детей дошкольного возраста «Физическая культура в дошкольном детстве».

Наиболее успешно дети 4-5 лет освоили  задачи по  разделам:

 художественная литература и развитие речи, обучение грамоте, игра, музыкальная деятельность (высокий и средний уровень составляет 95%, низкий уровень составляет 5%).

Менее успешно дети освоили задачи по разделам:

 изобразительное искусство, физическая культура, ознакомление с пространством, ознакомление с природой, конструирование, развитие элементарных математических представлений  (высокий и средний уровень составляет 90%, низкий уровень составляет 10%).

Общий результат развития показывает хороший уровень освоения детьми программных задач по комплексной программе «Развитие», программы развития музыкальных способностей «Гармония», программы развития физических способностей детей дошкольного возраста «Физическая культура в дошкольном детстве» в 2008-2009 уч. г. (высокий и средний уровень составляет 92%, низкий уровень -  8%).

Зам. зав. по ВМР                                                              Степанова И.А.

Воспитатели:                                                                            Макеева С.П.

                                                                                                     Виноградова С.А.

АНО ДО «Планета детство «Лада»

Детский сад №176 «Белочка»

г.о. Тольятти

Результаты диагностики детей группы №41

(средний дошкольный возраст)

 по программе «Развитие»

конец учебного года (май 2009).

Подготовили:

Воспитатель 1 категории Макеева С.П.

Воспитатель 2 категории Виноградова С.А.

2008-2009 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....

Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Из опыта работы консультация  на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...

Сообщение на тему "Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (из опыта работы)"

Формирование у дошкольниуков первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и сле...

Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе

Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...