НОД «Друзья, которые противоречат друг другу» / с использованием элементов ТРИЗ/
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Противоречие – это предъявление к одному признаку объекта двух противоположных требований, разных по характеру. Осуществляется выбор способов разрешения проблемной ситуации на основе принципов разрешения противоречий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_kotorye_protivorechat_drug_drugu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Друзья, которые противоречат друг другу» / с использованием элементов ТРИЗ/
Программное содержание: Сформировать у детей знания о свойствах металла и
дерева. Познакомить с новыми свойствами металла - намагничивание и коррозия.
Учить детей наблюдать, проводить опыты и делать выводы. Продолжать развивать любознательность, логическое мышление, воображение, разрешать противоречия. Воспитывать умение аккуратно использовать предметы для экспериментирования, интерес к экспериментальной деятельности, умение работать в коллективе, стремиться к достижению общего результата, умение культурно выражать свои мысли.
Материал и оборудование: Две коробки («посылки»), гвоздь и карандаш (большие), весы, свеча, спички, молоток, картина с изображением леса, реки и костра, ложка металлическая и деревянная, магнит.
Раздаточный материал: Ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки (спички), деревянные бруски и металлические пластины, стаканы с водой, магнит.
Ход
I - Сегодня утром к нам пришёл почтальон и оставил для нашей группы две посылки. Что в них? Догадайтесь сами.
Серый Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там след кладёт. (Карандаш).
Металлический Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь
Что - нибудь смастеришь. (Гвоздь).
- А как узнать, в какой посылке карандаш, а в какой гвоздь?
Дети. Посмотреть.
Воспитатель. А если не глядя?
Дети. Потрогать (Определяют на ощупь)
Воспитатель. А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?
Дети: (понюхав) Нет.
Вое-ль: А по звуку? (стучит металлической палочкой по гвоздю и карандашу).
Дети: Можно, но сложно.
Вое-ль: А вот и они, наши гости - гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он самый главный. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных для человека предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав? Какие объекты из дерева вы знаете? (Перечисляют). А из металла? (Перечисляют).
Выходит, что и карандаш и гвоздь правы. Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Возьмите в руки деревянный брусок и металлическую пластину, проведите по ним рукой. - Какие они на ощупь?
Дети: Пластина гладкая, а брусок шершавый.
Вое-ль: Приложите к одной щеке брусок, а к другой - пластину. Что вы чувствуете?
Дети: Дерево тёплое, а металл холодный.
Вое-ль: Попробуем забить гвоздь в деревянный брусок (вбивают), в металлическую пластину (пробуют). Почему я смогла забить гвоздь в дерево и не смогла его забить в металлическую пластину?
Дети: Дерево мягкое, металл твердый.
Вое-ль: А если бросить в воду гвоздь? (бросают). А деревянную палочку? (бросают). Итак....
Дети: Гвоздь утонул, а палочка плавает.
Вое-ль: Почему?
Дети: Гвоздь тяжелее, чем палочка.
Вое-ль: Проверим? (взвешивают гвоздь и палочку). А теперь попробуем сломать гвоздь (пробуют), а теперь палочку (ломают). Почему палочка сломалась, а гвоздь - нет?
Дети: Дерево хрупкое, а металл прочный.
Вое-ль: А что произойдёт, если подвести к огню (зажигает свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь?
Дети: Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
Вое-ль: Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтверждают то, что вы уже знали о дереве и металле. А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот». Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя одно из свойств дерева - дети должны назвать противоположное свойство, присущее металлу (шероховатое - гладкий: тёплое - холодный: лёгкое - тяжёлый, хрупкое - прочный и т. д.).
Вос-дь: Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они, шли и подошли к реке (показывает картинку). Карандаш обрадовался: «Переплывём на другой берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему?
Дети: Он боится утонуть. А ещё, если он войдёт в воду, то может заржаветь.
Вое-ль: Молодцы. Значит, гвоздь не должен заходить в воду. Что делать?
Дети: Карандаш может перевезти его на себе. Можно смастерить из веток плот и переправиться на другой берег.
Вое-ль: Вот наши друзья yжe на том берегу. Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал разводить костер? (ответы детей) Сварили они уху, гвоздь достал свою ложку из металла, карандаш свою - из дерева. Опять заспорили друг с другом: чья ложка лучше? Решили так: кто быстрее свою порцию cъест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился. А гвоздь всё дул на свою ложку. Почему?
Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл очень быстро становится раскалённым.
Вое-ль: Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Как затушить костер?
Дети: Залить водой - это может сделать карандаш. Закидать песком - с этим может справиться гвоздь.
Вое-ль: А зачем надо обязательно тушить костёр? (Ответы детей).
Вое-ль: Молодцы! Я надеюсь, что если вы пойдете на прогулку в лес и разложите костер, то, уходя домой, не оставите его, ведь, иначе, может начаться пожар.
Решил гвоздь карандашу помочь воды принести из реки. Пошли они и видят, что на тропинке магнит лежит и никого не пропускает. Карандаш перепрыгнул через
магнит, а у гвоздя не получилось. Почему?
Дети: Потому что магнит обладает свойством притягивать к себе металлические предметы.
Вос-ль: (Берёт стакан с водой и бросает в воду гвоздик.) Перед детьми ставится задача: вытащить гвоздик, не замочив пальцев и магнита.
Дети: Предложения детей.
Вос-ль: Вот мы с вами и увидели, что магнитные свойства проявляются не только
в воздухе, но и в воде, и в стекле.
Ребята, а какое сейчас время года? Какие предметы на нашем участке сделаны из
дepeвa, а какие из металла? (Ответы детей). До каких из этих предметов мы можем дотрагиваться только в варежках? Почему? А до каких без варежек? Почему?
И заканчивается наше занятие. С чем вы сегодня познакомились?
Дети: Мы повторили свойства дерева и металла. Мы узнали, что такое коррозия. Что металлические предметы могут намагничиваться и свойства магнита может проявляться не только в воздухе, но и в воде, и в стекле.
Вос-ль: Правильно ребята, мы с вами закрепили, что дерево: тёплое, шершавое, хрупкое, мягкое, горит, а металл: холодный, гладкий, прочный, твёрдый. И узнали новые свойства магнита, что магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, и в стекле. Что вам понравилось на занятии? А что не понравилось? Вы все очень хорошо поработали. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по рисованию с аппликацией "Белка прячет в листья клад" 2 младшая.Краски гуашевые, кисти №12, лист ватмана с заранее наклеенными силуэтами деревьев с дуплами, белками, которые “ вместе ищут орешки,” “догоняют друг-друга ”
Программное содержание: Развивать сюжетно-игровой замысел , дорисовывать аппликативную композицию, располагать изображения на листе бумаги в определённых местах. Материалы: Краски гуашевые,...
Образовательная деятельность по познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности «Друзья, которые любят противоречить друг другу»
Образовательная деятельностьпо познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности«Друзья, которые любят противоречить друг другу»...
Конспект НОД для детей подготовительной группы "Друзья, которые любят противоречить друг другу"
Систиматизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева...
«Как друзья друг другу в гости ходили». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы.
«Как друзья друг другу в гости ходили».ОО «Познавательное развитие»Формирование элементарных математических представленийЦель:создать радостное настроение от занятия.Задачи:Образовательные:1. Дать зна...
Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)
Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление....
Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!
Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!...
Информационные листы "Фразы, которые помогают услышать друг друга во время конфликта"
Информационные листы "Фразы, которые помогают услышать друг друга во время конфликта"...