Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Костылева Людмила Николаевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы: «Сказка в других измерениях»

Цель: -формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные: развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний;

Развивающие: - обучать приемам исследовательской деятельности через технологию ТРИЗ, опыты и экспериментирования;

- принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников;

- активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения;

Воспитательные: воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, применять свои знания при решении проблемных ситуаций

Словарная работа:

Экспериментирование, исследования, ученый, мантия, академические головные уборы, воображение, преломляется, отражается, смесь, испаряется, горные породы, размывают, выбоина, клубятся, гул, извержение, вздымается, земная кора, магма, улетучился, ураган, смерч, колеблется, препятствие, полнолуние, северное сияние, оборот, созвездия, метеорит, породы, минералы, сила притяжения, полюса, парящие, компас, магнитное поле, сквозь предметы, отражается, изогнутые, бесконечные, калейдоскоп, увеличительное, граненый, преломляются, отражается, поверхность, плавучесть, погружается, цистерны, плоские, испаряется, смеси, фильтр, раствор, воронка, напор, вытеснить, впитывание, углубление, намагниченные, горизонтально, сплющенный, охлаждается, извивающаяся, струя, вибрирует, сотрясает, растекание, вещество.

Предварительная работа:

  • Составление девиза учеников Ученого

  • Дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ

  • Знакомство с природными явлениями через постановку проблемной ситуации

  • Оформление газеты «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (этот загадочный мир)

  • Экспериментирование и опыты в мини-лаборатории

  • Ведение календаря «Хочу все знать: отчего, почему и как» (фиксирование опытов и экспериментов)

  • Оформление Энциклопедии «Моя Вообразилия» (творческие работы по ТРИЗ)

  • Знакомство с приемами преобразования системы

  • ренировочные занятия (обучение проведению самостоятельных исследований, знакомство с этапами и методами исследования) по А.И. Савенкову

Материал:

Фонограмма песни «Гимн ученых», письмо от героев сказок, кукла Ученый Всезнайка, костюмы ученого, карточки с символическим изображением «методов исследования», элементы униформы ученого (академические головные уборы и мантии), иллюстрации сказок, мини-схемы, наборное полотно, закладки для записей, газета «Ужасно интересно все то, что неизвестно», календарь «Хочу все знать: отчего, почему и как?», энциклопедия «Моя Вообразилия», схемы приемов изменения сказки, цветовые модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_triz_03_.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для старшей  группы: «Сказка в других измерениях»

        Воспитатель ГБДОУ 26 г.СПб. Костылева Л.Н.

        Цель: -формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовательскую деятельность

        Задачи:

        Образовательные: развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний;

        Развивающие: - обучать приемам исследовательской деятельности через технологию ТРИЗ, опыты и экспериментирования;

        - принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников;

        - активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения;

        Воспитательные: воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, применять свои знания при решении проблемных ситуаций

        Словарная работа:

        Экспериментирование, исследования, ученый, мантия, академические головные уборы, воображение, преломляется, отражается, смесь, испаряется, горные породы, размывают, выбоина, клубятся, гул, извержение, вздымается, земная кора, магма, улетучился, ураган, смерч, колеблется, препятствие, полнолуние, северное сияние, оборот, созвездия, метеорит, породы, минералы, сила притяжения, полюса, парящие, компас, магнитное поле, сквозь предметы, отражается, изогнутые, бесконечные, калейдоскоп, увеличительное, граненый, преломляются, отражается, поверхность, плавучесть, погружается, цистерны, плоские, испаряется, смеси, фильтр, раствор, воронка, напор, вытеснить, впитывание, углубление, намагниченные, горизонтально, сплющенный, охлаждается, извивающаяся, струя, вибрирует, сотрясает, растекание, вещество.

Предварительная работа:

  • Составление девиза учеников Ученого
  • Дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ
  • Знакомство с природными явлениями через постановку проблемной ситуации
  • Оформление газеты «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (этот загадочный мир)
  • Экспериментирование и опыты в мини-лаборатории
  • Ведение календаря «Хочу все знать: отчего, почему и как» (фиксирование опытов и экспериментов)
  • Оформление Энциклопедии «Моя Вообразилия» (творческие работы по ТРИЗ)
  • Знакомство с приемами преобразования системы
  • ренировочные занятия (обучение проведению самостоятельных исследований, знакомство с этапами и методами исследования) по А.И. Савенкову

Материал:

        Фонограмма песни «Гимн ученых», письмо от героев сказок, кукла Ученый Всезнайка, костюмы ученого, карточки с символическим изображением «методов исследования», элементы униформы ученого (академические головные уборы и мантии), иллюстрации сказок, мини-схемы, наборное полотно, закладки для записей, газета «Ужасно интересно все то, что неизвестно», календарь «Хочу все знать: отчего, почему и как?», энциклопедия «Моя Вообразилия», схемы приемов изменения сказки, цветовые модели.

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «Гимн ученых»

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло загадочное письмо из мира сказок: «Здравствуйте, ребята! Мы, сказочные герои, огорчены тем, что во многих сказках есть неприятные, печальные события. Помогите, пожалуйста, изменить, переиначить сказки, сделать их благополучными, добрыми и миролюбивыми. С нетерпением ждем вашей помощи»

Воспитатель: Ребята, у вас есть желание откликнуться на просьбу уважаемых сказочных персонажей и переделать знаменитые сказки?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята, думаю, что мы сможем справиться с этой задачей, ведь одна из наших любимых видов деятельности – познание, исследования, конструирование идей, изобретательство в нашей лаборатории. А кто нас учит и помогает нам в этом?

Дети: Учит нас Ученый «Всезнайка».

Воспитатель: Да, мы являемся его учениками. Чему же учит нас ученый

«Всезнайка»?

Дети: Ученый учит нас изучать, познавать, сравнивать, создавать.

Ученый: Правильно, ребята. А какими качествами должен обладать ученый и его ученики?

Дети: Надо быть любопытным, интересующимся, наблюдательным, смекалистым, находчивым. Надо уметь рассуждать, объяснять, доказывать, фантазировать, экспериментировать, создавать новое.

Ученый: А какой девиз помогает вам стремиться к знаниям?

Дети:(произносят девиз):

Мы – пытливые умы, мы с вопросами на «ты».

«Почему?» - вопрос любимый, помогает нам расти!

Ученый: Тогда надевайте форму ученых: академические головные уборы, мантии и приступайте к исследовательской деятельности.

Воспитатель: Ребята, конечно, сказочным героям надо помочь. Для нас это будет настоящим экспериментом, исследованием. Сегодня мы начнем эту работу и сделаем необычным сюжет одной из сказок. Сейчас нам надо выбрать сказку для нашего исследования. Давайте вспомним, какие сказки мы знаем?

Дети:(перечисляют сказки, используя иллюстрации)

Воспитатель: Действительно, в каждой сказке есть неприятные, неблагополучные ситуации, в которых оказываются герои. Над какой сказкой мы сегодня с вами поработаем и попробуем изменить ее содержание, чтобы события в ней стали более благоприятные, и герои от этого становились только радостными и счастливыми?

Дети:(выбирают сказку, помещая соответствующую иллюстрацию на мольберт).

Воспитатель: Ребята, с чего мы начнем? Рассказывать сказку мы не будем, но как нам увидеть сложные ситуации?

Дети:(предлагают выложить последовательность сказочной композиции, основные ее события в схемах):

Воспитатель: Какие вы догадливые, сообразительные!

Дети:(предлагают свои варианты решения поставленной задачи)

Воспитатель:Ребята, а каким образом мы можем узнать о способах изменения сказки?

Дети:(перечисляют, опираясь на иллюстративный материал: карточки с символическим изображением методов исследования, помещая их на доску):

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подумать самостоятельно

Спросить у другого человека

Посмотреть в книгах

Посмотреть по телевизору

Понаблюдать

Провести эксперимент

Получить информацию у компьютера

Связаться со специалистом

Написать письмо с вопросом знатоку (изобретенная детьми)

Воображать (изобретенная детьми)

        Воспитатель: Ребята, в первую очередь мы должны подумать сами. Что нам может помочь изменить сюжет (содержание) сказки?

        Дети: Нам надо найти в сказке те места, где можно изменить события (предлагают расположить в композиционном ряду условные рабочие закладки для перебора вариантов ситуаций):

        Воспитатель: Ребята, какие вы находчивые! Правильно, мы (как исследователи) будем делать записи в этих закладочках-подсказочках.

        Воспитатель: Мы с вами подумали. Как мы еще можем узнать о способах изменения сказки?

        Дети: Можно спросить у кого-нибудь (подходят к гостям занятия и задают вопрос о способах изменения сюжета сказки).

        Гости (говорят свои варианты, свое видение решения этой проблемы, в том числе обращают внимание детей на возможность использования уже приобретенного опыта и групповых материалов по исследовательской деятельности: выпущенной газеты «Ужасно интересно все то, что неизвестно» и календаря «Хочу все знать: отчего, почему и как»)

        Ученый: Ребята, идеи наших гостей интересные. Мы с вами занимаемся исследовательской деятельностью и можем что-нибудь вспомнить и применить.

        Дети (рассматривают газету «Ужасно интересно все то, что неизвестно»)

        Воспитатель: На какие, интересующие вас вопросы, касающиеся загадочного окружающего мира и природных явлений, вы с родителями искали и находили ответы?

        Дети (перечисляют то, что их волновало, на что они искали ответы и затем зарисовывали):

        Газета «Ужасно интересно все то, что неизвестно»

Какого цвета солнечный зайчик?

Почему небо голубое?

Почему бывает радуга?

Почему снег белый?

Почему трава зеленая?

Почему желтеют листья?

Почему идут дожди?

Почему море соленое?

Почему бывают водопады?

Почему бывают туманы?

Почему бывает роса?

Где рождается снег?

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Почему бывают грозы?

Что такое вулканы?

Отчего бывает ветер?

Почему ветер воет?

Что такое эхо?

Почему мы видим только одну сторону Луны?

Почему падают звезды?

Почему бывает день и ночь?

Почему меняются времена года?

Что такое атомы, молекулы?

Почему вода мокрая?

Почему Луна бывает похожа на серп?

Почему лед скользкий?

Как речка в дом прибежала?

Что такое колесо лунного времени?

Что такое очистка воздуха?

Что такое северное сияние?

Что такое сила тяготения?

        Воспитатель: Ребята, какие вы любознательные, интересующиеся!

        Воспитатель: Ребята, надо использовать наши знания. Может быть, какие-то обстоятельства или явления могли бы изменить сказку?

        Дети (Высказывают предположения об изменении событий при введении в сюжет непредвиденных ситуаций (природных явлений), фиксируя свои версии в рабочих закладках)

        Варианты ответов детей (использование природных ресурсов):

  • Если бы пошел сильный дождь, то мама не отправила бы Красную шапочку к бабушке; а в другой день по пути и не встретился бы Волк.
  • Если бы сильно грело солнце, был жаркий день, то Волк (возможно) не ходил по лесу, а загорал на пляже, и он не помешал бы Красной шапочке дойти до Бабушки.
  • Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда была на небе радуга, то она залюбовалась, а Волк уже успел бы пройти по лесу мимо.
  • Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда было на небе северное сияние, Волк залюбовался бы, и Красная Шапочка успела бы пройти по лесу.
  • Если бы Красная Шапочка пошла во время тумана, то Волк не заметил бы ее.
  • Если бы Красная Шапочка пошла во время ветра, то ветер ее подгонял бы в спину, и она быстро бы оказалась у дома Бабушки.
  • Если бы Красная Шапочка шла по лесу и кричала, то раздавалось бы эхо, и Волк испугался бы, подумав, что идет Чудище.
  • Если бы Красная Шапочка шла к Бабушке ночью, то Волк в это время бы спал, и они не встретились бы.
  • Если бы Красная Шапочка предложила Волку посмотреть на свое тело в микроскоп и увидеть в себе микробы, то Волк не стал бы ее есть, а побежал к врачу. А Красная Шапочка знает, что это молекулы.
  • Существует сила тяготения. Если Волку подарить ботинки, которые сильно притягивались бы к земле, то он шел бы очень медленно.

        Воспитатель: Еще по совету взрослых мы можем обратиться к Календарю «Хочу все знать: отчего, почему и как?», в котором мы отражали результаты проделанных опытов с предметами, мы наблюдали и познавали их необычные свойства. Какие опыты вам запомнились, и какие смогли бы стать подсказкой к изменению сказки?

        Дети (по рисункам в календаре вспоминают проделанные опыты и эксперименты, сопоставляют со сказочными ситуациями, фиксируя свои версии в рабочих закладках):

        Варианты ответов детей (использование результатов опытов):

  • Из опытов со светом и зеркалами мы узнали, что свет проходит сквозь предметы. Свет не проходит сквозь дерево. Если Красная Шапочка наденет на себя деревянный ящик (проделав в нем отверстия для глаз) и пойдет в нем по дорожке, то Волк не увидит ее.
  • Из опытов со светом и зеркалами мы узнали, что свет отскакивает от зеркала. Если Красная Шапочка пойдет с зеркалом, и будет пускать Волку в глаза зайчики, то ему будет неприятно, он убежит. Если Красная Шапочка предложит Волку посмотреть на себя в изогнутое зеркало, то Волк увидит себя или толстым или худым. Если он толстый, то поймет, что не надо есть Красную Шапочку, а надо худеть. А если он увидит себя худым, то подумает, что он больной и побежит лечиться.
  • Из опытов со светом и зеркалами мы узнали: если поставить два зеркала, а рядом предмет, то получится несколько отражений. Если Красная Шапочка будет идти по дорожке и сзади себя держать два зеркала, то Волк увидит несколько отражений и подумает, что идет много людей, испугается.
  • Из опытов со светом и зеркалами мы узнали, что с помощью зеркала можно увидеть то, что находится сзади. Если Красная Шапочка будет перед собой держать зеркало, то она увидит приближающегося Волка и быстро спрячется.
  • Из опытов со светом и зеркалами мы узнали лупа увеличивает предметы. Если бы Красная шапочка взяла с собой большую лупу и несла ее перед собой, то Волк увидел бы большую девочку, подумал, что она сильнее его и испугался.
  • Из опытов со светом и зеркалами мы узнали, что при свете предмет образует тень. Если за Красной Шапочкой пойдет Ежик с фонариком, то от Красной Шапочки получится длинная тень. Волк подумает, что надвигается кто - то огромный, испугается и убежит.
  • Из опытов с водой мы узнали, что поверхность воды горизонтальна. Если бы Волк был в горизонтальном положении (ползал), то он перед собой видел бы только землю, камни, муравьев, а Красную Шапочку не заметил бы.
  • Из опытов с водой мы узнали, что некоторые предметы плавают, а некоторые – нет. Если Красная Шапочка предложит Волку добраться до Бабушки на лодке, себе выберет деревянную лодку, а ему предложит железную, то Волк даже не отплывет от берега.
  • Из опытов с водой мы узнали о силе выталкивания из воды. Когда Волк проглотит Красную Шапочку, то она вытолкнется из него.
  • Из опытов с водой мы узнали, что вода поднимается, если в нее погружаются предметы. Если Красная Шапочка будет идти по песку и погружаться в него, то песок будет подниматься. Получится, что девочка как будто идет по траншее, по окопам.
  • Из опытов с водой мы узнали, что Волка испаряются плохие мысли, поступки, дела.
  • Из опытов с водой мы узнали, что вода смешивается с некоторыми веществами. А потом можно очистить воду с помощью фильтра. Можно сделать Бабушкин двор фильтром, тогда Волк не пройдет через двор в дом Бабушки.
  • Из опытов с водой мы узнали, что снег тает от соли. Если Красная Шапочка пойдет зимой по снегу и будет посыпать дорогу солью, то снег будет таять. Волк подбежит к Красной Шапочке, поскользнется, упадет, набьет шишку и побежит к врачу.
  • Из опытов с магнитами мы узнали, что магниты притягиваются. Если Красная Шапочка в корзинку положит магнит, а Бабушка протянет руку с другим магнитом, то корзинка сама примагнитится к Бабушке, и не надо пирожки нести.
  • Из опытов с магнитами мы узнали, что магниты могут отталкиваться. Если Красная Шапочка в карман Волку положит магнит, а свой магнит повернет такой же стороной, то Волк оттолкнется, отскочит.
  • Из опытов с магнитами мы узнали, что компас может указывать дорогу. Если Красная Шапочка возьмет с собой компас, у которого стрелочка будет показывать в ту сторону, где беда, то девочка туда не пойдет, а пойдет в другую сторону.
  • Из опытов с воздухом мы узнали, что воздухом можно двигать предметы. Если Красная Шапочка возьмет с собой сильный фен или вентилятор, то Волка сдует.
  • Из опытов с воздухом мы узнали, что теплый воздух поднимается. Если перед домом Бабушки поставить батарею, а над ней подвесить вырезанную из бумаги змейку, то змейка будет из-за теплого воздуха двигаться; Волк подумает, что это настоящая змея, испугается и убежит.
  • Из опытов с воздухом мы узнали, что некоторые предметы в воздухе движутся лучше, чем другие. Если Красная Шапочка предложит Волку добраться до Бабушки на парашютах, а себе выберет маленький, то быстрее приземлится к Бабушке.

        Ученый: Ребята, какие вы наблюдательные! Вы умеете экспериментировать, рассуждать, объяснять, доказывать!

        Воспитатель: Ребята, мы спросили у гостей и по их совету использовали имеющиеся у нас в группе материалы. Давайте попробуем еще какой-нибудь метод сбора информации использовать.

        Воспитатель: Ребята, откуда еще мы можнем узнать: как изменить сказку?

        Дети: Еще можно что-то узнать из книги.

        Воспитатель: Конечно, к какой книге вам хотелось бы обратиться?

        Дети (перечисляют книги, в том числе и Энциклопедию «Моя Вообразилия», созданную своими руками, отражающую знакомство детей с приемами технологии ТРИЗ)

        Воспитатель: Да, ребята, эта чудесная энциклопедия «Моя Вообразилия», которую мы создали сами, может стать великолепной подсказкой, потому что именно эта книга учит фантазировать.

        Дети (читают эпиграф к книге «Моя Вообразилия» на стихи Б.Заходера, изображая себя фантазерами):

«Моя Вообразилия, моя Вообразилия!

У всех, кому захочется, там вырастают крылья,

И каждый обязательно становится кудесником

Будь он твоим ровесником или моим ровесником!...

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии –

Там царствует фантазия во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются, а наши огорчения

Сейчас же превращаются в смешные приключения!»

        Воспитатель: Ребята, с какими интересными способами изменения сказки мы познакомились и зарисовали в эту книгу?

Приемы преобразования сказки:

        Изменение размера объекта (увеличение/ уменьшение)

        Изменение времени действия

        Изменение места действия

        Изменение характера героя на противоположный

        Наделение предмета или героя фантастическими свойствами

        Изменение качеств предмета

        Замена динамичных и статичных объектов

        Оживление предметов

        Ускорение или замедления действия

        Переплетение героев

        Введение нового героя

        Введение новой ситуации

        Введение нового предмета

        Переплетение героев или предметов их других сказок

        Введение случайных опорных слов

        Изменение начала, середины или конца сказки

        Перевирание

        Введение частицы «не»

        Приемы изменения сказки

        Рисунки детей

        Дети (используя символы-эмблемы перечисляют приемы преобразования сказки, предлагают свои версии, фиксируя в рабочих закладках)

        Варианты ответов детей (использование приемов преобразования сказки):

  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Красную шапочку, то Волк ее не заметит в лесу, и девочка дойдет благополучно до Бабушки.
  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Волка, то он будет идти медленно, и они не встретятся.
  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Волка, то Красная Шапочка посадит Волка в карман, а дома его поместит в клетку для попугая.
  • Можно изменить размер героя. Если увеличить Красную Шапочку, то она, выйдя из дома, сделает один шаг и окажется сразу у дома Бабушки.
  • Можно изменить размер героя. Если увеличить дом в начале сказки, то в нем будут жить и мама и бабушка на разных этажах, и не надо далеко идти.
  • Можно изменить время действия. Если Красная Шапочка пойдет к Бабушке ночью, то Волк в это время будет спать, и они не встретятся.
  • Можно изменить место действия. Если Красная Шапочка будет добираться до Бабушки на корабле по речке, а не по тропинке в лесу, то она с Волком не встретится.
  • Можно изменить место действия. Если Бабушка будет жить в одном доме с Красной Шапочкой, то не надо будет далеко идти.
  • Можно изменить характер героя. Если Волк станет добрым, то он не станет есть Красную Шапочку, а (наоборот) поможет ей донести пирожки, да еще цветов соберет в лесу.
  • Можно изменить характер героя. Если Красная Шапочка станет злой, то при встрече с Волком она ему нагрубит, да еще подерется с ним.
  • Можно изменить признак предмета. Пусть один из пирожков будет протухший. Если этим пирожком Красная Шапочка угостит Волка, то у него заболит живот, и он побежит к врачу.
  • Можно изменить признак предмета. Пусть тропинка будет колючей. У Красной Шапочки будет специальная обувь, в которой не больно идти, а Волк не сможет подойти к девочке.
  • Можно изменить признак предмета. Пусть лесная тропинка будет многоэтажная, тогда Красная Шапочка и Волк будут идти по разным этажам и не встретятся.
  • Можно оживить предметы. Если оживить лес, то он будет подсказывать Красной Шапочке, что приближается Волк.
  • Можно заменить двигающиеся и не двигающиеся предметы. Пусть корзинка сама придет к Бабушке.
  • Можно заменить двигающиеся и не двигающиеся предметы. Пусть дом Красной Шапочки сам дойдет до дома Бабушки.
  • Можно ускорить или замедлить действие. Если Красная Шапочка будет идти долго, собирать по дороге цветы, то Волк уже успеет пройти, и они не встретятся.
  • Можно ускорить или замедлить действие. Если Волк будет идти к Бабушке долго, то Красная Шапочка быстрее придет.
  • Можно переплести героев. Если Красная Шапочка пойдет с Карлсоном, то при встрече с Волком Карлсон посадит девочку на плечи и донесет по воздуху до Бабушки.
  • Можно переплести героев. В лесу может оказаться добрая Фея. Она дотронется до Волка волшебной палочкой, и он превратится в принца.
  • Можно ввести новые предметы. Если Красная Шапочка наденет на себя шапку-невидимку, то ее Волк не увидит.
  • Можно ввести новые предметы. Если в лесу расставить указатели, то Красная Шапочка пойдет по одной дороге, а Волк по другой.
  • Можно ввести новые предметы. Если в лесу окажется подъемный кран, то он поднимет Волка и перенесет далеко от Красной Шапочки.
  • Можно ввести новые предметы. Красная Шапочка может взять с собой лимон и предложить его Волку при встрече. Он начнет морщиться, а Красная Шапочка в это время убежит.
  • Можно ввести новые предметы. Красная Шапочка при встрече с Волком может сесть на метлу бабы Яги и улететь от Волка.
  • Можно изменить конец сказки. Можно сделать Бабушку не больной, а здоровой и сильной. Когда Волк придет к Бабушке, она поборет его, заставит работать по дому, делать зарядку.
  • Можно ввести частицу «не». Тогда будет совсем все по-другому. Жила была не мама с Красной Шапочкой, а папа с сыночком. Послал папа сыночка не к Бабушке, а к Дедушке…

        Ученый: Ребята, как хорошо вы умеете фантазировать!

        Воспитатель: Ребята, думаю, мы совместно с Ученым Всезнайкой хорошо потрудились.

        Ученый: Молодцы, ребята! Какие вы смекалистые, находчивые. Вы умеете экспериментировать, фантазировать, искать новые решения проблем.

        Воспитатель: Давайте теперь попробуем обобщить: получились ли у нас результаты, смогли ли мы справиться с поставленной задачей? Нашли ли мы варианты изменения сказки, чтобы в ней все стало благополучно?

        Дети (рассуждают о поставленной перед ними задаче, об используемых методах исследования и способах подборки материала, о приемах преобразования сказки; анализируют и обобщают собранные сведения, рассматривают записи в «научном дневнике» (рабочих закладках) с собранной информацией, выделяют главные и второстепенные идеи; продумывают: что можно рассказать по результатам проведения исследований; высказывают мнение, что им удалось изменить ход событий в сказке, используя имеющиеся источники) :

        Дети (советуются между собой, решая, какой вариант сказки они могут предложить для ответа на письмо)

        Воспитатель: А теперь наши юные исследователи готовы предложить один из вариантов переделанной сказки.

        Дети (делают постановку сказки с новой сюжетной линией, обозначая героев условными цветовыми моделями по выбору)

        Вариант композиции сказки (использование выбранных версий):

        Автор: Жили-были Мама и Красная Шапочка. Однажды Мама напекла пирожков и послала дочку к больной Бабушке.

        Мама: «Красная Шапочка, отнеси пирожки Бабушке. Иди по лесу осторожно»

        Красная Шапочка: «Хорошо, мама, я отнесу пирожки Бабушке. Только я на всякий случай возьму с собой лимон, магнит и изогнутое зеркало»

        Автор: «Идет Красная Шапочка по лесу. А деревья вдруг ожили и стали предупреждать девочку о том, что где-то рядом злой Волк»

        Волк: «Ага! Попалась, Красная Шапочка! Сейчас я тебя съем!»

        Красная Шапочка: «А я положу тебе в кармашек магнит и протяну к тебе другой; так ты и оттолкнешься от меня»

        Волк: «Ой, как далеко я оттолкнулся! А я достану их кармана этот магнит и выброшу его. Вот, выбросил, и снова я тебя догнал!»

        Красная Шапочка: «Подожди, Волк, сначала я тебя угощу протухшим пирожком»

        Волк: «Давай, покушаю твой пирожок. Ой, что-то у меня заболел живот. Побегу полечусь у врача»

        Автор: «Волк быстро сбегал к врачу, вылечился и догнал Красную Шапочку»

        Волк: «Ага! Я снова тебя догнал. Сейчас съем!»

        Красная Шапочка: «Волк, я хочу тебя угостить лимончиком. Покушай»

        Волк: «Ой, какой кислый лимон! Ой, как я морщусь!»

        Красная Шапочка: «А я убегу, пока он морщится и не видит!»

        Волк: «А я не хочу больше кушать этот лимон! Опять убегаешь? Догоню и съем! Ой, что-то дорожка какая-то колючая, больно по ней идти!»

        Красная Шапочка: «А мне не больно идти по этой колючей дорожке, ведь у меня специальные сапожки»

        Волк: «А я около этой дорожки пойду и все равно тебя съем!»

        Автор: «Волк проглотил Красную Шапочку, а она вдруг взяла и вытолкнулась обратно»

        Волк: «Все равно съем тебя!»

        Красная шапочка: «Подожди, Волк! Сначала посмотри на себя в это изогнутое зеркало»

        Волк: «Ой, какой я там толстый! Значит, не надо мне кушать, а надо поголодать, чтобы похудеть»

        Фея: «Здравствуйте, Красная Шапочка и Волк! Я – добрая Фея. Сейчас я дотронусь своей волшебной палочкой до тебя, Волк, и у тебя будут испаряться плохие мысли, желания и поступки. Потом ты превратишься в красивого доброго Принца!»

        Волк: «Ой, я превращаюсь в Принца»

        Принц: «Спасибо тебе, добрая Фея! Красная Шапочка, пойдем вместе к Бабушке, поможем ей выздороветь»

        Автор: «Пришли Принц и Красная Шапочка к дому Бабушки»

        Красная Шапочка: «Здравствуй, Бабушка! Мы пришли тебя проведать и принесли тебе пирожки»

        Бабушка: «Здравствуйте, гости дорогие! Но я не болею. Наоборот, я здоровая и сильная, потому что каждый день делаю зарядку. Давайте, я и вас научу ее делать»

        Автор: «Бабушка научила гостей делать утреннюю зарядку, угостила чаем и проводила их домой»

        Воспитатель (предлагает слушателям обсудить сообщение, задать вопросы)

        Дети и гости (обсуждают сообщение, задают вопросы)

        Ученый: Ребята, исследовательская деятельность очень важна. Если вы научились анализировать, рассуждать, экспериментировать в сказке, значит, и в жизни вы сумеете изменить ситуации в лучшую сторону, обойти все препятствия и неприятности, обратить их в свою пользу, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих счастливой и радостной! Удачи вам!

Использованная литература:

  1. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
  2. Гумилевская М.Н. «Почему так бывает?», Издательство Детская литература, 1968.
  3. Эшман Ю.С. «Хочу все знать», Издательство Детгиз, 1960 г.
  4. «Домашня лаборатория», Опыты с магнитами, с водой, с воздухом, со светом и зеркалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

НОД по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Как человек победил ночь»

Цель: уточнить представление об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения и т. д, о свете, как источнике тепла, продолжать развивать воображение и логическое мышление, продол...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе "Во саду ли, в огороде"....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»

интересное занятие  по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....