История вкусного чая
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Боярко Анна Павловна

 

Знакомить детей с традициями и культурой разных нарлодов мира. Рассказать детям о тлм, где выращивают чай и где он считается лучшим. Познакомить воспитанников с культурой чаепития разных народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим  МИРОМ 

«История вкусного чая»

Задачи:  формирование знаний детей о традициях и культуре разных

народов.  Дать элементарные представления о странах, где выращивают чай, и где этот напиток считается лучшим. Рассказать детям о том, что Земля наш общий дом, на Земле много разных стран. Закрепить знания детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомить детей с культурой чаепития разных народов. Воспитывать любовь к традициям своего народа, к семейным традициям.

Методы и приёмы: беседа, рассказ детей, показ слайдов, игровой.

                                          Ход

Под музыку дети входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.

(Дети рассаживаются на заранее приготовленные полукругом стульчики).

Воспитатель:

На нашей планете много разных стран. В каждой разговаривают на своем родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами?

Дети: на русском языке.

Воспитатель: А теперь мы поиграем в словесную игру. Я начну, а вы продолжайте:

В Италии разговаривают на итальянском языке.

Воспитатель: В Испании разговаривают на...

Дети: испанском языке.

Воспитатель: В Японии разговаривают на...

Дети: японском языке.

Воспитатель: В Англии разговаривают на..

Дети: английском языке.

Воспитатель: В Америке разговаривают на ..

Дети: американском языке.

Воспитатель: В Китае разговаривают на .

Дети: китайском языке.

Воспитатель: В Индии разговаривают на ...

Дети: индийском языке.

Воспитатель:

Сколько народностей, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»?

Дети:  Традиция то, что передается от одного поколения к другому.

Традиции бывают и семейные.

Воспитатель:

Какие традиции приняты в вашей семье?

 (Дети рассказывают о своих семейных традициях.)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Вспомните, где родина чая?

Дети: Китай

Воспитатель: Кто вспомнит легенду о чае, я вам её рассказывала?

Дети:

«Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай».

Воспитатель:

Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая?

Дети: Для изготовления чая используются только молодые листья и почки,

покрытые серебристым пушком.

Дети:

С древнейших времен чай считается, не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Мне рассказывала бабушка, что мужчину, торговавшего чаем на Руси, называли - чайником, а женщину- чайницей.

Воспитатель:

А вы любите чай? Какой чай вы пьете дома?

Дети: Вкусный, ароматный, крепкий, сладкий, с лимоном, черный, зелёный, душистый, травяной, оздоровительный, фиточай.

( Воспитатель предлагает посмотреть выставку в группе. Организована

выставка разных видов чая и выставка чайников для заваривания чая).

Воспитатель:

Какие виды чая вы знаете?

Дети: индийский чай, цейлонский, краснодарский, азербайджанский, фруктовый, травяной, чёрный, зелёный, цветочный,  ароматизированный, целебный.

Воспитатель:

Кто помнит, где изобрели, чай в пакетиках?

Дети:

Чай в пакетиках изобрели в Америке.

Воспитатель:

Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, постоявший ночь подобен яду змеи».

Давайте, ребята, вспомним поговорки о чае.

Дети:- Пей чай, не вдавайся в печаль.

Дети-Не чаем единым сыт человек.

Дети -Выпей чайку – забудешь тоску.

Дети -За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

Дети -Чай пить – не дрова рубить.

Дети -Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей.

Дети -Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

Дети -Чай у нас китайский, а сахарок хозяйский.

Дети -Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Воспитатель: А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:

Дети:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Воспитатель:

Вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Дети: на самолёте, на поезде, на пароходе, на машине, на велосипеде, на мотоциклах, на автобусе.

Воспитатель: Предлагаю совершить путешествие на самолете. Мы полетим в Узбекистан.

(Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет, на самолете, двигаясь по группе.)

Воспитатель:

Вот и прилетели. Давайте присядем и послушаем рассказ о чайной традиции в Узбекистане.

Девочка(в национальном узбекском костюме):

В Узбекистане очень жарко. У нас любят пить зеленый чай, и сегодня я его приготовила для вас. Чай у нас называют «чой».

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость перебьет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

Чай пьют из специальной посуды, которая называется «пиала».

Воспитатель:

(Воспитатель показывает детям «пиалу».) Чем отличается

пиала от чашки.

Дети: у пиалы нет ручки.

Воспитатель:  Кто хочет показать, как правильно держать пиалу с чаем?

В Узбекистане, чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. В

Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». Гостю постоянно

подливают чай.

(Дети учатся правильно держать пиалу).

Воспитатель:

Как вы думаете, почему в пиалу наливают так мало чая?

Дети: Чтобы было удобно держать пиалу. А подливают чай в пиалу

потому, что он быстро остывает.

Девочка:  К чаю подают угощения: фрукты, сладости, сухофрукты.

Воспитатель: Вам понравился чай? (Ответы детей).

Воспитатель благодарит за угощение и интересный рассказ, и предлагает

продолжить путешествие вместе.

(Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет, на самолете

двигаясь по группе.)

Воспитатель: Вот мы прилетели в Индию ( презентация о чайной традиции в Индии.) В Индии очень любят пить чай. Давайте

послушаем рассказ о чайных традициях Индии.

Девочка(в национальном индийском костюме):

Чай в Индии пьют в любое время суток. Подают чай обычно с молоком или сахаром. Такой напиток называется «Масала чай». В чай добавляют пряности и травы. Чаем всегда приветствуют гостей.

Выпивая чашку чая,

Я обычно не скучаю,

Потому что никогда

Я не пью его одна.

Сегодня, я приготовила вам черный индийский чай. А еще у нас к чаю

подают сладости.

Воспитатель: Вам понравился чай? (Ответы детей).

Воспитатель благодарит за угощение и интересный рассказ, и предлагает

продолжить путешествие вместе.

( Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет, на самолете

двигаясь по группе).

Воспитатель:

А теперь, возвращаемся снова в Россию. Под музыкальное

сопровождение дети имитируют полет, на самолете двигаясь по группе.

Воспитатель: Прилетели. Вот мы и в России.

Детей встречают мальчик и девочка, в русских национальных костюмах с

хлебом-солью на подносе. Они выходят под русскую народную мелодию

«Самовар».

Девочка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать,

так на пороге встречать.

Мальчик:

Просим вас к столу. Мы гостей встречаем.

Дети:

Чаем, чаем, чаем.

Девочка:

Приглашаем к самовару.

Дети:

С чаем, с чаем, с чаем.

Мальчик:

И в накладку, и в прикуску.

Дети:

Чай, чай, чай.

Девочка:

Пейте чай друзья по-русски.

Дети:

Чай, чай, чай.

Мальчик:

Самовар шумит, баранки

На скатерти –самобранке

И душистое варенье.

Подходите, дети, чаем

Вас сердечно угощаем.

Девочка: К чаю ароматному.

Пряники печатные

Пейте чай конфет берите

Чаще в гости приходите.

Милости просим к столу!

( Дети подходят к столу).

Воспитатель: Спасибо, хозяева, за приглашение. Посмотрите, какой

богатый стол накрыли для гостей хозяева. Сухари лежат в сухарнице. А

хлеб лежит где?

Дети: в хлебнице

Воспитатель: Конфеты лежат в...?

Дети:  конфетнице

Воспитатель:  Молоко налито в ...?

Дети:  молочнике

Воспитатель:  Соль насыпана в...?

Дети: солонке

Воспитатель: Сахар в...?

Дети: сахарнице

Воспитатель: На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка.

Воспитатель: Ребята, а в чем еще заваривают чай и кипятят воду?

Дети: Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в самоваре.

Сейчас, воду кипятят в чайнике.

Воспитатель: На многих картинах русских художников можно увидеть

людей, пьющих чай из самовара.

(Воспитатель обращает внимание детей на картины художника Кустодиева).

Воспитатель: Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа

блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

Дети :

Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали

кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Самым главным на столе был,

конечно, самовар. Его еще назвали в шутку генералом.

Воспитатель: Посмотрите, сколько разновидностей чайников бывает.

Выставка чайников. Дети подходят и высказывают свое мнение.

Воспитатель благодарит за угощение и интересный

рассказ, и предлагает  встать в круг и взяться за руки.

Вспомним, что нового сегодня мы узнали? Какой чай, вам больше всего

понравился? (Ответы детей).

Наше путешествие подошло к концу, но чай всегда останется с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (НОД) Вкусные истории

Формировать у детей представление о пользе и разнообразии каш.Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блю...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Вкусные истории»

Занятие направлено на  уточнение знаний об овощах с решением задач правильного использования грамматических форм...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.

с использованием образовательных технологий:    -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение);    -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...

Конспект занятия для детей старшего возраста "Вкусные истории"

учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и с...

Конспект открытого занятия "Вкусные истории"

Этот конспект занятия был разработан мной в рамках программы "Разговор о правильном питании" для детей 5-7 лет с использаванием знакомых д. ирг, проводимых с использованием ИКТ технологий и ...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Добро пожаловать в агентство «Помогатор» - новый заказ. (История «Вкусный снег»)

laquo;Осознанное отношение детей дошкольного возраста к себе и своим поступкам, через технологию сторителлинг» или «Добро пожаловать в агентство «Помогатор»»...