История вкусного чая
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомить детей с традициями и культурой разных нарлодов мира. Рассказать детям о тлм, где выращивают чай и где он считается лучшим. Познакомить воспитанников с культурой чаепития разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с окружающим МИРОМ
«История вкусного чая»
Задачи: формирование знаний детей о традициях и культуре разных
народов. Дать элементарные представления о странах, где выращивают чай, и где этот напиток считается лучшим. Рассказать детям о том, что Земля наш общий дом, на Земле много разных стран. Закрепить знания детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомить детей с культурой чаепития разных народов. Воспитывать любовь к традициям своего народа, к семейным традициям.
Методы и приёмы: беседа, рассказ детей, показ слайдов, игровой.
Ход
Под музыку дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
(Дети рассаживаются на заранее приготовленные полукругом стульчики).
Воспитатель:
На нашей планете много разных стран. В каждой разговаривают на своем родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами?
Дети: на русском языке.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в словесную игру. Я начну, а вы продолжайте:
В Италии разговаривают на итальянском языке.
Воспитатель: В Испании разговаривают на...
Дети: испанском языке.
Воспитатель: В Японии разговаривают на...
Дети: японском языке.
Воспитатель: В Англии разговаривают на..
Дети: английском языке.
Воспитатель: В Америке разговаривают на ..
Дети: американском языке.
Воспитатель: В Китае разговаривают на .
Дети: китайском языке.
Воспитатель: В Индии разговаривают на ...
Дети: индийском языке.
Воспитатель:
Сколько народностей, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»?
Дети: Традиция то, что передается от одного поколения к другому.
Традиции бывают и семейные.
Воспитатель:
Какие традиции приняты в вашей семье?
(Дети рассказывают о своих семейных традициях.)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Вспомните, где родина чая?
Дети: Китай
Воспитатель: Кто вспомнит легенду о чае, я вам её рассказывала?
Дети:
«Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай».
Воспитатель:
Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая?
Дети: Для изготовления чая используются только молодые листья и почки,
покрытые серебристым пушком.
Дети:
С древнейших времен чай считается, не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Мне рассказывала бабушка, что мужчину, торговавшего чаем на Руси, называли - чайником, а женщину- чайницей.
Воспитатель:
А вы любите чай? Какой чай вы пьете дома?
Дети: Вкусный, ароматный, крепкий, сладкий, с лимоном, черный, зелёный, душистый, травяной, оздоровительный, фиточай.
( Воспитатель предлагает посмотреть выставку в группе. Организована
выставка разных видов чая и выставка чайников для заваривания чая).
Воспитатель:
Какие виды чая вы знаете?
Дети: индийский чай, цейлонский, краснодарский, азербайджанский, фруктовый, травяной, чёрный, зелёный, цветочный, ароматизированный, целебный.
Воспитатель:
Кто помнит, где изобрели, чай в пакетиках?
Дети:
Чай в пакетиках изобрели в Америке.
Воспитатель:
Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, постоявший ночь подобен яду змеи».
Давайте, ребята, вспомним поговорки о чае.
Дети:- Пей чай, не вдавайся в печаль.
Дети-Не чаем единым сыт человек.
Дети -Выпей чайку – забудешь тоску.
Дети -За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
Дети -Чай пить – не дрова рубить.
Дети -Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей.
Дети -Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
Дети -Чай у нас китайский, а сахарок хозяйский.
Дети -Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Воспитатель: А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
Дети:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Воспитатель:
Вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: на самолёте, на поезде, на пароходе, на машине, на велосипеде, на мотоциклах, на автобусе.
Воспитатель: Предлагаю совершить путешествие на самолете. Мы полетим в Узбекистан.
(Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет, на самолете, двигаясь по группе.)
Воспитатель:
Вот и прилетели. Давайте присядем и послушаем рассказ о чайной традиции в Узбекистане.
Девочка(в национальном узбекском костюме):
В Узбекистане очень жарко. У нас любят пить зеленый чай, и сегодня я его приготовила для вас. Чай у нас называют «чой».
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость перебьет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Чай пьют из специальной посуды, которая называется «пиала».
Воспитатель:
(Воспитатель показывает детям «пиалу».) Чем отличается
пиала от чашки.
Дети: у пиалы нет ручки.
Воспитатель: Кто хочет показать, как правильно держать пиалу с чаем?
В Узбекистане, чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. В
Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». Гостю постоянно
подливают чай.
(Дети учатся правильно держать пиалу).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему в пиалу наливают так мало чая?
Дети: Чтобы было удобно держать пиалу. А подливают чай в пиалу
потому, что он быстро остывает.
Девочка: К чаю подают угощения: фрукты, сладости, сухофрукты.
Воспитатель: Вам понравился чай? (Ответы детей).
Воспитатель благодарит за угощение и интересный рассказ, и предлагает
продолжить путешествие вместе.
(Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет, на самолете
двигаясь по группе.)
Воспитатель: Вот мы прилетели в Индию ( презентация о чайной традиции в Индии.) В Индии очень любят пить чай. Давайте
послушаем рассказ о чайных традициях Индии.
Девочка(в национальном индийском костюме):
Чай в Индии пьют в любое время суток. Подают чай обычно с молоком или сахаром. Такой напиток называется «Масала чай». В чай добавляют пряности и травы. Чаем всегда приветствуют гостей.
Выпивая чашку чая,
Я обычно не скучаю,
Потому что никогда
Я не пью его одна.
Сегодня, я приготовила вам черный индийский чай. А еще у нас к чаю
подают сладости.
Воспитатель: Вам понравился чай? (Ответы детей).
Воспитатель благодарит за угощение и интересный рассказ, и предлагает
продолжить путешествие вместе.
( Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет, на самолете
двигаясь по группе).
Воспитатель:
А теперь, возвращаемся снова в Россию. Под музыкальное
сопровождение дети имитируют полет, на самолете двигаясь по группе.
Воспитатель: Прилетели. Вот мы и в России.
Детей встречают мальчик и девочка, в русских национальных костюмах с
хлебом-солью на подносе. Они выходят под русскую народную мелодию
«Самовар».
Девочка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать,
так на пороге встречать.
Мальчик:
Просим вас к столу. Мы гостей встречаем.
Дети:
Чаем, чаем, чаем.
Девочка:
Приглашаем к самовару.
Дети:
С чаем, с чаем, с чаем.
Мальчик:
И в накладку, и в прикуску.
Дети:
Чай, чай, чай.
Девочка:
Пейте чай друзья по-русски.
Дети:
Чай, чай, чай.
Мальчик:
Самовар шумит, баранки
На скатерти –самобранке
И душистое варенье.
Подходите, дети, чаем
Вас сердечно угощаем.
Девочка: К чаю ароматному.
Пряники печатные
Пейте чай конфет берите
Чаще в гости приходите.
Милости просим к столу!
( Дети подходят к столу).
Воспитатель: Спасибо, хозяева, за приглашение. Посмотрите, какой
богатый стол накрыли для гостей хозяева. Сухари лежат в сухарнице. А
хлеб лежит где?
Дети: в хлебнице
Воспитатель: Конфеты лежат в...?
Дети: конфетнице
Воспитатель: Молоко налито в ...?
Дети: молочнике
Воспитатель: Соль насыпана в...?
Дети: солонке
Воспитатель: Сахар в...?
Дети: сахарнице
Воспитатель: На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка.
Воспитатель: Ребята, а в чем еще заваривают чай и кипятят воду?
Дети: Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в самоваре.
Сейчас, воду кипятят в чайнике.
Воспитатель: На многих картинах русских художников можно увидеть
людей, пьющих чай из самовара.
(Воспитатель обращает внимание детей на картины художника Кустодиева).
Воспитатель: Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа
блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
Дети :
Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали
кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Самым главным на столе был,
конечно, самовар. Его еще назвали в шутку генералом.
Воспитатель: Посмотрите, сколько разновидностей чайников бывает.
Выставка чайников. Дети подходят и высказывают свое мнение.
Воспитатель благодарит за угощение и интересный
рассказ, и предлагает встать в круг и взяться за руки.
Вспомним, что нового сегодня мы узнали? Какой чай, вам больше всего
понравился? (Ответы детей).
Наше путешествие подошло к концу, но чай всегда останется с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (НОД) Вкусные истории
Формировать у детей представление о пользе и разнообразии каш.Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блю...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Вкусные истории»
Занятие направлено на уточнение знаний об овощах с решением задач правильного использования грамматических форм...
Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.
с использованием образовательных технологий: -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение); -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Вкусные истории"
учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и с...
«Веселая история , о том что вкусно и полезно. Каша – радость наша!» Презентация на тему: "Разговор о правильном питании".
презентация...
Конспект открытого занятия "Вкусные истории"
Этот конспект занятия был разработан мной в рамках программы "Разговор о правильном питании" для детей 5-7 лет с использаванием знакомых д. ирг, проводимых с использованием ИКТ технологий и ...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Добро пожаловать в агентство «Помогатор» - новый заказ. (История «Вкусный снег»)
laquo;Осознанное отношение детей дошкольного возраста к себе и своим поступкам, через технологию сторителлинг» или «Добро пожаловать в агентство «Помогатор»»...