Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема: «Наш родной сибирский лес».
Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
Образовательные:
- Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
- активизировать словарь по лексической теме «Лес и его обитатели».
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю;
- желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов, загадок, пословиц о лесе.
- Выставка детских рисунков «Лесные обитатели».
- Работа с разрезными картинками.
Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, мультимедийная презентация, композиция «Песенка – зарядка», слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёва, запись звуков природы, карта России, разрезные картинки, карточки с изображением деревьев и листьев, мольберты, графическое (точечное) изображение ели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nash_rodnoy_sibirskiy_les.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №175
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Разработал: воспитатель подготовительной к школе группы №5 Красникова О. В.
г. Иркутск, 2015
Тема: «Наш родной сибирский лес».
Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
Образовательные:
- Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
- активизировать словарь по лексической теме «Лес и его обитатели».
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю;
- желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов, загадок, пословиц о лесе.
- Выставка детских рисунков «Лесные обитатели».
- Работа с разрезными картинками.
Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, мультимедийная презентация, композиция «Песенка – зарядка», слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёва, запись звуков природы, карта России, разрезные картинки, карточки с изображением деревьев и листьев, мольберты, графическое (точечное) изображение ели.
Ход занятия.
1.Организационный момент (настрой на занятие)
2. Вступительная беседа о Родине. (Слайд 2- карта России)
Наш дом. (читает Андрей Т)
На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь, И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну- наш общий дом.
-Как называется наша страна? (Россия) Значит, мы с вами россияне. Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы сибиряки. Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает Никита М.) Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!
3. Приём погружения в тему. Попробуем мысленно посетить тайгу. Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает Данил К.) Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Слайд 3. Звучит музыка (звуки леса) Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки? Куда мы попали?
Слайд 4.(Зелёное море тайги)
Я шагаю по нашему краю,
А где край у него - я не знаю!
Полнедели берёзы белели,
Полнедели чернели ели,
Дальше кедры закрыли свет,
Выше кедров сибирских нет!
4. Основная часть. Знакомство с тайгой. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье. Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таятся.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Послушайте ещё одну загадку (читает Родион) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)
Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.
Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.
5. Практическая часть. Работа в малых группах. А)Дидактическая игра «Собери картинку из частей». (цветы) Нужно собрать картинку из частей, и тогда мы увидим красивые растения, которые растут в наших лесах. (Дети собирают разрезные картинки с изображением растений). А что у вас получилось, мы увидим на экране. Слайды 5. Воспитатель вместе с детьми проговаривает название растений: багульник, жарки, подснежник, ландыш.
Б) Дидактическая игра «Одень» деревья в свои листья. Слайд 6. С одной стороны лежат картинки с изображением деревьев, а с другой стороны картинки с изображением листьев этих деревьев. После сортировки картинок дети вместе с воспитателем называют деревья: (береза, рябина, ель, кедр, осина), классифицируют деревья (лиственные, хвойные, вечнозеленые, деревья, кустарники и т.п.)
В) Работа с точечным изображением ели (дети выполняют задание у мольберта) Слайд 7.
6. Динамическая пауза. Физкультминутка под композицию «Песенка – зарядка», слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёва. Слайд 8 .
7. Загадки про обитателей леса.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте загадки и попробуйте отгадать представителей животного мира, которые живут в наших лесах.
1. Весь день она спит, а ночью летает, своими глазами большими сверкает.
Сова (Слайд 9).
2. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. Лиса (Слайд 9).
3. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной.
И акробат прекрасный. Дятел (Слайд 9).
4. Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. Ёжик (Слайд 9).
5. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? Медведь (Слайд 9).
6. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц (Слайд 9).
7. Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк,
Промелькнул, как огонёк? Белка (Слайд 9).
7. Сюрпризный момент. ( Слайд 10) -Вы правильно отгадали все загадки и белочка принесла вам в подарок орешки. А чем ещё богат лес? Ягодами, орехами, грибами. Вы правы, всем этим нас одаривает лес. А как мы можем отблагодарить лес за его щедрые дары? - Нужно беречь лес от пожаров, защищать животных от браконьеров, не уничтожать редкие растения и тогда лес будет нас радовать своей красотой, своими богатствами.
8.Проблемная ситуация. Кто главный враг леса? (Слайд 11) Стих. Г. Граубина «Погорельцы» читает Тася Л.)
Лес кормил зверей и птиц, |
Лось бредет, едва живой,
Воспаленные глаза
Переполнены тоской.
Волк обнюхал их следы
И ушел. Таков закон:
В час всеобщей их беды
Никого не тронет он.
Перед горем все равны,
Драки, распри – все в былом,
Вместе ищут новый дом.
Кто главный враг леса? Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. -Почему в лесу возникают пожары? -Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)
9. Использование пословиц о лесе.
О лесе люди придумали пословицы (читает Паша, Максим)
1.Лес - богатство и краса, береги свои леса! 2. Враг природы тот, кто леса не бережет.
9. Итог занятия. (Слайд 12)
Ребята, вы много узнали о природе родного края. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»
Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко всему живому.Воспитывать заботливое...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
Тема: «Воспоминание о лете» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «День непослушания»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «День непослушания» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образо...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «По морю, по океану…»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Австралию»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...