Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Красникова Ольга Васильевна

 

Тема: «Наш родной сибирский лес».

Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.

Образовательные:

  • Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
  • активизировать словарь по лексической теме «Лес и его обитатели».

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение. 
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  •  Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю;                       
  • желание принять посильное участие в охране и защите природы.

 Предварительная работа:

  • Разучивание стихов, загадок, пословиц о лесе.
  • Выставка детских рисунков «Лесные обитатели».
  • Работа с разрезными картинками.

 

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, мультимедийная презентация, композиция «Песенка – зарядка», слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёва, запись звуков природы, карта России, разрезные картинки, карточки с изображением деревьев и листьев, мольберты, графическое (точечное) изображение ели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nash_rodnoy_sibirskiy_les.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            г.  Иркутска детский сад  №175

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной                          к школе группе.

Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Разработал: воспитатель подготовительной к школе  группы №5                                                                      Красникова О. В.  

г. Иркутск, 2015

Тема: «Наш родной сибирский лес».

Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.

Образовательные:

  • Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
  • активизировать словарь по лексической теме «Лес и его обитатели».

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение. 
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  •  Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю;                        
  • желание принять посильное участие в охране и защите природы.

 Предварительная работа:

  • Разучивание стихов, загадок, пословиц о лесе.
  • Выставка детских рисунков «Лесные обитатели».
  • Работа с разрезными картинками.

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран, мультимедийная презентация, композиция «Песенка – зарядка», слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёва, запись звуков природы, карта России, разрезные картинки, карточки с изображением деревьев и листьев, мольберты, графическое (точечное) изображение ели.

Ход занятия.

1.Организационный момент (настрой на занятие)

2. Вступительная беседа о Родине. (Слайд 2- карта России)

Наш дом.  (читает Андрей Т)

На карте мира не найдёшь                                                                                                            Тот дом, в котором ты живёшь,                                                                                                     И даже улицы родной                                                                                                               Мы не найдём на карте той.                                                                                                  Но мы всегда на ней найдём                                                                                                                  Свою страну- наш общий дом.

-Как называется наша страна? (Россия)                                                                               Значит, мы с вами россияне. Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы сибиряки. Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает  Никита М.)                                                                                                                                     Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!

3. Приём погружения в тему.                                                                                   Попробуем мысленно посетить тайгу.                                                                                                 Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает Данил К.)                                                                                                                                       Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Слайд 3. Звучит музыка (звуки леса)                                                                       Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки? Куда мы попали?          

Слайд 4.(Зелёное море тайги)

Я шагаю по нашему краю,

А где край у него - я не знаю!

Полнедели берёзы белели,

Полнедели чернели ели,

Дальше кедры закрыли свет,

Выше кедров сибирских нет!  

 4. Основная часть. Знакомство с тайгой.                                                                       Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье. Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таятся.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

Послушайте ещё одну загадку (читает Родион)                                                                        Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)

Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это?  Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

5. Практическая часть.                                                                                                            Работа в малых группах.                                                                                     А)Дидактическая игра «Собери картинку из частей». (цветы)                                                                                                                      Нужно собрать картинку из частей, и тогда мы увидим красивые растения, которые растут в наших лесах.                                                                                                (Дети собирают разрезные картинки с изображением растений).                                                      А что у вас получилось, мы увидим на экране. Слайды 5.                                                                                 Воспитатель вместе с детьми проговаривает название растений: багульник, жарки, подснежник, ландыш.

Б) Дидактическая игра «Одень» деревья в свои листья. Слайд 6.                                                                С одной стороны лежат картинки с изображением деревьев, а с другой стороны картинки с изображением листьев этих деревьев.                                                      После сортировки картинок дети вместе с воспитателем называют деревья: (береза, рябина, ель, кедр, осина), классифицируют деревья (лиственные, хвойные, вечнозеленые, деревья, кустарники и т.п.)  

В) Работа с точечным изображением ели (дети выполняют задание у мольберта)  Слайд 7.

6. Динамическая пауза.                                                                               Физкультминутка под композицию «Песенка – зарядка», слова М. Гауэр, музыка В. Богатырёва. Слайд 8 .

7. Загадки про обитателей леса.

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте загадки и попробуйте отгадать представителей животного мира, которые живут в наших лесах.

1. Весь день она спит, а ночью летает, своими глазами большими сверкает.

 Сова (Слайд 9).

2. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом.  Лиса (Слайд 9).

3. Хоть я не молоток -
    По дереву стучу:
   В нем каждый уголок
   Обследовать хочу.
   Хожу я в шапке красной.
   И акробат прекрасный.  Дятел (Слайд 9).

 4. Лесом катится клубок,
    У него колючий бок,
     Он охотится ночами
     За жуками и мышами. Ёжик (Слайд 9).

5. Косолапый и большой, 
   Спит в берлоге он зимой. 
   Любит шишки, любит мёд, 
   Ну-ка, кто же назовет? Медведь (Слайд 9).

6.  Комочек пуха, длинное ухо, 
    Прыгает ловко, любит морковку. Заяц (Слайд 9).

7.  Кто с высоких тёмных сосен 
    В ребятишек шишку бросил? 
    И в кусты через пенёк, 
    Промелькнул, как огонёк?  Белка (Слайд 9).

7. Сюрпризный момент. ( Слайд 10)                                                                                                   -Вы правильно отгадали все загадки и белочка принесла вам в подарок орешки.                                                                                                                                                  А чем ещё богат лес? Ягодами, орехами, грибами.                                                                 Вы правы, всем этим нас одаривает лес. А как мы можем отблагодарить лес  за его щедрые дары?                                                                                                  - Нужно беречь лес от пожаров, защищать животных от браконьеров, не уничтожать редкие растения и тогда лес будет нас радовать своей красотой, своими богатствами.

 8.Проблемная ситуация.  Кто главный враг леса? (Слайд 11)                                                              Стих. Г. Граубина «Погорельцы» читает Тася Л.)

Лес кормил зверей и птиц,
Укрывал в мороз и зной.
Но деревья пали ниц,
Стали пеплом и золой.
Нет ни лёжек, ни берлог,
Только угли там и тут.
На чужбину без дорог
Белки – нищенки бредут.
Ковыляют кое-как,
От ушей до пят черны.
Заяц больше не русак.                                                                                         Еле тащится коза,

         
Лось бредет, едва живой,
Воспаленные глаза
Переполнены тоской.
   Волк обнюхал их следы
   И ушел. Таков закон:
   В час всеобщей их беды
   Никого не тронет он.
   Перед горем все равны,
   Драки, распри – все в былом,
   Вместе ищут новый дом.                                                                                                    

Кто главный враг леса?  Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать.                                                                  -Почему в лесу возникают пожары?                                                                                           -Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)  

 9. Использование  пословиц о лесе.                                                              

О лесе люди придумали пословицы (читает Паша, Максим)

1.Лес - богатство и краса, береги свои леса!                                                                             2. Враг природы тот, кто леса не бережет.                                                              

9. Итог занятия. (Слайд 12)

Ребята, вы много узнали о природе родного края.                                                                    А теперь пришла  пора возвращаться в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»

Тема: «Воспоминание о лете» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «День непослушания»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «День непослушания» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образо...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «По морю, по океану…»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Австралию»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...