Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Австралию»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: формировать у детей представление об особенностях природы Австралии.

Программное содержание: дать представление о флоре и фауне Австралии; дать представление о взаимосвязи живых организмов со средой обитания (сумчатые животные).

Материалы и оборудование: презентация «Путешествие в Австралию», глобус, фонарик; пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: у детей сформировано представление об особенностях природы Австралии.

Структура занятия

I

Вводная часть

Игра «Карта»

3 мин

II

Основная часть

 

23 мин

1

Опыт

«Смена времен года»

3 мин

2

Беседа

О животных и растениях Австралии

7 мин

3

Физкультминутка

«Море волнуется – раз»

3 мин

4

Работа в пособии

Задание 1

3 мин

5

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

6

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

7

Работа в пособии

Задание 4

3 мин

III

Заключительная часть

 

2 мин

Длительность 30 минут

 

Ход занятия

 

  1. Вводная часть

Игра «Карта»

- Ребята, мы с вами уже много путешествуем, многое уже видели, поэтому я предлагаю вам сыграть в игру «Карта». Правила игры простые: вам надо просто отправить животное на тот континент, где оно живет. 

Слайд 2

На экран проецируется слайд с картой мира и по 1 появляются животные, дети должны назвать, материк, где живет животное. При правильном ответе животное переместится в среду своего обитания. Когда очередь доходит до кенгуру, в зависимости от подготовленности детей, возникает затруднение – дети не знают, где живет животное.

- Смотрите, это животное хорошо прыгает, может это горное животное и живет, где-нибудь в Азии или в Америке? (Ответы детей.)

- А может это животное живет в американских прериях или африканской саванне? И сумка у него для того, чтобы детеныш всегда был в тени! Да и в саванне много травы, чтобы питаться! (Ответы детей.)

- Где же мы могли его встретить? (Ответы детей.)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на самый маленький континент земли – Австралия.

Воспитатель показывает континент на глобусе.

II. Основная часть

  1. Опыт «Смена времен года»

- Как вы думаете, далеко ли от нас Австралия? (Очень далеко.)

Слайд 3

- Как думаете на чем можно добраться до Австралии? (На самолёте – можно и горы перелететь, и океан.)

- Австралия находится в южном полушарии и поэтому когда у нас зима, в Австралии лето и наоборот. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

С помощью глобуса и фонарика воспитатель демонстрирует опыт «Смена времен года». Воспитатель обращает внимание детей, что когда солнце освещает северное полушарие, то на южное свет солнца почти не попадает, так происходит смена времен года.

  1. Беседа

 Слайд 4

- Австралию еще называют самым сухим континентом, потому что на территории Австралии есть две большие пустыни – большая пустыня Виктория и Большая песчаная пустыня, а остальная территория преимущественно степи. Там почти нет водоёмов.

Слайд 5

По территории Австралии протекает только одна большая река – Муррей. Есть, конечно, маленькие притоки, но их не так много. Немного в Австралии и озёр и все они солёные. Как вы думаете, почему в Австралии так мало рек и озёр? (Ответы детей.)

- В Австралии очень мало осадков, основная их часть выпадает в юго-восточной части, поэтому большая часть рек и находится там.

Слайд 6

А вот и наш знакомый – кенгуру! Кенгуру – очень крупное животное, с длинным толстым хвостом и сумкой на животе. У него длинные и очень крепкие задние ноги. Зачем кенгуру такие ноги? (Чтобы было удобно прыгать.)

- Действительно, это животное передвигается большими, мощными прыжками, опираясь при этом на свой хвост. Кенгуру очень быстро передвигается по степи, не встречая преград на своём пути.

Слайд 7

- У кенгуру есть враг – дикая собака динго. Это хитрое и умное животное, кроме того оно очень осторожное. Поэтому спастись от него можно только бегством. Если же убежать не удается – кенгуру защищается от врага своими мощными задними ногами. Ударом задней ноги кенгуру даже может проломить голову собаке.

Слайд 8

- Ребята, кенгуру – сумчатое животное. А как вы думаете, зачем ему сумка на животе? (Ответы детей.)

- Кенгуренок рождается крошечным и беспомощным. Это розовый комочек размером 3 сантиметра (с грецкий орех) и весом не более 3-5 грамма, похожий на червячка. Целых 6 месяцев он сидит в сумке матери, сосет молоко и подрастает.

Слайд 9

- Через полгода, он впервые вылезает из материнской сумки и прогуливается вокруг своей мамы, а при первой же опасности запрыгивает назад в своё убежище. Пройдет ещё два месяца, прежде чем кенгуренок окончательно покинет сумку.

Слайд 10

- В Австралии есть и другие сумчатые животные, кроме кенгуру. Например, еще один представитель этого класса – сумчатый медведь Коала. Коала – самый маленький в мире медведь. Он живет на деревьях и питается листьями эвкалипта. Днем они все время спят или недвижимо сидят, вцепившись в дерево передними лапами. Когда все листья вокруг съедены, или просто хочется сменить местожительства, коала перебирается на другое дерево. Если дотянуться со старого дерева на новое не удается, коала нехотя и очень неуклюже спускается на землю. А вот прыгают с дерева на дерево они очень ловко и грациозно. В случае опасности они молниеносно взбираются на первое дерево на пути. Кстати, коалы умеют плавать. Какое животное вам напоминает этот мишка? (Панду.)

Слайд 11

- Растительность Австралии не так разнообразна, как например растительность Евразии. В основном это эвкалиптовые леса. Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев мира. Его высота может достигать 100 метров. Эвкалипт – любитель солнца, поэтому его листья устроены так, что ни один листик не находится в тени другого. Древесина этого дерева настолько крепка, что широко используется в строительстве.

Слайд 12

- Сок эвкалипта является хорошим противовоспалительным средством, поэтому его добавляют во все лекарства от простуды.

Слайд 13

- Есть в Австралии еще одно удивительное животное – утконос. Какое странное название?! Скажите, почему его так назвали? (Ответ детей.)

- Тело у утконоса приземистое, коротконогое; хвост уплощённый, похож на хвост бобра, но покрыт шерстью, которая с возрастом заметно редеет. В хвосте утконоса, откладываются запасы жира. Мех у него густой, мягкий, обычно тёмно-коричневый на спине и рыжеватый или серый на брюхе. Голова круглая. Морда утконоса вытянута в плоский клюв, но не жёсткий как у птиц, а мягкий, покрытый кожей. Лапы у утконоса пятипалые, приспособленные как для плавания, так и для рытья земли. Для плавания утконос использует не задние лапы, как другие полуводные звери, а передние. Задние лапы в воде выступают в роли руля. Отыскивая добычу, утконос во время подводной охоты непрерывно водит головой из стороны в сторону. Утконос, как и все звери, кормит своих детенышей молоком, но вылупляются они из яиц, как у птиц или пресмыкающихся.

Слайд 14

- А вот и наши старые знакомые – волнистые попугайчики. Эти птички настолько хорошо чувствуют себя в неволе, что стали самыми распространенными домашними любимцами после собак и кошек. Они очень неплохо понимают и воспроизводят человеческую речь.

- Все животные, о которых мы сегодня говорили, могут жить только в Австралии!

3. Физкультминутка «Море волнуется – раз»

- А теперь давайте вспомним всех животных, которые нам встречались в нашем путешествии. Я буду вам показывать континент на карте, а вы – изображать животных, которые там живут.

Слайд 15

Воспитатель показывает на континенты: Азию, Европу, Америку, Африку, Австралию.

  1. Работа в пособии – задание 1

Слайд 16

- Кто где живёт? Покажите линиями.

5. Работа в пособии – задание 2

-  Посмотрите на рисунки. Как вы думаете, кому из людей удобнее нести свою ношу? Обведите.

- Как называется сумка у Тани? (Рюкзак.)

- А вот название маминой сумки произошло от названия австралийского животного. Кто догадается?

- Мамина сумка так и называется – «кенгуру».

- А теперь попробуйте объяснить, почему Ване так неудобно. Вредно ли это для здоровья.

6. Работа в пособии – задание 3

- Найдите животных, которые живут в Австралии. Как вы догадались?

7. Работа в пособии – задание 4

- Помогите крольчонку, заблудившемуся в пустыне, добраться до мамы.

III. Заключительная часть

- Интересно было путешествовать по Австралии? (Да, очень.)

- А что вам больше всего здесь понравилось?

Дети рассказывают особенно запомнившиеся моменты занятия.

Слайд 17

- Первым из европейцев открыл Австралию Виллем Янсзон около 400 лет назад (голландец). В следующий раз я обязательно расскажу вам про то, что он здесь увидел и что было потом. Хотите узнать? (Конечно, это очень интересно.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_puteshestvie_v_avstraliyu.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в Австралию»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: формировать у детей представление об особенностях природы Австралии.

Программное содержание: дать представление о флоре и фауне Австралии; дать представление о взаимосвязи живых организмов со средой обитания (сумчатые животные).

Материалы и оборудование: презентация «Путешествие в Австралию», глобус, фонарик; пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: у детей сформировано представление об особенностях природы Австралии.

Структура занятия

I

Вводная часть

Игра «Карта»

3 мин

II

Основная часть

23 мин

1

Опыт

«Смена времен года»

3 мин

2

Беседа

О животных и растениях Австралии

7 мин

3

Физкультминутка

«Море волнуется – раз»

3 мин

4

Работа в пособии

Задание 1

3 мин

5

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

6

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

7

Работа в пособии

Задание 4

3 мин

III

Заключительная часть

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Игра «Карта»

- Ребята, мы с вами уже много путешествуем, многое уже видели, поэтому я предлагаю вам сыграть в игру «Карта». Правила игры простые: вам надо просто отправить животное на тот континент, где оно живет. 

Слайд 2

На экран проецируется слайд с картой мира и по 1 появляются животные, дети должны назвать, материк, где живет животное. При правильном ответе животное переместится в среду своего обитания. Когда очередь доходит до кенгуру, в зависимости от подготовленности детей, возникает затруднение – дети не знают, где живет животное.

- Смотрите, это животное хорошо прыгает, может это горное животное и живет, где-нибудь в Азии или в Америке? (Ответы детей.)

- А может это животное живет в американских прериях или африканской саванне? И сумка у него для того, чтобы детеныш всегда был в тени! Да и в саванне много травы, чтобы питаться! (Ответы детей.)

- Где же мы могли его встретить? (Ответы детей.)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на самый маленький континент земли – Австралия.

Воспитатель показывает континент на глобусе.

II. Основная часть

  1. Опыт «Смена времен года»

- Как вы думаете, далеко ли от нас Австралия? (Очень далеко.)

Слайд 3

- Как думаете на чем можно добраться до Австралии? (На самолёте – можно и горы перелететь, и океан.)

- Австралия находится в южном полушарии и поэтому когда у нас зима, в Австралии лето и наоборот. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

С помощью глобуса и фонарика воспитатель демонстрирует опыт «Смена времен года». Воспитатель обращает внимание детей, что когда солнце освещает северное полушарие, то на южное свет солнца почти не попадает, так происходит смена времен года.

  1. Беседа

 Слайд 4

- Австралию еще называют самым сухим континентом, потому что на территории Австралии есть две большие пустыни – большая пустыня Виктория и Большая песчаная пустыня, а остальная территория преимущественно степи. Там почти нет водоёмов.

Слайд 5

По территории Австралии протекает только одна большая река – Муррей. Есть, конечно, маленькие притоки, но их не так много. Немного в Австралии и озёр и все они солёные. Как вы думаете, почему в Австралии так мало рек и озёр? (Ответы детей.)

- В Австралии очень мало осадков, основная их часть выпадает в юго-восточной части, поэтому большая часть рек и находится там.

Слайд 6

А вот и наш знакомый – кенгуру! Кенгуру – очень крупное животное, с длинным толстым хвостом и сумкой на животе. У него длинные и очень крепкие задние ноги. Зачем кенгуру такие ноги? (Чтобы было удобно прыгать.)

- Действительно, это животное передвигается большими, мощными прыжками, опираясь при этом на свой хвост. Кенгуру очень быстро передвигается по степи, не встречая преград на своём пути.

Слайд 7

- У кенгуру есть враг – дикая собака динго. Это хитрое и умное животное, кроме того оно очень осторожное. Поэтому спастись от него можно только бегством. Если же убежать не удается – кенгуру защищается от врага своими мощными задними ногами. Ударом задней ноги кенгуру даже может проломить голову собаке.

Слайд 8

- Ребята, кенгуру – сумчатое животное. А как вы думаете, зачем ему сумка на животе? (Ответы детей.)

- Кенгуренок рождается крошечным и беспомощным. Это розовый комочек размером 3 сантиметра (с грецкий орех) и весом не более 3-5 грамма, похожий на червячка. Целых 6 месяцев он сидит в сумке матери, сосет молоко и подрастает.

Слайд 9

- Через полгода, он впервые вылезает из материнской сумки и прогуливается вокруг своей мамы, а при первой же опасности запрыгивает назад в своё убежище. Пройдет ещё два месяца, прежде чем кенгуренок окончательно покинет сумку.

Слайд 10

- В Австралии есть и другие сумчатые животные, кроме кенгуру. Например, еще один представитель этого класса – сумчатый медведь Коала. Коала – самый маленький в мире медведь. Он живет на деревьях и питается листьями эвкалипта. Днем они все время спят или недвижимо сидят, вцепившись в дерево передними лапами. Когда все листья вокруг съедены, или просто хочется сменить местожительства, коала перебирается на другое дерево. Если дотянуться со старого дерева на новое не удается, коала нехотя и очень неуклюже спускается на землю. А вот прыгают с дерева на дерево они очень ловко и грациозно. В случае опасности они молниеносно взбираются на первое дерево на пути. Кстати, коалы умеют плавать. Какое животное вам напоминает этот мишка? (Панду.)

Слайд 11

- Растительность Австралии не так разнообразна, как например растительность Евразии. В основном это эвкалиптовые леса. Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев мира. Его высота может достигать 100 метров. Эвкалипт – любитель солнца, поэтому его листья устроены так, что ни один листик не находится в тени другого. Древесина этого дерева настолько крепка, что широко используется в строительстве.

Слайд 12

- Сок эвкалипта является хорошим противовоспалительным средством, поэтому его добавляют во все лекарства от простуды.

Слайд 13

- Есть в Австралии еще одно удивительное животное – утконос. Какое странное название?! Скажите, почему его так назвали? (Ответ детей.)

- Тело у утконоса приземистое, коротконогое; хвост уплощённый, похож на хвост бобра, но покрыт шерстью, которая с возрастом заметно редеет. В хвосте утконоса, откладываются запасы жира. Мех у него густой, мягкий, обычно тёмно-коричневый на спине и рыжеватый или серый на брюхе. Голова круглая. Морда утконоса вытянута в плоский клюв, но не жёсткий как у птиц, а мягкий, покрытый кожей. Лапы у утконоса пятипалые, приспособленные как для плавания, так и для рытья земли. Для плавания утконос использует не задние лапы, как другие полуводные звери, а передние. Задние лапы в воде выступают в роли руля. Отыскивая добычу, утконос во время подводной охоты непрерывно водит головой из стороны в сторону. Утконос, как и все звери, кормит своих детенышей молоком, но вылупляются они из яиц, как у птиц или пресмыкающихся.

Слайд 14

- А вот и наши старые знакомые – волнистые попугайчики. Эти птички настолько хорошо чувствуют себя в неволе, что стали самыми распространенными домашними любимцами после собак и кошек. Они очень неплохо понимают и воспроизводят человеческую речь.

- Все животные, о которых мы сегодня говорили, могут жить только в Австралии!

3. Физкультминутка «Море волнуется – раз»

- А теперь давайте вспомним всех животных, которые нам встречались в нашем путешествии. Я буду вам показывать континент на карте, а вы – изображать животных, которые там живут.

Слайд 15

Воспитатель показывает на континенты: Азию, Европу, Америку, Африку, Австралию.

  1. Работа в пособии – задание 1

Слайд 16

- Кто где живёт? Покажите линиями.

5. Работа в пособии – задание 2

-  Посмотрите на рисунки. Как вы думаете, кому из людей удобнее нести свою ношу? Обведите.

- Как называется сумка у Тани? (Рюкзак.)

- А вот название маминой сумки произошло от названия австралийского животного. Кто догадается?

- Мамина сумка так и называется – «кенгуру».

- А теперь попробуйте объяснить, почему Ване так неудобно. Вредно ли это для здоровья.

6. Работа в пособии – задание 3

- Найдите животных, которые живут в Австралии. Как вы догадались?

7. Работа в пособии – задание 4

- Помогите крольчонку, заблудившемуся в пустыне, добраться до мамы.

III. Заключительная часть

- Интересно было путешествовать по Австралии? (Да, очень.)

- А что вам больше всего здесь понравилось?

Дети рассказывают особенно запомнившиеся моменты занятия.

Слайд 17

- Первым из европейцев открыл Австралию Виллем Янсзон около 400 лет назад (голландец). В следующий раз я обязательно расскажу вам про то, что он здесь увидел и что было потом. Хотите узнать? (Конечно, это очень интересно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Математики».

Данный конспект разработан для детей подготовительной к школе группы.Задачи:Образовательные:- Закрепить знания детей о, последовательности дней в неделе, временах года и названиях месяцев в году.- Упр...

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Математическое путешествие по странам»

систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну математика»

Формировать понятие – условие задачи, вопрос, решение, ответ.Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >;Закреплять знание состава числа 7, 8, 9.Закреплять умение решат...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в математику».

ЗадачиОбразовательные:закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном   порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу;закрепить знания детей о ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Изумрудный город»

Программное содержание:Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить знания детей о геометрических фигурах.Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос,...