Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kostyum.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

тема:

«Знакомство с русским костюмом»

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом

Задачи:

Рассказывать о русском народном костюме, формировать  представления об элементах костюма.

Познакомить детей с русским народным платком, традициями и культурой русского народа. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика).                  

Прививать  любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Методические приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);

Форма организации занятия: фронтально.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Зрительный ряд: репродукции, на которых изображены люди в русских костюмах, русский костюм (мужской, женский)

Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки («четвертый лишний»), ленточки;  Хозяюшка  в русском наряде, самовар  

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах;  просмотр презентаций, изготовление костюмов,  создание выставки-платков.

Обогащение словаря: коленкор, кисея, понеточина, домотканая, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель– Здравствуйте, ребята. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня , в ходе нашей беседы.

 Под музыку входит Хозяюшка,

Хозяюшка- здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном),

проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.

Хозяюшка - какие вы статные да ладные , обращается к детям : как звать , вас, красна девица?

Как звать , вас, добрый молодец? (после того, как ребенок отвечает, она спрашивает :  скажи , Марьюшка, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая) и т.д. , дети называют части костюма

Хозяюшка – а как можно назвать одежду, в которую одеты наши гости? (ответы детей : современная), а как назовем мы одежду, в которую одеты вы? (русский народный костюм).Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*., считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак –«что ж ты распоясался?»,считалось позором если женщина была без головного убора- пришло к нам выражение  «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим из какой ткани сделаны ваши сарафаны и рубахи ( ответы детей: изо льна, из ситца, из парчи, из атласа, из кашемира).Посмотрите какие у меня еще есть костюмы, а сделаны они из коленкора, из кисеи, вшита понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям. )

Воспитатель- спасибо Хозяюшка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора  отдохнуть.

.Физкультминутка

Мы красиво нарядились,                              

                              (показывают наряды)

Вкруг себя оборотились,                        

                                    (повернулись)

Вышли песенки попеть,                                

                               (упражнение –зевота,   удаляющее  напряжение.)

На людей посмотреть.

Вышли дружно поиграть,

                                                                           (упражнение – помпа)

Себя людям показать.

Воспитатель приглашает детей сесть полукругом.

- Сегодня я принесла Вам альбом на котором  изображены русские народные платки. Когда-то такие платки носили наши бабушки ,но в некоторых деревнях бабушки их носят до сих пор. Сначала платком считалось белое льняное полотенце с вышивкой – убрус (показываю картину),которым женщины покрывали голову , и лотом только спустя время на Руси появились платки «шаль», означающее большой узорный платок . Такие платки играют огромную роль в ансамбле народного костюма ( одежды) как завершение головного убора или украшение. Платки носили, как праздничные наряды и даже повседневно.

Придумали платки наши талантливые российские художники и мастера по ткацкому и красильному делу В платке можно рассмотреть узоры; это русская ромашка, образы лебедя и павлина, птицы, гуси – лебеди, дерево жизни, гирлянды из роз и лилий и многое другое. На ткани художники умудряются запечатлеть и нелёгкую судьбу, и тут же  рядом – радостные и весёлые эпизоды из жизни людей.

Платок и шаль всегда остаются лучшим подарком, ведь платком можно укутаться в стужу, набрасывать на плечо. В городах платки продают не только в магазинах, но и на ярмарках и выставках.

Воспитатель задаёт вопросы детям;

- Красивые платки на картинках? У кого есть похожие платки дома или у бабушки?

- Расскажите, какие узоры изображены на картинках?

- У кого мама или бабушка носит шаль или платок?

- Воспитатель, сейчас мы с вами поиграем в игру: »Найди свой платочек»

           Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).

- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?

Лапоть, сапог, туфля, поршень.

Лавка, стул, сундук, люлька.

Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.

Теремок, изба, дворец, высотный дом.

Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.

Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.

       Упражнение «Кто больше заметит?»

- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка  Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка

-  Сейчас  Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом  внимательно посмотрите и скажите, что изменилось  Например: платок был завязан, а сейчас развязан.

Затем  дети  рассказывают,  что  изменилось,  и  самостоятельно воссоздают первоначальный образ.

Итог занятия. - Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие ?Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. 

Беседа: «Знакомство с русским платком». История русского платка.

Автор: Ольга Вячеславовна Ашимова, 1 февраля 2012 год

1.Наименование программы, используемой для написания конспекта: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.Автор: воспитатель 1 квалификационной категории – Ашимова Ольга Вячеславовна.

3.Дата проведения: 1 февраля 2012 год.

4.Количество детей: 14.

5.Основная образовательная область: «Познание».

6.Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социализация»,   «Коммуникация»,  «Музыка».

7.Возрастная группа детей: младшая разновозрастная (от 2,5 – 4 лет).

8.Тема: «Русский народный платок»

9.Дидактическая цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

10.Тип занятия: беседа, рассматривание

11.Задачи:

Образовательная: познакомить детей с русским народным платком, традициями и культурой русского народа, рассказать о талантах русского мастерства.

Развивающая: развивать внимательность, память и интерес детей  к народному творчеству.

Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к обычаям старины.

Оздоровительная: с помощью подвижной игры укреплять здоровье детей.

12.Методы и приемы используемые на занятии:

Наглядный метод – показ  альбома

Игровые методы –  подвижная игра.

13.Форма организации деятельности:  коллективная.

14.Средства обучения:

Оборудование:

Наглядный материал: альбом с картинками, на которых изображены платки

Раздаточный материал: платочки, разных цветов (фасонов) на каждого ребенка.

Ход беседы:

(Воспитатель приглашает детей сесть полукругом вокруг стола)

     - Ребята, сегодня я вам принесла альбом, на котором изображены русские народные платки. Посмотрите на   разнообразные, красивые, узорчатые платки,  сколько, много разных платков бывает.  Когда - то такие платки носили наши бабушки, но в некоторых деревнях бабушки их носят до сих пор. Сначала   платком считалось  белое льняное  полотенце с вышивкой – убрус (показываю картинку), которым женщины  покрывали голову, и потом только спустя время, на Руси появились платки «шаль», означающее большой узорный платок. Такие платки играют огромную роль в ансамбле народного костюма (одежды) как завершение головного убора или украшение.  Платки носили,  как праздничные  наряды и даже повседневно.

      - Красивые платки на картинках? У кого есть похожие платки дома или у бабушки?

      - Придумали платки наши талантливые российские художники и мастера по ткацкому и красильному делу. В платке можно рассмотреть узоры: это русская ромашка,  образы лебедя и павлина, птицы, гуси – лебеди, дерево жизни, гирлянды из роз и лилий и многое другое. На ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом – радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

      - Расскажите, какие узоры изображены на картинках?  

      -  Раньше очень модно было носить платок, и до сих пор, платок и шаль всегда остаются лучшим подарком, ведь платком можно укутаться в стужу, набрасывать на плечо. Многие небрежно припускают платок, чтобы кисти почти касались пола. В городах платки продают не только в магазинах, но и на ярмарках и выставках. (Показываю детям картинки, на которых женщины изображены с накинутыми шалями).

     - У кого мама или бабушка носит шаль или платок?  

      - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Найди свой платочек»

      Каждый из детей получает платочек (все платочки разные). Внимательно рассмотрев, платочки возвращают воспитателю. Затем дети отворачиваются, а воспитатель раскладывает платочки на полу. После того как воспитатель разложит платочки, дети пытаются отыскать  «свой» платочек под любую веселую русскую народную мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...