Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_kostyum.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
тема:
«Знакомство с русским костюмом»
Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом
Задачи:
Рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма.
Познакомить детей с русским народным платком, традициями и культурой русского народа. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика).
Прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Методические приёмы:
Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);
Форма организации занятия: фронтально.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии
Зрительный ряд: репродукции, на которых изображены люди в русских костюмах, русский костюм (мужской, женский)
Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки («четвертый лишний»), ленточки; Хозяюшка в русском наряде, самовар
Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; просмотр презентаций, изготовление костюмов, создание выставки-платков.
Обогащение словаря: коленкор, кисея, понеточина, домотканая, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель– Здравствуйте, ребята. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня , в ходе нашей беседы.
Под музыку входит Хозяюшка,
Хозяюшка- здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном),
проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.
Хозяюшка - какие вы статные да ладные , обращается к детям : как звать , вас, красна девица?
Как звать , вас, добрый молодец? (после того, как ребенок отвечает, она спрашивает : скажи , Марьюшка, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая) и т.д. , дети называют части костюма
Хозяюшка – а как можно назвать одежду, в которую одеты наши гости? (ответы детей : современная), а как назовем мы одежду, в которую одеты вы? (русский народный костюм).Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*., считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак –«что ж ты распоясался?»,считалось позором если женщина была без головного убора- пришло к нам выражение «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим из какой ткани сделаны ваши сарафаны и рубахи ( ответы детей: изо льна, из ситца, из парчи, из атласа, из кашемира).Посмотрите какие у меня еще есть костюмы, а сделаны они из коленкора, из кисеи, вшита понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям. )
Воспитатель- спасибо Хозяюшка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора отдохнуть.
.Физкультминутка
Мы красиво нарядились,
(показывают наряды)
Вкруг себя оборотились,
(повернулись)
Вышли песенки попеть,
(упражнение –зевота, удаляющее напряжение.)
На людей посмотреть.
Вышли дружно поиграть,
(упражнение – помпа)
Себя людям показать.
Воспитатель приглашает детей сесть полукругом.
- Сегодня я принесла Вам альбом на котором изображены русские народные платки. Когда-то такие платки носили наши бабушки ,но в некоторых деревнях бабушки их носят до сих пор. Сначала платком считалось белое льняное полотенце с вышивкой – убрус (показываю картину),которым женщины покрывали голову , и лотом только спустя время на Руси появились платки «шаль», означающее большой узорный платок . Такие платки играют огромную роль в ансамбле народного костюма ( одежды) как завершение головного убора или украшение. Платки носили, как праздничные наряды и даже повседневно.
Придумали платки наши талантливые российские художники и мастера по ткацкому и красильному делу В платке можно рассмотреть узоры; это русская ромашка, образы лебедя и павлина, птицы, гуси – лебеди, дерево жизни, гирлянды из роз и лилий и многое другое. На ткани художники умудряются запечатлеть и нелёгкую судьбу, и тут же рядом – радостные и весёлые эпизоды из жизни людей.
Платок и шаль всегда остаются лучшим подарком, ведь платком можно укутаться в стужу, набрасывать на плечо. В городах платки продают не только в магазинах, но и на ярмарках и выставках.
Воспитатель задаёт вопросы детям;
- Красивые платки на картинках? У кого есть похожие платки дома или у бабушки?
- Расскажите, какие узоры изображены на картинках?
- У кого мама или бабушка носит шаль или платок?
- Воспитатель, сейчас мы с вами поиграем в игру: »Найди свой платочек»
Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).
- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?
Лапоть, сапог, туфля, поршень.
Лавка, стул, сундук, люлька.
Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.
Теремок, изба, дворец, высотный дом.
Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.
Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.
Упражнение «Кто больше заметит?»
- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка
- Сейчас Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом внимательно посмотрите и скажите, что изменилось Например: платок был завязан, а сейчас развязан.
Затем дети рассказывают, что изменилось, и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.
Итог занятия. - Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие ?Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси.
Беседа: «Знакомство с русским платком». История русского платка.
Автор: Ольга Вячеславовна Ашимова, 1 февраля 2012 год
1.Наименование программы, используемой для написания конспекта: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2.Автор: воспитатель 1 квалификационной категории – Ашимова Ольга Вячеславовна.
3.Дата проведения: 1 февраля 2012 год.
4.Количество детей: 14.
5.Основная образовательная область: «Познание».
6.Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
7.Возрастная группа детей: младшая разновозрастная (от 2,5 – 4 лет).
8.Тема: «Русский народный платок»
9.Дидактическая цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
10.Тип занятия: беседа, рассматривание
11.Задачи:
Образовательная: познакомить детей с русским народным платком, традициями и культурой русского народа, рассказать о талантах русского мастерства.
Развивающая: развивать внимательность, память и интерес детей к народному творчеству.
Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к обычаям старины.
Оздоровительная: с помощью подвижной игры укреплять здоровье детей.
12.Методы и приемы используемые на занятии:
Наглядный метод – показ альбома
Игровые методы – подвижная игра.
13.Форма организации деятельности: коллективная.
14.Средства обучения:
Оборудование:
Наглядный материал: альбом с картинками, на которых изображены платки
Раздаточный материал: платочки, разных цветов (фасонов) на каждого ребенка.
Ход беседы:
(Воспитатель приглашает детей сесть полукругом вокруг стола)
- Ребята, сегодня я вам принесла альбом, на котором изображены русские народные платки. Посмотрите на разнообразные, красивые, узорчатые платки, сколько, много разных платков бывает. Когда - то такие платки носили наши бабушки, но в некоторых деревнях бабушки их носят до сих пор. Сначала платком считалось белое льняное полотенце с вышивкой – убрус (показываю картинку), которым женщины покрывали голову, и потом только спустя время, на Руси появились платки «шаль», означающее большой узорный платок. Такие платки играют огромную роль в ансамбле народного костюма (одежды) как завершение головного убора или украшение. Платки носили, как праздничные наряды и даже повседневно.
- Красивые платки на картинках? У кого есть похожие платки дома или у бабушки?
- Придумали платки наши талантливые российские художники и мастера по ткацкому и красильному делу. В платке можно рассмотреть узоры: это русская ромашка, образы лебедя и павлина, птицы, гуси – лебеди, дерево жизни, гирлянды из роз и лилий и многое другое. На ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом – радостные и веселые эпизоды из жизни людей.
- Расскажите, какие узоры изображены на картинках?
- Раньше очень модно было носить платок, и до сих пор, платок и шаль всегда остаются лучшим подарком, ведь платком можно укутаться в стужу, набрасывать на плечо. Многие небрежно припускают платок, чтобы кисти почти касались пола. В городах платки продают не только в магазинах, но и на ярмарках и выставках. (Показываю детям картинки, на которых женщины изображены с накинутыми шалями).
- У кого мама или бабушка носит шаль или платок?
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Найди свой платочек»
Каждый из детей получает платочек (все платочки разные). Внимательно рассмотрев, платочки возвращают воспитателю. Затем дети отворачиваются, а воспитатель раскладывает платочки на полу. После того как воспитатель разложит платочки, дети пытаются отыскать «свой» платочек под любую веселую русскую народную мелодию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"
Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"
Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».
Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: Знакомство с профессией «Учитель»
Конспект НОД...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»
Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко всему живому.Воспитывать заботливое...