Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко всему живому.
Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к родному краю. | 26.9 КБ |
moy_lyubimyy_kray-22g.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Семицветик»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе.
Тема занятия:
«Мой любимый край»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Л.А.Демидова
Озёрск, 2022 год
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко всему живому.
Развивающие:
Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция областей:
Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.
Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.
Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.
Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций: «Природа Урала».
- Рассматривание коллекции камней.
- Рассматривание иллюстраций: «Камни».
Оборудование:
- Русские народные костюмы.
- Предметы и мебель деревенской избы.
- Иллюстрации по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
- Портрет П.П.Бажова.
- Иллюстрации Уральских гор, природы Уральского края.
- Иллюстрации предметов из камня.
Приёмы:
- Наглядный
- Словесный
- Вопросы к детям
- Поощрение
- Сюрпризный момент
Ход занятия
Под музыку Уральского хоровода дети заходят в зал. Танцуют «Уральский хоровод».
«Уральский хоровод»:
В сказочном Урале мы живём,
Так привольно нам в краю родном.
Горы и вершины, реки и долины
Нам всегда ласкают взор.
Сосны-исполины, кедры и рябины
Манят нас в лесной шатёр.
Припев:
Зеленей, расцветай мой родимый край.
Зеленей, расцветай мой любимый край.
Наш сказед здесь когда-то жил
И уральцев сердцем полюбил.
Про людей хороших, честных и пригожих
Много сказов он сложил.
Кто их прочитает, сразу понимает,
Как Бажов наш край любил.
Припев:
(Дети усаживаются на стульчики)
Педагог: Ребята, мы с вами сегодня будем беседовать о нашем родном крае.
Сейчас я вам расскажу сказку, а вы должны, будете угадать, о каком крае эта сказка. Вы, согласны?
Ответы детей.
- Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них своё богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
«Урал», по – башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.
Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.
Педагог: Дети, как, вы, думаете, о каком крае говорится в сказке?
Скажите, пожалуйста, чем богат наш край?
Благодарю детей за ответы.
Педагог: Правильно! Наш край Урал богат лесами, полями, озёрами, реками, полезными ископаемыми — это самоцветы, золото, медная руда, каменный уголь, мрамор и малахит.
На мольбертах размещены иллюстрации природы Урала.
Педагог: А сейчас я вам расскажу о нашем Уральском сказочнике П.П.Бажове.
В семье горнозаводского мастера 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.
Рос Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках.
Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. Главная тема сказов Бажова — жизнь и быт рабочих Урала. Главные герои — рабочие, мастера, добытчики.
Педагог:
Сказ заколдует, очарует,
В мир приключений позовёт,
Про Малахитницу расскажет
И с Огневушкой вас сведёт.
Расскажет, как в горах уральских
Находят камни мастера,
Как дней, ночей не отдыхая
Над ними трудится рука.
Педагог: Ребята, знаете ли вы предметы из камня?
(На мольберте размещены иллюстрации предметов из камня)
Благодарю детей за ответы.
Педагог: Дети, какие две группы деревьев вы знаете?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Хвойные и лиственные. Назовите, пожалуйста, лиственные деревья, которые растут у нас на Урале.
Ответы детей. Благодарю детей за ответы.
Педагог: А сейчас назовите хвойные деревья, которые растут у нас на Урале.
Ответы детей.
Педагог: Какую пользу приносят деревья?
Ответы детей.
Педагог: стихотворение: «Берёзки» Л.Ильиных
Возле дороги берёзки,
Как в карауле стоят.
Кроной зелёной, неброской
Тень и прохладу хранят.
Путнику будет наградой
В этой тени постоять.
От соловьиной рулады
В сердце войдёт благодать.
Ветер колышет игриво,
Веток косматую прядь.
Нежным берёзкам, как диву,
Возле дороги стоять.
Символ России берёзка –
Тихая нежная грусть.
Где бы я ни был, но всё же,
Я к тебе снова вернусь.
Физминутка: «Лягушки».
(Дети садятся на стульчики).
Педагог: Дети, предлагаю вам поиграть в дидактическую игру: «Доскажи словечко».
Из листьев резных зелёная шуба
На толстом стволе могучего…дуба.
Зимний корм и витамины
Птицам — ягоды…рябины.
С веток капают росинки,
Ведь дрожат листы…осинки.
Лето, осень иль весна
Зелена всегда…сосна.
Платьев не шьют нам эти иголки:
Эти иголки на ветках у…ёлки.
Белое платье, серёжки, как слёзки
Так наряжаются только…берёзки.
В листья пятипалые с детства я влюблён,
Их подарит осенью раскудрявый…клён.
В летнем снеге вся земля —
Распушились…тополя.
Треплет ветер шаловливый
Косы длинные у…ивы.
Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой лечебный дарит нам…липа.
Из красавицы душистой
Соберу букет пушистый.
В этот милый майский день
Пусть нас радует…сирень.
Педагог: Ребята, вы просто молодцы, быстро отвечали.
Скажите, пожалуйста, чем отличают деревья от кустарников?
Ответы детей. Благодарю детей за ответы.
Педагог: Ребята, а вы знаете правила поведения в живой природе?
Ответы детей. Благодарю за ответы детей.
Педагог: Что такое живая природа?
Ответы детей.
Педагог: Дети, куда заносят исчезающие виды животных, птиц, растений? И как называется место, где находятся исчезающие виды?
Ответы детей.
Педагог: Исчезающие виды животных, птиц, растений заносят в Красную книгу, а живут они в заповеднике.
Педагог: Дети, запомните правила!
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.
Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых – опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.
Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В руках человека и богатство Родной земли. Помните об этом!
Педагог: Дети, предлагаю вам спеть частушки.
Частушки на экологическую тему:
Ставьте ушки на макушке
Слушайте внимательно
Про экологию споём
Просто замечательно!
С экологией беда
Ну-ка, слушайте сюда!
Надо людям дать понять,
Что природа им как мать.
Нет порядка нигде
В небе, на земле, в воде.
Мусор, дым над головой
Гибнет нынче шар земной.
Мы на шарике земном
Все здоровыми растём.
Не обидим мы букашек
Гнёзд не разорим у пташек.
Не сорвём мы василёк
Яркий синенький цветок.
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
Если все сорвут цветы,
То не будет красоты.
Будем мы беречь природу
Землю, птиц, зверей и воду.
Педагог:
Дети, спасибо вам за поучительные частушки.
Рефлексия
Педагог:
Дети, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы наша природа была чистой и красивой?
Ответы детей.
Педагог:
Ребята, вы все молодцы, много знаете о нашем родном крае — Урале.
(Педагог вручает детям эмблемы с изображением Уральских гор)
Литература:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал», Магнитогорск 2004г.
Интернет- ресурсы
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Семицветик»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе.
Тема занятия:
«Мой любимый край»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Л.А.Демидова
Озёрск, 2022 год
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко всему живому.
Развивающие:
Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция областей:
Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.
Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.
Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.
Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций: «Природа Урала».
- Рассматривание коллекции камней.
- Рассматривание иллюстраций: «Камни».
Оборудование:
- Русские народные костюмы.
- Предметы и мебель деревенской избы.
- Иллюстрации по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
- Портрет П.П.Бажова.
- Иллюстрации Уральских гор, природы Уральского края.
- Иллюстрации предметов из камня.
Приёмы:
- Наглядный
- Словесный
- Вопросы к детям
- Поощрение
- Сюрпризный момент
Ход занятия
Под музыку Уральского хоровода дети заходят в зал. Танцуют «Уральский хоровод».
«Уральский хоровод»:
В сказочном Урале мы живём,
Так привольно нам в краю родном.
Горы и вершины, реки и долины
Нам всегда ласкают взор.
Сосны-исполины, кедры и рябины
Манят нас в лесной шатёр.
Припев:
Зеленей, расцветай мой родимый край.
Зеленей, расцветай мой любимый край.
Наш сказед здесь когда-то жил
И уральцев сердцем полюбил.
Про людей хороших, честных и пригожих
Много сказов он сложил.
Кто их прочитает, сразу понимает,
Как Бажов наш край любил.
Припев:
(Дети усаживаются на стульчики)
Педагог: Ребята, мы с вами сегодня будем беседовать о нашем родном крае.
Сейчас я вам расскажу сказку, а вы должны, будете угадать, о каком крае эта сказка. Вы, согласны?
Ответы детей.
- Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них своё богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
«Урал», по – башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.
Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.
Педагог: Дети, как, вы, думаете, о каком крае говорится в сказке?
Скажите, пожалуйста, чем богат наш край?
Благодарю детей за ответы.
Педагог: Правильно! Наш край Урал богат лесами, полями, озёрами, реками, полезными ископаемыми — это самоцветы, золото, медная руда, каменный уголь, мрамор и малахит.
На мольбертах размещены иллюстрации природы Урала.
Педагог: А сейчас я вам расскажу о нашем Уральском сказочнике П.П.Бажове.
В семье горнозаводского мастера 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.
Рос Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках.
Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. Главная тема сказов Бажова — жизнь и быт рабочих Урала. Главные герои — рабочие, мастера, добытчики.
Педагог:
Сказ заколдует, очарует,
В мир приключений позовёт,
Про Малахитницу расскажет
И с Огневушкой вас сведёт.
Расскажет, как в горах уральских
Находят камни мастера,
Как дней, ночей не отдыхая
Над ними трудится рука.
Педагог: Ребята, знаете ли вы предметы из камня?
(На мольберте размещены иллюстрации предметов из камня)
Благодарю детей за ответы.
Педагог: Дети, какие две группы деревьев вы знаете?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Хвойные и лиственные. Назовите, пожалуйста, лиственные деревья, которые растут у нас на Урале.
Ответы детей. Благодарю детей за ответы.
Педагог: А сейчас назовите хвойные деревья, которые растут у нас на Урале.
Ответы детей.
Педагог: Какую пользу приносят деревья?
Ответы детей.
Педагог: стихотворение: «Берёзки» Л.Ильиных
Возле дороги берёзки,
Как в карауле стоят.
Кроной зелёной, неброской
Тень и прохладу хранят.
Путнику будет наградой
В этой тени постоять.
От соловьиной рулады
В сердце войдёт благодать.
Ветер колышет игриво,
Веток косматую прядь.
Нежным берёзкам, как диву,
Возле дороги стоять.
Символ России берёзка –
Тихая нежная грусть.
Где бы я ни был, но всё же,
Я к тебе снова вернусь.
Физминутка: «Лягушки».
(Дети садятся на стульчики).
Педагог: Дети, предлагаю вам поиграть в дидактическую игру: «Доскажи словечко».
Из листьев резных зелёная шуба
На толстом стволе могучего…дуба.
Зимний корм и витамины
Птицам — ягоды…рябины.
С веток капают росинки,
Ведь дрожат листы…осинки.
Лето, осень иль весна
Зелена всегда…сосна.
Платьев не шьют нам эти иголки:
Эти иголки на ветках у…ёлки.
Белое платье, серёжки, как слёзки
Так наряжаются только…берёзки.
В листья пятипалые с детства я влюблён,
Их подарит осенью раскудрявый…клён.
В летнем снеге вся земля —
Распушились…тополя.
Треплет ветер шаловливый
Косы длинные у…ивы.
Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой лечебный дарит нам…липа.
Из красавицы душистой
Соберу букет пушистый.
В этот милый майский день
Пусть нас радует…сирень.
Педагог: Ребята, вы просто молодцы, быстро отвечали.
Скажите, пожалуйста, чем отличают деревья от кустарников?
Ответы детей. Благодарю детей за ответы.
Педагог: Ребята, а вы знаете правила поведения в живой природе?
Ответы детей. Благодарю за ответы детей.
Педагог: Что такое живая природа?
Ответы детей.
Педагог: Дети, куда заносят исчезающие виды животных, птиц, растений? И как называется место, где находятся исчезающие виды?
Ответы детей.
Педагог: Исчезающие виды животных, птиц, растений заносят в Красную книгу, а живут они в заповеднике.
Педагог: Дети, запомните правила!
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.
Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых – опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.
Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В руках человека и богатство Родной земли. Помните об этом!
Педагог: Дети, предлагаю вам спеть частушки.
Частушки на экологическую тему:
Ставьте ушки на макушке
Слушайте внимательно
Про экологию споём
Просто замечательно!
С экологией беда
Ну-ка, слушайте сюда!
Надо людям дать понять,
Что природа им как мать.
Нет порядка нигде
В небе, на земле, в воде.
Мусор, дым над головой
Гибнет нынче шар земной.
Мы на шарике земном
Все здоровыми растём.
Не обидим мы букашек
Гнёзд не разорим у пташек.
Не сорвём мы василёк
Яркий синенький цветок.
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
Если все сорвут цветы,
То не будет красоты.
Будем мы беречь природу
Землю, птиц, зверей и воду.
Педагог:
Дети, спасибо вам за поучительные частушки.
Рефлексия
Педагог:
Дети, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы наша природа была чистой и красивой?
Ответы детей.
Педагог:
Ребята, вы все молодцы, много знаете о нашем родном крае — Урале.
(Педагог вручает детям эмблемы с изображением Уральских гор)
Литература:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал», Магнитогорск 2004г.
Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.
Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
Тема: «Воспоминание о лете» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «День непослушания»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «День непослушания» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образо...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...