Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.

Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе.

Тема занятия:

«Мой любимый край»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А.Демидова

Озёрск, 2022 год

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).

Воспитывающие: 

Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Воспитывать любовь к родному краю.

Интеграция областей:

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций: «Природа Урала».
  2. Рассматривание коллекции камней.
  3. Рассматривание иллюстраций: «Камни».

Оборудование:

  • Русские народные костюмы.
  • Предметы и мебель деревенской избы.
  • Иллюстрации по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
  • Портрет П.П.Бажова.
  • Иллюстрации Уральских гор, природы Уральского края.
  • Иллюстрации предметов из камня.

Приёмы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Вопросы к детям
  • Поощрение
  • Сюрпризный момент

Ход занятия

Под музыку Уральского хоровода дети заходят в зал. Танцуют  «Уральский хоровод».

«Уральский хоровод»:

В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины

Нам всегда ласкают взор.

Сосны-исполины, кедры и рябины

Манят нас в лесной шатёр.

   Припев:

    Зеленей, расцветай мой родимый край.

    Зеленей, расцветай мой любимый край.

Наш сказед здесь когда-то жил

И уральцев сердцем полюбил.

Про людей хороших, честных и пригожих

Много сказов он сложил.

Кто их прочитает, сразу понимает,

Как Бажов наш край любил.

    Припев:

(Дети усаживаются на стульчики)

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня будем беседовать о нашем родном крае.

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы должны, будете угадать, о каком крае эта сказка. Вы, согласны?

Ответы детей.

- Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них своё богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

     «Урал», по – башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.

Педагог: Дети, как, вы, думаете, о каком крае говорится в сказке?

 Скажите, пожалуйста, чем богат наш край?

Благодарю детей за ответы.

Педагог: Правильно! Наш край Урал богат лесами, полями, озёрами, реками, полезными ископаемыми — это самоцветы, золото, медная руда, каменный уголь, мрамор и малахит.

На мольбертах размещены иллюстрации природы Урала.

Педагог: А сейчас я вам расскажу о нашем Уральском сказочнике П.П.Бажове.

В семье горнозаводского мастера 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

  Рос Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках.

 Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. Главная тема сказов Бажова — жизнь и быт рабочих Урала. Главные герои —  рабочие, мастера, добытчики.

Педагог:

Сказ заколдует, очарует,

В мир приключений позовёт,

Про Малахитницу расскажет

И с Огневушкой вас сведёт.

Расскажет, как в горах уральских

Находят камни мастера,

Как дней, ночей не отдыхая

Над ними трудится рука.

Педагог: Ребята, знаете ли вы предметы из камня?

(На мольберте размещены иллюстрации предметов из камня)

Благодарю детей за ответы.

Педагог: Дети, какие две группы деревьев вы знаете?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Хвойные и лиственные. Назовите, пожалуйста, лиственные деревья, которые растут у нас на Урале.

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Педагог: А сейчас назовите хвойные деревья, которые растут у нас на Урале.

Ответы детей.

Педагог: Какую пользу приносят деревья?

Ответы детей.

Педагог: стихотворение: «Берёзки» Л.Ильиных

Возле дороги берёзки,

Как в карауле стоят.

Кроной зелёной, неброской

Тень и прохладу хранят.

Путнику будет наградой

В этой тени постоять.

От соловьиной рулады

В сердце войдёт благодать.

Ветер колышет игриво,

Веток косматую прядь.

Нежным берёзкам, как диву,

Возле дороги стоять. 

Символ России берёзка –

Тихая нежная грусть.

Где бы я ни был, но всё же,

Я к тебе снова вернусь.

Физминутка: «Лягушки».

(Дети садятся на стульчики).

Педагог: Дети, предлагаю вам поиграть в дидактическую игру: «Доскажи словечко».

Из листьев резных зелёная шуба

На толстом стволе могучего…дуба.

Зимний корм и витамины

Птицам — ягоды…рябины.

С веток капают росинки,

Ведь дрожат листы…осинки.

Лето, осень иль весна

Зелена всегда…сосна.

Платьев не шьют нам эти иголки:

Эти иголки на ветках у…ёлки.

Белое платье, серёжки, как слёзки

Так наряжаются только…берёзки.

В листья пятипалые с детства я влюблён,

Их подарит осенью раскудрявый…клён.

В летнем снеге вся земля —

Распушились…тополя.

Треплет ветер шаловливый

Косы длинные у…ивы.

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой лечебный дарит нам…липа.

Из красавицы душистой

Соберу букет пушистый.

В этот милый майский день

Пусть нас радует…сирень.

Педагог: Ребята, вы просто молодцы, быстро отвечали.

Скажите, пожалуйста, чем отличают деревья от кустарников?

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Педагог: Ребята, а вы знаете правила поведения в живой природе?

Ответы детей. Благодарю за ответы детей.

Педагог: Что такое живая природа?

Ответы детей.

Педагог: Дети, куда заносят исчезающие виды животных, птиц, растений? И как называется место, где находятся исчезающие виды?

Ответы детей.

Педагог:  Исчезающие виды животных, птиц, растений заносят в Красную книгу, а живут они в заповеднике.

Педагог:  Дети, запомните правила!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых – опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.

Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В руках человека и богатство Родной земли. Помните об этом!

Педагог:  Дети, предлагаю вам спеть частушки.

Частушки на экологическую тему:

Ставьте ушки на макушке

Слушайте внимательно

Про экологию споём

Просто замечательно!

С экологией беда

Ну-ка, слушайте сюда!

Надо людям дать понять,

Что природа им как мать.

Нет порядка нигде

В небе, на земле, в воде.

Мусор, дым над головой

Гибнет нынче шар земной.

Мы на шарике земном

Все здоровыми растём.

Не обидим мы букашек

Гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём мы василёк

Яркий синенький цветок.

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

Если все сорвут цветы,

То не будет красоты.

Будем мы беречь природу

Землю, птиц, зверей и воду.

Педагог:

Дети, спасибо вам за поучительные частушки.

Рефлексия

Педагог:

Дети, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы наша природа была чистой и красивой?

Ответы детей.

Педагог:

Ребята, вы все молодцы,  много знаете о нашем родном крае — Урале.

(Педагог вручает детям эмблемы с изображением Уральских гор)

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал», Магнитогорск 2004г.

Интернет- ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе.

Тема занятия:

«Мой любимый край»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А.Демидова

Озёрск, 2022 год

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.

Развивающие:

Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).

Воспитывающие: 

Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Воспитывать любовь к родному краю.

Интеграция областей:

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций: «Природа Урала».
  2. Рассматривание коллекции камней.
  3. Рассматривание иллюстраций: «Камни».

Оборудование:

  • Русские народные костюмы.
  • Предметы и мебель деревенской избы.
  • Иллюстрации по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок».
  • Портрет П.П.Бажова.
  • Иллюстрации Уральских гор, природы Уральского края.
  • Иллюстрации предметов из камня.

Приёмы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Вопросы к детям
  • Поощрение
  • Сюрпризный момент

Ход занятия

Под музыку Уральского хоровода дети заходят в зал. Танцуют  «Уральский хоровод».

«Уральский хоровод»:

В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины

Нам всегда ласкают взор.

Сосны-исполины, кедры и рябины

Манят нас в лесной шатёр.

   Припев:

    Зеленей, расцветай мой родимый край.

    Зеленей, расцветай мой любимый край.

Наш сказед здесь когда-то жил

И уральцев сердцем полюбил.

Про людей хороших, честных и пригожих

Много сказов он сложил.

Кто их прочитает, сразу понимает,

Как Бажов наш край любил.

    Припев:

(Дети усаживаются на стульчики)

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня будем беседовать о нашем родном крае.

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы должны, будете угадать, о каком крае эта сказка. Вы, согласны?

Ответы детей.

- Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них своё богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

     «Урал», по – башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.

Педагог: Дети, как, вы, думаете, о каком крае говорится в сказке?

 Скажите, пожалуйста, чем богат наш край?

Благодарю детей за ответы.

Педагог: Правильно! Наш край Урал богат лесами, полями, озёрами, реками, полезными ископаемыми — это самоцветы, золото, медная руда, каменный уголь, мрамор и малахит.

На мольбертах размещены иллюстрации природы Урала.

Педагог: А сейчас я вам расскажу о нашем Уральском сказочнике П.П.Бажове.

В семье горнозаводского мастера 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

  Рос Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках.

 Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. Главная тема сказов Бажова — жизнь и быт рабочих Урала. Главные герои —  рабочие, мастера, добытчики.

Педагог:

Сказ заколдует, очарует,

В мир приключений позовёт,

Про Малахитницу расскажет

И с Огневушкой вас сведёт.

Расскажет, как в горах уральских

Находят камни мастера,

Как дней, ночей не отдыхая

Над ними трудится рука.

Педагог: Ребята, знаете ли вы предметы из камня?

(На мольберте размещены иллюстрации предметов из камня)

Благодарю детей за ответы.

Педагог: Дети, какие две группы деревьев вы знаете?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Хвойные и лиственные. Назовите, пожалуйста, лиственные деревья, которые растут у нас на Урале.

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Педагог: А сейчас назовите хвойные деревья, которые растут у нас на Урале.

Ответы детей.

Педагог: Какую пользу приносят деревья?

Ответы детей.

Педагог: стихотворение: «Берёзки» Л.Ильиных

Возле дороги берёзки,

Как в карауле стоят.

Кроной зелёной, неброской

Тень и прохладу хранят.

Путнику будет наградой

В этой тени постоять.

От соловьиной рулады

В сердце войдёт благодать.

Ветер колышет игриво,

Веток косматую прядь.

Нежным берёзкам, как диву,

Возле дороги стоять. 

Символ России берёзка –

Тихая нежная грусть.

Где бы я ни был, но всё же,

Я к тебе снова вернусь.

Физминутка: «Лягушки».

(Дети садятся на стульчики).

Педагог: Дети, предлагаю вам поиграть в дидактическую игру: «Доскажи словечко».

Из листьев резных зелёная шуба

На толстом стволе могучего…дуба.

Зимний корм и витамины

Птицам — ягоды…рябины.

С веток капают росинки,

Ведь дрожат листы…осинки.

Лето, осень иль весна

Зелена всегда…сосна.

Платьев не шьют нам эти иголки:

Эти иголки на ветках у…ёлки.

Белое платье, серёжки, как слёзки

Так наряжаются только…берёзки.

В листья пятипалые с детства я влюблён,

Их подарит осенью раскудрявый…клён.

В летнем снеге вся земля —

Распушились…тополя.

Треплет ветер шаловливый

Косы длинные у…ивы.

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой лечебный дарит нам…липа.

Из красавицы душистой

Соберу букет пушистый.

В этот милый майский день

Пусть нас радует…сирень.

Педагог: Ребята, вы просто молодцы, быстро отвечали.

Скажите, пожалуйста, чем отличают деревья от кустарников?

Ответы детей. Благодарю детей за ответы.

Педагог: Ребята, а вы знаете правила поведения в живой природе?

Ответы детей. Благодарю за ответы детей.

Педагог: Что такое живая природа?

Ответы детей.

Педагог: Дети, куда заносят исчезающие виды животных, птиц, растений? И как называется место, где находятся исчезающие виды?

Ответы детей.

Педагог:  Исчезающие виды животных, птиц, растений заносят в Красную книгу, а живут они в заповеднике.

Педагог:  Дети, запомните правила!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых – опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.

Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В руках человека и богатство Родной земли. Помните об этом!

Педагог:  Дети, предлагаю вам спеть частушки.

Частушки на экологическую тему:

Ставьте ушки на макушке

Слушайте внимательно

Про экологию споём

Просто замечательно!

С экологией беда

Ну-ка, слушайте сюда!

Надо людям дать понять,

Что природа им как мать.

Нет порядка нигде

В небе, на земле, в воде.

Мусор, дым над головой

Гибнет нынче шар земной.

Мы на шарике земном

Все здоровыми растём.

Не обидим мы букашек

Гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём мы василёк

Яркий синенький цветок.

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

Если все сорвут цветы,

То не будет красоты.

Будем мы беречь природу

Землю, птиц, зверей и воду.

Педагог:

Дети, спасибо вам за поучительные частушки.

Рефлексия

Педагог:

Дети, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы наша природа была чистой и красивой?

Ответы детей.

Педагог:

Ребята, вы все молодцы,  много знаете о нашем родном крае — Урале.

(Педагог вручает детям эмблемы с изображением Уральских гор)

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал», Магнитогорск 2004г.

Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»

Тема: «Воспоминание о лете» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «День непослушания»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «День непослушания» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образо...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...