"Север - суровый край"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие по знакомству с окружающим миром для подготовительной группы группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_prirodnomu_miru_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                         

Конспект  

непосредственно – образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

на тему: «Север – суровый край»

Автор:

воспитатель МБДОУ № 2 г. Сосногорска

Харчевникова Галина Ивановна

                                                 Сосногорск   2014

Цель: расширять и закреплять знания об арктической зоне.

Задачи:

- показать место расположение арктической зоны на карте мира;

- формировать представление о климатических условиях крайнего севера и тундры;

-продолжать учить определять по термометру холодную и теплую погоду;

- учить обобщать ранее полученные знания;

- закреплять знания о хищниках и травоядных;

- развивать умение устанавливать зависимость приспособления растений и животных от условий северного климата;

- развивать внимание, логику;

- воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость и желание помочь тем, кому нужна помощь.

Материалы и пособия: кукла в наряде Герды (героини сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»), географическая карта мира, картинки или фотографии с зимними явлениями в природе на севере, картинки(плакат) растительный мир севера, картинки с разными животными, красная книга, национальная одежда северных народов для куклы, изображение термометров с разными температурами на плоскостной основе.  

Ход занятия.

Воспитатель показывает куклу в наряде Герды.

В. Ребята, к нам за помощью обратилась Герда. Как вы знаете, её брата похитила Снежная Королева и увезла далеко на крайний север в Антарктиду, но Герда не знает, где находится Антарктида и в каком направлении ей держать свой путь. Как вы думаете, мы в силах ей помочь? (Ответы детей).

 В. Подскажите ей, что необходимо иметь путешественнику, чтобы правильно держать свой курс до нужного места.

Д. Путешественник в первую очередь должен взять с собой карту.

В. Скажите, а что такое карта и зачем она нужна?

Д. Карта - это изображение земли или определённой местности на листе бумаги и нужна, чтобы знать в каком направлении двигаться.

В. Ребята, а давайте покажем Герде, где на карте находится арктическая зона.

(Воспитатель, комментируя, показывает на карте арктическую зону).

В. Арктическая зона находится за полярным кругом и простирается до самого северного полюса.

В. (Обращается к Герде) Но, тебе Герда, нестоит спешить. Сначала выслушай ребят. Они расскажут, что такое север, что тебя ждёт на пути, чего стоит опасаться, а кто может помочь. (Обращаясь к детям) Давайте ребята, мы сначала ей расскажем какие климатические условия в тундре и на Арктике. Скажите, почему север называют суровым краем, и почему именно там Снежная Королева построила свой дворец.

Ответы детей. Там очень холодно, зима очень долгая и суровая – мороз до 50°С.

В. А в чём кроется причина такого климата?

Ответы детей. Солнце там никогда не поднимается высоко над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла.

В. С помощью какого прибора можно определить температуру воздуха?

Ответы детей. Температуру воздуха измеряют термометром.

В. Ребята, у меня на столе лежат термометры, я вам предлагаю разделиться на две команды: одна команда выбирает термометры, которые показывают теплую температуру воздуха, другая –холодную.

Дидактическая игра: «Тепло –холодно».

(Комментарии детей о сделанном выборе).

В. А ещё зимой на крайнем севере полярная ночь. Несколько месяцев солнце не показывается – темнота. Опасны тут зимние природные стихии. Ребята, назовите природные явления, которых должен остерегаться путник.

Ответы детей. Пурга, метель, вьюга, буран.

В. Зимой, чтобы в дороге не погибнуть от сильного мороза надо постоянно двигаться греться. Ребята, давайте покажем Герде движения, которые её согреют в мороз.

Физминутка: «На дворе мороз и ветер»

В. Зимой за полярным кругом также бывает явление в небе удивительной красоты – разноцветный переливающий занавес колышется в темном небе. (Показывает фотографию северного сияния). Ребята, что это?

Ответы детей. Северное сияние.

В. Но зато летом здесь настаёт полярный день. Солнце не садится за горизонт. И, на первый взгляд, безжизненное пространство, полно жизни: здесь растут разные растения и обитают животные. Ребята расскажите какие растения встречаются в тундре.

Ответы детей. Карликовая берёза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, клюква, различные мхи, различные грибы.

В. Ребята, объясните Герде почему здесь растения такие низкие.

Ответы детей. Потому что у поверхности земли теплее, ветер слабее; если бы деревья были высокими, то даже снег не мог бы их защитить от мороза.

В. А теперь давайте расскажем о животном мире севера.

Дидактическая игра: «Найди и назови». (Дети выбирают картинки с животными севера, показывают и называют животных).

В. Скажите, чем отличаются животные севера от животных других природных зон?

Ответы детей. Густой мех и толстый слой жира, так как там холодно.

В. Ребята, Герде кажется, что самый опасный из этих животных это одень.

Ответы детей. Оленя не надо опасаться, потому что это травоядное животное. Наоборот, олень помогает человеку, т.к. люди приручили его.

В. Каких травоядных животных севера вы ещё знаете?

Ответы детей.

Физминутка: «У оленя дом большой».

В. Скажите, а кого стоит опасаться Герде?

Ответы детей. Хищников – полярных волков и белых медведей.

В. Скажите, а почему человек не уничтожит таких опасных животных?

Ответы детей. Хищники - это санитары природы, они истребляют больных животных, оздоровляют их популяцию, а белый медведь и вовсе занесён в «Красную книгу».

В. Герде ребята не понятно, что такое «Красная книга».

Ответы детей. Это книга куда занесены редкие животные и растения, их охраняют.

В. Ну вот мы и рассказали Герде о севере. Теперь она может собираться в дорогу. Но, может ли она отправляться на север в такой лёгкой одежде. Давайте подскажем нашей гостье во что одеваться и на чём передвигаться. Какую одежду носят жители крайнего севера, и каким транспортом пользуются?

Ответы детей. Жители районов крайнего севера носят малицу, это шуба из оленьего меха с капюшоном; пимы – обувь из оленьего меха, а ездят они на упряжках с оленями или собаками.

В. Ребята, ответе: Какой город нашей республики находится за полярным кругом? Ответы детей. Воркута.

В. Герда, значит тебе туда держать путь, а оттуда к северному полюсу. Счастливого пути.

Дети прощаются с куклой.

Рефлексия.

Используемая литература:

1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» 6 – 7 лет

2.Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е.Аверина – 4-е изд. – М.: Айрис –пресс, 2008»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"

Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему "Север-мой край родной!"

Формировать знания детей о родном крае, где выросли; закрепить знания о животном и растительном мире родного Северного края; развивать логическое мышление детей и бережное отношение к родному краю....

«Жизнь Севера. Мой край»

Планирование образовательной деятельности  в   старшей  группе №   7(на день)...

Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края"

Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края" в старшей группе...

Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края"

Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края"в подготовительной группе...

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной». Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются с...