Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»
проект (старшая группа)
Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной».
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшое село неповторимо. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_realizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_toktomysova_a.a.docx | 63.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы:
Методическая разработка по описанию опыта работы
по реализации проектной деятельности
«Север – мой край родной»
Автор:
Токтомысова Айана Айдаровна
Место работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»
Должность:
Воспитатель
Анадырь
2021 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной».
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшое село неповторимо. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Чукча и тундра – брат и сестра». Чукчи и эскимосы, эвены и юкагиры берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
И нам очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Немаловажно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
В проектной деятельности участвовали воспитанники старшей группы, возраст 5-6 лет. В процессе проекта дети познакомились с историей родного города, края, с животным и растительным миром Чукотки, культурой и бытом народов Севера.
Реализация проекта включает блоки: «Чукотка-край земли», «Природа Чукотки», «Этнос и история»
Данная проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса ребенка, формирует патриотические чувства детей, воспитывает чувства гордости за свой родной край, Малую родину.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Взаимодействие всех участников проекта (дети, педагоги, родители) помогло в реализации целей и задач проекта.
Содержательная часть
Проект: «Север-мой край родной».
Продолжительность проекта: долгосрочный, срок реализации 1 год 2020-2021.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020г.)
Исходя из интересов и знаний детей, составляется план организовано - образовательной деятельности, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. Подбор иллюстративного и литературного материала, составление картотеки чукотских подвижных и дидактических игр.
II этап – основной (октябрь-апрель 2021г.)
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
III этап – итоговый (май 2021г.)
Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта: неповторимая по красоте и богатству природа Крайнего Севера, такая хрупкая и уязвимая, сегодня беспощадно и безответственно разрушается людьми. Только внимательное, заботливое отношение к ней со стороны взрослых поможет детям понять и полюбить природу родного края.
Цель проекта: способствовать общему развитию детей старшего дошкольного возраста посредством широкого использования краеведческого и природоохранного материала в воспитательно - образовательном процессе.
Задачи развития:
- Расширять кругозор детей об объектах и явлениях живой и неживой природы Крайнего Севера, культуре, традициях народов Севера;
- Развивать творческое мышление, коммуникативные способности в процессе реализации проекта;
- Формировать нравственные качества личности, экологическое мировоззрение маленького гражданина, привязанности к тем местам, где родился и живет; познавательный интерес к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры) родного края;
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание принимать посильное участие в ее охране и защите; чувствовать гордость за природные богатства, за достижения тружеников своего края.
Предполагаемые результаты:
1.Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью и традициями коренных народов Севера: оформление национального уголка, иллюстративных и фотоальбомов «Чукотка – край земли», подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, создание презентаций, картотеки народных игр, песен коренных жителей Чукотки;
2. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера;
-система работы по расширению представлений детей о своей малой Родине -Чукотском АО, г. Анадыре;
-оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
- оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Система реализации проекта
План работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера
| Блоки проекта | Задачи блоков: | Формы организации детской деятельности: |
1. | Чукотка – край земли | Знакомить с историческим прошлым и настоящим родного края и города. Дать представления о географическом расположении, рассказать о климатических условиях, как факторе, определяющем экономическое развитие города и округа; - знакомить с родным городом и другими городами и районами округа, и их достопримечательностями. -знакомить детей с гербом и флагом Чукотского АО, города Анадыря; - воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине. | Беседы, игры, наблюдения, экскурсии, медиа презентации. |
2. | Природа Чукотки
| Формировать экологическую культуру детей; -расширять представление о флоре и фауне Чукотки; - воспитывать бережное отношение к природе. | Игры, беседы, презентации, экскурсии, рассматривание иллюстративного материала. |
3. | Этнос и история | ||
Традиции и обычаи | -Знакомить с фольклором народов Севера (загадки, пословицы, поговорки, сказки, музыкальные инструменты) их содержанием и художественным своеобразием; - знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей; -воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям о Чукотке. | Презентация, беседы, экскурсии, инсценировки сказок, праздников народов Севера. | |
Народные промыслы | Знакомить детей с трудом коренного населения Чукотского АО (морзверобои, оленеводы, охотники, рыбаки, звероводы, косторезы); - воспитывать уважение к людям труда. - знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, кости); | Презентация, рассказ педагога, творческая деятельность детей. |
Основные направления работы по образовательным областям
Образовательная область | Содержание работы |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Речевое развитие | Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок. |
Познавательное развитие | Беседы: «Красная книга Чукотки», «Заповедники Чукотки», «Геральдика округа и города». Посещение музейного центра «Наследие Чукотки». Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку». Квест-игра «Путешествие моржонка». Экскурсии по улицам города, знакомство с достопримечательностями города Анадыря. |
Художественно-эстетическое развитие | Театральная деятельность: Инсценировка сказок северных народов; кукольный театр. Изодеятельность: Знакомство с прикладным искусством народов Севера (виды орнаментов, рисование узоров); участие в городских и региональных конкурсах; организация выставок рисунков воспитанников. Художественный труд изготовление атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр, плетение из бисера, конструирование из бумаги, бросового и природного материала. |
Физическое развитие | Игровая деятельность Знакомство с национальными спортивными играми (метание аркана на оленьи рога, прыжки через нарты, метание «гарпуна» на дальность, гонки на оленьих упряжках). Проведение спортивных соревнований, эстафет, физкультурных досугов. Подвижные игры: «Солнце», «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Оленьи упряжки». |
Формы работы с родителями: консультации, помощь в сборе материала по теме проекта, совместная творческая деятельность с детьми, оформление тематического стенда «Чукотка-край земли», экскурсия в музейный центр «Наследие Чукотки».
Календарно – тематический план работы с детьми (5 – 6 лет)
№ | Тема | Формы работы | Сроки |
Геральдика Чукотского АО, го Анадырь | Рассказ, беседа, показ слайдов. | Сентябрь | |
Мой родной город. Достопримечательности родного города | Беседа, рассматривание фотографий, экскурсии. Презентация, экскурсии. | ||
Работа в краеведческом уголке | Беседа, рассматривание иллюстраций предметов культуры и быта. | Октябрь | |
«Чукотка-край земли» | Выставка творческих работ | ||
Сказки северных народов | Чтение, инсценировки. | ||
«Крылатые, пернатые Севера» | Экскурсия в музейный центр «Наследие Чукотки» | Ноябрь | |
Животный мир северного края (белый медведь, песец, евражка) | Рассматривание иллюстраций «Животные Севера», экскурсия в музейный центр. | ||
Растительный мир Севера | Дидактические игры: «Что растет в тундре?», «Собери картинку». | ||
Фольклор народов Севера | Музыкальное развлечение | Декабрь | |
Творческая мастерская | Знакомство с народно – прикладным искусством народов Севера, продуктивная деятельность. | ||
Игры любят все! | Спортивный досуг, игры народов Севера. | ||
Эко игра «Путешествие моржонка» | Квест-игра: расширение представлений о животных Крайнего севера. | Январь | |
Красота северного края | Экскурсия, знакомство с северными художниками, фотографами. | ||
Неживая природа Чукотки | Беседа «О чем говорят камни», рассматривание коллекции камней. | Февраль | |
Познавательно-исследовательская деятельность | Опыты со снегом. Игровые ситуации на участке. | ||
Книги о людях Севера | Чтение художественных произведений писателей Чукотки, экскурсия в детскую библиотеку. | Март | |
«Берегите природу Чукотки» | Красная книга, презентация, стихи детей. | Апрель | |
«Музейные уроки» | Проведение интеллектуальных викторин, игр | ||
«Моя Чукотка» | Конкурс стихотворений, выставка творческих работ. | Май | |
«Животный мир Чукотки» | Викторина | ||
«Кто на севере живёт?» | Познавательный досуг «Культура и быт народов Севера». |
Результат проекта:
-Расширились представления детей о родном городе, его истории, о людях, которые прославили наш город;
-Обогатились знания детей о животном и растительном мире Чукотки, особенностях и богатствах природы родного края;
-Расширились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры);
-У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, творческое мышление и коммуникативные способности;
-Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.
Cписок литературы:
Бурыкин А.А. Чукотские загадки, Сп-Б, 2006г.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов Севера. Сост.., М., «Просвещение», 1989г.
Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
методическая разработка по изучению дошкольниками Краеведения по теме: «Что ты знаешь о родном крае?»
совместная проектная деятельность пошагово с использованием технологических карт, модулей раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, которая построена на интегр...
Методическая разработка НОД Описание способов изготовления поделок из бумаги по технике оригами "Чудесные поделки"
Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада ....
Презентация проектной деятельности "Север край неповторимый"
в проекте показана работа с воспитанниками, родителями (законными представителями), с специалистами детского сада по ознакомлению детей с малой Родиной...
Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной» в подготовительной группе №4 «Колобок» Воспитатель: Новикова Т.А.
Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной»в подготовительной группе №4 «Колобок»Воспитатель: Новикова Т.А....
Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель
Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум...
К О Н С П Е К Т Н О Д по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему: «День Рождения города Смоленска».
Цели и задачи:· o сформировать представления дете...