Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»
проект (старшая группа)

Токтомысова Айана Айдаровна

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной».

 Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшое село неповторимо. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы:

Методическая разработка по описанию опыта работы

по реализации проектной деятельности

«Север – мой край родной»

Автор:

 Токтомысова Айана Айдаровна

Место работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»

Должность:

Воспитатель

                                                 

 Анадырь

2021 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной».

 Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшое село неповторимо. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Чукча и тундра – брат и сестра». Чукчи и эскимосы, эвены и юкагиры берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.

   И нам очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Немаловажно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.

 Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. 

В проектной деятельности участвовали воспитанники старшей группы, возраст 5-6 лет. В процессе проекта дети познакомились с историей родного города, края, с животным и растительным миром Чукотки, культурой и бытом народов Севера.

Реализация проекта включает блоки: «Чукотка-край земли», «Природа Чукотки», «Этнос и история»

Данная проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса ребенка, формирует патриотические чувства детей, воспитывает чувства гордости за свой родной край, Малую родину.

  Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Взаимодействие всех участников проекта (дети, педагоги, родители) помогло в реализации целей и задач проекта.

Содержательная часть

Проект: «Север-мой край родной».  

Продолжительность проекта: долгосрочный, срок реализации 1 год 2020-2021.  

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020г.)

  Исходя из интересов и знаний детей, составляется план организовано - образовательной деятельности, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. Подбор иллюстративного и литературного материала, составление картотеки чукотских подвижных и дидактических игр.

II этап – основной (октябрь-апрель 2021г.)

 Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.

III этап – итоговый (май 2021г.)

 Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта: неповторимая по красоте и богатству природа Крайнего Севера, такая хрупкая и уязвимая, сегодня беспощадно и безответственно разрушается людьми. Только внимательное, заботливое отношение к ней со стороны взрослых поможет детям понять и полюбить природу родного края.

Цель проекта: способствовать общему развитию детей старшего дошкольного возраста посредством широкого использования краеведческого и природоохранного материала в воспитательно - образовательном процессе.

Задачи развития:

  • Расширять кругозор детей об объектах и явлениях живой и неживой природы Крайнего Севера, культуре, традициях народов Севера;
  • Развивать творческое мышление, коммуникативные способности в процессе реализации проекта;
  • Формировать нравственные качества личности, экологическое мировоззрение маленького гражданина, привязанности к тем местам, где родился и живет; познавательный интерес к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры) родного края;
  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание принимать посильное участие в ее охране и защите; чувствовать гордость за природные богатства, за достижения тружеников своего края.

Предполагаемые результаты:

1.Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью и традициями коренных народов Севера: оформление национального уголка, иллюстративных и фотоальбомов «Чукотка – край земли», подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, создание презентаций, картотеки народных игр, песен коренных жителей Чукотки;

2. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера;

-система работы по расширению представлений детей о своей малой Родине -Чукотском АО, г. Анадыре;

-оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

- оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Система реализации проекта

План работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера

 

Блоки проекта

Задачи блоков:

Формы организации детской деятельности:

1.

Чукотка – край земли

Знакомить с историческим прошлым и настоящим родного края и города. Дать представления о географическом расположении, рассказать о климатических условиях, как факторе, определяющем экономическое развитие города и округа;

- знакомить с родным городом и другими городами и районами округа, и их достопримечательностями.

-знакомить детей с гербом и флагом Чукотского АО, города Анадыря;

- воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Беседы, игры, наблюдения, экскурсии, медиа презентации.

2.

Природа Чукотки

  • Растительный мир
  • Животный мир
  • Экология

Формировать экологическую культуру детей;

-расширять представление о флоре и фауне Чукотки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Игры, беседы, презентации,  экскурсии,  рассматривание иллюстративного материала.

3.

Этнос и история

Традиции и обычаи

-Знакомить с фольклором народов Севера (загадки, пословицы, поговорки, сказки, музыкальные инструменты) их содержанием и художественным своеобразием;

 - знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей;

-воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям о Чукотке.

Презентация, беседы, экскурсии,

инсценировки сказок, праздников народов Севера.

Народные промыслы

Знакомить детей с трудом коренного населения Чукотского АО (морзверобои, оленеводы, охотники, рыбаки, звероводы, косторезы);

- воспитывать уважение к людям труда.

- знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, кости);

Презентация, рассказ педагога, творческая деятельность детей.

Основные направления работы по образовательным областям

Образовательная область

Содержание работы

Социально-коммуникативное развитие

  • Беседы на темы: «Всем советуем дружить», «Мой любимый город», «Традиции и обычаи коренных жителей».
  • Драматизация сказок народов Севера.
  • Рассматривание иллюстративного материала, просмотр презентаций.
  • Обогащение лексики чукотскими словами обозначающие предметы обихода.
  • Знакомство с фольклором чукотского народа (загадки, пословицы, поговорки, сказки).

Речевое развитие

Знакомство с национальными поэтами, писателями.

Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.

Познавательное развитие

Беседы: «Красная книга Чукотки», «Заповедники Чукотки», «Геральдика округа и города».

Посещение музейного центра «Наследие Чукотки».

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку».

Квест-игра «Путешествие моржонка».

Экскурсии по улицам города, знакомство с достопримечательностями города Анадыря.

Художественно-эстетическое развитие

Театральная деятельность:  

Инсценировка сказок северных народов; кукольный театр.

Изодеятельность:

Знакомство с прикладным искусством народов Севера (виды орнаментов, рисование узоров); участие в городских и региональных конкурсах; организация выставок рисунков воспитанников.

Художественный труд

изготовление атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр, плетение из бисера, конструирование из бумаги, бросового и природного материала.

Физическое развитие

Игровая деятельность

 Знакомство с национальными спортивными играми (метание аркана на оленьи рога, прыжки через нарты, метание «гарпуна» на дальность, гонки на оленьих упряжках). Проведение спортивных соревнований, эстафет, физкультурных досугов.

Подвижные игры:

«Солнце», «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Оленьи упряжки».

Формы работы с родителями: консультации, помощь в сборе материала по теме проекта, совместная творческая деятельность с детьми, оформление тематического стенда «Чукотка-край земли», экскурсия в музейный центр «Наследие Чукотки».

Календарно – тематический план работы с детьми (5 – 6 лет)

Тема

Формы работы

Сроки

Геральдика Чукотского АО, го Анадырь

Рассказ, беседа, показ слайдов.

Сентябрь

Мой родной город. Достопримечательности родного города

Беседа, рассматривание фотографий, экскурсии.  Презентация, экскурсии.

Работа в краеведческом уголке

Беседа, рассматривание иллюстраций предметов культуры и быта.

Октябрь

«Чукотка-край земли»

Выставка творческих работ

Сказки северных народов

Чтение, инсценировки.

«Крылатые, пернатые Севера»

Экскурсия в музейный центр «Наследие Чукотки»

Ноябрь

Животный мир северного края (белый медведь, песец, евражка)

Рассматривание иллюстраций «Животные Севера», экскурсия в музейный центр.

Растительный мир Севера

Дидактические игры: «Что растет в тундре?», «Собери картинку».

Фольклор народов Севера

Музыкальное развлечение

Декабрь

Творческая мастерская

Знакомство с народно – прикладным искусством народов Севера, продуктивная деятельность.

Игры любят все!

Спортивный досуг, игры народов Севера.

Эко игра «Путешествие моржонка»

Квест-игра: расширение представлений о животных Крайнего севера.

Январь

Красота северного края

Экскурсия, знакомство с северными художниками, фотографами.

Неживая природа Чукотки

Беседа «О чем говорят камни», рассматривание коллекции камней.

Февраль

Познавательно-исследовательская  деятельность

Опыты со снегом. Игровые ситуации на участке.

Книги о людях Севера

Чтение художественных произведений писателей Чукотки, экскурсия в детскую библиотеку.

Март

«Берегите природу Чукотки»

Красная книга, презентация, стихи детей.

Апрель

«Музейные уроки»

Проведение интеллектуальных викторин, игр

«Моя Чукотка»

Конкурс стихотворений, выставка творческих работ.

Май

«Животный мир Чукотки»

Викторина

«Кто на севере живёт?»

Познавательный досуг «Культура и быт народов Севера».

Результат проекта:

-Расширились представления детей о родном городе, его истории, о людях, которые прославили наш город;

-Обогатились знания детей о животном и растительном мире Чукотки, особенностях и богатствах природы родного края;

-Расширились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры);  

-У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, творческое мышление и коммуникативные способности;

-Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

Cписок литературы:

Бурыкин А.А. Чукотские загадки, Сп-Б, 2006г.

Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов Севера. Сост.., М., «Просвещение», 1989г.

Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"

Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...

методическая разработка по изучению дошкольниками Краеведения по теме: «Что ты знаешь о родном крае?»

совместная проектная деятельность пошагово с использованием технологических карт, модулей раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, которая построена на интегр...

Презентация проектной деятельности "Север край неповторимый"

в проекте показана работа с воспитанниками, родителями (законными представителями), с специалистами детского сада по ознакомлению детей с малой Родиной...

Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной» в подготовительной группе №4 «Колобок» Воспитатель: Новикова Т.А.

Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной»в подготовительной группе №4 «Колобок»Воспитатель: Новикова Т.А....

Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель

Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум...