Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края"
методическая разработка (старшая группа)

Пичугина Татьяна Геннадьевна

Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

10 – 14 февраля

Тема недели: «Север нашего края».

Цель: формирование представлений детей о жизни народов севера, о полярных животных

Задачи: Сформировать первоначальные представления о жизни народов севера. Познакомить с культурой и традициями северных народов. Расширять представления о животном мире полярных районов. Воспитывать интерес к природе.

Итоговое мероприятие:  Презентация «Животные Севера»

Комплекс утренней гимнастики: Комплекс «В гости к солнышку».

Цель: формировать и совершенствовать двигательные навыки, развивать физические качества, создать бодрое настроение.

1. Ходьба в колонне по одному.

2. Поскоки врассыпную.

3. Ходьба и построение в звенья.

4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.

«Легкий ветер» - поднять руки через стороны вверх, движением пальцев показать, как шелестят листья.

«Сильный ветер» - резкое движение рук влево и вправо с наклоном туловища, вернуться в исходное положение. Повторить 6-7 раз.

5. И.п.: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Наклониться вперед-вниз, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

6. И.п.: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки на поясе. Повернуться влево, отвести левую руку назад, вернуться в исходное положение. То же выполнить вправо. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

7. И.п.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. «Езда на велосипеде» - двигать поочередно ногами, после нескольких движений вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

8. Полуприседания с подпрыгиванием на месте.

9. Ходьба.

10. Подвижная игра «Здравствуй сосед»

Гимнастика после сна: комплекс «Солнышко»

Цель: поднять эмоциональное настроение и мышечный тонус детей.

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза).

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза).

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз).

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза).

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза).

Обычная ходьба босиком.

Закаливающие мероприятия: Ходьба по массажным дорожкам, полоскание горла прохладной водой, отварами трав.

Самообслуживание:

Цель: Формировать у детей привычку мыть руки перед едой; формировать навыки культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдая осанку; совершенствовать умение детей быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, обращать внимание на свой внешний вид, аккуратно размещать одежду в своём шкафу.

Двигательная активность детей, физическое совершенствование:  

Цель:  знакомить с новыми играми; совершенствовать умения детей в игровых замыслах; воспитывать дружеские взаимоотношения в самостоятельных играх со сверстниками.

Прогулка: 

  1. Наблюдение за небом - побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.  

Подвижная игра «Кто быстрее?»  - развитие быстроты бега.  

Труд: поручить расчистить дорожки от снега - воспитывать желание трудиться.

Индивидуальная работа: развитие движений - способствовать развитию двигательных навыков.

  1. Наблюдение за солнцем  - расширять представления о многообразии неживой природы; закреплять знания о значимости солнечного света для всего живого на земле.

Подвижная игра «Затейники»  - совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Труд: сгрести снег с веранды – воспитывать желание трудиться сообща.

Индивидуальная работа: развитие движений - способствовать развитию двигательных навыков.

  1. Наблюдение за сезонными изменениями - формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает). 

Подвижная игра «Перенеси предметы» -  воспитывать дружеские  взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща.

Труд:  расчистка снега - приобщать детей к самостоятельным трудовым действиям; побуждать к проявлению инициативы. Индивидуальная работа: «Попади в цель» -  развивать глазомер и силу броска.

  1. Наблюдение за воробьем - продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;  формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Подвижная игра «Мы веселые ребята» - совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

            Труд: Расчистка от снега кормушек, кормление птиц -  воспитывать положительное отношение к труду.

            Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель - развивать координацию движений.

  1. Наблюдение за снегопадом - формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.  

Подвижная игра  «Снежная карусель» -  учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе. Труд: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке - развивать умение работать сообща.

Индивидуальная работа: Развитие движений - продолжать отработку техники прыжка в длину с места.

                                                                  Совместная деятельность

Организация развивающей среды для самостояте-

льной деятельности детей

Работа

с

родителями

                НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

П

О

Н

Е

Д

Е

Л

Ь

Н

И

К

10

Ф

Е

В

Р

А

Л

Я

 Познавательное развитие (Ознакомление с предметным и социальным миром)

Тема: «Народы севера и его традиции»

- познакомить с культурой и традициями северных народов

Художественно – эстетическое развитие (рисование) 

Тема:.«Белый медведь и северное сияние»

- закреплять умение рисовать по представлению

Художественно-эстетическое развитие (музыка).

I. Труд в природном уголке: уход за комнатными растениями

- поощрять стремление ухаживать за растениями

Индивидуальная  работа: «Не ошибись»  - развивать внимание.

Беседа:  «Как и чем питаются животные» -  развивать умение устанавливать связи между наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Беседа: «Безопасная дорога до детского сада» -  напомнить правила перехода улицы.

Чтение художественной  литературы  «Самый красивый  наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой - воспитывать интерес к художественным произведениям

Прогулка.

II. Беседа «Гололед» -   знать правила безопасности  в гололед;  уметь по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не  погибнуть.

Игра «Наклей что хочешь» - упражнять детей в вырезании кругов.

Дидактическая игра «Найди отличия» - развивать внимание.

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей

- обогащать игровой опыт детей

Свободная игровая деятельность в игровых уголках

- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности при выборе игр

Индивидуальна работа: ЗКР «Покажи столько, сколько услышишь звуков» - развивать внимание.

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок - прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Пополнение «Центра книги» - книги, альбомы,  иллюстрации, картины, фотографии с изображениями природы народов севера.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации

.

В

Т

О

Р

Н

И

К

11

Ф

Е

В

Р

А

Л

Я

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы, развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Тема: «Животный мир полярных районов»

-познакомить с животным миром полярных районов.

Физическое  развитие

(бассейн)

I. Беседа:  «Мой любимый питомец» -  учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Индивидуальная  работа: «Скажи, что не правильно» - формировать умение правильно соотносить предметы.

Дидактическая игра «Кто что делает?»  - развивать умение  детей образовывать глаголы.

Чтение художественной  литературы «Слепая лошадь» К. Ушинского - подвести к пониманию нравственного смысла сказки, учить оценивать поступки героев.

Прогулка

II.. Настольно – печатная игра «Зоологическое лото» - развивать внимание, воспитывать усидчивость.

Рассматривание картинок и чтение материалов  о животных в энциклопедиях

Самостоятельная игровая деятельность со строительным материалом, конструктором LEGO - развивать проявление самостоятельности и инициативы

Творческая мастерская - развивать у детей умение самостоятельно выбирать себе занятие.

Самостоятельная деятельность в центрах активности

- развивать самостоятельность, творчество, поощрять активность.

Подвижные  игры  по желанию детей - развивать двигательную активность

Индивидуальная  работа: ФЭМП «Сосчитай-ка» - упражнять в счете; развивать внимание.

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок -  прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

В Центр познания внести альбом «Животный мир полярных районов».

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации

С

Р

Е

Д

А

12

Ф

Е

В

Р

А

Л

Я

Речевое развитие  (подготовка к обучению грамоте)

Тема:  Звук «Г»  - познакомить со звуком «Г»,  закреплять знания о гласных и согласных звуках, умение делать звуковой анализ слов.

Художественно-эстетическое развитие

 (прикладное творчество)

Тема: «Белый медведь»

- закреплять умение выполнять объемное изображение с помощью бумажных салфеток

I. Беседа:  «Что интересного заметили по дороге в детский сад?»

 - побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений.

Индивидуальная  работа: «Один - много» - упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Дидактические игры «Когда это бывает?»  - закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

Чтение художественной литературы    Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»  - воспитывать интерес к художественным произведениям

Настольно-печатные игры по интересам детей - развивать логическое мышление, внимание

Прогулка

II. Дидактическая игра «Найди пару» - развивать внимание и логическое мышление, умение отличать похожие изображения друг от друга, аргументировать свой выбор.

Работа в тетрадях «Продолжи узор» - упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку.

Беседа «Смелый» - определять вместе с детьми, кого можно считать смелым.

Самостоятельная деятельность в центрах активности

- развивать самостоятельность, творчество, поощрять активность.

Сюжетно-ролевые  игры  по желанию детей - развивать двигательную активность

Изобразительная деятельность - организовать свободное рисование

Индивидуальная  работа: «Доскажи словечко»-развивать мышление.

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок -  прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Внести в «Центр физического развитие» - атрибуты, сделанные своими руками.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

13

Ф

Е

В

Р

А

Л

Я

Познавательное развитие (ФЭМП)

Тема:

«Ориентировка во времени, логические задачи»

- закреплять умение решать логические задачи на установление закономерностей

Художественно-эстетическое развитие (конструктивно – модельная деятельность /прикладное творчество)

Тема: «Северный олень» -

формировать у детей конструктивных навыков при создании оленя из природного материала.

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

I. Беседа: «Что мы знаем о животных?» -  уточнить и познакомить с интересными фактами из жизни животных.

Индивидуальная  работа: Игровое упражнение «Узнай по звуку» - развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Дидактические игры: «Счетные палочки» - упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек.

 «Скажи наоборот»  -  упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Чтение художественной литературы  В. Сутеев «Палочка-выручалочка» - развивать интерес к художественной литературе.

Прогулка.

II. Решение проблемной ситуации: «Представь, что ты потерялся в магазине, к тебе подошел милиционер и спрашивает, где ты живешь, какой твой адрес» -закреплять с детьми домашний адрес.

Дидактическая игра  «Что я пропустила?»  - закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.

Театрализованная деятельность «Зимовье зверей»

 -побуждать в желании участвовать в театрализованной деятельности

Индивидуальная  работа «На что похоже?» - развивать математические способности детей; умение видеть геометрические фигуры плоскостные и в окружающих предметах и наоборот. 

Настольно-печатные игры (свободный выбор детей)

- развивать логическое мышление, внимание

Подвижные игры по желанию детей - развивать двигательную активность.

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок -  прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Внести в «Центр художественного творчества» материалы для самостоятельной ИЗО деятельности детей, материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда. 

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации

Рекомендация родителям: погулять в парке, полюбоваться

пейзажами - вызвать у детей положительный отклик

П

Я

Т
Н
И
Ц
А

14

Ф

Е

В

Р

А

Л

Я

Физическое развитие

Речевое развитие

Тема:

«Составление описательных рассказов о животных Севера»

- закреплять умение составлять  описательные рассказы

I. Труд в природном уголке: уход за комнатными растениями

- поощрять стремление ухаживать за растениями

Ситуативный разговор «Полезно-неполезно» -  закреплять знания о том, что полезно или неполезно употреблять в пищу.

Индивидуальная  работа: «Найди все фигуры, как эта», «Что спереди, что сзади» – упражнять в ориентировке в пространстве, закреплять знания геометрических фигур.

Дидактическая игра «Найди пару» - учить находить сходства и различия между предметами.

Дидактическая игра «Когда это бывает?» - закрепить временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

Чтение художественной литературы П. Бажов «Серебряное копытце» - развивать интерес к художественной  литературе

Прогулка.

II. Настольный театр «Как собака друга себе искала»

 -  вовлечь детей в театральные игры, развивать фантазию.

Дидактическая игра  «Собери узор из геометрических фигур

-  развивать воображение

Самостоятельная игровая деятельность в игровых уголках

- побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы при выборе игр.

Настольно-печатные игры (свободный выбор детей)

- развивать логическое мышление, внимание

Изобразительная деятельность - организовать свободное рисование, развивать воображение 

Индивидуальная  работа: формировать умение рисовать фигуру человека; сопровождать речью последовательность рисования.

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок.

Цель: прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Привлечь детей к оформлению макета «На северном полюсе» - закрепить знания о растениях и животных на крайнем Севере.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа.

Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа....