Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Клепче Жанна Дмитриевна

Календарно-тематическое планирование по теме "Север нашего края"в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_sever.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

16 – 20 ноября

Тема недели: «Север нашего края».

Цель: формирование представлений детей о жизни народов севера, о полярных животных.

Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления о жизни народов севера.

               2. Познакомить с культурой и традициями северных народов.

               3. Расширять представления о животном мире полярных районов.

               4. Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

               5. Воспитывать интерес и стремление изучать  природу.

Итоговое мероприятие:  Презентация «Животные Севера».

Комплекс утренней гимнастики: Комплекс «В гости к солнышку».

Цель: формировать и совершенствовать двигательные навыки, развивать физические качества, создать бодрое настроение.

1. Ходьба в колонне по одному.

2. Поскоки врассыпную.

3. Ходьба и построение в звенья.

4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.

«Легкий ветер» - поднять руки через стороны вверх, движением пальцев показать, как шелестят листья.

«Сильный ветер» - резкое движение рук влево и вправо с наклоном туловища, вернуться в исходное положение. Повторить 6-7 раз.

5. И.п.: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Наклониться вперед-вниз, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

6. И.п.: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки на поясе. Повернуться влево, отвести левую руку назад, вернуться в исходное положение. То же выполнить вправо. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

7. И.п.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. «Езда на велосипеде» - двигать поочередно ногами, после нескольких движений вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

8. Полуприседания с подпрыгиванием на месте.

9. Ходьба.

10. Подвижная игра «Здравствуй сосед»

Гимнастика после сна: комплекс «Солнышко»

Цель: поднять эмоциональное настроение и мышечный тонус детей.

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза).

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза).

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз).

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза).

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза).

Обычная ходьба босиком.

Закаливающие мероприятия: Ходьба по массажным дорожкам, полоскание горла прохладной водой, отварами трав.

Самообслуживание:

Цель: Формировать у детей привычку мыть руки перед едой; формировать навыки культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдая осанку; совершенствовать умение детей быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, обращать внимание на свой внешний вид, аккуратно размещать одежду в своём шкафу.

Двигательная активность детей, физическое совершенствование:  

Цель:  знакомить с новыми играми; совершенствовать умения детей в игровых замыслах; воспитывать дружеские взаимоотношения в самостоятельных играх со сверстниками.

Наблюдения: 

1. Наблюдение за сезонными изменениями.

     - формировать представления об осенних изменениях в природе.

2. Наблюдение за погодой.

    - закреплять умение определять время года по характерным признакам.

3. Наблюдение за птицами.

    - расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

4. Наблюдение за снегом.

    - закреплять умение вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.

5. Наблюдение за хвойными деревьями. Сравнить ель и сосну.

    - развивать наблюдательность, умение сравнивать.

    .

                            Совместная деятельность

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа

с

родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

П

О

Н

Е

Д

Е

Л

Ь

Н

И

К

Познавательное развитие (Ознакомление с предметным и социальным миром)

Тема: «Народы севера и его традиции»

- познакомить с культурой и традициями северных народов

Художественно – эстетическое развитие (рисование) 

Тема:.«Белый медведь и северное сияние»

- закреплять умение рисовать по представлению

 

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

I.Труд в природном уголке: уход за комнатными растениями

- поощрять стремление ухаживать за растениями

Инд. работа

Беседа:  «Как и чем питаются животные» -  развивать умение устанавливать связи между наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Беседа: «Безопасная дорога до детского сада»

-  напомнить правила перехода улицы.

Чтение худож. литературы. Беседа по прочитанному. «Самый красивый  наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

- воспитывать интерес к художественным произведениям

Прогулка.

Наблюдение за сезонными изменениями

- формировать представления об осенних изменениях в природе

Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все за выходные?

– развивать память, наблюдательность.

Труд: уборка снега на участке - воспитывать трудолюбие.

П/и «Хитрая лиса»-развивать двигательную активность

Инд.  работа: развитие движений

II. Беседа «Гололед» -   знать правила безопасности  в гололед;  уметь по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не  погибнуть.

Игра «Наклей что хочешь» - упражнять детей в вырезании кругов.

Дидактическая игра «Найди отличия»

 - развивать внимание.

Чтение худож. литературы. Беседа по прочитанному.

- воспитывать интерес к художественным произведениям

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей

- обогащать игровой опыт детей

Свободная игровая деятельность в игровых уголках

- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности при выборе игр

Инд. работа по заданию логопеда

Инд.  работа 

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок.

Цель: прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Пополнение «Центра книги» - книги, альбомы,  иллюстрации, картины, фотографии с изображениями природы народов севера.

Центр продуктивных видов деятельности:

Внесение материалов  для изготовления различных поделок:

 бумага различных видов, карандаши

краски, пластилин, бросовый материал, кусочки ткани, вата, открытки и т. д.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации.

                            Совместная деятельность

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа

с

родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

В

Т

О

Р

Н

И

К

Речевое развитие (логопед)

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы, развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Тема: «Животный мир полярных районов»

-познакомить с животным миром полярных районов

Физическое  развитие

I. Беседа:  «Мой любимый питомец» -  развивать умение детей составлять рассказы из личного опыта.

Инд. работа

Дидактическая игра «Кто что делает?»

 - развивать умение  детей образовывать глаголы.

Д/и «Когда это бывает?»

- закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

Чтение худож. литературы. Беседа по прочитанному «Слепая лошадь» К. Ушинского

- подвести к пониманию нравственного смысла сказки,  оценивать поступки героев.

Подвижная игра «Пустое место»

- развить быстроту, ловкость, координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Прогулка

Наблюдение за погодой , сделать выводы, что ноябрь последний осенний месяц, скоро наступит зима. Познакомить с пословицей: «В ноябре зима с осенью борется». Объяснить  смысл пословиц.

Труд: уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.

- воспитывать желание помогать взрослым.

Подвижная игра «Затейники»

-развивать двигательную активность

 Инд.  работа: развитие движений

- упражнять детей в метании  в вертикальную цель.

II. Настольно – печатная игра «Зоологическое лото» - развивать внимание, воспитывать усидчивость.

Рассматривание картинок и чтение материалов  о животных в энциклопедиях

Творческая мастерская

- развивать у детей умение самостоятельно выбирать себе занятие.

Подвижные  игры  по желанию детей

- развивать двигательную активность

Самостоятельная игровая деятельность в игровых центрах - побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы при выборе игр

Инд. работа

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок.

Цель: прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Центр сюжетно-ролевых игр:

Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов  к сюжетно-ролевым играм

Оформление альбома «Животный мир полярных районов».

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации.

                            Совместная деятельность

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа

с

родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

С

Р

Е

Д

А

Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: «Ориентировка во времени, логические задачи»

- закреплять умение решать логические задачи на установление закономерностей

Художественно-эстетическое развитие

 (прикладное творчество)

Тема: «Белый медведь»

- закреплять умение выполнять объемное изображение с помощью бумажных салфеток

Физическое  развитие

I. Беседа:  «Что интересного заметили по дороге в детский сад?»

 - побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений.

Инд. работа

Дидактические игры «Когда это бывает?»

 - закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

«Сосчитай»  

- упражнять в согласовании числительных с сущ.

Чтение худож. литературы. Беседа по прочитанному   Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»  - воспитывать интерес к художественным произведениям

Настольно-печатные игры по интересам детей

 - развивать логическое мышление, внимание

Упражнение «Угадай по описанию».

 - закреплять умение составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

Опытно-экспериментальная деятельность: Опыты с водой и снегом.

-развивать умение делать выводы

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

- расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц.

Труд: Покрошить хлеб для птиц.

-воспитывать заботливое отношение к птицам

Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!», «Ловишки»

 - формировать умение выполнять движения, развивать двигательную активность

Индивидуальная работа: совершенствовать координацию движений

II. Исследовательская деятельность «Смена времен года» - формировать интерес к исследовательской деятельности

Конструктивно-модельная деятельность

-закрепить умение делать игрушки из конусов без шаблонов, используя рисунки в качестве образцов.

Самостоятельная игровая деятельность в игровых центрах - побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы при выборе игр

Инд. работа

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок.

Цель: прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

Центр развивающих игр: Внесение

настольно-печатной игры «Времена года» 

«Центр физического развития» - пополнение атрибутами, сделанными своими руками

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации.

Буклет: «Как наблюдать за природой».

                            Совместная деятельность

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа

с

родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

Речевое развитие (логопед)

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

(музыка)

I. Беседа: «Что мы знаем о животных?»

 -  уточнить и познакомить с интересными фактами из жизни животных.

Инд. работа

Дидактические игры: «Счетные палочки»

 - упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек.

Д/и «Четвертый лишний»

-  развивать внимание и наблюдательность детей.

Д/и «Скажи наоборот»  

-  упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Чтение художественной литературы Беседа по содержанию  

В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

-развивать интерес к художественной литературе.

Прогулка.

Наблюдение за снегом.

 Отметить, что появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком падает пух - формировать эстетическое отношение к природе.

Труд: уборка участка от снега

- учить выполнению трудовых действий

Подвижная игра «Я в снежки играю смело»

 - развивать двигательную активность

Инд. работа: «Донеси мешочек»

- развитие движений, упражнять в равновесии

II. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Как сказать, чтобы не обидеть»

 -воспитывать уважение друг к другу

 Чтение и беседа по рассказу  Г. Скребицкого «Четыре художника»

-закреплять знания о признаках времен года.

Настольно-печатные игры (свободный выбор детей)

- развивать логическое мышление, внимание

Подвижные игры по желанию детей

- развивать двигательную активность

Самостоятельная игровая деятельность в игровых центрах

- побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы при выборе игр

Инд. работа

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Пальчиковая гимнастика «Солнечные лучи»

 - развивать мелкую моторику рук.

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок.

Цель: прививать аккуратность, развитие трудовых навыков.

 «Центр художественного творчества»

Внести материалы для самостоятельной ИЗО деятельности детей, материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда. 

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации

Тематическая подборка материала 

«Читаем и учим вместе с детьми».

Рекомендация родителям: погулять в парке, полюбоваться

пейзажами - вызвать у детей положительный отклик

                            Совместная деятельность

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа

с

родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

П

Я

Т
Н
И
Ц
А

Речевое развитие

Тема:

«Составление описательных рассказов о животных Севера»

- закреплять умение составлять  описательные рассказы

Художественно-эстетическое развитие

(аппликация)

Тема:

«Животные севера»

- закреплять умение выполнять аппликацию способом обрывания бумаги

I. Труд в природном уголке: уход за комнатными растениями

 - поощрять стремление ухаживать за растениями.

Инд.  работа 

Ситуативный разговор «В какие игры ты любишь играть?»

-расширение кругозора детей, активизация речи, словарного запаса.

Д/и «Что изменилось?»  -  развивать наблюдательность, зрительную память.

Чтение художественной литературы.Беседа по прочитанному П. Бажов «Серебряное копытце»

- развивать интерес к худож.  литературе

Прогулка.

Наблюдение за  хвойными деревьями. Сравнить ель и сосну.

– развивать наблюдательность.

Труд: уборка снега на участке - продолжать работать сообща.

П/и «У оленя дом большой»,  «День и ночь»

- формировать умение детей двигаться в соответствии с текстом, развивать у детей ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве.

Индивидуальная работа: упражнять в метании мяча

II. Настольный театр «Как собака друга себе искала»

 -  вовлечь детей в театральные игры, развивать фантазию.

Дидактическая игра  «Собери узор из геометрических фигур

-  развивать воображение

Настольно-печатные игры (свободный выбор детей)

- развивать логическое мышление, внимание

Изобразительная деятельность

- организовать свободное рисование, развивать воображение 

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение самостоятельно распределять роли

Чтение худож. литературы. Беседа по прочитанному  

- воспитывать интерес к худож. произведениям

Самостоятельная игровая деятельность в игровых центрах

- побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы при выборе игр

Инд. работа

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Хозяйственно-бытовой труд

Мытьё игрушек, вытирание пыли с полок.

Цель: развитие трудовых навыков.

Привлечь детей к оформлению макета «На северном полюсе» закрепить знания о растениях и животных на крайнем Севере.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой –

индивидуальные беседы и консультации

Беседы с родителями о мерах профилактики простудных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа.

Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа....