Особенности организации наблюдения на прогулке
консультация по окружающему миру ( группа) на тему

Ямалова Ирина Хамитовна

Выступление на мастер-классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_nablyudeniya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации наблюдения 

на прогулке в детском саду»

1.     
Наблюдение как метод экологического образования

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью взрослого.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.

Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение  разных знаний – установление  свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому.

К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопрос, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. 

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и знание его использования связывает, прежде всего, с характером знаний – это представления, т.е. образы воспринятых или ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого  необходимы чистые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям при роду в естественных условиях во все ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

 Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение с использованием раздаточного материала способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении отводиться обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. Побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.

Организация длительных наблюдений – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1.   Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.

2.   Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.

3.   В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.

4.   Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.

5.   Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6.   Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7.   В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. 



2.     
Методика использования наблюдения в экологическом образовании

Николаева С. Н. предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

а)  ежедневное наблюдение за погодой;

б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);

 в) поиск животных и наблюдений за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;

г)  ежедневная работа с календарем.

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления природы, но и их явления на окружающие предметы.

Наблюдая за погодой, включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение. 

Таком образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразная наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволят сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности и постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе. 

У Рыжовой Н. А. существует программа «Наш дом – природа». Она построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и другие). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). 

Лаврентьева Н. Г. предложила месячную методику ознакомления дошкольников с природой. Эта методология заключается в следующем: первую неделю детей знакомят с неживой природой. Проводят наблюдения за водой, изучают свойства состояние воды, во второй день наблюдают за солнцем, за погодой. Третий день за воздухом, ветром. Четвертый день наблюдения за землей, песком. На пятый день за осадками. Проводят целевую прогулку обобщают наблюдения.

Следующую неделю месяца наблюдают за растительным миром. Рассматривают травянистые растения, дерево, затем сравниваются с кустом. Наблюдение за кустом, сравнение с травянистыми растениями. Проводят обобщающую целевую прогулку на луг. Третью неделю наблюдают за животным миром. В первый день за насекомыми, на второй день сравнивают насекомых. Затем наблюдают за птицами, за млекопитающими. Проводят целевую прогулку по участку. В последний день недели проводят экскурсию в лес, в экосистему. На четвертой недели месяца знакомят детей с социальным миром. Так же в последний день делают обобщение наблюдений с детьми.

Исходя, из всего изложенного можно сделать вывод, что наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов  явлений природы

Проведение наблюдений на прогулках

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это не простое дело, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.  Наблюдения на прогулках в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения на прогулках в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения.  Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.  Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их  возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в детском саду, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.

Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском саду используются индивидуальные, групповые (4-6 человек)  и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдениябывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению.

 - подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания,  быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления  рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема организации наблюдения на прогулке в детском саду.

Схема органихации наблюдения на прогулке в детском саду, и организации прогулки по теме наблюдения. в помощь молодым специалистам....

Организация наблюдений на прогулке весной для второй младшей группы

Знакомимся с одуванчиками(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: познакомить с цветущими травянистыми растениями (одуванчиком); формировать представления о строении цветка (стебель, листья, цве...

Организация наблюдений на прогулке осенью (картотека)

Наблюдение за листопадом(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: формировать представления о сезонных и погодных явлениях в природе; познакомить с понятием «листопад»;развивающие: ра...

Организация наблюдений на прогулке летом для второй младшей группы

Лето красное пришло(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: знакомство с характерными особенностями следующих друг за другом времен года; закрепление знаний детей о травянистых растениях;развива...

Организация наблюдений на прогулке зимой для второй младшей группы

Кто прилетает на участок зимой?(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок;развивающие: развивать внимание, память, речь; развивать...

Особенности организации наблюдений на прогулки.

laquo;Особенности организации наблюдения на прогулке в детском саду»...

Организация наблюдения на прогулке в первой младшей группе на тему: "Наблюдение за птицами».

Организация наблюдения на прогулке в первой младшей группе на тему: "Наблюдение за птицами»....