Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность
Федеральный государственный стандарт ДО выделяет одной из важных задач социально - коммуникативное развитие дошкольников, потому что проблема приобщения к социальному миру была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе становления личности ребёнка. В нашей практике социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». «Социальный туризм» – это расширение кругозора и социального опыта ребенка через реальное проживание ситуаций взаимодействия с социумом, так называемые «социальные пробы» или «пробные действия» (Б.Д. Эльконин). Н.Ф. Голованова отмечает важность освоения социального опыта с помощью деятельности. Она отмечает, что «социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром» т.е. необходимо предоставить ребенку возможность попробовать, осмыслить и присвоить себе тот или иной, в том числе социальный, опыт. И деятельность педагога направлена на организацию ситуаций, в которых ребенок мог бы в процессе разнообразной деятельности получить определенный социальный опыт.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Именно на особенностях организации работы с социумом остановим ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из важных направлений педагогической деятельности. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. Разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом - «социальный туризм» ближайшего окружения.
Для этого создаются условия:
для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; воспитания уважения к труду взрослых. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
добровольность,
равноправие сторон,
уважение интересов друг друга,
соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_2015-2016_god.docx | 88.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Совете педагогов МБДОУ «Детский сад №101» от 31.08.2015 г. протокол № 1 | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №101» _______________ Шорохова Н.А. |
Программа саморазвития педагога
Кузнецовой Галины Павловны на 2015-2016 год
в межаттестационный период
Тема:
Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
Пояснительная записка
Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность
Федеральный государственный стандарт ДО выделяет одной из важных задач социально - коммуникативное развитие дошкольников, потому что проблема приобщения к социальному миру была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе становления личности ребёнка.
В нашей практике социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма».
«Социальный туризм» – это расширение кругозора и социального опыта ребенка через реальное проживание ситуаций взаимодействия с социумом, так называемые «социальные пробы» или «пробные действия» (Б.Д. Эльконин). Н.Ф. Голованова отмечает важность освоения социального опыта с помощью деятельности. Она отмечает, что «социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром» т.е. необходимо предоставить ребенку возможность попробовать, осмыслить и присвоить себе тот или иной, в том числе социальный, опыт. И деятельность педагога направлена на организацию ситуаций, в которых ребенок мог бы в процессе разнообразной деятельности получить определенный социальный опыт.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
Именно на особенностях организации работы с социумом остановим ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из важных направлений педагогической деятельности. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. Разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом - «социальный туризм» ближайшего окружения. Для этого создаются условия:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
- работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
- взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
- с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность,
- равноправие сторон,
- уважение интересов друг друга,
- соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Цель профессионально – личностной программы
1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении технологии «социального туризма» в ДОУ, как средства социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса
Задачи программы профессионально – личностного саморазвития
1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач социально – коммуникативного развития детей в ДОУ, направленных на развитие содержательных связей с партнерами, на выдвижение и реализацию идей в целях повышения качества воспитания, образования и оздоровления дошкольников, их успешную социализацию.
4.Поиск способов расширения форм участия в деятельности дошкольного учреждения, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.
5.Обосновать опытно-экспериментальным путем содержание форм и методов освоения ближайшей социокультурной среды как элемента образовательного пространства.
6.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
Направления саморазвития
1.Изучение нормативно – правовых документов
2.Изучение методической литературы
3.Знакомство с передовым педагогическим опытом
4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)
5.Работа с детьми
6.Повышение квалификации
7.Работа с семьей, социумом
8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды
9.Аттестация
Ожидаемые результаты:
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
- Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования
Формы работы | Содержание работы | Срок |
1.Изучение нормативно – правовых документов | 1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». | В течение года |
2.Изучение методической литературы | 1.Буева И. Социальное партнерство // «Дошкольное воспитание».- 2008. - №7.- с. 30. 2. Взаимодействии дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Т. А. Данилина, Т. С.Лагода, М. Б.Зуйкова.-2-е изд., испр и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с. 3.Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004 – 272 с. 4. Дудакова Н. В. Формирование навыков успешного социального взаимодействия // Дошкольная педагогика.- 2008.-№ 5.- с.38. 5. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. // Козлова С. А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.: ил. 6. Нейгум С. В. ДОУ – школа социального действия // «Управление ДОУ».- 2007.-№2. –с.94 7. Равина Е. К, Толстых Е. К., Башлай Е. Ю. Социум микрорайона –ступенька в большой мир //Управление дошкольным образовательным учреждением,-2007,-№ 5,-с.72-80 | В течение года |
3.Знакомство с передовым педагогическим опытом | 1.Матвиевская Е. Г. МБДОУ № 24, г. Томск «РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ «СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА» 2. Марина Заяц Материалы из опыта работы «Экскурсия как метод социализации дошкольников» 3.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Соловушка» г. Старый Оскол «Организация образовательного процесса по социальному развитию детей в системе комплексного взаимодействия «ДОУ - семья - социум» | В течение года |
4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды) | 1. Анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме социально – коммуникативного развития с форме социального туризма, готовности педагогов к работе по данной области», 2.Работа творческой группы «Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада» 3. Семинар-практикум - «Основы социального туризма в ДОУ» - «Коммуникативная компетентность педагога как условие социализации дошкольника» 4. Деловая игра с педагогами «Освоение ближайшей социокультурной среды как элемента образовательного пространства 5.Консультация для педагогов ДОУ «Знакомство ребенка с социальным объектом, «выращивание» его понимания назначения данного объекта как культурного места, появления у ребенка осмысленного отношения к нему и к себе в этом месте, и появления соответствующего поведения». 6.Выступление на педагогическом совете ДОУ: «Методы обогащения социального опыта детей старшего дошкольного возраста». 7.Взаимопосещения с целью ознакомления с оборудованием в группах центров социально коммуникативного развития, мини-музеев со сменными экспозициями. 8.Тренинг «Как организовать экскурсию» 9. Открытое НОД по формированию целостной картины мира (предметное и социальное окружение) в старшей группе: Экскурсия в аптеку города «Аптека – магазин витаминов». 9. Презентационное представление опыта работы ДОУ по теме «Социальный туризм» как приоритетное направление педагогической деятельности в расширении и обогащении социального опыта дошкольников». | Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 - Май 2016 |
5.Работа с детьми | Выстраивание работы с детьми двух направлениях: 1.Ознакомление детей с ближайшим социумом: Беседа- перед тем, как посетить какое-либо место, беседуем о том, для чего это место предназначено, как нужно себя там вести, и почему именно такое поведение является правильным. Обязательно ставим перед собой цель посещения. Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание. Цель посещения реализуется в пробных действиях – ребенок может задать вопрос, выполнить поручение, сделать покупку, оказать помощь. Рефлексия – процесс самопознания, процесс размышления человека о происходящем, это самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия с детьми организуется после социальных проб в виде беседы, во время которой педагог предлагает детям ответить на вопросы, которые позволяют им оценить собственное эмоциональное состояние и состояние других участников, оценить собственное поведение (правильно - неправильно, эффективно - неэффективно) и поведенческие реакции других участников обсуждаемых событий. Моделирование ситуаций – это постижение сути явления, не прибегая к действиям на реальном объекте. Для детей моделируются определенные ситуации, для того, чтобы познакомить их с разнообразием бытовых ситуаций, расширить их социальный опыт. Специальные занятия «Мы в автобусе», «Поход в театр», «Посещение кинотеатра» и др., помогают познакомить детей с некоторыми правилами и особенностями общественного места, чтобы затем перенести свой опыт в реальные условия. 2.Включенность ребенка в социально значимую деятельность: тренинги, практические занятия, экскурсии, праздники, конкурсы, которые объединены в творческие и социально-ориентированные акции: благотворительные, экологические, информационные, тематические, литературные, коммуникативные и др. | Сентябрь 2015 –апрель 2016 |
6.Повышение квалификации |
| Сентябрь 2015 –апрель 2016 |
7.Работа с семьей, социумом | Взаимодействие с семьей по социально-нравственному воспитанию ребенка осуществляется по трем направлениям: 1.Формирование социально-нравственной компетентности с применением таких форм работы, как: - рекламный маркетинг; - практикум для родителей; - игры-тренинги с участием родителей и детей; - благотворительные и социально-значимые акции. 2.Объединение усилий ДОУ и семьи по защите прав ребенка с применением таких форм работы, как: - психолого-педагогическое анкетирование анализ состояния взаимодействия с семьёй и социумом (определение степени включенности родителей и социума в воспитательно-образовательный процесс, участия в совместных мероприятиях; выявление семей, дети которых не посещают дошкольное учреждение); - психолого-педагогическое сопровождение проблемной семьи; - родительская конференция «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье». 3.Возрождение отечественных традиций с применением таких форм работы, как: - генеалогическое древо; - семейные гербы, семейные истории; - создание семейных альбомов; - День семьи (презентация семейного опыта). | Сентябрь 2015 – апрель 2016 |
8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды | 1. Наличие в группе разнообразных дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей) 2. Картотека подвижных игр с правилами и атрибутика к подвижным играм 3. Разнообразные настольно-печатные игры 4. Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей (игры на темы: «Моя семья», «Мой организм», «Мое настроение», «Труд людей», «Из чего сделаны предметы», «Земля - наш общий дом» и др) 5. Условия для развития сюжетно-ролевой игры:
| Сентябрь 2015 –апрель 2016 |
9.Аттестация | Целью данной работы является представление опыта работы по обогащению и расширению социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». Обобщение педагогического опыта работы по теме «Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма» | Май 2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника
социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:- о...
план саморазвития педагога на 2015-2016 учебный год
Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе с детьми-логопатами дошкольного возраста...
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург Аннотация: В статье раскрывают...
РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...