Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Галина Павловна

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Федеральный государственный стандарт ДО выделяет одной из важных задач социально - коммуникативное развитие дошкольников, потому что проблема приобщения к социальному миру была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе становления личности ребёнка. В нашей практике социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». «Социальный туризм» – это расширение кругозора и социального опыта ребенка через реальное проживание ситуаций взаимодействия с социумом, так называемые «социальные пробы» или «пробные действия» (Б.Д. Эльконин). Н.Ф. Голованова отмечает важность освоения социального опыта с помощью деятельности. Она отмечает, что «социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром» т.е. необходимо предоставить ребенку возможность попробовать, осмыслить и присвоить себе тот или иной, в том числе социальный, опыт. И деятельность педагога направлена на организацию ситуаций, в которых ребенок мог бы в процессе разнообразной деятельности получить определенный социальный опыт.

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Именно на особенностях организации работы с социумом остановим ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из важных направлений педагогической деятельности. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. Разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом - «социальный туризм» ближайшего окружения.

Для этого создаются условия:

 для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

 формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;  воспитания уважения к труду взрослых. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

 работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

 взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

 взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

 с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

 добровольность,

 равноправие сторон,

 уважение интересов друг друга,

 соблюдение законов и иных нормативных актов.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_2015-2016_god.docx88.77 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на Совете педагогов МБДОУ

«Детский сад №101»

от 31.08.2015 г.

протокол № 1

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 «Детский  сад №101»

_______________ Шорохова Н.А.

Программа саморазвития педагога

Кузнецовой  Галины Павловны на 2015-2016 год

в межаттестационный период

Тема:

http://www.ellwoodcitylibrary.com/image/website20.pngРасширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах  воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Федеральный государственный стандарт  ДО выделяет одной из важных задач социально - коммуникативное   развитие дошкольников, потому что проблема приобщения к социальному миру была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе становления личности ребёнка.

В нашей практике социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из  направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма».

«Социальный туризм»  – это расширение кругозора и социального опыта ребенка через реальное проживание ситуаций взаимодействия с социумом, так называемые «социальные пробы» или «пробные действия» (Б.Д. Эльконин). Н.Ф. Голованова отмечает важность освоения социального опыта с помощью деятельности. Она отмечает, что «социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром» т.е. необходимо предоставить ребенку возможность попробовать, осмыслить и присвоить себе тот или иной, в том числе социальный, опыт. И деятельность педагога направлена на организацию ситуаций, в которых ребенок мог бы в процессе разнообразной деятельности получить определенный социальный опыт.

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.

Именно на особенностях организации работы с социумом  остановим ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из важных направлений педагогической деятельности. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием.  Разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом  - «социальный туризм»  ближайшего окружения. Для этого создаются  условия:

  • для  расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

  • работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
  • взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
  • взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
  • с семьями воспитанников детского сада.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

  • добровольность,
  • равноправие сторон,
  • уважение интересов друг друга,
  • соблюдение законов и иных нормативных актов.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

Цель профессионально – личностной программы

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении  технологии «социального туризма» в ДОУ, как средства социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач социально – коммуникативного развития детей в ДОУ, направленных на развитие содержательных связей с партнерами, на выдвижение и реализацию идей в целях повышения качества воспитания, образования и оздоровления дошкольников, их успешную социализацию.

4.Поиск способов  расширения  форм участия в деятельности дошкольного учреждения, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.

5.Обосновать опытно-экспериментальным путем  содержание форм и методов освоения ближайшей социокультурной среды как элемента образовательного пространства.

6.Обобщить педагогический опыт работы по теме  «Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Направления саморазвития

1.Изучение нормативно – правовых документов

2.Изучение методической литературы

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

5.Работа с детьми

6.Повышение квалификации

7.Работа с семьей, социумом

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

9.Аттестация

Ожидаемые результаты:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
  • Развитие адаптивной способности  в контексте современных тенденций развития образования

Формы работы

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В течение года

2.Изучение методической литературы

1.Буева И. Социальное партнерство // «Дошкольное воспитание».- 2008. - №7.- с. 30.

2.  Взаимодействии дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Т. А. Данилина, Т. С.Лагода, М. Б.Зуйкова.-2-е изд., испр и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

3.Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004 – 272 с.

4. Дудакова Н. В. Формирование навыков успешного социального взаимодействия // Дошкольная педагогика.- 2008.-№ 5.- с.38.

5. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. // Козлова С. А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.: ил.

6. Нейгум С. В. ДОУ – школа социального действия // «Управление ДОУ».- 2007.-№2. –с.94

7. Равина Е. К, Толстых Е. К., Башлай Е. Ю. Социум микрорайона –ступенька в большой мир //Управление дошкольным образовательным учреждением,-2007,-№ 5,-с.72-80

В течение года

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

1.Матвиевская Е. Г. МБДОУ № 24, г. Томск

«РАСШИРЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ «СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА»

2. Марина Заяц

Материалы из опыта работы «Экскурсия как метод социализации дошкольников»

3.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Соловушка»

г. Старый Оскол

«Организация образовательного процесса по социальному развитию детей в системе комплексного взаимодействия «ДОУ - семья - социум»

В течение года

4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

1. Анкетирование

«Изучение отношения педагогов к проблеме социально – коммуникативного развития с форме социального туризма, готовности педагогов к работе по данной области»,

2.Работа творческой группы

«Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада»

3. Семинар-практикум

- «Основы социального туризма в ДОУ»

- «Коммуникативная компетентность педагога

как условие социализации дошкольника»

4. Деловая  игра с педагогами

«Освоение ближайшей социокультурной среды как элемента образовательного пространства 5.Консультация  для педагогов ДОУ

«Знакомство ребенка с социальным объектом, «выращивание» его понимания назначения данного объекта как культурного места, появления у ребенка осмысленного отношения к нему и к себе в этом месте, и появления соответствующего поведения».

6.Выступление  на педагогическом совете ДОУ:

«Методы обогащения социального опыта детей старшего дошкольного возраста».

7.Взаимопосещения с целью ознакомления с оборудованием в группах центров социально коммуникативного развития, мини-музеев со сменными экспозициями.

8.Тренинг «Как организовать экскурсию»

9. Открытое НОД по формированию целостной картины мира (предметное и социальное окружение) в старшей группе: Экскурсия в аптеку города «Аптека – магазин витаминов».

9. Презентационное представление опыта работы ДОУ по теме «Социальный туризм»  как приоритетное направление  педагогической деятельности  в расширении и обогащении социального опыта дошкольников».

Сентябрь 2015

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Январь 2016

Февраль 2016

Март 2016

Апрель 2016 -

Май 2016

5.Работа с детьми

Выстраивание работы с детьми  двух направлениях:

1.Ознакомление детей с ближайшим социумом: Беседа- перед тем, как посетить какое-либо место,  беседуем о том, для чего это место предназначено, как нужно себя там вести, и почему именно такое поведение является правильным. Обязательно ставим перед собой цель посещения.

Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание. Цель посещения реализуется в пробных действиях – ребенок может задать вопрос, выполнить поручение, сделать покупку, оказать помощь.

Рефлексия – процесс самопознания, процесс размышления человека о происходящем, это самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия с детьми организуется после социальных проб в виде беседы, во время которой педагог предлагает детям ответить на вопросы, которые позволяют им оценить собственное эмоциональное состояние и состояние других участников, оценить собственное поведение (правильно - неправильно, эффективно - неэффективно) и поведенческие реакции других участников обсуждаемых событий.

Моделирование ситуаций – это постижение сути явления, не прибегая к действиям на реальном объекте. Для детей моделируются определенные ситуации, для того, чтобы познакомить их с разнообразием бытовых ситуаций, расширить их социальный опыт. Специальные занятия «Мы в автобусе», «Поход в театр», «Посещение кинотеатра» и др., помогают познакомить детей с некоторыми правилами и особенностями общественного места, чтобы затем перенести свой опыт в реальные условия.

2.Включенность ребенка в социально значимую деятельность:

тренинги,

практические занятия,

экскурсии,

праздники,

 конкурсы, которые объединены в творческие и социально-ориентированные акции: благотворительные, экологические, информационные, тематические, литературные, коммуникативные и др.

Сентябрь 2015 –апрель 2016

6.Повышение квалификации

  1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
  2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

Сентябрь 2015 –апрель 2016

7.Работа с семьей, социумом

 Взаимодействие с семьей по социально-нравственному воспитанию ребенка осуществляется по трем направлениям:

1.Формирование социально-нравственной компетентности с применением таких форм работы, как:

- рекламный маркетинг;

- практикум для родителей;

- игры-тренинги с участием родителей и детей;

- благотворительные и социально-значимые акции.

2.Объединение усилий ДОУ и семьи по защите прав ребенка с применением таких форм работы, как:

- психолого-педагогическое анкетирование анализ состояния взаимодействия с семьёй и социумом (определение степени включенности родителей и социума в воспитательно-образовательный процесс, участия в совместных мероприятиях; выявление семей, дети которых не посещают дошкольное учреждение);

- психолого-педагогическое сопровождение проблемной семьи;

- родительская конференция «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье».

3.Возрождение отечественных традиций с применением таких форм работы, как:

- генеалогическое древо;

- семейные гербы, семейные истории;

- создание семейных альбомов;

- День семьи (презентация семейного опыта).

Сентябрь 2015

апрель 2016

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

1. Наличие в группе разнообразных дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей)

2. Картотека подвижных игр с правилами и атрибутика к подвижным играм

3. Разнообразные настольно-печатные игры

4. Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей (игры на темы: «Моя семья», «Мой организм», «Мое настроение», «Труд людей», «Из чего сделаны предметы», «Земля - наш общий дом» и др)

5. Условия для развития сюжетно-ролевой игры:

  • Атрибутика для различных сюжетных игр по возрасту детей;
  • Рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей;
  • Игровые модули;
  • Предметы-заместители;
  • Различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды
  • . Оборудование для трудовой деятельности детей:
  • Для коллективного труда в группе (фартуки, тряпочки, щетки, тазы и т. д.)
  • Для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными (лейки, палочки для рыхления почвы тряпочки для протирания листьев растений, ящики или горшочки для рассады, щетки и скребки для чистки аквариума и птичьей клетки, корм для животных и др.)
  • Для дежурства по столовой (фартуки и косынки, щеточки для сметания крошек со толов, совки и т. д.)
  •  Выносной материал для труда на участке, в огороде и в цветнике (в соответствии с сезоном)

Сентябрь 2015 –апрель 2016

9.Аттестация

Целью данной работы является представление опыта работы по обогащению и расширению социального опыта дошкольников средствами «социального туризма».

Обобщение  педагогического  опыта работы по теме «Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Май 2016



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника

социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:- о...

план саморазвития педагога на 2015-2016 учебный год

Использование  ИКТ  в  коррекционно-образовательном процессе с детьми-логопатами дошкольного возраста...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников

Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург   Аннотация: В статье раскрывают...

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...