опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
Воспитатели: Е.Е. Левченко
Е.М. Попова
«Социальное воспитание ребенка с умственной отсталостью является единственным состоятельным научным путем его воспитания».
Л.С. Выготский (Лев Семенович)
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем, являются определяющими в дальнейшем развитии общих способностей ребенка, которые необходимы каждому человеку в любом виде деятельности.
Все дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют проблемы в интеллектуальном развитии. Учитывая особенности нарушений воспитанников, одним из актуальных направлений своей работы мы определили: «Создание условий для эффективного обогащения социального – коммуникативного опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы».
Поставленную цель достигали через решение следующих задач:
- формировать у детей умение устанавливать эмоционально-личностный контакт со взрослыми и сверстниками;
- стимулировать у детей коммуникативную и личностную активность;
- воспитывать положительные личностные качества и расширять способы позитивного взаимодействия с окружающими людьми.
Формирование социальных представлений у детей с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей. У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания таких детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил.
В наш детский сад приходят дети, не адаптированные к условиям жизни в обществе, порой не умеющие умываться, одеваться, держать ложку, общаться со сверстниками и взрослыми. В соответствии с этим для развития социального потенциала ребенка и формирования его позитивных личностных качеств в нашем детском саду создана коррекционно-развивающая среда, проводятся специализированные занятия с воспитателями, учителями-дефектологами, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.
Для успешной социализации дошкольников с ОВЗ необходимо создание специальных условий:
- коррекция (компенсация) психических процессов;
- формирование познавательной активности;
- формирование навыков продуктивного взаимодействия;
- развитие самостоятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления. Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу решаем средствами специального образования, при этом постоянно сталкиваемся с определенными трудностями: воспитанники с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые в дошкольном учреждении. Поэтому при обучении особое внимание уделяем востребованности знаний в повседневной жизни. Для этого связываем любые теоретические понятия с окружающей действительностью. Воспитательно – образовательный процесс приближаем к реальным, жизненным условиям. Например, моделируем и обыгрываем различные бытовые ситуации. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым. Для этого делаем акцент на лучшие качества ребенка, развивая его коммуникативную сферу, диалогическую речь, учим взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится.
Дошкольники подготовительной к школе группы нуждаются в специальных мероприятиях по включению их в социальный мир. При составлении перспективного плана работы, мы разработали план мероприятий по включению воспитанников в различные социальные пробы.
Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, поощряем всевозможные формы игры. Присматриваемся, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в “дочки-матери.
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
В процессе игровой деятельности стараемся включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», которая развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
В следствие чего наблюдаются следующие положительные результаты:
- у детей обогатился словарный запас;
- фразовая и диалогическая речь стала более развитой;
- появилось больше возможностей у детей для получения знаний о разных профессиях, окружающей жизни, сформировались определенные отношения к людям, труду, выработались определенные навыки и привычки правильного поведения.
- развились дружеские взаимоотношения.
Воспитанники нашего дошкольного учреждения регулярно участвуют в ежегодных городских мероприятиях, при обязательной предварительной работе воспитателей и родителей, что эффективно сказывается на обогащении дошкольников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Отдельный большой и очень важный вопрос – взаимодействие с родителями. Понимая, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Таким образом, вся система работы по социально-коммуникативной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта ориентирована на стимуляцию их активности, систематизацию и обобщение личного опыта в сфере человеческих взаимоотношений, воспитание положительных личностных качеств и расширение способов позитивного взаимодействия с окружающими людьми.
Несомненным достижением данной работы является то, что большинство выпускников нашего детского сада, в том числе и дети-инвалиды, учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что они избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организационной работы с детьми с нарушением интеллекта в детском саду по формированию социальной адаптированности.
О содержании работы в ДОУ, направленной на подгтовку детей к обучению в специальной школе....
Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...
«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением слуха в условиях сада
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"...
РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...
Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта
Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушени...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...