Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
статья
Маммаева З.И.
Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
ГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,
Санкт-Петербург
Аннотация: В статье раскрываются некоторые научные взгляды на теорию игры; выделяются условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно.
Ключевые слова: дошкольник, ролевая игра, социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mammaeva.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Журнал «Альманах мировой науки» (Педагогические науки) 2021 · № 2(45)
Маммаева З.И.
Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
ГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,
Санкт-Петербург
Аннотация: В статье раскрываются некоторые научные взгляды на теорию игры; выделяются условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно.
Ключевые слова: дошкольник, ролевая игра, социализация.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Изучением теории ролевой игры занимались многие ученые. А.Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных разработке теории игры, определяет, что в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает перед ребенком как задача [1]. А.В. Запорожец обращает внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в ситуации прямого задания, существенно различается. Ученый установил, что в ходе развития меняется структура и организация игровых движений. В них вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения [1]. В ходе изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, а развитие ролевых игр идет от игр с развернутой сюжетной ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Автор считает, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей каждому ребенку подняться на более высокую ступень развития, поскольку игра вне сверстников не является полноценным активатором развития дошкольников. Коллектив детей в процессе игрового действия корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, стимулирует соблюдение правил участников ролевой деятельности. Так же вполне оправдалось положение Л.С. Выготского о том, что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли [1].
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
На наш взгляд, сюжетно - ролевая игра - это наиболее доступное средство социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно: обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам; обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни; умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе. Опыт, получаемый в процессе проживания роли в сюжетной игре, формирует социальные представления дошкольников, обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретенного посредством участия в сюжетно-ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь.
Литература:
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-психологической готовности к школьному обучению.
СодержаниеВведение ...
Сюжетно – ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников
Презентация сюжетно-ролевых игр в старшей группе....
Статья на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей»
Статья на тему:«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащениясоциального опыта детей»Подготовила: Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область...
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.
Отчёт по методической теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...
Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.
Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются: спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...
Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...
Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра.Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли вз...