Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника
статья на тему
социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:
- ознакомление детей с основными нормами поведения, общения с окружающими людьми, упражнения ребенка в активной воспроизведении этих норм в своем поведении;
- освоение ребенком необходимого ему минимального набора социальных ролей.
Одним из основных механизмов социализации ребенка является имитация им поведения взрослого, подражание ему, которое наиболее полно и успешно ребенок осуществляет не только в своем реальном поведении, но и в детской игре как подражательной деятельности, в которой социальный опыт воспроизводится ребенком в условных ситуациях. В ходе сюжетно-ролевой игры, которая является основным видом деятельности дошкольника, ребенок как бы «примеряет» на себя основные социальные роли, которые ему придется выполнять в будущем. В форме игры социальный опыт осваивается ребенком более непринужденно, так как ребенок хочет быть взрослым, действовать, как взрослый, но для этого ему не хватает опыта, что он постоянно чувствует в общении со взрослым, тогда как ролевое общение в игре со сверстниками, равными по силам, помогает дошкольнику поверить в свои силы. В игре ребенок учится не просто усваивать, но и воспроизводить в своем поведении те социальные нормы и правила, которые стремится привить ему социум в целом и близкие ему взрослые люди в частности.
Для более успешного прохождения социализации, усвоения социального опыта воспитателю ДОУ необходимо понимать не только значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка, но и знать, каким образом он может способствовать развитию детской игры. Ее развитию будут способствовать полученные ребенком знания о нормах и правилах поведения, которые необходимы в разных жизненных ситуациях. Для обогащения этих знаний необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, тематические альбомы, специальные настольные игры, а с целью привлечения внимания детей к конкретным сюжетно-ролевым играм - совместное с детьми изготовление атрибутов для игры, создание игровых ситуаций и т. п.
Данная работа, регулярно проводящаяся в условиях ДОУ, будет способствовать социальному развитию дошкольника и поможет ему быстрее и безболезненнее адаптироваться к новой социальной ситуации развития, с которой он столкнется, поступив в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»
опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...
Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург Аннотация: В статье раскрывают...
РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...
«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»
В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....