Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему "Осенняя пора"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белова Елена Анатольевна

Данная разработка предназначена для воспитателей детского сада, помогает развивать познавательный интерес детей к окружающему миру и экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_osennyaya_pora.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 в подготовительной группе детского сада

 Осенняя пора

                                           Подготовила: Белова Елена Анатольевна

                                                           Воспитатель МАДОУ «Детский сад №57».  

Энгельс 2015

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема НОД: « Осенняя пора».

Образовательная область: «Познание» (Ребенок и окружающий мир).

Цель: создание условий для расширения и обобщения представлений об осени.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему, внимание,      воображение, развивать интерес к экспериментированию.

Образовательные: систематизировать и расширять представления об осени; исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем определить, почему листья имеют зелёную окраску.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, фотографии с изображением осени в разные периоды (ранняя, золотая, поздняя), мультимедийная установка, лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, деревянные кубики, листья с разных деревьев.  

Ход НОД

1.Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!

Включается музыка А.Вивальди «Времена года. Осень»  

Воспитатель. Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня беседовать, отгадайте загадку.

Пошла по лугам,

По  лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима!

Дети. Осень

2. Основная часть

Воспитатель. Верно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о замечательном времени года – осень. А ещё я предлагаю вам побывать в роли учёных и провести интересный опыт, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Вы готовы?  

Дети. Да, готовы.

Воспитатель. Ребята, внимательно послушайте стихотворение и назовите, о каких приметах осени в нём говорится.

Осень подойдет неслышно, 
Тихо встанет у ворот. 
В огороде листик вишни 
На дорожку упадёт. 
Это первая примета, 
Что от нас уходит лето. 
А вторая - куст малины 
B нитях белой паутины. 
Чуть короче станет день, 
Потемнеют облака, 
Словно их накроет тень, 
Станет пасмурной река – 
Третья верная примета: 
Осень бродит близко где-то. 
Ранним утром на поляны 
Лягут белые туманы, 
А потом уж, жди не жди, 
Моросящие дожди 
Пеленой затянуть просинь - 
Значит, наступила осень. 

Дети. Опадают листья с деревьев, день становится короче, на небе чаще появляются тучи,  часто идут дожди.

Воспитатель. Правильно, ребята. А какая примета осени не названа в стихотворении?

Дети. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.    

Воспитатель. Верно, ребята. Давайте поиграем в игру «Перелётные и зимующие птицы»

Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы». Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных и зимующих птиц. По сигналу воспитателя дети с изображением перелётных птиц летят к нему, а дети с изображением зимующих птиц остаются на месте. После перелёта каждый ребёнок называет, какая птица изображена на его картинке.  

Воспитатель. А теперь  поиграем в игру «Да или нет». Дайте правильный ответ!

Осенью цветут цветы?                     (Нет)

Осенью растут грибы?                      (Да)

Тучки солнце закрывают?                 (Да)

Колючий ветер прилетает?             (Да)

Туманы осенью плывут?                   (Да)

Ну а птицы гнезда вьют?                (Нет)

А букашки прилетают?                    (Нет)

Урожай все собирают?                   (Да)

Птичьи стаи улетают?                  (Да)

Часто- часто льют дожди?          (Да)

Достаем ли сапоги?                        (Да)

Солнце светит очень жарко?        (Нет)

Можно детям загорать?                (Нет)

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?             (Да)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отлично справились.

Осень – замечательное время года! Это время, когда окружающий мир становится  красочным, прекрасным, ярким. Давайте назовем все осенние месяцы. 

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Каждый из этих месяцев относится к трем периодам осени. Назовите их.

Дети. Ранняя осень, золотая осень и поздняя осень.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам полюбоваться осенними пейзажами и поделиться своими впечатлениями.

На мультимедийной доске показываются фотографии осенней природы в разные периоды. Дети по желанию о них рассказывают.

Воспитатель. А теперь давайте превратимся в осенние листочки.

Физминутка.

Мы, листики осенние, на веточках сидели.

 Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели и  на землю тихо сели.

 Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.  
Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель. Ребята, один учёный предположил, что листья осенью желтеют и опадают, потому что плохо переносят холод и ветер.  

А вам интересно узнать, почему осенью листья меняют свой цвет, и происходит листопад?

Дети. Да, интересно.

Воспитатель. А для  этого нужно провести опыты, как это делают учёные.
Как вы думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети. Листья украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель. Давайте рассмотрим строение листа. Чем можно воспользоваться, чтобы лучше его рассмотреть?

Дети. Для этого нужна лупа.
Воспитатель. У каждого листочка есть черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. На поверхности листа есть жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Дети рассматривают листья через лупу.
Воспитатель. А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Чтобы увидеть это вещество, нам нужно провести опыт. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Дети. На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель. Это зеленое вещество из листочка называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света, количество хлорофилла в листьях постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет. Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети. Жёлтые, оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок, и листья опадают.  

3. Заключительная часть.

Воспитатель.

Воспитатель. Скажите, ребята, вам было интересно? Что нового вы сегодня узнали? Чем вам понравилось заниматься больше всего? (Ответы детей).

Список использованной литературы

1.Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. - Волгоград, 2015

2.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - ТЦ «Учитель», 2009                 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Музыка «Времена года. Осень», Антонио Вивальди
  2. Стихотворение «Приметы осени», автор Т.А. Шорыгина  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по продуктивной (аппликация) и двигательной деятельности Тема: Осенняя пора (фрукты) «Ширма с фруктами»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлении), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Унылая пора! Очей очарование!"

Уважаемые колегги!!! Предлогаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.    Конспект непосредственно образовательной деятельности в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» по теме: «Пора в школу здоровья» в старшей группе

Формировать правильную осанку, укреплять мышечный скелет, сердечно - сосудистую и дыхательную системы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе «Зима не даром злится, прошла ее пора»

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе  «Зима не даром злится, прошла ее пора»Познавательно-речевое направление.Образовательна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Унылая пора».

Представлена разработка НОД с детьми на   закрепление представлений и характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Осень – милая пора» в старшей группе.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Осень – милая пора»в старшей группе....