Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лента Светлана Николаевна

В перспективном планировании по экологическому воспитанию во второй младшей группе, указаны темы каждой недели на весь учебный год, раскрыто программное содержание данных тем и расписаны формы работы, через которые осуществляется экологическое образование дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию

во второй младшей группе

Автор - составитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Лента Светлана Николаевна

2015 - 2016 учебный год

Месяц, неделя

Тема недели

Программное содержание

Формы работы

Сентябрь,

 I неделя

«До свидания лето. Цветы на клумбе»

Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Целевая прогулка по участку детского сада

Наблюдения

Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Назови цветочек», «Собери букет»

Сентябрь,

 II неделя

«Овощи, фрукты»

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Расширять представления о выращивании овощных культур.

Учить лепить овощи и фрукты в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев и т.д.

Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»

Рассматривание овощей, фруктов.

Тематические загадки об овощах «Что растет на грядке»

Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая»

НОД: лепка «Репка на грядке»

Прогулка в огород

Игровые ситуации: «Купим в магазине фрукты для Мишки», «Покормим кукол овощным супом»

- Выкладывание сказки «Репка» на фланелеграфе, драматизация сказки

Сентябрь,

 III неделя

«Осень наступила: листопад»

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках.

Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.

Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.

НОД: Познание (ознакомление с окружающим)

«Чудесные осенние листья»

НОД: рисование: «Падают, падают листья»

Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, солнцем, листопадом

Д/игры: «К дереву беги», «Угадай по описанию».

Подвижная игра «Огуречик»

Беседы: «Осень в гости к нам пришла»

Художественное слово: стихи, песенки по тематике

Сентябрь,

 IV неделя

«Неживая природа осенью»

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.

Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями. Закрепить знания о минералах (камень, песок), уточнить их свойства и качества.

Наблюдение за состоянием погоды, за солнцем, ветром, дождём

Опытно-исследовательская деятельность с песком, почвой, водой, камнями

Дидактическая игра: «Солнышко и туча».

Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра  «Солнышко и дождик»

Октябрь

I неделя

Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью»

Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.

Экскурсия по экологической тропе Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях

Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу»

Слушание песен о листопаде

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке

 Чтение произведения Пришвина «Листопад»

Октябрь

II неделя

«Растения уголка природы»

Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.

Наблюдение, рассматривание

Труд по уходу за комнатными растениями

Просмотр слайдовой презентации

Дидактические игры: «Покажем уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей)

Октябрь

III неделя

«Грибы, ягоды»

Дать понятие о грибах и ягодах. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Закрепить правила безопасного поведения в природе.

Рассматривание иллюстраций

Просмотр мультипликационных фильмов

Отгадывание загадок

Пальчиковые игры

НОД: лепка и рисование «Грибы», «Ягоды»

Октябрь

IV неделя

«Перелётные птицы»

Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Рассматривание иллюстраций с изображение птиц

Наблюдение за отлётом птиц на участке

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Игра-забава «Наседка и цыплята». Слушание голосов птиц «Рассматривание картин по теме

Дидактическая игра «Найди пару»

Ноябрь

I неделя

Кот Мурлыка и его друзья

Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются,

какую пользу приносят.  Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Рассматривание картин с изображением домашних животных и птиц

Чтение сказок «Бычок – смоляной бочок»,  «Петушок и бобовое зернышко», рассказа «Маленький утенок»

Дидактические игры: «Чьи это детки», «Кто живет на бабушкином дворе»,

 «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково».

Игры-инсценизации, игры-иммитации

Просмотр видео по теме

Ноябрь

II неделя

Поздняя осень

Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

 НОД: Познание (ознакомление с окружающим). «Осень на дворе»

Д\и с листочками, с плодами: «Разложи по порядку», «Найди листок», «Что выросло на грядке»

Чтение художественной литературы: стихи русских поэтов о природе осенью

Ноябрь

III неделя

«Золотая рыбка»

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить называть вуалехвоста, отличать его от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки рыбок. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Беседа о рыбках

 Наблюдения за рыбками Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра «Хорошо - плохо».

НОД: рисование «Рыбки в аквариуме»

Чтение «Где спит рыбка» И. Токмаковой

Ноябрь

IV неделя

Кто в лесу живет

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Рассматривание иллюстративного материала о подготовке животных к зиме

Проектная деятельность «Зайка серый, зайка белый»

Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка»

Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Сказка на фланелеграфе «Три медведя» Хороводная игра «Зайка беленький сидит»

 Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша»

Декабрь

 I неделя

Приход зимы

Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы, об особенностях  неживой природы зимой (солнце, небо). Учить определять ветреную погоду.

Беседа, наблюдение

Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер»

Игры с султанчиками, бег с ленточками

Чтение В. Бианки «Холодно в лесу»

Просмотр видеоуроков от Совы «Уроки безопасности»

Декабрь

II неделя

Воличка-водичка

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Рассматривание фото - материалов «Наш друг – вода»

Заучивание потешек о воде: «Водичка-водичка», «Ай лады-лады-лады»

Беседа «Для чего нужна вода?».

Опытно-исследовательская деятельность: «Таяние снега, замерзание воды» «Превращение воды в цветные льдиноки»

Беседа по ОБЖ: «Чем опасен снег и лёд?» - уроки Мишутки

Декабрь III неделя

«Подкормим птиц зимой»

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Показать детям кормушку для корма. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.Формировать желание подкармливать птиц зимой.

Наблюдение за птицами на участке.

Вывешивание кормушки. Подкормка птиц.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». «Угадай по голосу»

Декабрь IV неделя

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Показать хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами

Заучивание стихотворений о ёлочке

НОД: рисование, аппликация «Украсим ёлочку»

Целевая прогулка к елочке, растущей на территории детского сада

Выставка совместного творчества «Ёлочка – краса»

Январь

II неделя

«Чудо -  пузырьки»

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Беседа, наблюдение

Опыт «Что в пакете?»

Игры с воздушным шаром и соломинкой.

Надувание мыльных пузырей

Январь

III неделя

«Волшебница зима»

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Наблюдение за погодой. Облаками, осадками во время прогулки

Беседа «Зима – это хорошо или плохо?»

Чтение художественной литературы Воронкова Л. «Снег идет»,  Берестов В. «Снегопад»

Рисование «Вот зима, кругом бело»

Д/и «Времена года», «Не сорока, не ворона»

Подвижная игра «Ловим снежинки», «Зайка беленький сидит»

Январь

IV неделя

Секреты Снеговичка

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла

НОД: познание «Превращения снега»

НОД: рисование «Снеговик»

Рассматривание картины с зимним пейзажем.

Беседа о зиме

Игра «Когда это бывает?»

 Опыты со снегом «Куда пропал снег?»

Постройка снеговика на участке

Февраль

 I неделя

«Жизнь под снегом»

Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому.

Беседы: «Зимний сон растений», «Кто как зимует?»

Наблюдения за деревьями, птицами

Чтение литературы, просмотр видеоматериалов по теме

Д/и «Что сначала, что потом?»

Опыты со льдом, снегом

Труд на участке: сгребание снега к стволам деревьев

Февраль

 II неделя

Жизнь на подоконнике

Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям.

Наблюдение и труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями

Д/и «Угадай по описанию»

Рассматривание луковицы

Труд: высадка лука, наблюдение за его ростом

Февраль

 II неделя

«Домашние животные и детеныши»

Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным

Чтение литературы по теме

Мимио-тенология: «У кого какая мама»

Отгадывание загадок

Лепка «Котёнок», аппликация «Утка с утятами»

Тематический альбом «Наши любимцы»

Инсценизация В.Сутеев «Кто сказал «мяу?»

Февраль

 II неделя

«Конец зимы

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Проблема «Чего не хватает растениям зимой?»

Наблюдение на прогулке за небом, солнцем, ветром, за снежным покровом

Опыты со снегом и льдом

Рассматривание иллюстративного материала на тему окончания зимы

Март

 I неделя

Весна в неживой природе

Показать особенности весеннего неба.

Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков

Рисование «Сосульки длинные и короткие»

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»

Март

II неделя

Кругом вода

Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Чтение стихов и рассказов по теме «Вода»

Работа с мнемобадлицами

Трудовые поручения

Игры с водой

Опыты с водой «Течёт – течёт, не вытечет»

Рисование «Ручеёк»

Март  

III неделя

Секреты глины и песка

Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы

Рассматривание песка и глины

Опыты с песком и глиной

Выставка глиняных игрушек

Игры с песком

Лепка пирожков и печенья

Лепка из глины «Угощение»

Март

IV неделя

Я – человек

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрану и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой.

Беседа «Я – человек»

Рассматривание книги «Мое тело» Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи», «Кто я?», «Узнай по голосу», «Мы – помощники»

Развлечения: «Веселые человечки играют»

Рисование «Нарисуй свой портрет»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Апрель

I неделя

О растениях весной

Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадки овощей. Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой и первоцветами.

Наблюдения за деревьями, кустарниками и травянистыми растениями

Рассматривание иллюстративного материала

Посадка овощей

Рисование «Весенние цветы»

Чтение художественной литературы

Апрель

II неделя

В весеннем лесу

Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций о диких животных

Слушание аудиозаписей «Голоса весеннего леса»

Работа с мнемодорожками «Звери», «Птицы»

Просмотр «Видеорепортаж из весеннего леса»

Пальчиковые игры по теме

Апрель

III неделя

Комнатные цветы

Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений.

Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями.

Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Наблюдение за цветущими растениями в группе. беседы

Д/и «Найди такой же», «Угадай по описанию»

Опыт «С водой и без водой»

Труд «Полив растений совместно со взрослым»

Апрель

IV неделя

Дети природы: цветы

Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору.

Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада и участка

Труд: высадка рассады астр, бархатцев на клумбы

Викторина загадок о цветах

Рассматривание тематических альбомов, гербариев

П/и «Раз, два, три -  к цветку беги!»

Д/и «Назови цветочек»

Май

I неделя

Поздняя весна

Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки

Чтение стихотворений Александровой «Одуванчик», Благининой «Яблонька»

Разучивание стихотворений и загадок о природе весной

Рассматривание картины «Весна» Рисование «Одуванчики на траве»

Выставка совместного творчества «Весна-красна»

Май

II неделя

Насекомые – маленькие помощники

Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Мимио-технология «Маленькие помощники»

Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы»

Отгадывание загадок

Чтение  и заучивание потешек и стихов о насекомых

Лепка «Божья коровка»

 Художественный труд «Бабочка»

Май

III неделя

Чудо - огород

Дать представление о семенах растений.  Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями.

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек, семян  настурции

Отгадывание загадок

Чтение художественной литературы

Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки ростков

Май

IV неделя

Береги живое!

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическия  игра «Хорошо-плохо». «Путешествие на полянку» - экологическое развлечение

Труд: «Убери мусор на поляне»

Лето

Природа - наш родной дом

Познакомить детей с новым временем года, его погодными особенностями, природными явлениями.  Закреплять умение определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность и интерес к природе. Воспитывать любовь к природе.  Учить детей бережному отношению к природе.

Наблюдение на прогулке

Целевые прогулки в парк

Тематические альбомы «Наше лето», «Растения нашего участка», «Цветы и насекомые»

Фотоэтюды «Цветущие клумбы», «Наш пруд»

Экологический праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Планирование занятий по экологии на 2013-2014 учебные года по С.Н.Николаевой....

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группы

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей первой младшей группыПривет тебе, мой край родной,С твоими тёмными лесами,С твоей великою рекой,И неоглядными полями! Привет ...

Планирование работы на экологической тропинке во второй младшей группе

Планирование работы на экологической тропинке во второй младшей группе...

Перспективное планирование работы по коммуникации для детей второй младшей группы

Перспективный план по коммуникации для детей 2 младшей группы....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе.

Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе....

Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию во второй младшей группе

Перспективное планирование по духовно - нравственному воспитанию...

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы

Перспективное планирование работы  для детей второй младшей группы "Патриотическое воспитание"...