План-конспект нод по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в зимний лес" (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НООД "Путешествие в зимний лес" | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5- 6 лет
Тема НОД: «Путешествие в зимний лес»
Цели:
- расширять знания о внешних признаках, повадках, зимнем образе жизни лесных обитателей;
- повторить правила поведения на природе;
- развивать интерес к миру природы;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
- учить сравнивать, анализировать, создавать простейшие причинно-следственные связи;
-воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о природе, русских народных сказок о животных; отгадывание загадок; рисование лесных зверей; беседы о правилах поведения в лесу; беседа о сезонных изменениях в природе.
Оборудование: макеты деревьев; аудиозаписи музыки В. Шаинского, П.И. Чайковского; шапочки зверей (заяц, лиса, волк, медведь); нарисованные на ткани следы лисы, птиц, зайца, волка, медведя.
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент.
(звучит негромкая музыка, дети входят в группу)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
Воспитатель: О каком времени года говорится в загадке?
Дети: В загадке говорится о зиме.
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, приметы зимы.
Дети: Приметы зимы – выпадает снег, вьюга воет, холодный ветер дует, мороз, реки и озера покрываются льдом, ночь длиннее, а день короче, некоторые звери меняют цвета шубок, утепляют свои шубки, кто-то из зверей засыпает. Растения сбрасывают свою листву.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят зимой?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Давайте мы с вами оденемся потеплее и отправимся в путешествие в зимний лес.
Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапки.
(Звучит негромкая тихая музыка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы слышали о таких людях, и, наверное, знаете, как их называют?
Дети: Путешественники.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже будем путешественниками. А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем?
Дети: На лыжах, на санках.
Воспитатель: Хорошо, и мы с вами пойдем на лыжах!
(Дети встают и под музыку имитируют ходьбу на лыжах)
- Основная часть
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, какая красота: деревья стоят в снежном убранстве, принакрылись снежными шапками, а какая в лесу тишина…
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети: Нельзя рубить деревья, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь: можно напугать диких животных. Нельзя разводить костер в лесу, так как может произойти пожар и сгорит весь лес. Нельзя мусорить в лесу и ломать ветки деревьев.
Дети перечисляют, а воспитатель показывает карточки, на которых нарисованы правила поведения в лесу.
Воспитатель: Ребята, идем дальше. И что же мы с вами видим? Чей это след?
Дети: Мы видим след лисы.
Воспитатель: Опишите, какая лиса? (показывает иллюстрацию с изображением лисы)
Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую норку в лесу и там живет. Лиса слышит писк мышей под снегом, разрывает снег и ловит их.
Воспитатель: А как лиса ходит?
Дети показывают, как крадучись ходит лиса.
Давайте построим цепочку семейства лисы: папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок, а много – лисята. В каких русских народных сказках мы с вами встречаемся с лисой?
Дети: В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса - журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».
Воспитатель: Ребята, а это чьи следы?
Дети: Это следы птичек.
Воспитатель: На какие две группы делятся все птицы? (показывает иллюстрации с изображением птиц)
Дети: Птицы делятся на перелетных и зимующих.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети перечисляют.
Воспитатель: А теперь назовите зимующих птиц.
Дети перечисляют.
Воспитатель: Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?
Дети: Для птичек зимой страшнее голод, так как им нечего есть, и наша задача их подкармливать.
Воспитатель: Чем мы можем подкормить птичек зимой?
Дети: Птичек зимой мы можем подкормить: семечками, зернышками, пшеном.
Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас попрыгаем как птички, поклюем зернышки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте о ком эта загадка?
Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки
И удираю без оглядки.
Косоглазый, маленький
В белой шубке, в валенках.
(Заяц)
Давайте найдем заячьи следы.
Дети находят.
Воспитатель: Ребята опишите зайца, какой он, какие у него повадки?
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением зайца
Дети: Зайка прыгает, у него длинные уши, он меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметным для хищников. Зимой зайцы питаются корой деревьев и ветками кустарников, так как другой еды в это время года нет.
Воспитатель: А как зайчонок прыгает?
Дети прыгают как зайчонок.
Воспитатель: Давайте составим цепочку заячьей семьи: папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок, а много – зайчат.
Встаем на лыжи и идем дальше путешествовать.
А это чей след? Может быть, вам отгадать поможет моя загадка?
На овчарку он похож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Воспитатель: Ребята, опишите волка, какой он, какие у него повадки? (показывает иллюстрацию с изображением волка)
Дети: Волк к зиме не меняет цвет шубки, просто она становится теплее и толще. По лесу он бродит голодный и злой. По ночам часто воет. Охотится за больными и мелкими животными: зайцами волками и мышами.
Воспитатель: Покажите, как волк рыщет зимой по лесу.
Дети изображают волка.
Давайте построим цепочку семейства волка: папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, а много – волчата. Ребята, в каких русских сказках мы встречаемся с волком?
Дети: В сказках «Волк и лиса», «Лисичка – сестричка и Серый волк», «Иван царевич и Серый волк», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: А это чей след? А загадка вам поможет.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Воспитатель: Опишите медведя, какой он? (показывает иллюстрацию с изображением медведя)
Дети: Медведь – крупный лесной зверь. Питается медведь, корешками, ягодами, очень любит речную рыбу. К зиме он утепляет свою шкуру и запасает много жира. Всю зиму спит и ничего не ест и не пьет. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун.
Воспитатель: Покажите, как ходит медведь.
(Ребята изображают медведя)
Теперь составим цепочку медвежьей семьи: папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок, много детенышей медвежата.
В каких сказках мы встречаем медведя и какой он чаще всего?
Дети: В сказках «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Медведь и солнце». Медведь в этих сказках бывает: глупым, наивным, доверчивым, даже трусливым.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по зимнему лесу. Вставайте на свои лыжи и пойдем.
Дети идут под музыку.
Мы приехали в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что нового вы узнали? В следующий раз мы отправимся в лес весной и посмотрим, что же там изменилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Грачи прилетели".Комплексное занятие по конструированию из бумаги (оригами) и ознакомлению с окружающим миром (Старшая группа)
Занятие по оригами...
План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»
План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла» Цель: познакомить детей со свойствами стекла ( прозрач...
План-конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему "У бабушки в деревне"
конспект открытого занятия по окружающему миру для 2 младшей группы "У бабушки в деревне"...
План-конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День пожилого человека»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28867669","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"604","width":"483"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о почте и профессии - почтальон»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28915190","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа – Хлеб всему голова!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28969838","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29089617","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...