Проект "В мире животных"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Иванова Наталья Александровна

Проект предоставляет каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Разнообразные ситуации общения с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках; пробуждают интерес, любознательность; формируют навык взаимодействия с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_zhivotnyh.docx532.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В мире животных» рассчитан на один учебный год.

«Чем больше ребенок видел, слышал,

пережил, чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных

условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский

Актуальность

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.  Причина этого – серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло  на учащение вспышек агрессии, жестокости. Негативные тенденции оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает.  Формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей их в природе.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Что произойдет, если домашнее животное выпустить в дикую природу? Зачем человек приручил животных? Живут в доме, значит, домашние? Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей.

Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.

Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, обращали внимание на иллюстрации из книг. Так появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животном мире.

             Вот почему и был составлен проект «В мире  животных». Проект предоставляет каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Гипотеза: разнообразные ситуации общения с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках; пробуждают интерес, любознательность; формируют навык взаимодействия с ними.

Опиралась на принципы:

  • доступность материала;
  • наглядность обучения;
  • индивидуализация развития детей;
  • психологический комфорт;
  • сознательность и активность обучения детей.

Цель: расширение представления дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе.

Задачи:

  • дать представление о диких и домашних животных, их образе жизни, питании, жилище;
  • активизировать и обогащать словарный запас детей; развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных;
  • развивать умение понимать и познавать окружающий мир; стимулировать стремление детей (с помощью взрослого) получать знания из разных источников;
  • прививать любовь к природе, воспитывать желание оказывать помощь животным. 

Этапы реализации:

этапы

сроки

мероприятия

подготовительный

сентябрь

  • подбор иллюстративного материала по теме, настольно-печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр;
  • подбор художественной литературы для чтения (загадок, стихов, сказок, рассказов); аудиозаписей, презентаций;
  • подбор пальчиковых и подвижных игр, физминуток.

основной

октябрь - апрель

  • рассматривание картин животных;
  • беседы о домашних и диких животных;
  • чтение художественной литературы (стихи, потешки, загадки, сказки, рассказы), энциклопедий о животных;
  • составление рассказов о животных по схеме;
  • рисование, лепка животных;
  • аппликации «Братья наши меньшие»;
  • театрализованные этюды, драматизация сказок «Репка», «Теремок»;
  • дидактические, игры;
  • подвижные игры;
  • консультации для родителей;
  • изготовление книжек – самоделок о животных.

заключительный

март

  • итоговое мероприятие «Братья меньшие»;
  • альбом «Наши младшие друзья»
  • фотоотчет

Ожидаемые результаты по проекту:  

 для детей:

  • дети будут отвечать на вопросы воспитателя о домашних и диких животных, среде их обитания, чем они питаются, называют их детенышей;
  • научаться правильно эмитировать повадки и голоса животных,
  • покажут свои умения и навыки в продуктивной деятельности,
  • будут активно взаимодействует с педагогом;
  • дети с опорой на наглядность, а также наводящие вопросы воспитателя,  смогут рассказать о домашнем и диком животном;
  • дети станут бережнее относиться к живой природе.

 для педагогов:

  • пополнение развивающей среды группы: коллаж, макеты, книжки-самоделки, набор иллюстраций по теме проекта, новые дидактические игры по теме;
  • мотивация к использованию метода проектов в дальнейшей педагогической деятельности,
  • умение планировать проектную деятельность.

 для родителей:

  • позитивный опыт сближения с детьми через взаимодействие с ними;
  • вовлеченность родителей в жизнь группы,
  • издание самодельных книг о домашних и диких животных;
  • умение грамотно подготовить, провести и организовывать экскурсию для своего ребенка (например, в зоопарк),
  • интерес к сотрудничеству с ДОУ.

Приложение 1

Потешки

ылез кот из-под кровати,
Выгнул спину, хвост – дугой.
Глаз, как щёлка в автомате
С газированной водой.

оворили тиграм львы:
- Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

оп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!

Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянось!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет!
- Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!

Лиса: 
Здравствуй, милый куманек!
Волк: 
Здравствуй!
- Где ты был?
- В корзинке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- А осталось?
- Ни одной.

дет кисонька из кухни,
У ней глазоньки припухли.
- О чем, кисонька, ревешь,
О чем, серенька, ревешь?
- Как мне, кисоньке, не плакать,
Как больной не горевать:
Кто-то пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.

Козушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.

ишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою "топ"!

й ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!

Только мышки заскребут
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот -
Разогнал весь хоровод!

одит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Приложение 2

Загадки

Ежи

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
Жираф

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Слон

В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
Лиса

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.

Собака

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает.
Белка

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Медведь

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Кролик

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Черепахи

Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят ...

Свинки

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они - морские ...

Леопард

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.

Зебры

Что за коняшки - на всех тельняшки.
Крот

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
Бобры

Водяные мастера, строят дом без топора.
Крокодил

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
Верблюд

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Осел

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Корова

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Баран

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.

Собака

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

Кошка

Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
Мышь

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
Коза

Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е".
Лягушка

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".

Приложение 3

Стихи

стихи про собаку

Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.
Сторожить умеет дом,
Весело вилять хвостом.
На чужих он громко лает,
И хозяев охраняет.

стихи про кошку

Спит пушистый рыжий кот,
Мягкой лапкой нос прикрывший,
Было дел не невпроворот -
Ночью он гулял по крышам.
А домой пришел поспать,
Ранним утром на рассвете,
Чтобы радостно мурчать,
В час, когда проснутся дети.

стихи про свинью

От жары уж нет житья,
Солнце припекает,
В лужу плюхаясь свинья,
О дожде мечтает.
Ей вокруг все говорят:
«Там же очень грязно!»
Все совет хотят ей дать,
Что в луже — опасно.
Зря советуют друзья,
Как в грязи валяется,
Таким образом свинья
В жару охлаждается.

стихи про козу

Здравствуй, тетенька коза,

Мы пришли по делу,

Ты когда-то молока

Дать для нас хотела.

Мы весь день тебя ждали,

Дай нам побыстрее,

Пирожков уж напекли -

С молоком вкуснее.

Будем молочко мы пить

Кружками литровыми,

Будем силы мы копить,

И расти здоровыми!

стихи про кролика

Мы вчера на ферме были,
Кроликов  видали,
Только нас предупредили,
Чтоб не обижали.
Очень милые зверюшки,
С замиранием глядят,
Прижимая к спинке ушки,
Настороженно сидят.
Мы морковкой угощали
И листом капусты сочным,
И приехать обещали
В гости к ним еще раз точно!

стихи про волка

Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает одинок,
И совсем не страшный!

Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.

Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!

стихи про медведя

Медвежонок любит мед,
Сахарок, варенье
Лапой зачерпнуть – и в рот!
Просто объеденье!
Угости же поскорей
Лакомством ребенка!
Ну хоть блюдечко налей
Сладенькой сгущенки!

стихи про зайца

Зайчик маленький в лесу
Очень всех боится:
И хитрющую лису,
И любую птицу.
Он от страха так дрожит,
Что кусты шатаются.
Очень сложно зайке жить,
Так он всех пугается!

стихи про крота

В норке теплой и сухой,
Под землей глубоко,
Проживает крот слепой
Очень одиноко.
Он с утра и до заката
Роет все туннели,
Хоть работа грязновата,
Он доволен ею.

стихи про ежа

Что за странный мяч такой,
Весь лежит в иголках?
Прикоснусь слегка рукой,
Ведь спросить неловко!
Мячик быстро развернулся,
Носик — показался.
Этим мячиком колючим
Ежик оказался!

стихи про хомяка

Хомячок-хомячок,
Наш пушистый толстячок!
Жир на брюшке и на спинке,
Скоро станет он как свинка!
Мы купили для него
Тренажеры: колесо,
Лесенку. Побегает –
Получше пообедает!
Вырастет здоровым тот,
Для кого жизнь — труд и спорт.

стихи про корову

Знают взрослые и дети,
И известно все планете, 
Нет полезнее с утра -
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!

Приложение 4

Дидактические игры

«Что ни шаг, то зверь»

Цель:  учить называть домашних животных;  обогащать словарь по   теме "Домашние животные"; обучать использованию в речи обобщающего понятия "Домашние животные".

Ход игры: В игре участвуют несколько человек. Они становятся    вдоль  линии.  Им предлагается вспомнить как   можно     больше названий домашних   животных.   Каждый  ребенок,   по очереди, идя вперед должен громко произносить при     каждом     шаге     название  животного. Останавливаться нельзя. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.

«Зоологическое лото»

Цель: учить узнавать и называть животных, согласовывать  местоимения с существительными; закреплять умение  классифицировать, сравнивать, обобщать.

Материал: большие и маленькие картинки с изображение животных.

Ход    игры:  Детям    раздаются    большие    картинки    с изображением домашних и диких животных. У     водящего      маленькие      карточки      с изображением         животных.         Водящий показывает     карточку     с     изображением животного,   ребенок,   у   которого   есть   это животное, должен назвать его и сказать какое это животное домашнее или дикое. Например: "Это мой медведь, это дикое животное".

«Кто, где живет»

Цель: учить   различать домашних животных, классифицировать домашних животных по месту обитания; обогащать  словарь  детей  названиями хозяйственных построек.

Материал: мяч.

Ход игры: Приходит Незнайка.  Он  не знает,  где  живут домашние животные. Предлагается  детям назвать,    где    живут    домашние    животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч,   должен   назвать,   где живет   домашнее животное. Игрок: "Собака живет в конуре. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Свинья живет в свинарнике".

«Помоги найти маму»

Цель: расширить знания о животных и их детенышей; обучать    образованию существительных при помощи суффиксов: -онок, -енок.

Ход игры:                    "Ребята, что это за звуки? Прислушайтесь, кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто же это плачет. Ой, кто это? Да, правильно. Это детеныши домашних животных. Что случилось? Почему вы плачете? Да они, наверное, потерялись. Давайте поможем им найти маму". Дети берут картинки с изображением детенышей и ищут каждому детенышу маму. А теперь давайте назовем их семью, чтобы в следующий раз они знали, кто их родители и могли их найти сами. Например: "Кот - кошка - котенок,
пес - собака
 - щенок".

«Кого нет?»

Цель: учить называть животных, а именно самца, самку и их детеныша;  употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.

Материал: картинки.    

Ход игры:   Педагог предлагает собрать "семью" животных. Дети начинают собирать. "Посмотрите, все ли есть? Нет. Кого нет? ". Дети называют, кого нет. Например: "Нет быка, нет волчицы, нет пса".

"Накормим животных".

Цель - учить детей знать и называть животных и корм для них.

Материал - картинки с изображением животных и корма для них.

I вариант:

Ход игры:                 "Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила придти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим? ". Дети дают корм животным и рассказывают. Например: "Корову накормим   сеном,   травой.   Лошадь овсом,   сеном.   Кошку   -   молоком   и рыбой».

Речевая задача: обучение употреблению существительных в  родительном падеже единственного числа.

II вариант:

Игрок: «Кого накормим рыбой? – кошку.

Кого накормим сеном? – корову.

Кого     накормим     овсом?     - лошадь».

Речевая задача: обучение употреблению существительных в  родительном падеже единственного числа.

III вариант:

Игрок: «Кому дадим рыбу? – рыбу дадим кошке.

Кому дадим кость? – кость дадим собаке».

Дидактическая игра «Назови ласково».

Речевая задача: обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов;  обогащение        словаря        однокоренными словами.

Материал: фишки.

Ход игры:            «Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Назовем их ласково». Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово – картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: «Собака – собачка, собаченька, собачушка».

 «Кто больше назовет действий».

Цель: знать, что могут делать животные.

Речевая задача: обогащение глагольного словаря; обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.

Материал:  картинки с изображением домашних животных

Ход игры:                 На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.

Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.

Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».

 «Поймай, скажи».

Цель:  знать, как подают голос разные животные.

Речевая задача: обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного  числа, настоящего времени;  расширение глагольного словаря.

 Материал:  мяч.

Ход игры:                 Дети становятся в круг.  Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того животного.

Например: «Корова – мычит.  Собака – лает. Кошка – мяукает. Свинья -
хрюкает».

 «Сравни нас».

Цель:  учить сравнивать животных.

Речевая задача: обучение составлению и использованию   в речи сложносочиненных  предложений  с союзом а.

Материал:  карточки с изображением домашних животных.

Ход игры:            Перед детьми 2 картинки с изображением двухдомашних    животных     (корова     и    лошадь). Воспитатель предлагает сравнить   животных поэтим картинкам. Например: «У коровы хвост кисточкой, а у лошади метелкой. У лошади естьгрива, а у коровы гривы нет».

«Загадай, мы отгадаем».

Цель:  учить описывать животных.

Речевая задача: обучение составлению описательных загадок по плану или по схеме.

I вариант:

Ход игры:                 Загадывает  ребенок, остальные отгадывают. Воспитатель показывает одному ребенку картинку с изображением какого-либо животного. Остальные дети эту картинку не видят. Ребенок должен составить описательную загадку об этом животном. А остальные дети должны ее отгадать.

II вариант:

Ход игры:                 Загадывают   дети,   один   ребенок выходит из групповой комнаты. Дети составляют описательную загадку о каком-либо животном. Ребенок заходит в группу, и дети загадывают ему загадку. Он должен догадаться о ком идет речь.

 «Чей хвост? Чья морда?»

Цель: знать части тела животных.

Речевая задача: обучение согласованию существительных с притяжательными прилагательными;  закрепление умения пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

Материал: картинки, на которых изображены хвосты и морды различных домашних животных.

Ход игры                   Воспитатель поочередно показывает детям картинки и просит назвать, чей хвост, чья морда нарисованы на, картинке. Затем предлагает поиграть в игру. Раздает каждому ребенку по картинке с изображением морд и хвостов животных. По сигналу воспитателя дети должны найти пару и назвать «Это хвост собаки – собачий хвост» «Это морда собаки – собачья морда» и т.д.

Приложение 5

Этюды

«Ежи»

Цели:  учить имитировать движения, характерные для ежа;  воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: аудиозапись различных по характеру мелодий.

Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых». Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.

Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

«Веселые обезьянки»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Дети - «обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.

«Дружные звери»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться.

«Мокрые котята»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения. Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».

«Заяц-барабанщик»

Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.

Ведущий – заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети – зайчата повторяют ритмический рисунок.

Приложение 6

Подвижные игры

«Кот и мыши»

Эту игру проводит взрослый ведущий. Из числа детей выбирается кот-водящий. Количество «домиков» соответствует количеству игроков-мышей. Перед началом игры кот-водящий отходит в сторону от площадки, но так, чтобы хорошо слышать голос ведущего, а мыши стоят в своих «домиках». Когда ведущий начинает читать стихи, кот следит за мышами, которые выходят из «домиков» и имитируют описываемые в стихах движения. Если ведущий крикнет «Мяу!», кот бежит ловить мышей, а мыши прячутся в «домиках». Ведущий может крикнуть, прервав чтение в любом месте.

Притаился кот на крыше,

Смотрит, как гуляют мыши.

Весело гуляют —

Цветочки собирают.

Весело гуляют —

Мячиком играют.

Весело гуляют —

Облака считают.

Тот, кого поймал кот, становится водящим.

«Хромая лиса»

Эту игру нужно проводить в большом помещении или на открытой площадке. Из группы детей (чем их больше, тем лучше) выбирают «хромую лису». Мелом чертится большой круг. Все дети, кроме лисы, становятся в него. По команде ведущего (взрослый человек) дети начинают бегать по внутреннему краю круга, а «хромая лиса» (ребенок скачет на одной ножке) должна коснуться рукой кого-нибудь из бегущих. Кто попался, тот становится «хромой лисой». Следите за тем, чтобы дети не нарушали правила: лиса должна прыгать на одной ножке, а остальные игроки не имеют права выходить за пределы круга.

«Собачка»

         Из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» — перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

«Белка на дереве»

Перед игрой дети определяют территорию, за пределы которой нельзя выходить. Потом выбираю  одного ловца. Остальные, которые убегают, могут прятаться в домике – месте, где их нельзя «осалить». В данном случае домиком считается что-то деревянное. Если беглец схватится за дерево, палочку, лавочку, бортик песочницы, то его нельзя «осалить». Ловцу запрещается подстерегать около домика, а беглец не должен сидеть в домике больше 30 секунд. Если ловец поймает кого-либо, то они меняются местами.

 «Где кто живет?»

Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 - 100 см диаметром; один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы" и "животные". Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах - зайцы, вторые - кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя "кукушки!" дети - "кукушки" из двух шеренг спешат в круг, которой является лесом; на сигнал "кошки" дети - "кошки" из двух шеренг спешат в круг, которой является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

«Хитрая лиса»

Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится "хитрой лисой". Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

«Мышеловка»
        Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Дети второй группы образуют 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова педагога: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово педагога: "Хлоп!" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными,  и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями. 

«Лохматый пёс»

В начале игры с помощью считалочки выбирается «пес». Если дети играют в первый раз, то роль «пса» берет на себя взрослый.

Затем необходимо выбрать место для «конуры». Там наш «пес» будет отдыхать. Хорошо для «конуры» подходит скамейка, но можно просто начертить круг мелом на асфальте. Также необходимо очертить черту мелом, где дети будут прятаться от «пса» и куда ему нельзя забегать.

После всех приготовлений пес садится или ложится в «конуру», закрывает глаза и делает вид, что спит.

Дети берутся за руки и цепочкой идут к псу, громко рассказывая такой стишок:

— Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет?

На последних словах стишка дети должны дотронуться рукой до спящего пса. После этого пес просыпается, начинает громко лаять и гонится за ребятами. Дети убегают и прячутся в свой домик.

Задача пса не поймать ребят, а скорее припугнуть. Образ пса — добродушный, но любящий покой, и не любящий, когда его будят, тормошат и не дают поспать. Перед началом игры, для лучшего создания образа, игрок в роли «пса» может несколько раз обойти вокруг своей «конуры», гавкнуть, сесть, и только потом улечься спать, закрыв глаза.

Игра отлично развивает воображение, помогает ребятам преодолевать боязнь и нерешительность.

«Медведь и пчёлы»

Количество играющих: 4 и более человек.

◈ Дети делятся на «медведей» и «пчел».

◈ Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях».

◈ По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом. В это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом.

◈ По сигналу «Медведи!» «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам и «жалят» не успевших убежать «медведей».

Приложение 7

Работа с родителями

Консультация «Влияние животных на полноценное

развитие личности ребенка»

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, т.е. воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность животных очень нравятся детям.

В 3-4 года ребенок активно познает окружающий мир. Психологи считают, что именно на данном этапе развития завершается формирование личности. Для ребенка уже можно завести первое домашнее животное, но ухаживать за ним придется пока взрослым. Животные, подходящие для детей данного возраста: аквариумные рыбки, птицы, морская свинка или кролик. Сначала нужно показать животное ребенку, рассказать о его повадках, характерных особенностях. Первое время ребенок будет просто наблюдать за тем, как взрослые ухаживают за живностью, затем постепенно следует привлекать его к уходу.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется порой в самых неожиданных формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается без хвоста. Поэтому следует всегда быть настороже и вовремя останавливать подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или птичка может заболеть.

Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Ухаживая и наблюдая за ежом, белкой, рыбками, за птичкой, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности; пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение; вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь. Показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Интеллектуальное развитие

- Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.

- Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.

- Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.

- Животные источник для различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Животные – источник нравственного воспитания

- Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе как раз больше всего не хватает положительных переживаний.

- В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.

- В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

Животные – источник эстетического воспитания и развития

Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят, стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в изодеятельности.

Источник трудового воспитания

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.

Источник физического развития

Животные - источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.

Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки. Конечно, у взрослых найдется куча отговорок, чтоб не заводить питомца: необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца. Родителей понять можно, а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте, сколько плюсов в этом, если у вас появиться домашние животное. Ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг - который предполагает ответственность. Общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени в основном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против - домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы.   И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша. Поговорите с ребенком честно, объясните ваши сомнения, ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам. Обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению. Тем самым вы уйдете от его капризов, потому что если скажите однозначное - «нет!», ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы. Конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.

Памятка «ЖИВОТНЫЕ У ВАС ДОМА»

Животные дома — это радость, проблема и ответственность. Решаясь завести животное, учтите следующее:

1.Животное может появиться в доме до рождения ребенка, одновременно с ним или тогда, когда ребенку больше шести лет. У кошки или собаки, которые старше ребенка, к моменту рождения малыша уже есть свое место в доме и сложились определенные отношения со взрослыми членами семьи. Эти отношения ребенок усваивает вместе с другими социальными нормами поведения. Животное же способно отнестись к нему как к детенышу, а в некоторых случаях - и постоять за себя. После шести лет ребенок может проявлять заботу о животном: кормить его и ухаживать за ним. Но самое главное - в этом возрасте у него уже сформировалось представление о живом и неживом и о том, что живое испытывает боль. Двух - трехлетний ребенок такого опыта не имеет. Появившееся дома животное вызывает у него точно такое же любопытство, как заводная машинка, пылесос или дедушкина электробритва. Детский познавательный интерес — «А что там внутри?» — можно приветствовать в отношении машинок из конструктора, но не в отношении черепахи, которую малыш пытается вытащить за голову из панциря, или в отношении котенка, который пищит, если его дергать за хвост. Живое существо нельзя ставить в один ряд с игрушкой.

2. Никогда не заводите животное только потому, что оно смешно дрыгает лапками, а на рынке вас убедили, что уход за ним самый что ни на есть элементарный: насыпал травки, налил водички, Те, кто продают животных, вряд ли одержимы гуманистическими идеями: они делают свой бизнес. Самое маленькое животное, с которым не нужно гулять" и "которое не пахнет", может оказаться необычайно требовательным в уходе. Люди, не имеющие опыта содержания подобных существ, обычно не справляются с поставленными задачами. Огромное количество тритонов, экзотических лягушек и ящериц погибает у таких «любителей природы» в течение нескольких дней мучительной смертью. Если это происходит на глазах у ребенка раз, другой, третий, психологические последствия трудно предсказать. Вполне возможно, что у него сформируется весьма странное отношение к смерти животных — как к чему-то допустимому. Это ли является целью заботливого родителя?

3. Смерть живого существа, особенно если ребенок к нему привязался и воспринимает его как "члена семьи", может обернуться настоящей трагедией для малыша. Помните, что срок жизни у таких животных, как хомячки и крысы, два с половиной — три года. Животное стареет на глазах, начинает болеть — это тяжелое зрелище. Не поленитесь полистать справочник по содержанию домашних питомцев, перед тем как отправиться в зоомагазин.

4. Часто в ответ на настойчивые просьбы ребенка завести собаку родители приобретают... черепаху. Черепаха - животное специфическое. Во-первых, она не пушистая и не теплая. А для ребенка «пушистость» - крайне важное качество будущего любимца; к пушистому хочется прижаться, оно вызывает нежные чувства. Во-вторых, реакции черепахи совершенно непонятны. Все легенды об их условных рефлексах и привязанностях лучше оставить артистам цирка или профессиональным биологам. В-третьих, черепахи как раз относятся к тем животным, за которыми подавляющее большинство городских обывателей ухаживать не умеет. Поэтому чаще всего черепахи «сбегают» и период дачного сезона, что означает неминуемую гибель животного осенью, или ведут довольно плачевный образ жизни в квартире, обламывая о паркет когти, страдая авитаминозом и забиваясь под батарею, чтобы хоть как-то дополучить тепла своему "хладнокровному" телу. Иными словами, медленно и мучительно умирают. Поэтому, если вам незнакомо слово «террариум», не заводите черепах!

5. Считается, что домашнее животное стимулирует у ребенка развитие потенциальных родительских чувств. Но никакой прямой прогрессивной зависимости между приобретением кролика в качестве тренировочного объекта родительской любви и будущим отношением мальчика и роли папы к своим детям нет. Скорее отношение к кролику является тестом, характеризующим возможный характер этих отношений. Вот на это стоит обратить внимание. Возможно, понаблюдав за тем, как ребенок обращается с вверенным ему животным, маме надо срочно бежать к психологу за консультацией. Общение с кроликом действительно может стать опытом взаимоотношений сильного и слабого, зависимого и имеющего власть — но опытом как положительным, так и отрицательным.

Консультация «ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ЛУЧШЕ…»

Как сделать, чтобы наши дети вырастали хорошими людьми? Может быть, не всем родителям известно, что близкие контакты с животными являются для ребенка, особенно единственного, прекрасным лекарством от одиночества. Это не только детская забава, но и орудие

воспитания. Такие контакты помогают формировать психику ребенка, развивают в нем  позитивные черты характера: уважение к более слабому, заботливость, понимание и, что очень важно, обязательность. Естественно, произойдет это только в том случае, если родители смогут привить детям правильное отношение к животным.

Кого же выбрать — собаку, кошку, попугайчика или рыбок — зависит не только от симпатий, жилищных и финансовых условий. Важны, прежде всего, воспитательные мотивы. Маленький ребенок, например, может с успехом ухаживать за морской свинкой, канарейкой, или попугаем. В дошкольном и школьном возрасте другом ребенка может стать собака.

Имея в доме животное, мы даем детям возможность сблизиться с природой, помогаем познать ее и полюбить. А дети, которые любят природу, любят животных, вырастают хорошими людьми.

Приложение 8

Мастер – класс «Чудо книжка для малыша и малышки»

В самый обычный день, когда после недавней уборки детской комнаты, вы в очередной раз обнаружите разбросанные под ногами развивающие карточки и пустую коробку из-под них, предлагаю рассмотреть  замечательную идею. Сделать чудо-книжку! Чтобы прослужила долго и была интересна и малышу, и дошкольнику. Первую задачу поможет решить выбор материала. Фанера в качестве основы книги или обложки будет надежно держать форму, а файлы защитят картинки от влаги, карандашных каракулей и разрывов неосторожными детскими ручонками. Вторую – компоновка карточек из разных наборов по группам или каким-то общим/ противоположным признакам (например, сходству по форме, цвету, принадлежности к какому-то классу предметов и т.д.). Благодаря веревочным креплениям карточки легко снимаются и при желании могут быть по-другому перегруппированы.

Для создания такой книжки вам потребуются:
Материалы

• Кусок фанеры
• Прозрачные файлы (формат А4)
• Наборы развивающих карточек для детей
• Лист плотного картона
• Шнурки/ веревка (105 см)

Инструменты

• Ножницы
• Линейка 
• Булавки
• Швейная машинка
• Нитки
• Иголка
• Шило

Полезная книжка для малыша и малышки

Изготовление чудо книжки для малыша и малышки:

1 – берем 2 карточки, складываем вместе картинками наружу (обратите внимание, чтобы при перевороте карточка, что находится снизу, была не вверх ногами), вставляем в файл (симметрично дырочкам на его корешке) и застрачиваем с трех сторон (предварительно закрепив их, чтобы не сдвинулись, с помощью булавок);
Полезная книжка для малыша и малышкиПолезная книжка для малыша и малышки


Если нет в продаже готовых наборов карточек для детей, то их легко можно сделать самим. На квадраты из плотного картона наклеить вырезанные из старых книг, журналов, газет картинки по теме или нарисовать их.

2 – вырезаем из сложенной вдвое ткани прямоугольник по размеру фанерки с припуском на шов (размер фанеры определяется размером карточек и количеством их групп);
3 – из листа картона делаем несколько небольших заготовок, в которых шилом прокалываем дырки симметрично дыркам на корешках файлов (для надежности крепления файлов к ткани);

Полезная книжка для малыша и малышки

Ткань желательно выбирать плотную, чтобы не сыпалась, и немного тянущуюся, чтобы легче надевалась на фанерку (хорошо подойдут старые джинсы).

4 – сшиваем прямоугольник ткани с двух сторон, выворачиваем, шилом делаем дырки симметрично дыркам на корешках файлов;
5 – продеваем через картонки шнурки, вставляем картонки вовнутрь мешочка и протягиваем шнурки через ткань наружу, затем вставляем фанерку;
    Полезная книжка для малыша и малышки   Полезная книжка для малыша и малышки   Полезная книжка для малыша и малышки


6 – оставшийся край зашиваем иголкой вручную. 

Полезная книжка для малыша и малышки

В итоге получается вот такая книжка для малыша и малышки с перекидными страничками.
                     Полезная книжка для малыша и малышки   Полезная книжка для малыша и малышки

Малышу понравится процесс листания, узнавания и называния знакомых предметов или животных, будет интересно находить сходства и различия, объединять картинки в пары, группировать по какому-то признаку. Попробуйте сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"

Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....

Экология Тема: «В мире животных» (Корова и коза – домашние животные).

Цель:Дать общее представление о домашних и диких животных, познакомить детей с особенностями коровы и козы.Задачи Обучающие: Формировать обобщенное представление о диких и домашних животных; рас...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"

Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....

НОД формирование целостной картины мира "В мире животных"

НОД формирование целостной картины мира "В мире животных"...

Конспект по окружающему миру во второй младшей группе викторина «В мире животных»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о диких и домашних животных....